Исследовательская работа "Участие ветеранов - земляков в важнейших событиях Великой Отечественной войны"
творческая работа учащихся по истории (9 класс) на тему

Исследовательская работа ученицы 9 класса, в которой освещается участие земляков в важнейших событиях Великой Отечественной войны. ученицей исследованы документы, находящиеся в комнате боевой и трудовой Славы посёлка Венгеловка, семейные архивы родственников участников войны, изучены их воспоминания. На основе сопоставления изученных документов и сведений документальной литературы была выполнена эта работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_-_kopiya.docx939.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Венгеловская ООШ»

Межмуниципальная междисциплинарная конференция учащихся и учителей, приуроченная 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 70-летию окончания Второй мировой войны.

Наш край и наши земляки в войнах 1939-1945гг.

Участие  ветеранов-земляков

в важнейших операциях Великой Отечественной войны.

                                                                                       Выполнила: Наумова Алина Андреевна, МКОУ «Венгеловская ООШ» ученица 9 класса Руководитель: Камзинова Анастасия Касимовна, МКОУ «Венгеловская ОШ» учитель истории

Контактный телефон:

89377501432

                                               

 

Палласовка

2015г.

Оглавление.

Введение                                                                                                      3

Глава I Венгеловка в годы Великой Отечественной Войны.                 4-5                                                                                      

Глава II.  Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.                                                                                

  1. Кочергин П.И.
  2. Баймуханов Б.                                                                      6-7

Глава III.  Форсирование  Днепра.                                                                      

              2.1.   Меркулов Н.И.                                                                       9

Глава IV.   Военные действия Красной Армии против Японии.              

               3.1.   Матюшков П.И.                                                                    10

Заключение.                                                                                                  11

Список источников.                                                                                     12

Список литературы.                                                                                     13  

Приложения                                                                                                 14-20

                           

Введение.

      В этом году всё мировое сообщество отмечает две знаменательные даты – это 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и 70-летие окончания Второй мировой войны. События  знаменательны тем, что они коснулись всего человечества,  многих стран, а также,  потому что сыграли большую роль в последующем развитии  стран и государств.  События  поменяли взгляды многих правительств государств  и людей, живущих в них,  на  нашу многонациональную страну, тогда ещё СССР,  Некоторые страны по другому взглянули на  социалистический строй  и в  послевоенное время, пошли даже по пути развития социализма.  Можно сказать, дальнейшие исторические события в этих государствах приняли кардинально другое направление.  Роль нашей страны  во Второй мировой войне огромна. Наш народ,   несмотря на трудности в начальный период войны, смог консолидироваться под руководством правительства и отстоять не только своё государство  и суверенитет, но  и сыграть определяющую роль в освобождении Европы от фашизма.

       В этой войне принимали участие и мои земляки, которых уже нет в живых. Выполняя эту работу, я поставила перед собой цель изучить их  боевой  путь,   важнейшие  операции Великой Отечественной войны  и в каких из них принимали участие  мои земляки. А также узнать каков же был       вклад в Победу над фашистами  тружеников  тыла нашего посёлка. Это в основном женщины и дети. В настоящее время они являются старожилами нашего  села. Их рассказы и воспоминания о годах Великой Отечественной войны дали  мне представления о моём посёлке в годы войны.

       Тема,   которую я хочу осветить,  очень актуальна. Всё дальше от нас Вторая мировая  война, но герои войны не должны быть забыты. Каждый их подвиг  должен сохраниться в наших сердцах, и передаваться следующим поколениям. Поэтому я считаю необходимым изучить все документы, воспоминания, фотографии, находящиеся в Комнате боевой и трудовой славы посёлка  Венгеловка, фотоматериалы семейных архивов,    а также прочитать  документальные произведения  об этой войне, сопоставить их с рассказами и воспоминаниями земляков  и  показать, что мои земляки такие же  герои, о которых написаны  военные документальные  очерки. Просто во время войны корреспонденты не дошли до них и не успели  рассказать о моих земляках.  

      Глава I. Венгеловка в годы Великой Отечественной войны.

         Начало войны для жителей посёлка было большой трагедией,  как и для всего населения страны. Мужчины добровольно и по призыву ушли на фронт. В  селе остались старики, женщины да малые дети. Чтобы узнать о событиях той поры  я разговаривала с местными старожилами - Литвиновой Ниной Васильевной и Жидковым Александром Петровичем,   ознакомилась с содержанием альбома «Дети войны», который находится в Комнате боевой  и трудовой Славы.  Из  их рассказов и из альбома я узнала, что на территории посёлка  дислоцировался  102 авиаполк истребительной авиации. В  одном из  домов, в послевоенное время его стали использовать как общежитие,  жили лётчики. Как рассказывал Александр Петрович  Жидков,  каждое утро они строились  перед зданием  и исполняли гимн СССР. Затем  строем лётчики шли на аэродром, который находился к  востоку от посёлка, недалеко от разъезда Ингеловский.  Откуда совершали  свои вылеты для того, чтобы  прикрывать  участок железной  дороги  на отрезке Эльтон - Палласовка, имевший  стратегическое значение.  Командиром 102 полка истребительной авиации был майор Ежов Василий Семёнович, могила которого находится на сельском кладбище.  Из писем старшего брата Ежова  Николая Семёновича, я узнала, что лётчики этого полка сбили 109 фашистских самолётов.  Переписку с братом В.С. Ежова вели пионеры нашей школы, ещё в 1970-е годы. В 1942 году над железной дорогой велись воздушные бои, в ходе которых наши лётчики сбивали фашистские самолёты. Но были моменты,  когда   падали и наши самолёты - погибали  советские лётчики и мирные жители.

      О страшном событии 7 октября 1942 года мне рассказала Нина Васильевна Литвинова.  В  этот трагический день фашистские бомбардировщики  налетели  на поезд,   эвакуировавший мирных жителей из Сталинграда -  рабочих  заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь».   Нине Васильевне Литвиновой, тогда ещё девочке – подростку пришлось увидеть страшные картины войны: горела степь, вдоль железной дороги лежали  тяжело раненные люди, многие были  с оторванными конечностями. Всех убитых похоронили в братской могиле за железной дорогой.  Раненных распределили по  домам местных жителей. Делили с ними последним куском хлеба, выхаживали за ранеными. Через несколько  дней их на подводах отправили в Джаныбекский госпиталь. Приложение I.

       Ещё об одном трагическом   событии вспоминал  один старожил, которого нет в живых, Синитенко Владимир Фёдорович. Ему в то время было 8 лет.  Однажды недалеко от посёлка упал, подбитый фашистами советский самолет. Все дети и взрослые  побежали к нему.  На месте падения самолёта дети увидели страшную картину – погибшего лётчика, у которого не было ни рук,  ни ног.

Из воспоминаний тружеников тыла  я узнала, что такие же как мы,  14-15 летние   девчонки и мальчишки работали на полях. Пахали конным плугом  землю, были прицепщиками во время посевной, собирали колоски. В 1942 году, когда война подошла к Сталинграду, в посёлке появились военные лётчики.  Они стали привлекать местных жителей к строительству бомбоубежищ, которые были похожи на окопы,  но сверху они накрывались брёвнами и засыпались землёй. Также местные жители помогали строить  аэродром, капониры   недалеко от Венгеловки. Часто немецкие бомбардировщики появлялись ночью. И как только жители слышали  гул приближавшихся самолётов, они брали с собой узелки с вещами и  «уходили под землю». Каждый вечер по домам ходили  патрули и предупреждали о том, чтобы в домах не было света, чтобы не стать  объектом бомбардировок.

       В годы войны вдоль железной дороги от Астрахани до Саратова прокладывали трубы для перекачки нефти.  На этой стройке работали в основном рабочие из Средней Азии. Местные жители общались с ними, делились своими гостинцами. Дети  войны запомнили, что рабочие их угощали азиатскими сладостями – урюком, изюмом, курагой.  Недалеко от посёлка была построена нефтеперекачивающая станция – НПС -5, в народе её называли просто Перекачка. Вот  так проходили военные будни трудового фронта.

Глава II. Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной Войны.

     В комнате Боевой и трудовой Славы  находятся  воспоминания, записанные ещё при жизни ветеранов,  материалы, касающиеся их наград, фотографии, сочинения внуков  ветеранов о своих дедах. Я узнала, что в нашем посёлке проживало много  ветеранов участников  войны.  

     Сталинградская битва – поворотный момент в истории всей Второй мировой войны.  Это начало коренного перелома, когда,  наша армия, тыл  вынудили   фашистов  повернуть  вспять. И вот в этой великой Сталинградской битве воевали и наши односельчане.  Вчитываясь в воспоминания участников той битвы,  понимаешь,  какие  тяжёлые испытания пришлось пройти  участникам  Сталинградской битвы. Сталинградская битва  одно из величайших сражений Великой Отечественной войны, которая развернулась  в нашем крае, в районе  Сталинграда с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Когда немцы потерпели поражение под Москвой, немецкое командование решило вернуть стратегическую инициативу на советско-германском фронте и довести до конца план «Барбаросса». И они разработали  на лето 1942 года новый план  под названием  «Брауншвейг», по которому немецкие войска должны были  нанести удар по Сталинграду. Фашисты предполагали вдоль Волги выйти к Астрахани, и контролировать движение русских по водному пути. И вот свершению этих грандиозных планов врага помешали самоотверженные действия советского народа.  По  воспоминаниям  ветерана Кочергина Павла Ивановича  он попал  в Сталинград в самом начале Сталинградской битвы. В начале  августа 1942 года фашисты подходили к Сталинграду. Молодой боец Павел Кочергин вместе с такими же парнями и девушками  были отправлены в Краснослободск, а затем под обстрелами врага, были переправлены через Ахтубу, где бойцы были определены в 93 сапёрный полк  62 армии  под командованием генерала Чуйкова, в инженерные войска. Молодым ребятам необходимо было пройти обучение сапёрному делу и поэтому в течение 10 дней они учились этому нелёгкому и опасному военному ремеслу. После обучения были направлены в Бекетовку. Задачей  сапёров было минирование  полей на подходе к  городу. По рассказу Павла Кочергина работать приходилось по ночам, так как днём вся территория просматривалась и обстреливалась с  вражеских самолётов -  работать было опасно, но очень необходимая для защиты города от  рвущегося к Волге врага. Благодаря минированию полей удалось задержать фашистские танки в районе Бекетовки и немецкую пехоту  в районе Ельшанки.

В ноябре Георгием Константиновичем Жуковым был разработан план контрнаступления, участником которого и был наш герой  Кочергин. Но на этом война для него не закончилась. После короткого обучения в Саратовском военном училище, получив звание младшего сержанта, воевал на Белорусском фронте, под командованием Г.К. Жукова. Освобождал Брянск, Киев, Варшаву. Дошёл до Берлина. Награждён Павел Кочергин  орденом Богдана Хмельницкого, орденами Славы, медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина». Приложение II

На завершающем этапе Сталинградской битвы участником событий был ещё один наш односельчанин Баймуканов Байдан. Он  был миномётчиком 120-миллиметрового орудия при 108-м гвардейском полку 36 гвардейской дивизии. Как вспоминает ветеран в 20-х числах декабря 1942 года,  они защищали Сталинград со стороны Лапшин сада.  В это время,  он был свидетелем того,   как шли переговоры  наших командиров с фашистами о необходимости сложить оружие.  Наше командование привлекло к переговорам соотечественников фашистов, которые сотрудничали с Красной Армией. Они предлагали  немецким воинам сложить оружие. Среди немцев, сотрудничавших с командирами Красной Армии были депутат рейхстага Вальтер Ульбрихт, писатели Эрих Вайнерт, Вилли Бредель. Они призывали: «Ваша судьба в ваших руках! Сговоритесь друг с другом! Помогите себе сами! Если вы будете единодушны, офицеры волей – неволей присоединятся к вам. Сдавайтесь,  пока оружие Красной Армии не скажет решающего слова!». Но фашисты не приняли этого предложения, не вняли призывам своих земляков.  8 января командованию окружённой группы был предъявлен ультиматум о капитуляции, но генерал Паулюс отклонил предложение, второй ультиматум был тоже отклонён.  Тогда 10 января  бойцы 108 гвардейского полка, в составе которого был Баймуханов Байдан,  пошли  в наступление.  Вплоть до 2 февраля сражался боец в рядах гвардейцев, стал свидетелем пленения Паулюса. Развязка стремительно приближалась. Получив донесение командира 38-й мотострелковой бригады полковника Бурмакова о полном блокировании площади Павших борцов, командарм 64-й генерал-лейтенант Шумилов поручил начальнику армейского штаба генерал-майору Ласкину выехать на передовую в качестве представителя командования Донского фронта, встретиться с генерал-полковником Паулюсом и принять капитуляцию его войск. Пленение самого командующего было – при всех обстоятельствах – непременным условием. К этому времени стрельба с обеих сторон вблизи городского универмага практически уже прекратилась. Часы показывали восемь пятьдесят утра 31 января. Двадцать минут, отпущенные командующему 6-й армией для приведения себя в порядок, истекли. Генерал-майор Ласкин в сопровождении наших офицеров и генерала Шмидта вошел в комнату Паулюса. Глава нашей делегации объявил фельдмаршалу о его пленении. Командующий 6-й армией, подняв вверх правую руку, на ломаном русском языке произнес:
– Фельдмаршал германской армии Паулюс сдается Красной армии в плен!

         И так 2 февраля 1943 года одержана Победа под Сталинградом.  В плен было взято 91 тысяча немецких солдат и офицеров, погибших-142 тысячи человек. В ходе Сталинградской битвы было нанесено поражение 48 немецким дивизиям и 3 бригадам. Эта победа стала началом коренного переломома в ходе боевых действий. Красная армия погнала фашистов к  Западу. Вместе с действующей армией боец продолжил свой боевой путь. В составе 7 Степного фронта сражался в районе города Алчинска, форсировал Дон, освобождал города Харьков, Кировоград. Под Кировоградом был ранен в руку. После госпиталя в составе 1 Украинского фронта 290-го отделения гвардейского ордена Александра Невского миномётного полка освобождал Румынию, Будапешт Прагу. Победу встретил в Чехословакии. Награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над фашистской Германией». Приложение III.

Глава III. Форсирование Днепра.

      В 1943 году советская армия провела ряд блестящих операций в ходе освобождения территорий страны. Победа советских войск под Курском положила начало мощному наступлению Красной Армии, развернувшемуся на огромном фронте протяжённостью до 2 тысяч километров. Советские войска устремились на Запад, к Днепру. Днепр представлял   преграду для наступающих войск. Немцы возводили здесь оборонительные сооружения – «Восточный вал».  Нашим воинам предстояло  форсирование Днепра. Участником этого события стал ещё один наш земляк - участник Великой Отечественной войны Меркулов Николай Ильич.  Он был призван на фронт в самом начале Сталинградской битвы.  Вместе с другими мобилизованными  работал на станциях Приволжской железной дороги – вывозили моторы с заводов. Затем был направлен в Сталинград в составе 148 дивизии.  Стал участником ожесточённых боёв в Сталинграде.  Николай Ильич вспоминал: «По приказу прибыли мы на место переправы, где нас ожидали лодки. Мы разместились в лодках по восемь-девять человек. Отплыли, и когда уже были  далеко от берега, фашисты запустили в небо восемь ракет, и наши лодки все были освещены. Затем послышались взрывы, один из снарядов попал в нашу лодку.  В руках почувствовал резкую боль, но выбрался на берег. Из девяти бойцов в живых осталось двое». С ранениями рук Николай Меркулов попал в госпиталь, но война для него ещё не закончилась. После госпиталя Меркулов Николай Ильич с боями прошёл, освобождая территории Чехословакии, Румынии, Польши. Но в Закарпатье, боевое подразделение, в составе которого находился  боец Меркулов, попало в окружение. 42 дня находились они в окружении, но пережив много трудностей, небольшой группе солдат, в которой находился Меркулов, удалось прорваться к  своим. Труден был боевой путь  Николая Ильича, но с товарищами дошёл он до Берлина. Награждён двумя орденами «Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За освобождение Праги», «За боевые заслуги»,  «За взятие Берлина». Приложение IV.

Глава IV. Военные действия Красной Армии против Японии.

     В 1945 году состоялась конференция трёх союзных держав в Крыму – СССР, США и Великобритании. Делегации возглавляли Сталин, Рузвельт и Черчилль. На конференции были решены вопросы об окончательном разгроме вооружённых сил Германии и условия её безоговорочной капитуляции.  Наряду с другими вопросами было решено, что после разгрома фашистской Германии Советский Союз вступит в войну с Японией.

    8 августа 1945 года Красная Армия вступила в войну с Японией. Красная Армия нанесла сокрушительный удар по Квантунской армии, дислоцированной в Манчжурии. И уже 14 августа  японское правительство приняло решение о капитуляции, но армия продолжала сопротивляться. И  19 августа началась массовая сдача японских солдат и офицеров в плен.

    В этой операции Второй мировой войны принимал участие  и наш земляк Матюшков Пётр Иванович. С самого начала Великой Отечественной войны служил на границе с Японией в Гровской части под командованием полковника Марева. Командиром роты был лейтенант Полозов. Пётр Матюшков служил на границе миномётчиком, воинское звание – сержант. За боевые действия награждён медалью «За победу над Японией».

 Приложение V.

Заключение.

     Выполняя эту работу,  я изучила боевой путь моих односельчан-участников Великой Отечественной и Второй мировой войн. Изучила военную  литературу - статьи, документальные повести  об отдельных событиях войны.  Вся эта работа расширила мои знания о крупнейшем событии 20 века, я поняла масштабы той войны и была поражена отвагой и мужеством советских воинов, их стойкостью и патриотизмом, готовностью отдать жизни за свою землю, семьи,   за свою Родину.  Проанализировав  материал собранный мной за весь период работы,  я сделала вывод, что люди нашего маленького посёлка не остались в стороне от события мирового значения.  Наши ветераны,  принимая участие в важнейших операциях этой войны, приблизили победу над фашизмом в нашей стране, а также в Европе.  Для меня эта работа оказалась полезной, так как я смогу использовать свои знания и на уроках истории, а также есть возможность проводить экскурсии в Комнате боевой Славы, рассказывать о наших ветеранах другим школьникам, проводить беседы о ветеранах с младшими  ребятами. Всё это позволит нам не забывать героические страницы нашей истории.

Список источников.

  1. Воспоминания Кочергина П.И.
  2. Воспоминания Баймуханова Б.
  3. Воспоминания Меркулова Н.И.
  4. Семейный архив семьи Матюшкова П.И.
  5. Материалы Комнаты боевой и трудовой Славы.

Список литературы

  1. Венок Славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Свиридов Н.В.
  2. Школьная энциклопедия.  История России XX век. Вербицкая Л.А., Фурсенко А.А.
  1. Память Сталинграда. А. Иванкин, В. Дроботов, И. Маркелов, Жоржи Амаду.  
  2. История России XX век.  А.А. Данилов, Л.Г.Косулина.


Приложение 1

G:\Users\анастасия\Desktop\Новая папка\фотографии 007.jpg

G:\Users\анастасия\Desktop\Новая папка\фотографии 010.jpg

Памятники рабочим заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь», погибшим 7 октября 1942 года.

Приложение II.

G:\Users\анастасия\Desktop\для сайта Палласовский\Кочергин Павел Иванович\Кочергин Павел Иванович.jpg

Кочергин Павел Иванович – участник Сталинградской Битвы.

G:\Users\анастасия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок.jpg.jpeg

Награды Кочергина Павла Ивановича.

Приложение III.

G:\Users\анастасия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Воспоминания Баймуханова Байдана (на фото средний).jpg

Баймуханов Байдан – участник Сталинградской битвы, свидетель пленения фельдмаршала Паулюса (в центре).

Приложение IV.

G:\Users\анастасия\Desktop\для сайта Палласовский\Меркулов Николай Ильич -участник ВОв\Меркулов Николай Ильич - участник Сталинградской битвы.jpg

Меркулов Николай Ильич – участник Великой Отечественной войны, принимал участие в форсировании Днепра, освобождении Европейских стран.

Приложение V.

G:\Users\анастасия\Desktop\для сайта Палласовский\Матюшков Пётр Иванович\Матюшков Пётр Иванович.jpg

Матюшков Пётр Иванович – участник Второй мировой войны, боевых действий Красной Армии против Японии.

G:\Users\анастасия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок.jpg.jpeg

G:\Users\анастасия\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Рисунок.jpg.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УРОК ПАМЯТИ" посвящена событиям Великой Отечественной войны

Презентация может использоваться на уроках литературы для 5-11 классов с целью воспитания патриотизма на примерах героических подвигов советских солдат в Великой Отечественной войне...

Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

    День  Победы – один из самых знаменательных дней   в истории Великого русского Государства.  Это день  памяти и скорби всех участников   Великой...

Сценарий классного часа, посвящённого событиям Великой Отечественной войны

Сценарий классного часа "Зов белых журавлей", призываюший:Раскрыть значение подвига женщины на войне, жертвенности во имя Победы.Научить умению оценивать героические будни советских женщин, переживать...

Социально-патриотический проект «Подарок ветерану», посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.

Наше время – время бурных социальных и экономических перемен. Оно требует от каждого человека активной гражданской позиции. Сила Российского государства прежде всего зависит от творческого и интеллект...

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ Сценарий утренника к 70-летию Победы Цель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа. Задачи: - Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 г ; - Разв

ЭТОТ СЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫСценарий утренника к 70-летию ПобедыЦель: воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа.Задачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событи...

план мероприятий к 75- летию юбилеев событий Великой Отечественной войны.

план мероприятий к 75- летию юбилеев событий Великой Отечественной войны....

«Искать и помнить: поисково-исследовательская деятельность как средство познания событий Великой Отечественной войны»

В данной работе показаны результаты обследования учащихся, показывающие снижение их интереса к событиям Великой Отечественной войны, а также  как можно повысить интерес школьников через поисково-...