Судьбы русских крестьян в середине XIX века
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Щукина Анна Борисовна

В основе урока истории лежит технология развития критического мышления. Документ содержит разработку урока и раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sudby_russkih_krestyan.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Судьбы российских крестьян в середине XIX века».

8 класс

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: технология развития критического мышления

Предметные задачи урока:

  • Расширить систему знаний учащихся о жизни крестьян в середине XIX века.

Метапредметные задачи урока:

  • Регулятивные –  уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
  • Познавательные – анализировать различные источники информации, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод, аргументировать собственную позицию.
  • Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные задачи урока:

  • Совершенствование  навыков рефлексии и умения применять знания на практике

Оснащение урока: мультимедиа проектор, доска, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Формулировка темы.

Ученикам предлагается рассмотреть репродукции и предположить, что за люди на них изображены и аргументировать свое мнение. На слайде по очереди появляются картины: Венецианов «Косцы», Крамской «Мина Моисеев».

Вопросы:

 - Кто изображен на картине?

 - Почему вы так решили? (Венецианов – они в народных костюмах, они держат в руках серпы, т.е. занимаются крестьянским делом, Крамской – он бедно одет, у него старая, порванная одежда, одежда простого человека)

 - Какая картина, как вам кажется, более правдоподобна, почему?

 - Что, на ваш взгляд, хотел сказать тот и другой художник?

 - Глядя на эти две картины предположите тему сегодняшнего урока?

( в формулировке темы надо подтолкнуть их к словам, говорящим о неоднозначности жизни крестьянина: разные образы, богатые и бедны крестьяне и т.д.)

2. Актуализация знаний. 

Ученики получают на парту игровое поле «всегда, никогда, иногда» и утверждения о крестьянской жизни. Они должны разложить карточки напротив утверждений. После завершения работы происходит обсуждение. Учитель обращает внимание на то, что разные ученики положили одно и тоже утверждение в разные части игрового поля. Он дает ученикам аргументировать свой выбор, но не вносит исправлений, а сообщает, что в ходе урока дети получат новые знания, которые позволят проверить правильность сделанного выбора.

Утверждения про крестьян:

- Количество крепостных крестьян росло

 - Крепостные крестьяне занимались земледелием

- Крестьянин мог быть богаче своего помещика

- Крестьяне писали стихи

- Дворяне не понимали тягот крестьянской жизни

- В XIX веке в России все крестьяне были крепостные

  1. Изучение нового материала.

Работа с пословицами

Учитель предлагает детям посмотреть на крестьян их собственными глазами. На слайде представлены пословицы XIX века.

Вопросы:

  1. Каким предстает крестьянин в этих пословицах? (трудолюбивым, уставшим, бедным, зависимым)
  2. Каким темам посвящены пословицы? (крестьянин и помещик, бедность крестьянина, важность труда, уважение к земле)
  3. Чем вы можете объяснить двоякое отношение крестьянина к труду? (труд тяжелый, подневольный – поэтому крестьянин устает, но только трудом можно себя прокормить – поэтому уважение к труду)

Работа со стихотворениями.

Учитель предлагает посмотреть на крестьян глазами поэтов. Каждый ряд получает для работы распечатку стихотворения. (См. приложение 1). Во время обсуждения каждое стихотворение выводится на слайд. Возможно чтение стихотворения вслух одним из учеников.

Задание: подобрать определения крестьянской жизни и аргументировать текстом.

Тяжелые условия крестьянской жизни выносятся на доску. Возможно, вызвать кого-то из детей, чтобы он обобщил все высказывания на доске.

Учитель обращает внимание на то, что первые два стихотворения написаны дворянами, а последнее – крестьянином. Вопрос: отличается ли отношение к крестьянину в этих стихах? О чем это свидетельствует? (отношение к крестьянину не отличается, это свидетельствует о том, что часть дворян понимали тяжелое положение крестьян)

Дополнительные вопросы:

 - Можем ли мы сказать, о какой категории крестьян идет речь? (у Некрасова – нет, у Крылова – да, крепостные).

 - Если речь идет о крепостных, то какую еще проблему крестьянской жизни можно записать на доску? (отсутствие свободы)

 - Какие еще категории крестьян вам известны? (крепостные, свободные, приписные, посессионные, что назовут). Как вам кажется, какая категория была самая многочисленная?

Работа с таблицей.

Учитель предлагает посмотреть на крестьян при помощи статистических данных. (См. приложение № 2)

Вопросы к таблице:

  1. Как изменилось количество населения России в 1 половине XIX века? Изменилось ли соотношение городского и сельского населения? (население России возросло, соотношение городского и сельского населения не изменилось)
  2. Как изменилось количество крепостных? Как изменилось процентное соотношение крепостных и свободного населения? О каких явлениях говорит сделанный вами вывод? (численное количество крепостных выросло, но в процентном соотношении с государственными крестьянами крепостных стало меньше)
  3. Какой вывод об изменении количества крепостных вы можете сделать? Как этот вывод соотносится с данными предыдущей таблицы? (прирост крепостных к середине XIX века значительно сократился, это подтверждает данные предыдущей таблицы).
  4. В каких районах изменение численности крепостных проявилось в меньшей степени? Дайте объяснение. (в нечерноземных районах прирост крепостных меньше, это свидетельствует о неэффективности труда крепостных даже для помещиков в этих районах)

5.  Каким образом крестьяне могли выйти из крепостного состояния? (указ о вольных хлебопашцах, выкупиться, вольноотпущенные)

Судьбы освободившихся крестьян.

Рассказ учителя о судьбах Елисеевых, Морозова и Воронихина. Фамилии и род деятельности этих бывших крестьян выносится на доску (напротив тяжелых условий жизни крестьянина).

Задание: назвать факторы, которые помогли крепостным крестьянам состояться в жизни.

Факторы выносятся на доску по середине и анализируются. Предполагается выделить в них две группы: внешние условия (т.е. наличие свободы, возможность получить образование и т.д.) и внутренние черты характера самого крестьянина. Вопрос: от кого зависит обеспечение внешних факторов (государство) и внутренних факторов (сам человек)?

7. Рефлексия.

В конце урока учитель предлагает вернуться к игровому полю «Всегда, иногда, никогда» и внести изменения с учетом полученных знаний. Отвечая, ученики называют то утверждение, которое они переложили в течение урока и аргументируют свой выбор.

Приложение № 1

И.А. Крылов

Крестьянин и смерть

Набрав валежнику порой холодной, зимной,

Старик, иссохший весь от нужды и трудов,

Тащился медленно к своей лачужке дымной,

Кряхтя и охая под тяжкой ношей дров.

Нес, нес он их и утомился,

Остановился,

На землю с плеч спустил дрова долой,

Присел на них, вздохнул и думал сам с собой:

"Куда я беден, боже мой!

Нуждаюся во всем; к тому ж жена и дети,

А там подушное, боярщина, оброк...

И выдался ль когда на свете

Хотя один мне радостный денек?"

В таком унынии, на свой пеняя рок,

Зовет он Смерть: она у нас не за горами,

А за плечами.

Явилась вмиг

И говорит: "Зачем ты звал меня, старик?"

Увидевши ее свирепую осанку,

Едва промолвить мог бедняк, оторопев:

"Я звал тебя, коль не во гнев,

Чтоб помогла ты мне поднять мою вязанку".

Из басни сей

Нам видеть можно

Что как бывает жить ни тошно,

А умирать еще тошней.

Некрасов.

В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты!- русская долюшка женская!

   Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

   Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная -

   Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,

Столб насекомых над ней колыхается,

   Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,

Баба порезала ноженьку голую -

   Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,

Баба туда - растрепалися косыньки,-

   Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?

Пой ему песню о вечном терпении,

   Пой, терпеливая мать!..

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,

   Право, сказать мудрено.

В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,

   Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные

   Жадно подносит к краям...

Вкусны ли, милая, слезы соленые

   С кислым кваском пополам?..

И. Историков, крестьянин

Лишь только солнце в вечеру померкнет 
И люди все идут домой, 
Луна взойдет — в селеньях всех осветит, 
Крестьянин кроется под кровлею родной... 
Крестьянин, отдохнув, труд вчерашний забывает, 
В труде своем он отдыха не знает. 
На уме его печаль, тоска и горе, 
И дом его соха и крестьянская доля. 
Себе кончины времени не знает, 
А смерть нечаянно серпом всех пожинает... 

Приложение №2

Население России

Даты ревизий

Всего населения (млн. обоего пола)

В том числе (обоего пола)

городского

сельского

Из них крепостных

1815

45

1,7 (3,8 %)

43,3 (96,2 %)

20, 8 (46,2 %)

1851

68

3,4 (5,0 %)

64, 6 (95, 0 %)

21, 7 (31, 9 %)

Прирост (в процентах) крепостного населения в 1815-1857 гг.

Районы

1815-1833

1833-1857

Северо-западный

0, 80

 - 0, 47

Центральный-Нечерноземный

0, 39

- 0,07

Центральный Черноземный

0, 75

0,01

Средне-Волжский

0, 93

0,02