Алгоритм организации исследовательской деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности
статья по истории (5, 6, 7 класс) на тему

Лёвина Татьяна Васильевна

В статье рассказывается о личном  опыте работы автора по организации исследовательской деятельности на уроках истории  и во внеурочной деятельности, начиная с работы с памятками, иллюстрациями учебника. Затрагивается метод проектов на примере проекта "Мое село Вязовка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл algoritm_organizatsii_issledovatelnoy_deyatelnosti.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

 АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ  ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Лёвина Татьяна Васильевна, учитель истории

и обществознания муниципального

                                                      общеобразовательного учреждения

                      «Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка»

Татищевского района Саратовской области

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования основными задачами являются достижение предметных, метапредметных и личностных результатов,  включающих: освоение обучающимися универсальных учебных действий; способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; деятельность по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Всего этого можно добиться, приобщив учащихся к учебно - исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время.

В современной педагогической науке под учебной исследовательской деятельностью  понимается такая форма организации образовательного процесса, при которой учащиеся сначала под руководством учителя, а по мере взросления самостоятельно, овладевают способами  решения проблем в процессе познания,  решают творческие задачи с заранее неизвестным для них результатом. Это позволяет учащимся перейти от простого восприятия, а затем воспроизведения готовой информации,  к  творческому поиску и преобразованию имеющейся информации в новое знание, овладеть  приемами исследования, получить умения и навыки для освоения больших объемов информации, умения ориентироваться  и систематизировать эту информацию.[1] Как учитель может добиться этого ?

В первую очередь учитель должен осознавать необходимость использования таких приемов и средств, которые отвечают особенностям исторического материала и развивают критическое мышление, своевременно выявлять уровень подготовленности учащихся: насколько они осознают способы своей учебной деятельности, какими основными умениями свободно владеют[2]; стимулировать выполнение учащимися заданий и задач возрастающей сложности, создавать  на уроках проблемные ситуации, требующие применения различных способов познавательной деятельности; самостоятельное и творческое применение учащимися способов деятельности в соответствии с поставленной задачей;  систематический самоконтроль и самооценка учащихся.[3] На уроках истории первые шаги в этом направлении делаются в 5 классе.

Я работаю по учебно-методическому комплекту «Алгоритм успеха» издательства Вентана-Граф, включающий в себя учебники «История древнего мира» Т.П.Андреевской, «Введение в историю» А.Н.Майкова, а также рабочие тетради к этим учебникам.

Учебник А.Н.Майкова  построен на знакомстве учащихся с «помощницами историков»-  вспомогательными историческими дисциплинами, а также видами исторических источников. При изучении этого  курса учащиеся  получают  информацию о том, как работают ученые, какие исторические источники помогают узнать о прошлом,  выполняют  задания, которые позволяют им попробовать себя в роли «историка».[4]

На первом этапе учебно-исследовательской деятельности серьезным подспорьем в формировании умения работы с источниками являются памятки, поскольку далеко не все учащиеся могут справиться этой с работой самостоятельно.[5] Памятки позволяют выработать алгоритм, с помощью которого можно составить описание того или иного источника, выделив как можно больше подробностей. Следующий шаг – построение гипотезы, постановка вопросов «зачем», «почему» и попытка ответа на эти вопросы. На этом этапе встречается наибольшие трудности, поэтому я с помощью наводящих вопросов стараюсь помочь учащимся сформулировать   свои мысли, сделать выводы.

Работа с иллюстрациями учебника по памятке «Как составить описание иллюстрации», как правило,  не вызывает у учащихся трудностей, поскольку в 4 классе они освоили описание картины.  Работа с письменными источниками более сложна. В учебнике Т.П. Андреевской  имеется  подборка документов с вопросами, на которые предлагается ответить ученику. Я дополняю этот перечень отрывками из источников  и организую работу в группах. Так, например, на уроке «Подданные фараона»  каждой группе учащихся   предлагаю отдельный рабочий  лист с  текстами  источника «Поучение Хети, сына Дуауфа, своему сыну Пепи», иллюстрациями : росписи из гробниц фараонов «Жатва», «Сельскохозяйственные работы», «Уборка тростника», изображение статуи писца Каи.  Изучив полученные материалы, учащиеся должны определить, о каких слоях населения идет речь,  составить рассказ о жизни этих людей, предположить,  почему они (земледельцы, ремесленники, воины, рабы, вельможи) так жили. Для выполнения этих заданий учащиеся должны распределить между собой предложенные тексты, обсудить форму представления результата, а также пройти несколько этапов работы: изучить материал, ответив на вопросы, обобщить полученные знания и сделать выводы, представить результаты своей работы. Учащимся из других групп дается возможность задать уточняющие вопросы. По окончании обсуждаем предложенные гипотезы.  Таким образом, я  решаю несколько задач: формирую умение  анализировать  источник, аргументировать свои выводы,  умение работать в группе, умение публичного выступления.

По окончании изучения  раздела «Древний Восток» учащиеся выполняют  задания рубрики «В мастерской историка» - самостоятельно выбирают из перечня тему творческого задания, руководствуясь памяткой «Как подготовить творческое задание», выполняют его, а затем на уроке представляют  результат своей деятельности.

Во внеурочной деятельности задачи исследовательской работы успешно решаются с помощью проектной деятельности.  Учебный проект-  это        совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.[6] Тема любого учебного проекта формулируется совместно с учащимися, совместно обсуждаются вопросы,  которые раскроют тему проекта наиболее полно. Следующий шаг - распределение этих вопросов  по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиск информации, творческих решений, самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам,  первичное оформление результатов поиска, промежуточное обсуждение полученных данных в группах (на заседании исторического кружка), презентация промежуточного результата проектов, оппонирование, коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Метод проекта необходим для того, чтобы научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, умению работать с информацией, научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.[7] Научить принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Именно таким был алгоритм действий в проекте «Мое село Вязовка». Этот проект  начался с найденной в архиве школы схемы села, составленной в 80-е годы прошлого столетия. Учащиеся отметили, что на схеме не нанесены  несколько улиц и предложили схему уточнить, нанеся на нее наиболее значимые объекты,  выяснить историю названия улиц, что они означают.

 Были сформированы  группы учащихся, живущих на одной улице, проведен «мозговой штурм», определен круг вопросов,  на которые нужно найти ответы, возможные источники информации, форма представления результатов исследования.

Далее последовала самостоятельная работа участников проекта. По мере получения информации она обсуждалась  на занятиях исторического кружка. Каждая группа представляла результаты своей деятельности на обсуждение всего коллектива. Это позволило учащимся быть оцененными и учителем и, что немаловажно, товарищами. Итогом  работы стала схема села с условными обозначениями улиц, социальных объектов, памятников природы и выставка фотографий самых красивых мест. Проект был представлен в школе, обнародован на празднике День села и получил высокую оценку. Ситуация успеха, сложившаяся в результате работы над проектом, позволила повысить самооценку учащихся, мотивировала их интерес к предмету истории, желание еще больше узнать не только об истории села, но и об истории Родины. Проект выступает  как способ организации самостоятельной исследовательской  деятельности учащихся по достижению определенного результата, что сегодня является актуальной инновационной  образовательной практикой.

Таким образом,  на уроке  и  во внеурочной деятельности  происходит усвоение алгоритма научного исследования, которое приводит к расширению кругозора и повышению интереса учащихся к истории; развитию критического и творческого мышления; формированию научного мировоззрения учащихся; формированию  социального опыта в общении и сотрудничестве;  в ходе исследования учащиеся осваивают универсальные способы учебной деятельности,  необходимые для саморазвития и самообразования.

Литература

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. -  2002.[Электронный ресурс]. URL: http://www.researcher.ru

/methodics/teor/teor_0001.html (дата  обращения 5.11.2013)

  1. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.Полат. М.: Гуманит. Изд.Центр ВЛАДОС,2000 http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/6.htm
  2. Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся//Преподавание истории в школе.- 2005.- №3 С.31-39
  3. Майков А.Н. История. Введение в истории.:5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /А.Н.Майков.- 2-е изд. дораб.- Вентана – Граф, 2012.С.11
  4. Андреевская Т.П. История Древнего мира: 5 класс. 2-е изд., доп.-Вентана –Граф, 2012. С.71
  5. Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные  технологии в системе образования", М., “Академия”, 2000. С.66-68     https://docs.google.com/document (дата обращения 05.11.2013)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Формирование патриотической компетентности у обучающихся с ОВЗ через организацию проектной деятельности на уроках истории и во внеурочной деятельности

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на развитие личностных качеств учащихся - патриотической  компетенции, воспитание активной жизненной и гражданской позиции....

Организация исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

В основе понятия – исследовательская деятельность лежит слово «исследовать», т.е. рассмотреть, изучить в целях познания какой-то вопрос. При исследовательской деятельности на уроке в...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Под «исследовательской деятельностью школьников» понимается такая форма организации воспитательно – образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они сам...

Опыт работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности как условие достижения метапредметных и личностных результатов».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме  тех, которые проявляются в результатеактивного участия хотя бы в самой маленькой    поисковойисследовательской рабо...

Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...