Методическая разработка урока по истории
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Данилова Татьяна Алексеевна

Тема урока.  «Отношение классов, политических партий, правящих кругов к Первой мировой войне»

11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_istorii.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока.  «Отношение классов, политических партий,

                     правящих кругов к Первой мировой войне».

Цель урока.          Проанализировать влияние Первой мировой войны на

                                внутриполитическую ситуацию в России, на мнение

                                общественности относительно императорской власти.

Задачи урока.        Образовательная. 

                                 Выяснить позиции различных социальных групп,                                      

                                 относительно Первой мировой войны.

                           Развивающая.

- Развивать умение анализировать и систематизировать              полученные знания в ходе изучения темы.                          

- Развивать у учащихся навыки работы с текстом                          учебника, дополнительной литературой.

Воспитательная.

- Формировать у учащихся заинтересованное отношение к историческим событиям изучаемого периода.

- Формировать интерес учеников к истории, формировать собственную гражданскую позицию.

- Воспитывать толерантное отношение учащихся друг к другу.                                                                                                                                                  

  Тип урока.     Урок систематизации и обобщения изученного материала.

       

  Методы.  Репродуктивный, метод исторического погружения, метод                                                                  эвристической беседы.  

                                                                         

Форма организации работы в классе. Коллективно-распределительная           деятельность, групповая деятельность, индивидуальная деятельность.

Литература. 1. Верховский Д. В. Первая мировая война. М.: Наука, 1964.

2. Левандовский А.А., Щетинов Ю. А. Россия в 20 веке. М.:    Просвещение, 1999.                                                                

3. Португальский Р. М. и др. Первая мировая в     жизнеописаниях русских военачальников. М.: Элакос, 1994.

4. Росоргов И. И. Русский фронт Первой мировой войны. М.:     Наука, 1976.

5. Соколов Ю. В. Красная звезда или крест? М.: «Россия       молодая», 1994.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность  учеников

Теоретическое  обоснование

1.Орг. момент.

Обеспечить нормальную рабочую обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

2. Этап подготовки учащихся к активному                                                                                    усвоению знаний.

Организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся.

3. Этап обобщения и систематизации изученного.

Проверить качество и прочность знаний учащихся по данной теме. В процессе обобщения  определить уровень осмысления изученного материала и глубину его понимания.

Формировать у учеников знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям.

4. Этап информации о домашнем задании.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Подвести итоги.

Ребята, здравствуйте. Рада видеть вас на уроке. Ваши рабочие места в порядке.  Давайте отметим отсутствующих и приступим к работе.

Ребята, наш урок мне хотелось бы начать словами из стихотворения А. Блока «Два века»:

Двадцатый век…

И черная, земная кровь,

Сулит нам, раздувая вены

Все  разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

Александр Блок был современником тех бурных событий н. 20 века. Это стихотворение было написано в 1913 году, за год до начала  Первой мировой войны. А в 1916 году современник писал: « Осенью 1916 года в России царила смутная тревога. Главной, может быть, решающей чертой положения была усталость от войны, стихийно разливавшаяся в широких массах. Страх перед голодом, скорбь об огромных потерях, безнадежное ощущение «войне не видно конца» - все это создавало у людей… растущее раздражение против власти, которая эту войну вела».

Да. Война всегда становится серьезным испытанием для общественной нравственности и социального порядка.

- Что принесла с собой война? Почему в 1916 году растет недовольство войной в народе? Всегда ли это было?

- Пока вы отвечаете,

 у доски нужно выполнить задание. В таблице записать партийный состав 3 Государственной думы и 4 Государственной думы, сравнить и сделать вывод.

 - Кратко охарактеризуйте отношение к войне солдат.

                                                                                         

                                                               

-Охарактеризуйте отношение рабочих к Первой мировой войне.

 

- Как относились к войне крестьяне?

 

- Сделайте общий вывод о настроении народа к 1916 году, отношение к войне.

- А какова была позиция правящих кругов, политических партий к войне? Было ли единство среди них?

-Сегодня на уроке мы попытаемся решить данную проблему.

Запишем тему: « Отношение классов политических партий, правящих кругов к Первой мировой войне».

-Для решения данной проблемы давайте перенесемся в этот нелегкий 1916 год, представим, что мы представители разных политических сил( либералы, консерваторы, социал-демократы, трудовики).

-Мы на заседании 5 сессии 4 Государственной думы в ноябре 1916года.

-Вспомним еще раз ее состав и сравним с составом  3 Государственной думы.

- Вам дано было задание разделиться по политическим партиям и подготовить свою речь, характеризующую отношение к войне, проследить как оно менялось с 1914-1916гг., подготовить свои вопросы к другой политической партии.

- Господа начинаем наше заседание!

- Слово представителю Правительства.

 

- Какие будут вопросы у депутатов к представителю Правительства?

- Слово предоставляется либералам.

 

- Вы за прекращение войны или за ее продолжение?

- Ваша позиция ясна.

- Какие вопросы к либералам?

- Вопросы от Правительства.

- Слово предоставляется социал-демократам.

 

- Какие вопросы к социал-демократам?

Итак, мы выслушали всех представителей политических партий. Правительство должно искать выход из создавшегося положения. В такой нелегкой ситуации, каково ваше решение?

- Заканчиваем все наши прения и возвращаемся в наше время.

- Какой вопрос стоял в центре обсуждения в 4 Государственной думе?

- Какой вывод о внутриполитической ситуации в 1916 году в России можно сделать?

- Назовите признаки революционной ситуации.

Да. Война всегда приводит к социальному взрыву.

В течение урока вы заполняли таблицу: «Отношение классов, политических партий и правящих кругов к Первой мировой войне».

- Сейчас вы ее заканчиваете и отвечаете на вопросы:

- Чью позицию вы поддерживаете?

- Чью позицию можно назвать более разумной?

1. Подведение

итогов урока: рефлексия - как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно и активно.

 2. Инструктаж по выполнению домашнего задания 

Домашнее задание:

параграф 24; в тетрадь записать доказательства, свидетельствующие о складывании революционной ситуации. Выяснить, как она разрешилась.

Ребята садятся и сообщают  сведения  об отсутствующих.

Учащиеся слушают учителя. Готовы к активной учебно- познавательной деятельности.

Ученик работает с таблицей у доски.

Ученик характеризует отношение солдат к войне, (примерный ответ).

В первые дни войны на мобилизационные пункты явилось 96% подлежащих призыву. Армия была по преимуществу крестьянской. На фронт было отправлено 12,8 млн. человек. Политические настроения в первые годы войны вполне укладывались в формулу: «За Веру, Царя, Отечество». Но позже вызвала чувство озлобления, ненависти к тем, кто послал солдата на эту бойню. Вот, например, строчки из письма: « Знаешь, как на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная, что свинья есть не будет. Прямо так и с голоду можно умереть…

Дорогая мамаша, лучше бы ты меня на свет не родила, лучше бы маленьким  в воде утопила, так я сейчас мучаюсь».  

2 ученик отвечает на поставленный вопрос.

Рабочие были недовольны войной, т. к. рабочий день удлинен обязательными сверхурочными часами для выполнения военных заказов, сократилось число дней отдыха, широко использовался женский и детский труд. Также было повышение цен на продукты первой необходимости на 25%, на все остальные на 11%. К весне 1915 года цены на хлеб повысились на 59%, на промышленные товары- 35%. В 1915-1916гг. Россия вышла на первое место в мире по числу забастовок. Главный лозунг: « Долой войну!».

     

3 ученик характеризует позицию крестьян.

К 1916 году крестьяне были недовольны войной. Они противились мобилизации, изъятию скота, фуража, продовольствия. Открылось сильное движение против землеустроительных работ ( выделы из общины). Нехватка товаров сельскохозяйственного обихода, рост цен, дороговизна вызывала возмущение крестьян. Начинаются массовые выступления: вт.п.

 1914года- 294; п.п.1915года-177.

Делают вывод о напряженной ситуации в России в 1916 году.

   

Записывают тему урока.

   

 

Учащийся у доски характеризует состав 4 Государственной думы и сравнивает ее с 3 Государственной думой. Делает вывод.

Ученики разделились по партиям:

- либералы (октябристы, кадеты);

- консерваторы (черносотенцы);

- социал- демократы;

- трудовики;

- представители Правительства.

Ученик произносит речь от имени Правительства.

( заранее подготовленную).

Мы помним 2 августа 1914 года, когда в Зимнем дворце по случаю начала войны наш император Николай 2 зачитал Манифест об объявлении военных действий и призвал всех воевать с врагом.

Мы призываем и сейчас в 1916г. вести военные действия на фронте. Именно сейчас, в очень трудный год, Император возложил на себя обязанности Верховного главнокомандующего.

Неудачи в 1915 году временные. Если мы объединим все наши усилия, то сможем одержать победу над врагом. Сейчас мы видим успехи на Юго-Западном фронте, где Брусиловская армия прорвала фронт и одержала ряд побед.

Мы против окончания войны. Россия связана союзническими обязательствами с Францией и Англией, поэтому войну продолжать необходимо. Это общее наше дело бороться «За веру, Царя, Отечество».

Мы также надеемся на дальнейшую экономическую помощь буржуазии в ходе военных кампаний.

Вопрос от либералов.

- Как мы можем сейчас доверять Правительству и Императору, если в Кабинете министров происходит постоянная смена ее членов? Сменилось уже 3 Председателя Совета министров: Горемыкин, Штюрмер, Трепов; 6 министров внутренних дел. Что это за «министерская чехарда»?

Вопрос от трудовиков.

- О каких военных успехах может идти речь, если на фронте начинается дезертирство, солдаты недовольны войной. Ради чего мы воюем?  

Представители Правительства отвечают на вопросы.

Ученик высказывается от имени либералов.

Мы представляем партию конституционных демократов. В 1914 году мы полностью поддерживали Правительство и призывали забыть все внутренние споры, все наши разногласия. Мы считали, что война должна привести к укреплению стратегической позиции России, усилению ее стратегического и политического могущества.

Нас не могут обвинить в том, что мы не помогаем экономически. Были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта:

-Металлургический комитет;

- Комитет по суконной промышленности;

- Центросахар;

- Всероссийский земский союз помощи больным и раненым;

- Всероссийский союз городов и др.

В Государственной думе мы создали 4 особых совещания: по обороне, топливу, продовольствию.

Члены нашей партии, не смотря на освобождение от мобилизации, уходили на фронт.

Но поражения нашей армии в 1915 году привели нас к разочарованию в возможностях и способностях нашего Правительства.

Вы нас сейчас призываете к согласию, а когда мы потребовали создать правительство «Народного доверия», император Государственную думу распустил 3 сентября 1915г.

Сегодня 1916 год и мы повторяем слова нашего лидера Милюкова П. Н.:

« Мы потеряли веру в то, что эта власть может привести нас к победе. С этим Правительством мы будем бороться всеми законными средствами до тех пор, пока оно не уйдет».

 - Мы не против войны, но мы против Правительства.

- Вопрос от правых.

Мы не будем задавать вопросов, мы только скажем, что также осуждаем «министерскую чехарду» и не понимаем, чем это вызвано.

Сейчас мы поддерживаем кадетов и считаем, как когда-то говорил Столыпин П. А.:» …преждевременная, легкомысленно затеянная война, особенно, если ее цели будут непонятны народу, станет роковой для России и для династии».

- Вы думаете, что работа

«Правительства народного доверия» изменила бы ситуацию в стране?

 

Ответы учащихся.

- Наша позиция четкая и ясная. Еще в 1914 году, 26 июля на заседании Государственной думы мы выступили против войны, так как она носит несправедливый, империалистический характер и призывали превратить ее в гражданскую против Правительства. Но тогда нас не поддержали не в Думе, не в народе.

Сейчас мы также выступаем против войны, за поражение своего Правительства и превращение империалистической  войны в войну гражданскую.

Сейчас нас поддержат более, чем вы думаете.

Вопрос от представителей Правительства.

- Не кажется ли вам, что заключение мира поставит Россию на грань катастрофы, т. к. она предаст интересы своих союзников, а также окажутся,  бесполезны многочисленные жертвы, материальные средства?

Ответы учащихся.

Представитель от Правительства.

Мы не пойдем на поводу Государственной думы. Никакого завершения войны, никакого права формировать Кабинет министров «из лиц, пользующихся общественным доверием» мы дать не можем и не хотим. Против воли Императора идти не возможно и не нужно.

Ответы учащихся.

В стране в 1916 году острый политический кризис, подготовивший  революционную ситуацию.

Учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Создание атмосферы доверия, доброжелательного настроя на работу.

Взаимодействие учеников и учителя на вербальном и невербальном уровне.

Обеспечение мотивации учения школьников и включение их в совместную деятельность.

Вызывается интерес к уроку, активизируется творческий потенциал учащихся.

Вступительное слово учителя способствует включению учащихся в процесс обучения, формируется целенаправленность учения.

На основе эмоционального подъема активизируется познавательная деятельность учащихся.

Учет возрастных особенностей.

Проверяются знания учеников.

Развивается устная монологическая речь.

Постановка проблемы, связанной с изучаемой темой.

Учащиеся осознают возникшую проблему.

Происходит постановка цели решения проблемы.

Обобщение знаний учащихся о составе и особенностях работы государственных органов в России.

Формирование учебного задания в виде, обеспечивающего возможность личностного решения образовательной ситуации каждым учеником.

Организация дискуссии.

В ходе дискуссии происходит самозарождение и укрепление самостоятельного мнения учащихся.

Оппонентами дискуссии является не учитель, а ученики.

В ходе дискуссии проверяются и обобщаются знания, полученные на предыдущих уроках.

Опираясь на полученные знания, учащиеся делают вывод

Метод погружения в историческую эпоху активизирует познавательную деятельность, формирует интерес к истории.

Развитие умения анализировать и систематизировать полученные знания в ходе изучения темы.

Проверка знаний учеников известных исторических личностей, их деятельности.

Развитие умения  учащихся применять знания в нестандартных ситуациях.

Развитие творческих способностей учащихся.

Метод исторического погружения в эпоху и прием театрализации позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и проверить знание общественной жизни, в изучаемых государствах.

Развитие умения применять знания в заранее заданной ситуации

Метод логической обработки информации дает возможность ученикам развивать логику мыслительной деятельности, развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие умения общаться друг с другом.

Индивидуальная рефлексия позволяет проверить знания учащихся, а также обобщить их.

Создание доброжелательной атмосферы. Воспитание толерантного отношения друг к другу.

Выясняется результативность урока.

Вырабатывается сознательное ответственное отношение к учебной деятельности. Создание ситуации успеха для учеников. Развитие творческих способностей учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"

Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»

Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории по теме "Бунташный век" с использованием мультимедиа...

Методическая разработка урока по истории

Урок истории "Венценосная семья Романовых. Последний акт трагедии". На уроке  учитель раскрывает перед учащимися полно и объективно картину дней царствования последнего русского императора, выясн...

Методическая разработка урока по истории древнего мира

Цель урока: познакомить учащихся с природой занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии, продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия...

Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты

Комбинированный урок истории в 5 классе.С применением формы  взаимного обучения.Имеет  целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.Выполняются такие задачи...