Компетентностно - ориентированные задания по истории Древнего мира для диагностики уровня сформированности УУД на основе исторических документов (5 класс).
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Ситникова Любовь Павловна

Предлагаю вашему вниманию компетентностно - ориентированные задания  по истории Древнего мира  для  промежуточной диагностики  уровня сформированности УУД  на основе исторических документов (А.А.Вигасин,  Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, учебник «История Древнего мира», Москва,»Просвещеие»,2015 год)  Опираясь на них, можно составлять по аналогии задания на диагностику других аспектов УДД. Эти задания можно использовать как самостоятельные карточки для индивидуальной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_po_istorii_drevnego_mira.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно - ориентированные задания  по истории Древнего мира  для диагностики  уровня сформированности УУД  на основе исторических документов (5 класс).

Ситникова Л.П., учитель истории и обществознания

 высшей квалификационной категории

« Важнейшим условием реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы является систематический анализ результатов образования на каждом завершенном временном этапе (четверть, полугодие, год) позволяющий проследить динамику уровня сформированности у учащихся той или иной компетенции, и одновременно оценить эффективность внедряемых инноваций в учебный процесс по формированию компетенций у учащихся. В этой связи важной частью работы по формированию ключевых компетенций у учащихся является диагностика уровня их сформированности. Для отслеживания изменений уровня сформированности компетенций учащихся разрабатывается  мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы. Целью мониторинга является выявление уровня сформированности ключевых компетенций учащихся и отслеживания динамики»[1].  «Методы мониторинга сформированности компетенций:  наблюдение,  выполнение компетентностно-ориентированных заданий, выполнение компетентностно-ориентированных тестовых заданий; портфолио; контрольные работы»[2] Предлагаю вашему вниманию компетентностно - ориентированные задания  по истории Древнего мира  для  промежуточной диагностики  уровня сформированности УУД  на основе исторических документов (А.А.Вигасин,  Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, учебник «История Древнего мира», Москва,»Просвещеие»,2015 год)  Опираясь на них, можно составлять по аналогии задания на диагностику других аспектов УДД. Эти задания можно использовать как самостоятельные карточки для индивидуальной работы.

Пример задания №1.

Инструкция. Внимательно прочитайте документ. Аккуратно, простым карандашом пронумеруйте в нем все предложения. Их  всего 9.  Заданий к документу - 5.  Ответом  на задание  будет номер (а) предложения (й).

 Документ (стр. 210). Из истории древних библиотек (текст).

1.Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии.2. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог ( около 500 кг серебра). 3.Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их …нет, не писцам для переписки, а на вечное хранение в Александрийскую библиотеку.

4.Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя  драгоценные рукописи.5. Наряду с библиотекой в Александрии становилась все более известной библиотека в городе Пергаме. (Малая Азия). 6. Царь Египта, завидовавший ее растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. 7.Тогда во втором веке до н.э. в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма.8. Этот писчий материал  впоследствии  получил название пергамент. 9. Он получил распространение в разных странах и со временем заменил папирус.

 Укажите  номер (а) предложения(й) в которых:

  1. указана  причина  запрета  египетского царя на вывоз папируса в Пергам.
  2.  указаны последствия запрета  египетского царя на вывоз папируса в Пергам
  3.  указано на причину обращения  царя Птолемея к афинянам.
  4. указано на условия получения египтянами рукописей афинских писателей.
  5. указаны последствия для  царя Птолемея ради обладания рукописями афинских писателей

Инструмент проверки:  За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:

Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

6

Осмысленное чтение, анализ, причина

№2

7,8,9

Осмысленное чтение, анализ, последствия

№3

1

Осмысленное чтение, анализ

№4

2

Осмысленное чтение, анализ.

№5

4

Осмысленное чтение, анализ последствия

 Шкала оценок: 7 баллов-«5»; 5-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня  овладения компетенциями: 7- баллов - высокий уровень, 5-6 баллов  продвинутый уровень,  4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.

Пример задания №2.

Инструкция. Внимательно прочитайте документ. Аккуратно, простым карандашом пронумеруйте в нем все предложения. Их  всего 10.  Заданий к документу - 7.  Ответом  на задание  будет номер (а) предложения (й).

Документ (стр 266). Нерон и Сенека ( текст).

1.Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. 2.Он утверждал, что «в душе раба заложены те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным человеческим существам».3. Сенека учил, что люди должны быть милосердны, проявлять стойкость во всех бедствиях. 4.Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но уроки ученого не пошли императору впрок. 5.Почувствовав вкус неограниченной власти над людьми, Нерон перестал считаться со своим учителем. 6.Сенека не появлялся более во дворце и вернул императору полученные от него когда-то подарки. 7.Нерон обвинил Сенеку в участии в заговоре на свою жизнь и приказал ученому покончить с собой. 8.Сенека спокойно попрощался с близкими друзьями и друзьями ,призывая не проливать о нем слез.9. « Кто не знает кровожадности Нерона,- воскликнул он,- после стольких убийств ему только и остается умертвить воспитателя и наставника!» 10.Сенека выполнил приказ Нерона, вскрыв себе вены.

Укажите  номер (а) предложения(й) в которых:

1.указаны взгляды Нерона на природу раба

2.  отражены поучения Сенеки людям

3.  поучения Сенеки подтверждены его личными  действиями

4.отражена причина произошедших с  Нероном изменений, по мнению Сенеки

5.указана причина расправы с Сенекой

6.указан способ ухода Сенеки из жизни

7.указаны последствия гнева Нерона на Сенеку

Инструмент проверки:  За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:

Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

2

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№2

3

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№3

8

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№4

5

Осмысленное чтение, анализ, причина

№5

7

Осмысленное чтение, анализ последствия.

№6

10

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№ 7

6,10

Осмысленное чтение, анализ последствия.

 Шкала оценок:8 баллов-«5»; 7-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня  овладения компетенциями: 8- баллов - высокий уровень, 7-6 баллов  продвинутый уровень,  5-4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.

Пример №3 

 Документ (стр. 273). Из письма управляющего провинцией  Плиния Младшего императору Трояну.   Из ответного письма императора Трояна Плинию.

Инструкция Внимательно прочитай документы. Аккуратно, простым карандашом пронумеруй все предложения. Их  всего 7.   На  основе прочтения и анализа прочитанного выполни   4 задания к документу.  Ответом  на задание  будет номер (а) предложения (й).

Укажите  номер (а) предложения(й) в которых отражены:

  1. повод  для преследования, расправы  над  христианами
  2.  способы воздействия на христиан
  3.  требования к анонимному (безымянному) доносу
  4. условия сохранения жизни для подозреваемых в христианстве
  5. Инструмент проверки:  За каждый правильный ответ-1 балл. Модельный ответ:

Номер задания

Правильный ответ

Диагностируемый аспект УДД

№1

4,5

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№2

1,2

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№3

7

Осмысленное чтение, анализ, вывод

№4

2,5,6

Осмысленное чтение, анализ, вывод

Шкала оценок: 7 баллов-«5»; 5-6-баллов «4»; 4-балла-«3»; 3-0 «2»

Шкала уровня  овладения компетенциями: 7- баллов - высокий уровень, 5-6 баллов  продвинутый уровень,  4 баллов- базовый уровень; 0-3 балла низкий уровень.


[1] А.В. Пашкевич, к.п.н.  методист МОБУ «СОШ №1» пгт. Пойковский, Нефтеюганский район. Статья.

Мониторинг уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы второй ступени обучения

[2] ПОЛОЖЕНИЕ О мониторинге уровня сформированности ключевых компетенций учащихся школы второй ступени обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Проверочная работа по истории Древнего мира по теме "Западная Азия в древности" (5 класс)

Данная контрольная работа по теме "Западная Азия в древности" предназначена для учащихся 5-х классов...

Тест по истории Древнего мира к разделу "Первобытное общество" для учащихся 5 класса

В настоящее время тестирование по предметам получило широкое распространение как форма контроля знаний учащихся. Как отдельные задания тесты можно применять в школьных олимпиадах, во внеклассных мероп...

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Аутентичный текст "Netflix" с набором компетентностно-ориентированных заданий. Unit 5 "TV or not TV", УМК Millennium English, 11 класс

Аутентичный текст с дотекстовыми, текстовыми и послетекстовыми заданиями....

История древнего мира. Задания для работы с исторической картой.

Задания для развития предметных учебных действий: работа с исторической картой, анализ и обобщение её данных...

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс

рабочая программа специального курса "Методика работы с историческим документом", 10 класс, 68 часов...