статья по теме "Формы внутриклассной дифференциации на уроках истории и обществознания для слабовидящих учащихся в процессе использования системы проблемного обучения"
статья по истории (9 класс) по теме

Липартелиани Ольга Николаевна

В публикации рассматриваются формы внутриклассной дифференциации на уроках истории  для лиц с ОВЗ ( слабовидящих учащихся)  в процессе использования системы проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы внутриклассной дифференциации на уроках истории и обществознания

 для слабовидящих учащихся

в процессе использования системы проблемного обучения

Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить  близкие  или  дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив  основные  мысли;  на  более сложном уровне - прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне - прочитать пара граф, дать аннотацию и рецензию на него.

Среди дифференцированных заданий широко распространены задания различной  направленности:  задания,  устраняющие  пробелы  в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста  или  упражнения  на  самостоятельные части - порции),  задания  с  письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

 Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не   обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем  %  дозированной помощи определяет сам ученик.  

Формой внутриклассной  дифференциации  по  общим  способностям  учащихся является уровневая дифференциация, разработанная В.В.Фирсовым, В.А. Орловым, В.М. Монаховым.  Авторы  исходят  из  того, что в процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик  полностью  усваивал  этот максимум, его знания оценивались 5 баллами, если были незначительные пробелы или неточности - 4 баллами и т.д. Добросовестный ученик ориентирован был именно на максимум знаний и изо всех сил     старался его усвоить.  Это, естественно, вызывала перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить максимум знаний по всем предметам.

Авторы идеи уровневой дифференциации предложили перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым дол жен овладеть ученик,  без  которого  он  не  сможет  двигаться  дальше в изучении   данного  предмета.

Каждый  ученик  получает  право  и  возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, перед началом изучения очередной темы знакомит учеников результатами, которых они должны достичь.

Таким образом, в  уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения

Тема "Москва во главе объединения русских земель" . Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок....

Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...

статья по теме "Уроки истории и обществознания со слабовидящими учащимися в рамках использования технологии проблемного обучения"

В публикации представлены основные формы работы учителя на уроках истории и обществознания со слабовидящими учащимися  в рамках использования технологии проблемного обучения...

Урок русского языка в 5 классе (с использованием технологии проблемного обучения) \ Тема: «Синонимы»

Этот урок поможет систематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; сформировать умение употреблять синонимы в речи с целью её обогащения; познакомить со словарями...

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе с использованием технологии проблемного обучения "Что такое конфликт?"

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик анализирует фактиче...

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения по теме « Озёра»

Разработка урока по географии в 6 классе с использованием  технологии проблемного обучения по теме : « Озёра»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В УСЛОВИЯХ БЕРЕЖЛИВОГО КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Технология проблемного обучения включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  методов, творческих по самой своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактиче...