Урок памяти: "Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать"
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Мастанова Хураман Джафар кызы

Представлен конспект урока памяти, посвященного жертвам фашизма. Целью урока является -  добиться четкого понимания учащимися таких понятий как "нацизм", "геноцид". "Холокост", показать все злодеяния фашизма на оккупированных территориях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ»

                                                                                                                                   Учитель истории

                                                                                                                  Мастанова   Хураман  Джафар кызы

Урок памяти: «Что такое Холокост? Помнить и никогда не забывать".

     

      Цели урока:

Образовательные :   раскрыть сущность нацистской идеологии и политики тотального уничтожения народов, закрепить у учащихся понятия «национализм», «холокост», »геноцид».

Воспитательные:   способствовать формированию основы национальной и религиозной терпимости, толерантности и сострадания жертвам нацизма.

Развивающие: активизировать и актуализировать знания, умение сравнивать, делать выводы, вести дискуссию.

Задачи:

1. Добиться четкого понимания учащимися таких явлений как  национализм,                    геноцид ,Холокост.

2. Подвести учащихся к психологическому и этическому осмыслению уроков Холокоста, пониманию его беспрецедентного характера в истории человечества.

3. Развивать навыки и умения по формулированию своей позиции и ее аргументации  

      Оснащение урока:

фотографии времён геноцида;

фильм “Дети из бездны”;

аудиозапись Баха “Страсти по Матфею”.

Тип урока: комбинированный, с использованием различных форм, способов и приемов работы.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят...
Нет, этого я не забуду дня,
И не забуду никогда, вовеки!
М. Джалиль

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о злодеяниях фащизма на захваченных территориях многих европейских стран. Многие народы пострадали от нацизма, но особенно эта трагедия коснулась еврейского народа и их дети. Они испытали ужасы Освенцима, Майданека, Треблинки, Бухенвальда. В Израиле это называют Шоа или Катастрофа, в специальной литературе, учебниках чаще – Холокост. Холокост - слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.

6 млн чел. было уничтожено, в том числе 1,5 млн детей.

Наши задача – сегодня попытаться ответить на вопросы:

  • что такое Холокост?
  • каковы его уроки?
  • почему стала возможна эта трагедия?
  • что значит – «помнить и никогда забывать»?

(Звучит аудиозапись музыки Баха «Страсти по Матфею».)

2. Основная часть

Показ фильма «Дети из бездны».

Вопросы учителя:

  • на какие части делится фильм, объясните их название?
  • что нового вы узнали о злодеяниях фашизма из этого фильма?
  • какие приемы используют авторы для выполнения поставленных целей?
  • в чем актуальность фильма?

Группе учащихся дано опережающее задание: подготовить краткие сообщения о наиболее поразивших их воображение фактах из истории геноцида еврейского народа, используются стихотворные произведения.

1 ученик: Катастрофа еврейского народа охватывает период 1933-1945гг. с приходом к власти нацистов и назначением Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера.

В 1935г. были приняты нюрнбергские законы, которые лишали евреев права гражданства, запрещались браки между евреями и германскими гражданами. Это стало началом кампании по преследованию и уничтожению евреев.

Еврейские семьи селились в отдельные кварталы “гетто”. Им запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки. По мере продвижения немецкой армии специальные эсесовские подразделения проводили операции по ликвидации евреев – часто в считанные дни население целых городов и деревень – к отправке десятков и сотен тысяч евреев в концлагеря.

В 1942 г. После Ванзейской конференции нацисты приступили к так называемому окончательному решению еврейского вопроса. В Собибор, Освенцим, Треблинку, Майданек и др. концлагеря прибывали эшелоны с евреями:

2 ученик:

  • в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. евреев;
  • в лагере Белжец было убито более 600 тыс. евреев;
  • в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. евреев.
  • в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. евреев.
  • в лагере Освенцим – 1,5 млн евреев.

3 ученик:

Я видел седых детей…
Не белобрысых, не русых.
На стыках военных путей,
В болотах лесов 
белорусских…

Я видел седых детей.
Пресней дождевой воды
Спирт показался во фляге,
Когда привели седых
Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик – 
Пронзительнее штыка,
И рыжий, как солнце, 
комбриг

Не допросил “языка”.
Сказал по-русски:
“Взгляни”.

Тот понял и посмотрел…
Седые дети, они
Знали слово “расстрел”.
Не спали среди тишины 
Седые дети войны.

А. Балин. “Я видел седых детей…”

4 ученик: Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают бомбой, пулей, пулей, страхом. Фашизм – это когда на детей напускают овчарок. “Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановиться. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны.” Вспоминает Аня Павлова, 9 лет.

5 ученик: Фашизм – это когда детей истязали, делали им впрыскивание какой-то жидкости, после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и от этого в день умирали по 150 человек. У детей в лагере систематически брали кровь.

Слово учителя:

Что есть у нас дороже наших детей? Самое дорогое у любого народа?

У любой матери, у любого отца? Дети!

Работа по документам

3. Заключительная часть

Слово учителя. Холокост – величайшая трагедия еврейского народа. Пострадали многие ни в чем неповинные люди, и мы должны помнить об этом, т.к. сегодня ещё страдают и даже погибают люди от того, что они другой национальности, религии. Антисемитизм, ксенофобия не изжили себя и возникают ещё неофашистские организации, пропагандирующие национализм, насилие.

В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.

- Что такое Холокост?

Ожидаемый ответ: это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

- Каковы его уроки?

Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

- Почему стала возможна эта трагедия

Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать”

Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.

Заключительное слово учителя. Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва из записной книжки: «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Ученик

Нет, этого я не забуду дня, 
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И я в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, 
Омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, 
что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась тьма вокруг.
Я слышал: мощный свалился
вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за плоды.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял всё малютка. 
- Спрячь, мамочка меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать
не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя
руками мать,
Прижала к сердцу, против дула
прямо…
- Я, может, жить хочу. Не надо,
мама!
Пусти меня, пусти!
Чего ты ждешь?
И хочет вырваться из рук ее ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закапал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно. -

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Домашнее задание. Дома ещё раз подумайте над этими вопросами и напишите сочинение – эссе на тему: «Что такое Холокост?»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «И, ЕСЛИ ГОВОРЯТ «ПОБЕДА!», ТО НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЙ»

И, если говорят «Победа!»,То никогда не забывай,Про ту войну, про кровь, про деда…Про самый долгожданный май!Одним из этапов работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего ...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помнить и никогда не забывать!"

Сценарий открытого классного часа, посвященного Международному Дню памяти жертв Холокоста              Цели: 1.     ознакомление учащихся с основ...

"Никогда не забывай...."

Сценарий агитбригады "Никогда не забывай,,,,,"...

Сценарий мероприятия " Помни, никогда не забывай"

Сценарий мероприятия посвящается  акции Бессмертный полк. На этом мероприятии можно представить портреты своих близких, сказать слова благодарности тем, кто защищал Родину  во время Великой ...

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв Холокоста "Помнить… и никогда не забывать!"

Классный час, посвященный Международному Дню памяти жертв ХолокостаЦели:ознакомление учащихся с основными понятиями,  связанными с трагедией Холокоста.Формирование эмпатии к жертвам и сохранение ...

«Ты помни, никогда не забывай!» Конкурс чтецов, посвященный 78-годовщине Победы

Разработка внеклассногго  мероприятия «Ты помни, никогда не забывай!»  включает в себя  сценарий   конкурса  чтецов, посвященный Дню Побед...