Уроки Истории Отечества в классе со сложной структурой дефекта (материалы для школьников по ряду тем, 7 класс)
методическая разработка (7 класс) на тему

Юрченко Елена Фёдоровна

Материалы в помощь учащимся на уроках истории Отечества в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (класс со сложной структурой дефекта). Выделены основнае понятия, на которые ученик должен обратиь внимание при изучениии определённой темы. Материал подаётся в упрощенной форме, доступной для класса со сложной структурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc19 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc19 КБ
Microsoft Office document icon urok_4.doc19 КБ
Microsoft Office document icon urok_5.doc20 КБ
Microsoft Office document icon urok_6.doc19.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_7.doc20 КБ
Microsoft Office document icon urok_8.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon urok9.doc20 КБ
Microsoft Office document icon urok_10.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon urok11.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon urok12.doc21 КБ
Microsoft Office document icon urok13.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon urok14.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon urok15.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon urok16.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon urok17.doc23 КБ
Microsoft Office document icon urok18.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon urok19.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon urok20.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon urok21.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon urok22.doc24 КБ
Microsoft Office document icon urok23.doc23 КБ
Microsoft Office document icon urok24.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon urok25.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1. Тема: «История – наука о прошлом».

Что изучает история Отечества?

История – наука о прошлом.

История Отечества - это история страны, в которой мы живём.

Отечество, Родина, Россия – страна, в которой мы

родились и живём.

Я живу в России.

Я живу в городе Москве.

Москва – это столица России.



Предварительный просмотр:

Урок №2. Тема: «Исторические источники».

Как мы узнаём о прошлом?

О прошлом мы узнаём из исторических источников.



Предварительный просмотр:

Урок №3. Тема «Наша Родина – Россия»

Как называется наша страна?

Что такое государственные символы?

Россия, Российская Федерация – это названия страны, в которой мы живём.

Столица – главный город государства.

Столица России – Москва.

Россияне – жители России.

Флаг, Герб, Гимн – это государственные символы России.

Президент – глава государства.

Дмитрий Анатольевич Медведев - Президент России.



Предварительный просмотр:

Урок № 4. Тема: « Восточные славяне –

предки русских, украинцев, белорусов».

Кто проживал на территории нашей страны в далёком прошлом?

Как в прошлом называлось наше государство?

Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов.

Предки – люди, которые жили до нас.

Славяне жили большими группами – племенами.

Названия славянских племён:

словене

кривичи

дреговичи

вятичи

поляне

древляне

Русь - государство славян.



Предварительный просмотр:

Урок № 5. Тема: «Роды и племена восточных славян».

Что такое семья, община, племя?

Кто управлял жизнью славян?

Славяне жили семьями.

Семья – это коллектив родственников.

Несколько семей – это община.

Общину возглавлял старейшина.

Племя – несколько общин.

Племенем управляло вече.

Вече выбирало князя.

Князь – военный начальник.

Князь возглавлял дружину – войско.



Предварительный просмотр:

Урок № 6. Тема: «Основные занятия

восточных славян»

Чем занимались восточные славяне?

Что такое орудия труда?

Какие орудия труда использовали славяне?

Занятия восточных славян:

  1. Земледелие – славяне сеяли рожь, ячмень, овёс, просо, гречиху, пшеницу. Из зерна славяне пекли хлеб. Хлеб назывался ЖИТО.

  1. Собирательство – славяне собирали ягоды, грибы, орехи, травы.

  1. Охота - добывали мясо, убивая диких животных.

  1. Рыболовство – ловили рыбу.

  1. Скотоводство –разводили домашний скот.

  1. Бортничество – собирали мёд диких пчёл.

Орудия труда  - это предметы, которые люди использовали в процессе труда.

Орудия труда славян:

серп, коса, соха, борона, вилы



Предварительный просмотр:

Урок № 7. Повторение.

Что мы узнали на уроках истории?

История – это наука о прошлом.

История Отечества – это история нашей Родины, России.

Мы живём в России, в городе Москве.

Москва– столица России.

Столица – самый главный город страны.

Жители России – россияне.

Глава нашего государства – Президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

О прошлом России мы узнаём из исторических источников – изучаем вещи, рисунки, читаем рассказы, легенды.

Мы узнали, что наши предки – восточные славяне.

У славян было государство Русь.

Славяне жили семьями, общинами, племенами.

У славян был князь, он возглавлял войско – дружину.

Князя выбирало вече.

Вече руководило жизнью славян.

Славяне занимались земледелием, охотой, рыболовством, скотоводством, бортничеством.



Предварительный просмотр:

Урок № 8. Тема: «Ремёсла восточных славян».

Что такое ремесло?

Какими ремеслами владели славяне?

Ремесло – занятие восточных славян. Это изготовление ткани, одежды, посуды, оружия и других вещей, которые были нужны в повседневной жизни.

Славяне владели ткацким, гончарным, кузнечным ремеслом, а также изготовлением изделий из дерева и бересты.

Ткачи пряли нити изо льна, а затем из нитей изготавливали полотно. Полотно – это ткань. Из ткани шили одежду.

Гончары изготавливали изделия из глины: миски, кружки, ковши, блюда.

Кузнецы изготавливали изделия из железа: топоры, серпы, косы.

Бондари изготавливали изделия из дерева: бочки и кадки.

Из дерева также изготавливали кружки, корзины, короба, скамейки, столы.

Ладейщики изготавливали лодки из дерева. Лодки назывались ладьи.


Выбрать необходимые словосочетания и вписать их в таблицу.

Словосочетания:

занятие славян, изделия из глины, изделия из железа, изготовление полотна, лодки из дерева, бочки и кадки из дерева.

Ремесло

Ткачи

Гончары

Кузнецы

Бондари

Ладейщики



Предварительный просмотр:

Урок № 9. Верования восточных славян.

Как называлась вера (религия) славян?

Каких богов почитали славяне?

Какие у славян были праздники?

Славяне поклонялись силам природы – дождю, ветру, солнцу.

Язычество – это вера, религия.

Значит, язычество – это религия славян, поклонение силам природы.

     ЯЗЫЧЕСТВО            ВЕРА             РЕЛИГИЯ

Боги – существа, которые обладают сверхъестественной (очень большой) силой.

Славянские боги:

Перун – Бог дождя, грома и молнии.

Сварог – Бог неба.

Даждьбог – Бог земледелия и Солнца.

Велес – Бог животных и пастухов.

Стрибог – Бог ветра.

Купала – Бог лета.

Славянские праздники:

Коляда – в конце декабря – славили Бога Солнца, просили растопить снег и лёд и дать весной урожай.

Масленица – в конце марта – встреча весны, проводы зимы.

Ивана Купалы – в середине лета – поклонялись огню и воде, молились о дожде.

Осенины – праздник урожая, сбор урожая и просьба к Богу о новом урожае.



Предварительный просмотр:

Урок № 10. Соседи восточных славян.

Кто жил рядом со славянами?

С кем славяне воевали, а с кем жили мирно и торговали?

Рядом с восточными славянами проживали хазары, печенеги, половцы, варяги, ливы, греки, болгары и другие народы.

Кочевники – хазары, печенеги, половцы; не имели постоянного жилища, жили в степи, перемещаясь из одного места в другое.


Задание.

Заполните схему. Напишите, какие народы жили рядом с восточными славянами.





Предварительный просмотр:

Урок № 11. Объединение восточных славян.

  1. Из каких источников мы узнаём о жизни славян?
  2. Кто такой Рюрик?
  3. Как и когда Рюрику удалось объединить славян и создать славянское княжество Русь?

О жизни славян в далёкие времена мы узнаем из легенд.

Легенда-это устный рассказ.

Славяне хотели жить мирно и прекратить войны.

Рюрик – варяжский князь.

Славяне пригласили Рюрика править в славянской земле.

Рюрик поселился в Новгороде и объединил славянские племена. Это произошло в 9 веке.

Рюрик навёл порядок в землях славян, построил новые города и крепости.

Рюрик вёл войны с соседними племенами. Эти племена подчинились ему.

Земли, в которых правил Рюрик, стали называться Русью.

Русь – это первое княжество славян.

Главным городом - столицей Руси- стал Новгород.


Задание.

Вспомните о делах Рюрика. Напишите те слова, которые необходимы.

Рюрик – ……………………..князь.

Рюрик ………….……………..славянские земли ……… веке.

Рюрик …………………………..…………. в землях славян.

Рюрик …………………….………. новые города и крепости.

Рюрик …………………..…………с соседними племенами.

Русь – это…………………………………………………….

Главным городом Руси стал …………..……………………

Слова:

княжество славян

навёл порядок

Новгород

варяжский князь

вёл войны

построил

в 9 веке

объединил славян



Предварительный просмотр:

Урок № 12. Образование Киевской Руси.

  1. Как звали князя, который правил после Рюрика?
  2. Какие земли объединил Олег?
  3. Какой город стал центром Руси?
  4. Как стала называться Русь?
  5. Что такое полюдье?

Первыми русскими князьями были Рюрик и Олег.

Князь – правитель славян.

Олег, как и Рюрик, был варягом.

Олег правил после Рюрика.

Олег объединил земли Новгорода и Киева.

После объединения главным городом-столицей- стал Киев.

Русь стала называться Киевской. Это произошло в 9 веке.

Славянское государство стало называть Киевской Русью.

Олег построил много городов, присоединил новые земли.

Он стал собирать дань с жителей Киевской Руси – полюдье.

Олег совершил удачный поход в Византию и наладил торговлю с Византией.

Русь стала могучим и богатым государством.


Задание.

Соедините по смыслу слова из левого и правого столбиков таблицы:

Киевская Русь

Князь

В 9 веке

Олег

Полюдье

князь, который правил после Рюрика.

государство славян.

правитель славян.

образовалось государство Киевская Русь.

сбор дани



Предварительный просмотр:

Урок № 13. Русские князья Игорь и Святослав.

Княгиня Ольга.

  1. Кто правил на Руси после князя Олега?
  2. Что нам известно о правлении князя Игоря?
  3. Когда и почему было восстание древлян?
  4. Как Ольга отомстила древлянам за смерть Игоря?
  5. Что нам известно о правлении Святослава?

Князь Олег правил до 912 года.

После Олега на Руси правил князь Игорь.

На Русь нападали печенеги и половцы.

Игорь собирал дань – полюдье.

В 945 году древляне восстали против Игоря и убили его.

После Игоря правила Ольга. Ольга жестоко отомстила за смерть Игоря.

После Ольги правил Святослав- сын Игоря и Ольги.

Святослав был сильным и мужественным.

Святослав совершил далёкие походы.

После одного из походов в Византию, возвращаясь домой, Святослав погиб в бою с печенегами.

Это произошло в 972 году.


Задание.

1. Кто за кем княжил? Расставьте в нужном порядке:

(Рюрик, Олег, Святослав, Ольга, Игорь)

  1. _____________
  2. _____________
  3. _____________
  4. _____________
  5. _____________

2. Расставьте даты на линии времени:

945 год, 972 год, 912 год

3. Напишите, какие события соответствуют датам:

912г. -_________________________________________

945 г. _________________________________________

972 г. _________________________________________



Предварительный просмотр:

Урок № 14. Укрепление власти князя.

  1. Как звали князя, который княжил после Святослава?
  2. Какие две главные задачи решил князь Владимир?

После смерти Святослава его сыновья Ярополк, Олег и Владимир боролись за власть.

В этой борьбе победил Владимир, который стал княжить в Киеве.

Владимир решил две главные задачи:

  1. Защитил Русь от врагов.

  1. Установил точный размер дани – полюдья.

Владимир построил мощные крепости для защиты от кочевников.

Владимир установил порядок на Руси.

Владимир организовал оборону границ Руси.

Владимир объединил русские земли.

За заботу о безопасности Руси этого князя прозвали

Владимир Красное Солнышко.


Задание.

1. Что вы знаете о первых князьях на Руси? Впишите в таблицу:

Рюрик

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Был убит древлянами в 945 году.

Защитил Русь от кочевников.

Жестоко отомстила за смерть мужа.

Первый князь на Руси.

Воевал с Византией.

Объединил земли Новгорода и Киева.

2. Выберете необходимое и впишите:

Был убит древлянами.

Защитил Русь от врагов.

Установил точный размер дани – полюдья.



Предварительный просмотр:

Урок № 15. Принятие христианства

при князе Владимире.

  1. Что такое христианство?
  2. Когда Русь приняла христианство?
  3. К чему призывало христианство?
  4. Какое значение имело принятие христианство на Руси?

Мы знаем, что в древние времена славяне поклонялись силам природы -–дождю, ветру, солнцу. Вера в силы природы называлась язычество. Язычество – это религия славян.

Князь Владимир решил, что религией славян должно быть христианство.

Христианство было религией Византии.

Христианство – поклонение Богу Иисусу Христу.

Владимир принял христианство в 988 году.

Это было важное событие.

Все славяне стали поклоняться одному Богу – Иисусу Христу.

Христианство объединило славян.

Мир и единство установились на Руси.

Христианство укрепило власть князя.

Христианство призывало к добру, любви к близким, почитанию старших.

Христианство приблизило Русь к культуре Византии.


Задание.

1. Вспомните дату, когда было принято христианство.

2. Подчеркните те слова, которые характеризуют христианство:

славяне объединились

установился мир

установилось единство

началась вражда

укрепилась власть князя



Предварительный просмотр:

Урок № 16. Повторение.

Славяне – предки русского, украинского и белорусского народов.

Русские люди – потомки славян.

Славяне жили племенами.

Славяне расселились на большой территории от Балтийского до Чёрного моря.

Кривичи, вятичи, древляне, поляне и другие – это славянские племена.

Славяне пригласили княжить Рюрика.

Рюрик был варягом.

Рюрик объединил славян.

Новгород, а затем Киев стали главными городами Руси.

Русь стала называться Киевской. Это было в 9 веке.

Князь управлял славянами князь.

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир – князья на Руси.

Рюрик – первый князь на Руси, он объединил славян.

Олег построил новые города, объединил Новгород и Киев.

Игорь собирал полюдье, был убит древлянами в 945 году.

Святослав воевал с Византией.

Владимир защитил Русь от кочевников, принял христианство.

Христианство объединило славян, укрепило власть князя.



Предварительный просмотр:

Урок № 17. Контрольное повторение.

1. Подберите к словам объяснение.

1.

История

А

Государство славян, образовалось в 9 веке

2.

Славяне

Б

Наука о прошлом

3.

Ремесло

В

Сбор дани

4.

Язычество

Г

Хазары, печенеги, половцы

5.

Христианство

Д

Первое княжество славян

6.

Кочевники

Е

Варяжский князь

7.

Легенда

Ж

Устный рассказ

8.

Рюрик

З

Предки русского, украинского и белорусского народов

9.

Русь

И

Вера в силы природы

10.

Полюдье

К

Занятие восточных славян

11.

Киевская Русь

Л

Первые князья на Руси

12.

Рюрик, Олег, Святослав, Игорь, Ольга, Владимир

М

Вера в Бога Иисуса Христа


2. Кто за кем княжил?

(Владимир, Игорь, Ольга, Святослав, Олег, Рюрик)

1.____________________

2. ___________________

3. ___________________

4. ___________________

5. ___________________

3. Какие события соответствуют датам?

(Восстание древлян, принятие христианства на Руси)

945 г. - ______________________________________________

988 г. - ______________________________________________

4. Какого князя называли Красное Солнышко?

___________________________________



Предварительный просмотр:

Урок № 18. Князья и бояре.

  1. Чем занимались и как жили князья и бояре?

В древние времена славяне жили родами и племенами. Племенем управляло вече. Вече выбирало военного начальника – князя.

Князь руководил дружиной. Дружина – это княжеское войско.

В 9 веке у славян появилось государство – Киевская Русь.

Князь стал правителем государства.

У князя по- прежнему была дружина, которая помогала князю управлять государством.

Служить в войске князя было очень почётно.

Дружину возглавляли старшие дружинники – советники князя. Они назывались БОЯРЕ.

Боярин – богатый, знатный дружинник.

Дружина всегда была при князе. Дружинники готовились к военным походам.

Бояре были богатыми людьми, они лучше одевались, жили в больших домах. Одежда князей и бояр была украшена дорогими камнями, золотом и серебром.

Слуги князей и бояр назывались челядь. Это были простые люди, которые готовили еду, убирали в доме.


Задание.

Впишите в таблицу:

Князь руководил дружиной

Князь стал правителем государства

КНЯЗЬ

Древние времена

9 век

  1. Вставьте пропущенные слова.

а) В 9 веке князь стал …………………..

б) Боярин – богатый, знатный…………

в) Слуги князей и бояр назывались………….

правителем государства

дружинник

челядь

  1. Объясните слова:

КНЯЗЬ - _____________________________________________________.

БОЯРИН - ___________________________________________________.

ЧЕЛЯДЬ - ___________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Урок № 19. Вотчина. Землевладельцы и зависимые люди.

  1. Что такое вотчина?
  2. Кто жил в вотчине?
  3. Кто такие холопы и закупы?
  4. Чем свободные крестьяне отличаются от холопов закупов?
  5. Кого мы называем землевладельцами?
  6. Кого мы называем зависимыми людьми?

Князь делил землю между сыновьями и знатными дружинниками – боярами.

Эта земля передавалась по наследству от отца к сыну.

Такое владение землёй называлось ВОТЧИНА.

Вотчина – земля, которая передавалась по наследству.

На земле князя –в вотчине - жили бедные люди.

Они назывались ХОЛОПЫ

Холоп – это бесправный человек, раб.

В вотчине жили также ЗАКУПЫ. Это люди, которые брали в долг (купу) зерно или орудия труда. Если закуп не мог отдать долг, он становился холопом.

На земле князя также жили свободные люди – КРЕСТЬЯНЕ. Крестьяне жили общинами.

Занятия крестьян:

  • земледелие – выращивали хлеб;
  • охота;
  • скотоводство – разводили домашний скот и птицу.

Крестьяне платили дань князю.

Среди крестьян были очень бедные люди – СМЕРДЫ. Он несли военную службу: ходили в военные походы, участвовали в сражениях.

Таким образом, в Киевской Руси были те люди, которые владели землёй. Их называли ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ. Землевладельцы – это князья и бояре.

Люди, у которых не было земли, зависели от князей и бояр.

ЗАВИСИМЫЕ ЛЮДИ - это холопы, свободные крестьяне, смерды.


Задание.

1. Подберите объяснение к словам:

Вотчина

князья и бояре

Холоп

люди, которые брали в долг

Закуп

люди, которые занимались земледелием, скотоводством и охотой

Смерд

крестьяне, которые несли военную службу

Землевладельцы

бесправный человек, раб

Крестьяне

земля, которая передавалась по наследству

2. Напишите слова в таблицу:

Землевладельцы

Зависимые люди

Князья и бояре

Холопы, закупы, свободные крестьяне, смерды



Предварительный просмотр:

Урок № 20. Ярослав Мудрый.(11 век)

  1. За что князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
  2. Что сделал князь Ярослав Мудрый для укрепления Русского государства?
  3. Что такое «Русская Правда»?
  4. Кого защищали законы «Русской Правды»?

После князя Владимира в Киеве княжил его сын Ярослав.

За ум и образованность князя Ярослава прозвали Мудрым 

Ярослав Мудрый княжил в Киеве в начале ХI (11) века.

Дела Ярослава Мудрого:

  1. Укрепил границы Руси.
  2. Строил новые города.
  3. Одержал победу над кочевниками –половцами.
  4. Развивал торговлю с другими странами.
  5. Чеканил (изготавливал) монеты из серебра –«Ярославово серебро».

При Ярославе Мудром началось создание первого письменного сборника законов на Руси. Этот сборник назывался «Русская Правда». Споры между людьми стали разбираться по законам, записанным в «Русской Правде».

Закон – правила жизни людей.

В «Русской Правде» было записано, как наказывать за преступления. За любой проступок человек должен был платить штраф. Этот штраф назывался вира.

Законы «Русской Правды» защищали князя, богатых и знатных людей.


Задания.

  1. Кто за кем княжил?

(Ольга, Святослав, Рюрик, Владимир, Игорь, Олег, Ярослав Мудрый)

1. _______________

2. _______________

3. _______________

4. _______________

5. _______________

  1. _______________
  2. _______________

  1. За что и как прозвали князя Ярослава?

  1. Подберите объяснение к словам:

Ярослав Мудрый

штраф за преступление

«Русская Правда»

правила жизни людей

Вира

первый письменный сборник законов на Руси

Закон

князь, который правил в XI веке, сын князя Владимира

  1. Что лишнее? Какие события не связаны с делами Ярослава Мудрого?
  1.  Укрепление границы Руси.
  2. Победа над кочевниками- половцами.
  3. Начало создания сборника законов «Русская Правда».
  4. Принятие христианства на Руси.


Предварительный просмотр:

Урок № 21. Владимир Мономах.(12 век)

  1. Что завещал своим сыновьям князь Ярослав Мудрый?
  2. Почему между наследниками Ярослава Мудрого начались ссоры и вражда?
  3. О чём договорились русские князья в Любече?
  4. Почему князя Владимира прозвали Мономахом?
  5. Что сделал Владимир Мономах в годы своего правления?

После князя Ярослава Мудрого правили на Руси его сыновья. Князь Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире и согласии. Долгое время князья помнили завет отца и управляли Русью в согласии.

Но каждый из наследников мечтал княжить в Киеве. По этой причине между князьями начались ссоры и вражда. Часто стали нападать на Русь половцы. Они сжигали и уничтожали дома и посевы. Русь пришла в разорение. Начался голод.

Один из внуков Ярослава Мудрого – князь Владимир созвал в городе Любече русских князей. Он призвал их прекратить споры и объединиться для борьбы с кочевниками. 

Князья послушались Владимира, объединились и разгромили половцев. На Руси наступил мир.

Князь Владимир начал княжить в Киеве в 1113 году. Он был правнуком византийского императора Владимира Мономаха. Именно поэтому князя Владимира прозвали Мономах.

Дела Владимира Мономаха:

  1. Заключил мир с половцами.
  2. Построил много храмов.
  3. Открывал школы, библиотеки.
  4. Наладил торговлю с другими странами.

При Владимире Мономахе Русь богатела и укреплялась.

Наступили мир и спокойствие.


Задания.

  1. Назовите имя князя, который смог объединить русских князей в городе Любече.

____________________________________________________________

2. Установите соответствие.

Владимир

Начал создавать первый письменный сборник законов на Руси - «Русскую Правду»

Ярослав Мудрый

Объединил русских князей в борьбе против половцев

Владимир Мономах

Принял христианство на Руси

  1. Подчеркните предложения, которые связаны с правлением Владимира Мономаха:

  • Установился мир на Руси.

  • Кочевники стали чаще нападать на Русь.

  • Князья не смогли объединиться.

  • Князья собрались в Любече и объединились в борьбе против половцев.

  1. Вспомните, как прозвали князей и по какой причине:

Ярослав __________________, потому что он был ____________________________________________________________.

Владимир ________________, потому что он был _____________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Урок № 22. Распад Руси на отдельные княжества.

1. Почему ослабела связь русских городов с Киевом?

2. Что такое раздробленность?

3. Каковы причины раздробленности?

В XII (12) веке после смерти Владимира Мономаха князья вновь начали ссориться и бороться за власть.

Каждый из князей мечтал о киевском престоле.

Постепенно князья и бояре поняли, что можно управлять отдельным городом, иметь свою власть в нём и не обращаться к киевскому князю.

Стала ослабевать связь с Киевом, а власть князей и бояр в своей земле укреплялась.

Города развивались, росла их самостоятельность. Больше они не зависели от Киева.

Таким образом, Русь распалась (разделилась) на отдельные земли - княжества.

Это было в XII-XIII веках.

Период XII-XIII века в истории Руси называется РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

Страна распалась на отдельные территории.

Киев перестал быть центром Руси. В каждом отдельном княжестве появился свой центр.

Причины распада Руси на отдельные княжества:

1.Рост и укрепление городов.

2. Стремление князей к самостоятельности, независимости от Киева, к укреплению своей власти.


Задания.

  1. Что такое раздробленность? Выберете и впишите.

- страна распалась на отдельные территории;

- князья объединились для борьбы с кочевниками.

  1. Выберете и подчеркните причины раздробленности Руси:

  • Набеги половцев.
  • Стремление князей к укреплению своей власти.
  • Рост самостоятельности городов.
  • Князья не хотели подчиняться Киеву.
  • Князья хотели объединиться и подчиниться Киеву.

  1. Установите соответствие и впишите:

Распад Руси на отдельные княжества.

Образование государства Киевская Русь.

IX (9) век

__________________________________________________.

XII-XIII (12-13) века

_________________________________________________ .



Предварительный просмотр:

Урок № 23. Монголо - татары.

1. Кто такие монголо – татары?

2. Какое войско было у монголо – татар?

3. Кто возглавлял монголо – татарское войско?

В XIII веке Русь была разделена на мелкие княжества. Князья воевали друг с другом. Не было на Руси мира. Этим воспользовались кочевники – монголо – татары.

Они жили на востоке, в степях Азии и постоянно нападали на соседние земли.

Монголо – татар возглавлял ЧИНГИСХАН. 

Монголо – татары были хорошо вооружены. Сражались они храбро. В войске были строгая дисциплина. Они безжалостно расправлялись с жителями захваченных ими городов и посёлков.

Монголо – татары были жестокими. Они разрушили много городов, убили и угнали в плен тысячи людей.

Покорённые народы платили монголо – татарам дань.

Войско монголо – татар направилось к границам Руси. Это было в XIII веке.




Предварительный просмотр:

Урок 24. Нашествие монголо – татар на Русь.

1.

2.

В начале XIII века монголо – татары подошли к южной границе Руси. Их возглавлял Чингисхан.

В 1223 году на реке Калке состоялось сражение между русским войском и монголо – татарами.

В этом сражении победили монголо – татары.

Между русскими князьями не было единства и взаимопомощи, поэтому русское войско потерпело поражение.

Монголо – татары жестоко расправились с русскими князьями, которые попали в плен.

В 1237 году монголо – татары совершили новый поход на Русь. Монголо - татар возглавлял внук Чингисхана – хан БАТЫЙ.

Батый подошёл к городу Рязани. Храбро защищались жители города, но силы были неравны. Монголо – татары ворвались в город и полностью разрушили его. Погибла Рязань. Никто не пришёл на помощь.

Не было на Руси единства, не взаимной помощи. Это и погубило Русь.

Монголо – татары двинулись вглубь русских земель, сжигая и разоряя всё на своём пути. Войска Батыя покоряли русские города один за другим.

Так началось страшное и разрушительное нашествие монголо – татар на русские земли.


Задания.



Предварительный просмотр:

Урок № 25. Героическая борьба русских людей

против монголо – татар.

1.

2.

3.

Страшное и разорительное нашествие на Русь начали монголо – татары во главе с ханом Батыем.

Монголо- татары разорили Рязань и двинулись дальше по русской земле.

Они покорили города Суздаль, Коломну, Москву, подошли к Владимиру. Долго сопротивлялись жители города, но монголо – татары смогли прорваться в город. Они сожгли и разорили Владимир. Жителей угнали в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта

Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урок...

"Россия - Родина моя" урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта

Путешествие по страницам книги «Русские народные пословицы и поговорки", загадки о животных, игра "Горелки", р.н.п. "На зелёном лугу",  игра "Большой олень", хоровод "Пойду ль я", танец "Барыня"....

урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"

Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...

"По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта

Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни....

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....