Урок истории по теме «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.» 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Шембелиди Елена Григорьевна

Тип урока: изучение нового материала.

 

Формы и методы:

 

Методы: наглядный, частично-поисковый.

 

Методы контроля: устный, письменный.

 

Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками.

 

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

 

Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян в VIII – IХ  вв.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  истории        «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VIII – IХ ВВ.»          10 класс

                                                     Шембелиди Елена Григорьевна – учитель истории

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы:

Методы: наглядный, частично-поисковый.

Методы контроля: устный, письменный.

Приёмы: работа с учебником и дополнительными источниками.

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян в VIII – IХ  вв.

Задачи урока:

 образовательные задачи:

- выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства;

- охарактеризовать хозяйственную  жизни  славян;

- изучить  общественный  строй  восточных славян;

- рассмотреть особенности славянской религии.

  развивающие задачи:

- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа

-развивать умение работать в группах.

   воспитательные задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

воспитание коллективизма, товарищества.

План урока:

I.  Повесть временных лет

II.  Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.

III. Славяне и их соседи

IV. Хозяйство восточных славян.

V.  Путь « Из варяг в греки »

VI.  Предпосылки к образованию государства

VII.  Общественный строй восточных славян

VIII.  Религия восточных славян

IХ.   Рефлексия

Ход урока:

Мотивация – просмотр видеофрагмента ( слайд 6)

Социологические опросы показывают резкое возрастание интереса россиян к древнерусской истории.  С чем это связано? Что заставляет нас искать ответ на вопрос летописца: «Откуда есть пошла Русская земля?»

( Учащиеся высказывают свои предположения.)

 Обобщив ответы  обучающихся, преподаватель отмечает, что в истории Древней Руси мы находим объяснение многих современных традиций и стереотипов, в ней единые корни восточнославянских народов. О Киевской Руси повествует множество источников, но остается проблема их научного истолкования и вопросов намного больше, чем ответов. На ключевые вопросы мы попытаемся ответить на уроке.

Давайте вместе сформулируем задачи урока

( учащиеся высказывают свои предположения)

I. Повесть временных лет

 Нестор- самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря . На рубеже XI-XII вв. написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках.  Первыми словами летописи Нестора было: Откуда есть пошла Русская земля…

Нестор удивительно точно определил истоки восточного славянства. Он поместил славян на Дунае, посчитав эту территорию прародиной славян. Особенно подробно рассказывает Нестор о восточнославянских племенах накануне их объединения в единое государство. (слайд 4-5)

II. Восточнославянские племена в VIII-IХ вв.

 В VIII в. образовалось около 15 племён восточных славян. (слайд 7-9)

Заполнение учащимися таблицы «Расселение восточнославянских племён в VIII-IХ вв. »

Название племени

                                 Территория расселения

III. Славяне и их соседи

Между славянами и окрестными племенами случались столкновения, но в основном отношения были мирными и добрососедскими.

На рубеже VII – IХ вв. поляне освободились от власти хазар и перестали выплачивать им дань. С мечом в руках поляне отстояли независимость своих земель.

Племена радимичей , северян и вятичей ещё оставались в зависимости от Хазарии.

    Нестор красочно описывает освобождение полян от хазарской неволи. Когда хазары в очередной раз потребовали у славян дань от дыма, т.е. от каждого дома, то в ответ получили меч. Хазарские вожди сказали своему кагану: Не добра дань та, княже: мы доискались её оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи: станут они когда-нибудь собирать дань и с нас, и с иных земель.

    Хазары отступились. За этой легендой стоит суровая реальность – упорная борьба полян за независимость своих земель.

Южными соседями славян были – греки и Византия. ( слайд 10-11 )

IV.  Хозяйство восточных славян.

Стр. 28-29 – работа с учебником

Вопросы:

-  перечислите основные  виды занятий восточных славян

- назовите предметы хозяйственной деятельности восточных славян

Плодородные почвы и климат способствуют развитию земледелия. А также скотоводства, охоты, рыболовства и пчеловодства.

Идёт ранняя специализация ремёсел: древоделие, гончарное и кожевенное дело.

Залежи железа благоприятствуют развитию кузнечного дела.

Из-за нахождения Киева на торговом пути «из варяг в греки», развивается торговля.

Основными предметы хозяйственной деятельности восточных славян были:
рало, борона, борть, жернова. (слайд 13)

ФИЗМИНУТКА

V.  ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

       - это название водного торгового пути Киевской Руси, связавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. (Балтийское м. — Нева — Ладожское оз. — Волхов — оз. Ильмень — Ловать — Днепр — Черное м.). Он сыграл важную роль в становлении древнерусской государственности, в частности — в формировании раннегородс-ких центров (Ладога, Новгород, Смоленск, Киев).      ( слайд 19)

VI.   Предпосылки к образованию государства

VII.  Общественный строй восточных славян

VIII.  Религия восточных славян

Мы живем в государстве Россия. Это привычное и родное нам название. Я думаю, что каждый из Вас задумывался над тем, а откуда появилось это название, когда и как сформировалось государство. Оказывается этими вопросами ученые - историки занимаются уже давно. Одни считают, что государство восточным славянам принесли варяги, и связывают это с началом правления варяжского князя Рюрика в IXв. , который был основателем династии Рюриковичей и термин «русь» скандинавского происхождения. Варяг еще называют норманнами, поэтому сторонников этой позиции называют норманнистами, а теорию норманнская. К ним относились немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что сами славяне не могли создать свое государство. А вот выдающийся ученый М. Ломоносов был антиннорманистом и доказывал, что к IXв. до появления варяг у восточных славян были все условия для создания государства и происхождение слова «Русь» связывал с названием реки Рось и племенем сарматов, которых называли «россоланами».

 Из истории создания государств у других народов мы знаем, что прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определенные этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют предпосылки.

Работа в группах.

1-я группа

Стр. 29-31 , выписать предпосылки образования  государства.

2-я группа

Стр. 31-32, охарактеризовать общественный строй восточных славян

3-я группа

Стр. 34-35, охарактеризовать религию восточных славян

Выступления по одному представителю от групп

Предпосылки к образованию государства ( слайд 15)

политические: (наличие союзов славянских племен, усиление роли военной знати - князь, дружина, появление системы правления);

экономические: (развитие производительных сил у восточнославянских племен, развитие торговли, в т.ч. международной; возникновение городов);

социальные: (возникновение имущественного неравенства, переход к соседской общине; усложнение социальной структуры общества);

внешнеполитические: (постоянное военное давление соседей - кочевники, варяги; угроза нападения внешних врагов).

Общественный строй восточных славян (слайд 16-18)

К концу 9 в. сложилась четкая иерархия  общества:

На его вершине – князь, в чьих руках сосредоточилось все управление.  Он опирался на преданных ему воинов- дружинников. Рядом с князем выделялся воевода –предводитель племенного войска. Личная охрана князя – отроки (младшие дружинники).

Обособилась и племенная знать – главы родов, больших и сильных патриархальных семей

Они были помощниками и советниками князя ( из их числа формировались будущие бояре).

  • Основную часть племени составляли свободные люди – смерды
  • Наиболее зажиточные  назывались мужами
  • Вои – снаряжали себя для военных предприятий
  • Челядь – женщины, дети, подчинявшиеся мужам
  • В семьях появились слуги:

                                - Сироты

                                - Холопы

                                - Убогие

                                -  Скудные

                                - Нищие

Религия восточных славян ( слайд 20-21)

  • Религией славян было – язычество, многобожие.

  • Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род) . Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог - бог ветров.

  • Славянские идолы — каменные и деревянные изваяния, что передавали образ славянских богов были непременным атрибутом жреческих религиозных обрядов Древней Руси. Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.

IХ.   Рефлексия

1.В каком веке была написана летопись «Повесть временных лет»?

       а) в 10 в.         в) в 12 в.

       б) в 11 в.         г) в 13 в.

2. Назовите самый мощный племенной союз восточных славян, центром которого стал город Киев?

         а) словене

         б) поляне

         в) древляне

         г) северяне

3. Предводитель племенного войска у восточных славян 

         а) князь

         б) воевода

         в) отрок

         г) смерд

4. Бог Вселенной у восточных славян

         а) Сварог

         б) Перун

         в) Хорс

         г) Стрибог

Х. Домашнее задание.

& 2, вопросы 1,2, 4, 8,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Кроссворд по истории России 6 класса по теме "Восточные славяне"

Кроссворд  может быть использован  как дополнительный материал, как итоговый контроль на уроке, как  дополнительное  индивидуальное  домашнее задание...

Конспект урока истории Отечества для 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов".

Конспект урока истории Отечества для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов"....

Урок по истории в 6 классе по теме:"Восточные славяне в VI-VIII в.в."

Рассматриваются вопросы по занятиям восточных славян. религии. используются дополнительные исторические источники....

Восточные славяне в VIII-IX вв. (проверка домашнего задания)

Восточные славяне в XIII-IX вв. (проверка домашнего задания)...

"Восточные славяне VI - VIII в.в."

Разработка урока содержит интересный материал о жизни, быте, верованиях, соседях восточных славян. Разработка подкреплена схемами, таблицей, наглядным материалом...