XX век в истории России и моей семьи
статья по истории (9, 10, 11 класс) на тему

Онокова Тамара Александровна

XX век в истории России и моей семьи. Исследовательские проекты учащихся 9 —11 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon xx_vek_v_istorii_rossii_i_moey_semi.doc268 КБ

Предварительный просмотр:

XX век в истории России и моей семьи

 

Исследовательские проекты учащихся. 9 —11 классы

 

Каждый учитель считает свой предмет самым важным и может привести массу тому доказательств в разговоре с коллегами, родителями или «нерадивыми» учениками. Я же считаю свою любимую историю самым «многострадальным» учебным предметом. Не буду заходить в дебри десятилетий преподавания его исключительно с марксистско-ленинских позиций. Достаточно оглянуться на последние полтора десятка лет, чтобы увидеть, как много «намудрили» со школьной историей наши уважаемые чиновники от образования. Тут тебе и концентрическая система вместо линейной, и подходы разные, и стандарты новые. А уж учебники истории не критиковал только ленивый! И всё это с благими намерениями.

Однако у меня часто возникает вопрос: если в советское время историю преподавали «неправильно», а сейчас столько делается для того, чтобы исправить ситуацию, почему мы — «дети застоя» — знаем и любим историю своей страны со всеми её победами и трагедиями, а мои нынешние ученики зачастую относятся к самым драматическим событиям совершенно индеферентно?

Однажды по этому поводу в учительской даже развернулась довольно бурная дискуссия. Один из учителей возмутился, что ученик 7-го класса не смог сказать ему, в каком году началась Великая Отечественная война. Претензии, конечно, были предъявлены учителям истории, но постепенно в спор включились все, кто находился в учительской. Вот тогда-то и были произнесены слова, которые, на мой взгляд, многое (хотя и не всё, конечно) объясняют. Один коллега, желая утихомирить разбушевавшиеся не на шутку страсти, сказал: «Да вы поймите! Для двенадцатилетнего ребёнка всё равно, что Великая Отечественная война, что Куликовская битва!» Прозвенел звонок, все разошлись по урокам, но мои мысли всё витали вокруг болезненной темы.

Действительно, когда мы изучали историю той же Великой Отечественной войны, были живы и ещё полны сил наши деды — её непосредственные участники, мы воспитывались на их рассказах. Они приходили в школы, и дети видели живых участников войны, тех, кто защитил страну. Сейчас даже недавние, с точки зрения сорокалетнего человека, события XX в. перекочевали на страницы учебников. Дети, которых я теперь учу, родились уже после распада Советского Союза, и даже такие фамилии как Брежнев, Горбачёв им мало о чём говорят. К тому же, во многих семьях, озабоченных добываем хлеба насущного, не принято рассказывать детям о том, что было двадцать, пятнадцать, десять лет назад. Вот и получается, что история воспринимается отчуждённо, как что-то, не имеющее отношения к конкретному ребёнку и его семье (согласно присказке «это было давно и неправда»).

Так что же, всё так грустно и ничего нельзя исправить? А выход есть, и, как часто бывает, он находится там же, где и вход. Для того, чтобы воспринимать и понимать события, нужно их пережить, «пропустить через себя». Это можно сделать опосредованно, через исследование какой-либо близкой ребёнку темы. А что может быть ближе истории своей семьи и своей малой родины?

Вот что написал мой ученик, предки которого были высланы в Якутию во время сталинских репрессий, во введении к своей исследовательской работе:

«Во время подготовки доклада я долго думал, как обосновать актуальность своего исследования. Мне казалось, что история моей семьи (несомненно, интересная и важная для меня и всех Сергеевых) потеряется в масштабах такой огромной страны. И вот недавно учительница дала мне прочитать интересную статью в газете “Первое сентября”. Называлась она “Поражение памяти” и была посвящена таким же школьным исследованиям, какими занимаюсь я. В ней, в частности, приводились такие факты: “Пожилой московский респондент Николай Иванович поведал нам, что его деда-крестьянина забрали в 1930-е гг. без объяснения причин, и с тех пор его больше никто не видел, даже фотографии не сохранилось…” И дальше автор статьи писала: “Забыть о жертвах репрессий, отказаться от их памяти и свидетельств означает признать, что нацизм, тоталитаризм, лагерь победили, и более того, победили невидимо…” С этого момента для меня всё встало на свои места. Забвение своих предков, нежелание узнать о них, прочувствовать их судьбу может иметь грустные последствия не только для каждой конкретной семьи. История страны складывается из маленьких историй таких семей как океан из крохотных капель».

Ю.Ф.Орлов в молодости (слева) и после отбывания ссылки (справа) в посёлке Сангар

Ю.Ф.Орлов в молодости (слева)
и после отбывания ссылки (справа) в посёлке Сангар

Эта работа была написана в 2008 г., но наши школьные исследования начались гораздо раньше, и здесь свою роль вновь сыграла «История», на этот раз — любимая методическая газета, которая в 1998 г. вместе с другими учредителями объявила первый конкурс исследовательских работ учащихся «Прошлое России в истории моей семьи». Нет, мы тогда не участвовали в конкурсе, а только с восхищением читали труды учеников моих замечательных коллег, но этот импульс способствал расширению различных форм исследовательской работы на уроках истории. А три года спустя в 11-х классах Сангарской гимназии стартовал внеурочный учебный исследовательский проект «История России XX века в истории моей семьи».

В начале работы над проектом мы ставили такие цели: создать целостное представление об истории Отечества ХХ в.; установить связь между историей семьи и историей страны; повысить интерес к изучению истории; вызвать чувство гордости за своих предков.

Конечным продуктом проекта должны были стать доклады одиннадцатиклассников об истории своих семей в разные периоды ХХ в., а учебным результатом — опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный интеллектуальный продукт.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке собственной деятельности. Таким образом, на каждом этапе им необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала, проведении анализа проделанной работы.

Через три месяца одиннадцатиклассники представили двадцать пять проектов под общим названием «ХХ век в истории России и моей семьи». Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную в течение столетия, ученикам было предложено выбрать для работы любой период ХХ в. Из двадцати пяти проектов десять освещали период Перестройки в СССР, пять — «брежневское» время, пять — период Великой Отечественной войны и только пять проектов так или иначе затрагивали весь ХХ в.

У тех ребят, в семьях которых плохо знают свою родословную, доклады получились бедными, вымученными. Теоретическая часть в них превалировала. Более того, некоторые родители выразили непонимание и недовольство подобной нестандартной работой. Однако даже такие ученики в процессе выполнения проекта многому научились: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т.д.

Гурам Доленджашвили (слева) в посёлке Сангар. 1975 г.

Гурам Доленджашвили (слева) в посёлке Сангар. 1975 г.

Совсем иными получились доклады ребят, в семьях которых чтут традиции и уважают память предков. На их представлении время пролетало незаметно. Даже учителя истории открывали для себя новые факты и подробности. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей, или разбрасывали семью по всему свету, как встретились в Якутии ссыльная ленинградская немка и бурятский парень, как складывалась история старообрядческой семьи после установления советской власти, с благоговеньем рассматривали чудом сохранившиеся «блокадные» талоны на хлеб.

При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос «Что вам дала работа над проектом?». Суммируя ответы, можно отметить следующее:

• изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;

• они лучше узнали эпоху «изнутри»;

• в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем истории; педагогика сотрудничества стала реальной;

• работа способствовала сохранению традиций, нравственных ценностей, исторического опыта;

• многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.

Один из участников проекта завершил свою работу такими словами:

«На примере жизни моих бабушки и деда, переживших тяготы и репрессии ХХ века, можно лучше понять историю огромного и загадочного для нынешней молодёжи государства — страны Советов. Страны, в которой родились я и мои одноклассники — СССР...

Сейчас моей бабушке Елизавете Ивановне Азаргаевой (Риттер) 82 года. Она тяжело болела: перенесла брюшной тиф и туберкулёз, но всегда отличалась стойкостью, жизнерадостностью и активной жизненной позицией. Была секретарём партийной организации, читала лекции, участвовала в художественной самодеятельности (она хорошо поёт). И сейчас бабушка продолжает активно сотрудничать с газетой и общественными организациями, пишет статьи и даже сочиняет стихи.

Её жизнь была тесно связана с историческими событиями, происходившими в стране — СССР, а позднее в России.

Вместе со страной она пережила блокаду Ленинграда, Великую Отечественную войну, репрессии, работала, не жалея сил, во имя благосостояния и расцвета своей страны. Радовалась трудовым успехам Родины, полёту первого космонавта. Пережила горбачёвскую перестройку, развал экономики, с болью в сердце наблюдала за распадом Советского Союза, повидала много советских и партийных лидеров, начиная со Сталина. Она всегда оставалась Человеком с большой буквы, за что я ею горжусь и очень люблю».

Первый проект был посвящён анализу уровня знаний молодёжи о политических репрессиях. В процессе его подготовки авторы провели социологическое исследование среди учащихся старших классов гимназии. Его результаты ещё раз подтвердили актуальность темы и помогли аргументировать цель и задачи конференции.

Гурам Доленджашвили. Посёлок Сангар. 1975 г.

Гурам Доленджашвили.
Посёлок Сангар. 1975 г.

Дальнейшие выступления были сгруппированы следующим образом: 1-я группа — «Репрессии в СССР», 2-я группа — «Репрессии в Якутии», 3-я группа — «Репрессии в Кобяйском районе и п. Сангар». Авторы представляли свои исследовательские проекты в течение 7 минут. Во время представления они кратко освещали актуальность, цель, задачи своей работы, а также представляли собственные исследования и выводы, отвечали на вопросы жюри.

Необходимо отметить, что все проекты были подготовлены очень качественно. Они содержали необходимый исследовательский компонент, были грамотно оформлены и представлены. По сравнению с предыдущим проектом, уровень работ стал намного выше. Это произошло потому, что у этих ребят уже был опыт исследовательской проектной деятельности на уроках истории и обществознания. Главная трудность, с которой столкнулось большинство юных исследователей — недостаток информации, особенно о репрессиях в Якутии, Кобяйском улусе и посёлке Сангар. Литература по репрессиям в Якутии очень малочисленна, а источников по репрессиям в Кобяйском улусе и п. Сангар практически нет. Свои работы ребята выполнили, используя, в основном, метод опроса очевидцев и информацию из Internet.

Несмотря на эти сложности, все проекты получились очень интересными.

Отвечая на традиционный вопрос «Что вам дала работа над проектом?», учащиеся отмечали, что их знания по этой теме стали более глубокими. Многие указывали, что до работы над темой даже не представляли масштабов репрессий в стране и всего трагизма этих страниц отечественной истории.

Тесты и контрольные подтвердили, что ученики, выполняющие исследовательский проект, получают гораздо более прочные и глубокие знания, чем те ребята, которые проекты не разрабатывали.

В ходе работы над исследовательским проектом многие учителя и авторы осваивают новые виды деятельности, связанные с информационными технологиями. Обработка материалов и оформление результатов исследования требуют освоения таких программ как Word, Excel. Практически все работы защищаются с использованием слайдовых презентаций, что предполагает хорошее знание Power Point.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моей семьи в истории моей страны

Главной целью  совместной работы стала попытка воссоздания исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах. Были поставлены следующие задач...

Презентация "Парад Победы в истории Отечества и моей семьи"

Презентация  рассказывает о Параде Победы 1945 года, в которой принял участие наш прадед-Каверзин Иван Ефимович....

Классный час: Истории и реликвии моей семьи - свидетели иных времён.

У каждого человека есть свой дом, своя семья. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди...

Тема «История моей семьи в истории России. Как написать ее историю» (7 — 11 классы)

Уроки с использованием Интернет —технологий. Поиска информации в сети Интернет и других СМИ....

Городской конкурс "История моей семьи в истории России - 2021"

Номинация "Семейная реликвия". Диплом Победителя....

Городской конкурс "История моей семьи в истории России - 2021"

Номинация "Семейная династия" Диплом Победителя....

Городской конкурс "История моей семьи в истории России - 2021"

Номинация «Личность в истории России». Диплом Победителя....