Проект историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край"
проект по истории по теме

Андреева Людмила Николаевна

На протяжении 4 лет провожу систематическую работу над созданием историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край". Выпуск журнала - проектная деятельность.

Цели проекта:

1.  Расширять знания об историко-литературном наследии Донского края, о творческом потенциале подрастающего поколения; 

2. Отражать связь между творчеством земляков и историей нашего края; изучить героические страницы жизни донских казаков;

3.  Расширять грани изучения истории и литературы родного края;

4. Увеличивать степень гражданственности, патриотизма, уважения к традициям донского казачества;

5. Вести поисково-исследовательскую работу, направленную на реставрацию событий, историчных для нашего края (восстановление исторической памяти);

6. Выявлять творческие способности обучающихся;

7. Прививать широкий интерес к историко-литературному прошлому донской земли и к её настоящему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Азова

Проект

историко-литературный журнал

"Мой край донской - казачий край"

Руководитель: учитель истории

Андреева Людмила Николаевна

                         

г. Азов, 2015 г.

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».

                                             Д. С. Лихачев. 

Именно любовь к родному краю и побудила нас к созданию школьного историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край".  Мы  уважаем прошлое нашей донской земли, чтим и помним её героев. Мы считаем себя патриотами, будучи уверенными, что патриотизм в широком смысле слова рождается там, где отчий дом, где - друзья и любимая школа... Патриотизм - это не просто любовь, а жертвенная любовь к Отчизне, воспринимаемой в детстве малой родиной, а потом - разрастающейся до необыкновенных просторов  Великой России.

Мы надеемся, что пример создания нами школьно журнала будет воспринят обучающимися других образовательных учреждений, а поэтому распространяем его так, насколько это позволяют делать современные СМИ:

- статьи о встречах с интересными людьми в рамках презентаций журнала выходят в местных газетах;

- фоторепортажи с краткими обзорами отражаются на сайтах "Союз писателей", "Ковдория - маленькая страна мечты";

- электронные версии журнала - на школьном сайте.

Кроме того, презентация каждого нового номера журнала необычна, особенна, поскольку этому способствует наше сотрудничество с самыми разными  учреждениями: Домом детского творчества г. Азова, Городским дворцом культуры, библиотеками Крупской и Чехова, Публичной библиотекой г. Ростова-на-Дону, Центральной библиотекой г. Новочеркасска  и т.п.

Чтобы осуществлять работу по выпуску журнала своевременно, оперативно, организован редакционный коллектив обучающихся.

В 2015-2016 году мы работаем в следующем составе:

1. Черненко Анна (7 "Б" класс),

2. Кузьмина Анна (7 "Б" класс),

3. Суслова Валерия (7 "Б" класс),

4. Павловская Анастасия (7 "Б" класс),

5. Богославский Александр (6 "Б" класс),

6. Дурманова Дарья (7 "В" класс),

7. Барскова Полина (7 "Г" класс),

8. Лаврик Мария (7 "А" класс),

9. Арабенко Жанна (7 "Г" класс),

10. Новикова Екатерина (8 "А" класс),

11. Швец Никита (8"А" класс),

12. Ивах Мария (8 "А" класс),

13. Кумшатская Елизавета (7 "Г" класс),

14. Орешкина Юлия (10 "Б" класс),

15. Максиметная Татьяна (10 "Б" класс),

16. Пшеничная Алина (10 "А" класс),

17. Гуровская Алёна (10 "Б" класс),

18. Лавриченко Анастасия (11 "В" класс),

19. Ковтун Валерия (11 "В" класс),

20. Ляшова Кристина (11 "Б" класс),

21. Санько Алина (11 "В" класс),

22. Недоруб Вероника (11 "В" класс).

Руководителем нашей творческо-поисковой деятельностью является учитель истории и обществознания первой квалификационной категории, член Союза писателей России  Андреева Людмила Николаевна.

Наш коллектив динамичен. По сравнению с 2013-2014 учебным  годом он расширился на 5 человек.

Цели нашего проекта:

1.  Расширять знания об историко-литературном наследии Донского края, о творческом потенциале подрастающего поколения;  

2. Отражать связь между творчеством земляков и историей нашего края; изучить героические страницы жизни донских казаков;

3.  Расширять грани изучения истории и литературы родного края;

4. Увеличивать степень гражданственности, патриотизма, уважения к традициям донского казачества;

5. Вести поисково-исследовательскую работу, направленную на реставрацию событий, историчных для нашего края (восстановление исторической памяти);

6. Выявлять творческие способности обучающихся;

7. Прививать широкий интерес к историко-литературному прошлому донской земли и к её настоящему.

        Тематика номеров журнала на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Месяц выпуска

Прогнозируемая

характеристика номера

1

Сентябрь

Выпуск отчётного сборника работ обучающихся МБОУ СОШ №1 - участников II школьного фестиваля "Я славлю Родину мою" (Поэзия)

2

Октябрь

Страницы истории: дневники ветеранов ВОВ.

Поэзия С.А. Есенина (к 120-летию со дня рождения поэта)

Проба пера.

Исторический кроссворд

3

Ноябрь

Страницы истории: "Красные" против "белых". В поиске истины...

Ко дню рождения поэта: стихи Ю.П. Ремесника

Проба пера.

Исторический кроссворд.

4

Декабрь

Выпуск отчётного предновогоднего сборника работ обучающихся МБОУ СОШ №1  "Собирая память по крупицам" (Проза)

5

Январь

Страницы истории: 70-летие окончания Великой Отечественной войны

Стихи Н.М.Рубцова (к 80-летию со дня рождения поэта))

"Собирая память по крупицам..."

Проба пера.

Исторический кроссворд

6

Февраль

Страницы истории: освобождение Азова от немецко-фашистских захватчиков

Стихи о войне азовских поэтов.

"Собирая память по крупицам..."

Проба пера.

Исторический кроссворд о Великой Отечественной войне

7

Март

Страницы истории: исторические очерки об известных женщинах Дона

Творчество поэтов Ростовской области.

"Собирая память по крупицам..."

Проба пера.

Исторический кроссворд

8

Апрель

Страницы истории: Международный день памятников и исторических мест. Памятники Азова.

Стихи о Чернобыле азовских поэтов.

"Собирая память по крупицам..."

Проба пера.

Исторический кроссворд

9

Май

Страницы истории: "Наследуем славу.."

Литературная страница: "Победный май" (стихи с фронта)

"Собирая память по крупицам..."

Проба пера.

Исторический кроссворд

План презентаций

№ п/п

Месяц выпуска

Место проведения презентации

1

Сентябрь

МБОУ СОШ №1

2

Октябрь

Библиотека имени А.П. Чехова г. Азова

3

Ноябрь

Библиотека имени Н.К. Крупской г. Азова

4

Декабрь

МБОУ СОШ №1

5

Январь

МБОУ СОШ №1

6

Февраль

Библиотека имени Н.К. Крупской г. Азова

7

Март

Дом детского творчества г. Азова

8

Апрель

МБОУ СОШ №1

9

Май

Библиотека имени А.П. Чехова г. Азова

Пример сценария для публичной презентации историко-литературного журнала "Мой край донской - казачий край" (к №16)

Слово редактора журнала.

Слова ведущих и чтецов.

Слово 1 ведущей:

Здравствуйте, уважаемые гости. Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем вас на презентации 11 номера журнала "Мой край донской - казачий край".  По традиции журнал состоит из двух объёмных страниц - исторической и литературной. Кроме того, в  журнале  отражена "Проба пера" учащихся 1-ой школы, размещены кроссворды, ребусы, терминологический словарь, исторические  справки и анонс следующего номера.

Слово 2 ведущей:

Итак, открываем наш журнал... Страница историческая...

Начнём с того, что 11 выпуск журнала - это ноябрьский выпуск, а поэтому основной темой нашей исторической страницы являются события, происходившие на Дону после свершившейся в 1917 году октябрьской революции, что соответствует 7-му ноябрю (по новому стилю). Последствия переворота для жителей нашего края мы отразили в нашем школьном журнале.

Чтец 1:

Выход ли - революция? Всё изменить к лучшему

Правдами и неправдами, планово или случаем?

И одного лишь требует сердце (не многословия!) -

Только ответа - можно ли было пройти бескровнее,

Не рассекая святости, не нарушая истины

В гранях России раненой - мыслимо и немыслимо?

Ветры и дым мятежности и до сих пор вторгаются

В память многострадальную, будто за что-то каются...

Слово 1 ведущей:   И, действительно, революция изменила ход жизни в нашей стране. Казалось бы, всё свершилось, о чём мечталось народу: нет больше частной собственности, отменена сословность и чины, заявлено о равноправии народов России, дано право на свободное развитие национальных меньшинств... Однако это не принесло умиротворения, напротив, спроектировало  гражданскую войну. Мы удивляемся, вспоминая слова Ленина Владимира Ильича, когда он ещё представлял интересы группы пораженцев в рамках ведения Первой мировой войны: "Империалистическая война должна перерасти в гражданскую", но несколько лет  войны не принесли иной смуты в наш народ, кроме как идущей от желания прекращения самой войны... Зато Октябрьская революция разобщила наше общество, предопределила появления враждующих слоёв населения: с одной стороны, это было белое движение, воюющее за свои утраченные ценности, а с другой стороны - красное, жадно желающее поддержать новую власть в стране, дать ей возможность закрепиться. 

Чтец 2:

И ‒ не судьи, и ‒ не арбитры ‒ мы не судим сейчас о прошлом.

Только дней Октября мятежность принимаем ‒ Зачем? ‒ тревожно?  

Разобщённость идей и мыслей. Споры. Выстрелы. Страх безмерный...

Но тебя окунуть в безбожность невозможно, казаче верный.

Всё прошел ты, и стихли ветры,  расказачить души́ не смея...

Всё стерпел ты ‒ спасли молитвы, кроме них только Бог сильнее.

Дух твой времени не подвластен  ‒ закалён в этой сложной жизни.

Будь и ныне храним, казаче! Твоя сила нужна Отчизне!

Ведущая 1: Непросто приходилось выживать казачеству в послереволюционный период - в годы Гражданской войны. На страницах нашего журнала отражено яростное противостояние красных и белых. Предоставим возможность учащимся 9 класса обозначить их идеалы, мечты, цели...

Итак, представители белого движения...

Представители красного движения...

(Развёрнутое представление учащимися "белых" с использованием сценических образов).

Ведущая 2:  По школьной программе мы недавно изучили "Февральско-Октябрьские" события 1917 года, "Гражданскую войну", а поэтому совершенно не лишним, ребята, для нас будет поразмышлять над следующим обращением к Ленину Филиппа Миронова (казак, советский военачальник, командарм):

"Социальная жизнь русского народа, к которому принадлежат и казаки, должна быть построена в согласии с его историческим бытовым и религиозным мировоззрением, а дальнейшее должно быть представлено времени... В практике настоящей борьбы  мы имеем возможность видеть и наблюдать подтверждение дикой теории "Для марксизма настоящее - только средство и только будущее - цель", и если это так, тоя отказываюсь принимать участие в таком строительстве, когда весь народ и всё им нажитое рассматривается только как средство для целей отдалённого абстрактного будущего... Почти двухгодовой опыт народных страданий должен был убедить коммунистов, что отрицание личности и человека есть безумие" (31 июля 1919 год). 

Давайте дадим оценку политической позиции Миронова с точки зрения гражданской войны, а также современности и обсудим на будущем уроке истории в рамках круглого стола.

Чтецы и ведущие передают учащимся "листовки" с заданием - поразмышлять над обращением.

 Ведущие представляют гостей презентации, предоставляют им слово. Далее - традиционный этап "вопросов - ответов". В контексте данного номера центральная мысль - Кто прав? Ключевой ответ: переломное время вершило судьбы. Не нужно судить, нужно лишь делать правильные выводы об историческом прошлом, чтобы совершать как можно меньше ошибок.

После презентации - традиционное чаепитие.

Юридическое обоснование проекта

Разработка и реализация проекта не противоречат Закону 273-ФЗ "Об образовании в РФ". Так, осуществление проектной деятельности производится в соответствии со статьёй 3 Закона об образовании "Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования", в которой отражено, что образование должно иметь "...гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры..." .

Кроме этого, проект ориентирован на статьи 8,9 Закона, в которых подчёркнута необходимость осуществления педагогической деятельности в соответствии с  особенностями развития, способностями и интересами человека. Проект соотносится и с " информационной открытостью и публичностью...".

На наш взгляд, журнал можно характеризовать как печатный и электронный образовательный ресурс, что соответствую статье 18 Закона об образовании, ведь журнал можно использовать как источник  информации на уроках и во внеклассных мероприятиях (журнал распространяется в печатной и электронной версиях).

 И главное - наш проект соответствует статье 20 Закона об образовании " Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования" В п.3 данной статьи  отмечено, что "...Инновационная деятельность может осуществляется в форме реализации инновационных проектов ...". Мы считаем наш проект инновационным, а поэтому он соответствует данной статье.

Приложение

Из "Пробы пера"

Работы обучающихся МБОУ СОШ №1

Черненко Анна

7"Б" класс

* * *

Спасибо, Господи, ‒ большое

За то, что море голубое,

За то, что есть страна Россия,

За то, что Ты даёшь мне силы.

И я и Родина моя ‒

Мы не обижены судьбою.

Я преклоняясь пред Тобою

Сто раз тебя благодарю,

За что, что есть на свете белом

Россия, за её красу!

И за моря! И за себя!

Благодарю! Благодарю!

* * *

Летом солнце я в реке ловила,

А зимою на стекле снежинки

Всё считала... Осень рисовала.

А весною лето у окна

Так ждала, ‒

Смотрела на часы.

Календарь настойчиво листала,

Но всегда при этом понимала:

Что прошло ‒ что началось опять...

Будет так ‒ по кругу ‒ год за годом.

* * *

Атлантида. ‒

Затерянный шепот с морской глубины ‒

Рай для тебя и меня.

Свет ласковых звёзд

На исходе дня.

Не погасла наша свеча,

Мы в плену морской глубины.

Не вернёмся теперь никогда.

Никогда.

Вопросы без ответов

Кто создал этот мир таким ‒

Траву зелёной, небо голубым?

И почему таким, а не иным?

Кто он? Я отвечаю: "Бог!"

Благодари его за всё,

Что есть на этом свете!

 * * *

Мы помним, кто мы есть

И мы гордимся прошлым!

И пусть хлебнули горя раньше, но

Ошибок прежних вновь не повторим...

И не простим

Зачинщика и демона войны.

Тревожные стихи

 

Мне снятся кошмары.

Я вижу войну.

И сны эти будто бы наяву...

На старую ветхую плёнку

Записана целая жизнь:

Вот кто-то ужасный "прогнил" до костей,

И нет для него матерей и детей;

Не хочет любить и не хочет жалеть,

Умеет лишь брать...

Ну, а людям ‒ терпеть?!

Нельзя до последнего вздоха молчать! ‒

Кричать!

         

                       Мир

Кто создал этот мир таким? ‒

Траву ‒ зелёной, небо ‒ голубым?

И почему таким, а не иным?

Отвечу ‒ Бог. И мы должны

Благодарить его за это ‒

За всё, что есть на белом свете.

Страницы жизни Кати Матвеевой

Я Катя Матвеева. Живу в Ленинграде. И с 17 декабря 1942 года буду вести записи в дневнике.

17.12.1942.

Очень хочется есть. Мне часто снится один и тот же сон, - закончилась война, вдруг открывается дверь и в квартиру заходит папа.

Садится на корточки, и говорит: - "Дети, смотрите, что я вам привез!" Он открывает свой рюкзак, а там полно мандарин.

И на этом месте я просыпаюсь. Желудок сводит от голода.

19.12.1942.

У нас сегодня праздник. Мама где-то достала банку тушенки! она давала нам с братом понемногу.

Сказала, что иначе у нас заболят животы.

20.12.1942.

Сегодня мама рано разбудила меня. Я встала, а мама пошла на работу на завод. Тока Толя спал, я решила сходить за водой. Вышла из подъезда и ужаснулась: когда-то на улице гуляли ребята, люди ходили, улыбались, пели песни. А сейчас люди как призраки, да и тех, мало. Люди выходят только за хлебом, водой или на работу. Город как будто бы умер.

Я набрала воды и на обратном пути, в снегу, заметила деревянный ящик. И пока никто не видит, я решила его унести поскорей.

Бежать не было сил. Я несла ящик домой и радовалась - будет чем сегодня топить печку. Толя уже проснулся.

21.12.1942.

Мама уходила на завод еще вчера, а вернулась сегодня днем, и принесла с собой что-то завернутое в своей шали.

Мама быстро сняла пальто, не выпуская сверток из своих рук. Она радостно сказала, что мы сегодня сможем поесть суп с мясом.

Когда она развернула сверток, я узнала щенка своей подружки Наташи. Мама ушла на кухню, а я так и осталась стоять посреди комнаты и долго не могла опомниться.   Во  мне   боролись  два  чувства:  голод  и

жалость к щенку. Голод победил....

Ночью я проснулась и услышала, как тихонечко плачет мама. Я подошла к ней, обняла и сказала: - "Мамочка, не плачь! Ведь скоро война закончится, обязательно закончится! Ведь нас защищают такие же сильные и смелые солдаты, как наш папа!"

Екатерина Новикова

8 "А" класс 

Героям войны

О, герои войны!

Вы верны и храбры.

О, патриоты нашей Родины,

Вы смогли защитить нас

В тяжелых боях

И за это – большое спасибо

И – вечная память от нас!

Вы сильны и ответственны.

Вы сокрушили врага,

И стала свободна

Любимая Родина.

Вы сдержанны и терпеливы…

О, сколько вы крови пролили за нас.

Вы совершили великий поступок,

Вы совершили огромнейший подвиг

Для нас!

Мы вечно помним! Мы вечно скорбим!

Мы вечно вас благодарим!

Красота зимы

Зимушка милая,

Краса ты моя!

На санях ты прилетела

И метели принесла.

Холодна ты и сурова,

Но бела, мягка.

Не страшны крещенские морозы,

Чтобы любоваться на тебя.

Серебристое, пуховое

Одеяло соткала

И покрыла им земельку,

Все леса да поля.

Все деревья плотно одеты -

Шапки, перчатки,

Словно малые дети.

Рукодельница, красавица

Всем нам очень нравится!

Русский язык

О, великий, могучий,

Русский язык!

Ты суров и ты сложен,

Но богат и прекрасен.

Ты тяжел и глубок,

Познавателен, строг...

И не каждый познает

Глуби́ны твои,

И не каждый достигнет

Твоей красоты.

Учиться, учиться,

Стараться, терпеть!

И вместе гордиться,

Что ты у нас есть!

Волшебная капля

Кап, кап... Капля дождя.

Ты чиста и прекрасна.

Ты тиха и мала.

Ты - неба слеза.

И магией ты обладаешь не зря.

Тихо ударив по ставне окна,

Ты прошептала:

"Вот она я".

Шестопалова Диана

      11 "А" класс

Раздумья о блокадном Ленинграде

Шла осень. 41 год...
Нацистскою  Германией был разработан план войны,
Захвата нашей Родины.
Хотел фашист нас разгромить за три,четыре месяца,
План «Барбаросса» применить
И осень встретить в городе.
В ходе войны молниеносной
Хотели истребить они часть населенья нашего.
Немного русских, белорусов, украинцев,
Цыган и всех евреев сразу.

На танках враг к нам подошёл
Снёс укрепленье Сталина,
Затем он занял город Псков,
А там короткий самый путь вёл
К Ленинграду нашему.

Но были танки и у нас
На Кировском заводе сделаны.
Не сдался городу, дал отпор
Германским наступлениям.
Был создан дополнительный рубеж
На Псковском направлении.
Балтийский флот нанёс удар по ВВС Германии.

Но оборону удержать не удалось нам долго.
Собрался с силами фашист,

и заблокировал район
Онежского он озера.
Стал затихать наш Ленинград

С восьмого сентября, и весь народ, и млад и стар, там замерзал и голодал.

Сверкало небо над Невой,
Снаряды рвались над землёй.
Хотели город наш стереть с лица земли долой.
Но нелегко народ сломить веками закаленный!
Стояли насмерть, как могли

в мороз солдаты наши!
Люди от голода  бывало прям падали на улицы,
А дома их детишки ждали друг к другу прижимаясь,
Топили книжками буржуйки,

хоть как-то согреваясь.

И, не дождавшись мамы с хлебом,

навеки засыпали.
Боролись люди, как могли,

закутавшись в лохмотья,
Без света, пищи и воды, но верили в Победу!
Число жертв голода росло, там умирали тысячи…

Люди писали дневники и верили, и верили.

В 42-ом и 43-ем сильные зимы выдались,
Промерзнув озеро до дна, «Дорогой жизни» стало,
Связало Ленинград с землёй.

И ждать подмоги стали.
Машины шли не просто так, а под завязку полные,
Лёд не выдерживал - трещал, бывало и тонули.
Люди карабкались, ползли, пытаясь груз спасти.


Прорыв блокады начался мощным укреплением,
Балтийский флот давал отпор и наша артиллерия.
Кольцо блокады разорвав, освободили город,
Прогнав противника долой

с «Дороги жизни» нашей!


За мужество, за героизм был награждён наш город,
Медалью «Золотой звезды» и орденом Ленина.
Прошли года, но до сих пор, висят таблички с надписью:
«При артобстреле эта сторона опасна наиболее».


Земной поклон тем,

кто сложил за нашу землю головы!
Не допускайте никогда врага на нашу Родину!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Донская казачья ярмарка

Сценарий казачьей ярмарки в рамках фестиваля "Традиции народов Дона"...

Историко-литературный краеведческий турнир "Родной край вчера и сегодня"

Организация историко-литературного краеведческого турнира стала традицией в нашей школе. Проводится в форме телевизионной передачи "Своя игра". Включает вопросы истории, этнографии, географии, топоним...

Презентация к уроку Истории Донского края "Управление казачьим войском".

Данная презентация составлена  к уроку Истории Донского края (7класс)  "Управление казачьим войском"....

Учебное пособие по литературе "Историко-литературный процесс: литературные направления"

Учебное пособие «Историко-литературный процесс. Литературные направления» представляет собой мультимедийную презентацию обучающего характера, предназначенную для уроков литературы в 8 – 9 классах и дл...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Социальный проект «Наш край - земля казачья»

Данный проект имеет духовно-нравственное и патриотическое направление, что является очень важным звеном в  воспитании молодого поколения  и  главным пунктом устойчивого развития обществ...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Экскурсия, в форме историко-литературной композиции, посвящённая теме «История в лицах». «Молодинская битва, 1572 год. Михаил Иванович Воротынский - русский воевода, выдающийся полководец

Цель: привлечь внимание уч-ся к одному из самых ярких событий  эпохи Ивана Грозного - Молодинской битве, которая произошла на территории Лопасненского края и имела большое значение в истории стра...