Курсовая работа на тему «Методическая разработка занятия по теме «Обобщающий урок «Эпоха дворцовых переворотов» в технологии лабораторного занятия»
проект по истории по теме

Скворцова Людмила Николаевна

Конспект обобщающего урока в 7 классе по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Кафедра общественных дисциплин

Курсовая работа

на тему

«Методическая разработка занятия

по теме «Обобщающий урок «Эпоха дворцовых переворотов»

в технологии лабораторного занятия»

Выполнила:

Скворцова Людмила Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Бугуянская ООШ»

Ибресинского района ЧР

Научный руководитель:

Лебедев Ю.Б., к.и.н, доцент

Чебоксары – 2016 г.

Оглавление

  1. Введение.
  2. Подготовительная часть занятия.
  3. Структура занятия:
  1. Организационный момент;
  2. Вводно-мотивационный;
  3. Практикум - актуализация знаний по теме «Дворцовые перевороты»;
  4. Лабораторная работа в группах;
  5. Практическая работа - выступление групп;
  6. Подведение итогов.
  1. Результаты занятия.
  2. Рекомендации.
  3. Список использованных источников и литературы.

Введение

Организация лабораторной работы на уроках истории

Изменения, произошедшие в последнее время в системе образования, открыли новые возможности в педагогической деятельности. Информационные технологии позволяют, практически на каждом уроке, использовать документы: фотографии, письменные источники, памятники художественного слова изучаемой эпохи, мемуары, исторические сочинения, речи исторических деятелей. Текст учебника не всегда совпадает по смыслу с изучаемым документом, это способствует учащимся сформировать свое отношение к историческому факту, выработать свое мнение.

Возможна организация и проведение специальных уроков – лабораторные занятия, построенных на изучении источников. Чаще всего в ходе урока – лабораторного занятия организуется работа с различными видами письменных источников. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У ребят вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего.

К каждому лабораторному занятию готовится памятка, в которой перечислены типы исторических источников, указаны хронология письменных источников, цели работы и предложена схема изложения результатов.Использование документа делает урок более значимым и запоминающимся. В итоге лабораторной работы обязательно в тетради должен быть оформлен определённый результат.

На данном уроке используются: учебник, исторические очерки.Перед началом урока класс делится на несколько групп, каждая из которых в начале урока получает задание. Учителю важно позаботиться о том, чтобы в каждой группе был ученик, способный организовать её работу.

  1. Подготовительная часть занятия

1. Опережающие задания:

– подготовить учащихся для выступления на уроке с историческими портретами императоров и регентов эпохи дворцовых переворотов: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Петр III.

2. Подготовлены:

– раздаточный материал на каждого учащегося: таблица «Эпоха дворцовых переворотов», тестовые задания;

– для каждой группы: таблица – схема родословная «Династия Романовых»;

– для класса: презентация на тему «Эпоха дворцовых переворотов».

II. Структура занятия

Тема занятия: «Обобщающий урок «Эпоха дворцовых переворотов»

Класс: 7.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: лабораторное занятие с элементами игры.

Цель урока: повторение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Россия в 1725-1762 годах».

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторить и закрепить у обучающихся знание исторических фактов, сформировать личное представление о правителях эпохи дворцовых переворотов.
  2. Развивающие: продолжить развитие умения анализировать исторические источники, сопоставлять фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, работать с историческими документамии с иллюстрациями.
  3. Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения к историческим событиям прошлого нашего Отечества, пробудить интерес к самостоятельному исследованию истории.

Средства обучения: Данилов А.А. История России,  7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014, распечатки исторических документов, схем, карточек-заданий, мультимедийный проектор, презентация.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, «верховники», фаворит, кондиции, гвардия, манифест.

Основные даты: 1725-1762 гг. – дворцовые перевороты.

Ход урока:

Эпиграф:

«Целые годы Петр колебался в выборе преемника и уже накануне смерти, лишившись языка, успел только написать: Отдайте все…, а кому – ослабевшая рука не дописала явственно».

В.О. Ключевский. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории.  Т.IV. М., 1989. С.236-239.

I. Организационный момент (1 мин.).

Приветствие с учащимися, установление рабочей атмосферы. Формирование 3 рабочих групп из учащихся.

II. Вводно-мотивационный. Вступительное слово учителя (5 мин.).

- Сегоднямы с вами повторим и обобщим знания, полученные на предыдущих уроках по теме «Эпоха дворцовых переворотов».

- А сделаем мы это в форме лабораторного урока с элементами игры. В  конце урока определим «Знатока истории». Можете ознакомиться с правилами игры, они лежат у вас на партах. (Приложение 1).

Деятельность учащихся: учащиеся самостоятельно читают правила игры.

- Вы уже знаете, что отчасти, сам того не желая, Петр стал причиной эпохи дворцовых переворотов. Вспомните даты дворцовых переворотов.

- За 37 лет – с 1725 г. по 1762 г. – на российском престоле сменились 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов.

- Вспомните, что было названо дворцовым переворотом?

(Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке гвардейских полков).

- Какие причины дворцовых переворотов вы считаете главными?

Учащиеся определяют эти причины:

1) Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).

2) Появление дворцовых группировок, «партий», борющихся за власть.

  1. Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет.

- Вспомните, почему ему пришлось издать такой указ?

(Петр был недоволен поведением царевича Алексея. Его беспокоило то, что сын безразличен к тому, чем жила страна. В одном послании Петр I угрожает лишить его престола, если он не одумается и не изменит поведения, "ибо, - писал царь, - за мое отечество и люди живота своего не жалел и не жалею, то како могу тебя непотребного пожалеть. Лучше будь чужой добрый, неже своей непотребный". Царевич Алексей Петрович отказывается от престола в пользу царевича Петра Петровича, сына от Екатерины I, который, объявленный наследником, умрет в четырехлетнем возрасте. Утрата, глубокие переживания выводят царя из равновесия. У него начинаются головные боли, припадки внезапного гнева, ему следовало бы подумать – кому этот самый трон оставить, но он не успевает назвать преемника. Простудившись при спасении моряков во время наводнения, внезапно умирает). [1]

Для рассказа о последних моментах жизни Петра I использовать дополнительный материал на с. 58. [2]

Постановка проблемного вопроса:

- Существует афоризм: «У истории нет сослагательного наклонения». 

История не терпит предположений: «что было бы, если бы». История - свершившийся факт, ее переделать уже не возможно. Что свершилось, то свершилось.

- Но все-таки попробуем поразмыслить и поставить такой вопрос:

«Если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?»

III. Практикум - актуализация знаний по теме «Дворцовые перевороты».

- Прежде чем приступить к рассмотрению этого вопроса, мы должны повторить материал прошлых уроков. Проведем «Исторический диктант».

- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату, тему урока.

Задание № 1.«Исторический диктант» (5 мин.).

Макс. балл –10.

  1. При каком правителе началась эпоха дворцовых переворотов? (При Екатерине I).
  2. При каком правителе закончилась эпоха дворцовых переворотов? (При Петре III).
  3. По приглашению какого совета Анна Иоанновна заняла императорский трон? (Верховного тайного совета).
  4. Расширением привилегий какого сословия характеризовалась внутренняя политика России во второй половине 18 века? (Дворянства).
  5. О какой императрице идет речь в отрывке из документа?

…Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего отца…(Елизавета Петровна).

  1. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанныес дворцовыми переворотами или со стрелецкими бунтами. Почему и кто его сослал в Березов? (С дворцовыми переворотами; попал в опалу при Петре II).
  2. Кто из российских монархов находился на престоле лишь полгода? (Иоанн VI).
  3. Придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику (Фаворит).
  4. Что означает слово секуляризация? (Проведенный в XVIII в. перевод церковной земельной собственности в государственную).
  5. Как вошел в историю период правления императрицы Анны Иоанновны? (Бироновщина).

Деятельность учащихся: заполнение ответов в тетрадь. Проверяется и оценивается сразу после каждого вопроса.

Задание № 2.«Тест «Эпоха дворцовых переворотов» (4 мин.). 

Макс. балл –8. (Приложение 2).

  1. Чье правление началось позднее других?

а) Павла I

б) Екатерины II

в) Елизаветы I

2) Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а) духовенство

б) крестьянство

в) гвардия

3) Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а) верховник

б) регент

в) рекрут

  1. Как называется период, характеризовавшийся засильем иностранцев при дворе в годы правления Анны Иоанновны?

а) бироновщина

б) «золотой век дворянства»

в) период просвещения

5) Фаворитом при Екатерине I был?

а) Меншиков

б) Бирон

в) Разумовский

6) Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество

б) установить регентство

в) подписать кондиции

7) Государственное устройство, при котором власть государя не ограниченна?

а) республика

б) абсолютная монархия

в) парламент

  1. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Как скоро она скончалась, князь Меншиков поставил караул у всех входов дворца, а на другой день поутру пригласил во дворец царевича, внука последнего царя, герцога и герцогиню голштейн-готторпских, принцессу Елисавету, дочь покойной царицы, и всех вельмож и первейших министров русских. Меншиков объявил им, что царица скончалась в прошедшую ночь, вруча ему свое духовное завещание, которое он тут же и прочел. В самом начале завещания она объявила единственным своим наследником вышесказанного царевича, внука своего супруга». (Екатерине I). [3]

Деятельность учащихся: выполнение теста на карточках. Взаимопроверка.

Задание № 3. Физминутка «Поставь на место» (2 мин.).

Макс. балл –6.

- Расположите в хронологической последовательности правителей эпохи дворцовых переворотов:

Анна Иоанновна

Екатерина I

Екатерина II

Пётр II

Пётр III

Елизавета Петровна

На доске: Правильный ответ:

Екатерина I

Пётр II

Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Пётр III

Екатерина II

Деятельность учащихся: выходят по одному, берут нужную табличку с именем правителя и прикрепляют к доске в правильной последовательности. (Приложение 4).

Задание № 4. «Вставьте пропущенные слова». (4 мин.).

Макс. балл –8.

Основная причина, легшая в основу (  1  ) переворотов, состояла в противоречиях между различными (   2  ) группировками по отношению к петровскому наследию. Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за (   3  ). Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на (  4  ). Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть (  5  ), которую Петр воспитал как привилегированную “опору” ( 6 )… Отчужденность народных масс от политики и их пассивность служили благоприятной почвой (   7   ) интриг и переворотов. В значительной степени дворцовые перевороты были спровоцированы нерешенностью проблемы ( 8 ) в связи с принятием Указа 1722 г., сломавшего традиционный механизм передачи власти. [5]

Правильный ответ:

  1. - дворцовых, 2 -дворянскими, 3 - власть. 4 –престол, 5 –гвардия,

6 – самодержавия, 7 –дворцовых, 8 - престолонаследия.

Деятельность учащихся: работают с текстом, вставляют пропущенные слова.

IV. Лабораторная работа в группах. Самостоятельная работа учащихся 

(6 мин).

Каждой группе предлагается работа с документами.

Задача групп – познакомиться с текстом документа (то есть проанализировать), высказать свою точку зрения на представленные мнения авторов документа (согласиться или не согласиться с предлагаемой оценкой).

Учитель на протяжении урока контролирует работу учащихся, консультирует по возникающим вопросам.

Карточка 1

Сформируйте своё отношение к личности Екатерины I,

используя текст документа:

«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен - и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».

Соловьев С. М. «История России». Глава четвертая. Царствование императрицы Екатерины I Алексеевны. [5]

Карточка 2

Сформируйте своё отношение к личности Петра II,

используя текст документа:

«Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:

— Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?

— Наша казна истощена, — сказал Меншиков, — государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.

— Я император, — сказал Пётр, топнув ногой, — надобно мне повиноваться».

Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел. [7]

Карточка 3

Сформируйте своё отношение к личности Анны Иоанновны,

используя текст документа:

Из донесений иностранных послов:

«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления …»

«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».

Анисимов Е. В. Анна Ивановна. [4]

Карточка 4

Сформируйте своё отношение к личности Ивана Антоновича,

используя текст документа:

«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку. Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Остермана, императора, его родителей и всех их приближенных.

Елизавета приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.

В 1756 году Ивана Антоновича перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.

Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764 г. В возрасте 23 лет».

Словари и энциклопедии на Академике. Иоанн Антонович. [8]

Карточка 5

Сформируйте своё отношение к личности Елизаветы Петровны, используя текст документа:

«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти». «Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками… Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования. Она же основала первый настоящий университет в России.

Карточка 6

Сформируйте своё отношение к личности Петра III,

используя материал параграфа и текст документа:

«Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...». «Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя». «За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа».

Ключевский В.О. Курс русской истории. [6]

Деятельность учащихся: работа по тексту, читают, анализируют его.

V. Практическая работа - выступление групп (10 мин).

Творческие отчеты групп, выступление учащихся с заранее подготовленными сообщениями о правителях, фронтальная обобщающая беседа. (Приложение 3).

VI. Подведение итогов (7 мин). 

  1. Вопросы для закрепления:

- Вернемся к нашему вопросу, поставленного в начале урока: если бы Петр I дописал завещание, то, как пошло бы историческое развитие России XVIII века?

- Существует среди историков мнение, что Петр I умышленно не подписал завещания. Кого он мог сделать своим приемником? Он не видел ни одной личности, способной продолжить его политику. Поэтому, даже если бы он и назначил преемника, то в России прогрессивного развития не произошло бы. Да и сами дворцовые перевороты 1725-1762 гг. – естественный ход развития России.

- Свержением Петра III и воцарением на 34 года его жены Екатерины II закончилась эпоха дворцовых переворотов.

- Также и наше занятие подошло к концу.

  1. Суммирование звездочек, определение победителя и выставление оценок.

- Давайте подведём итоги и определим победителя, который получит титул «Лучший знаток истории России середины XVIII века».

3. Рефлексия.

- Как я усвоил материал?

(Выбор обосновать смайликами: Смайлик 1, Смайлик 2).

VII. Домашнее задание (1 мин).

- Напишите рассказ от имени участника дворцового переворота.

  1. Результаты занятия.

На лабораторном занятии произошло обобщение и закрепление темы «Эпоха дворцовых переворотов», которая началась после смерти Петра I и продолжалась до воцарения Екатерины II.

Учащиеся усвоили такие вопросы: о причинах эпохи, содержание основных событий и личностную характеристику российских правителей данного времени, особенности их внутренней политики.

На уроке удалось реализовать все поставленные задачи урока. Учащиеся анализировали исторические источники, сопоставляли фактические данные, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делали выводы.

Все этапы урока хорошо продуманы и рассчитаны по времени.

  1. Рекомендации.
  • Дальше работать над формированием у учащихся умения применять знания в творческих условиях.
  • Продолжить работу по повышению уровня мотивации к обучению через урок и внеурочную работу по предмету.
  • Использовать в дальнейшей работе новые образовательные технологии, способствующие формированию мотивации учения, развитию умения анализировать исторические документы, устанавливать причинно-следственные связи: кейс-технологии, технологии развития критического мышления и т.д.

  1. Список использованных источников и литературы.
  1. Данилов А.А. История России, 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
  2. Колыванова В.В. Император Петр Великий. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 64 с., ил.
  3. Контрольно-измерительные материалы. История России. 7 класс / Сост. К.В.Волкова. М.: ВАКО, 2014.
  4. Анисимов Е.В. Анна Ивановна [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ownlib.ru/read-155923/anisimov-evgenii-viktorovich/anna-ioannovna/.– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 01.04.2016).
  5. Дворцовые перевороты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allstatepravo.ru/mpiogp/statiy-iogp/1092-dvorcovie-perevoroti-1725-1762.– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 02.04.2016).
  6. Ключевский В.О. Курс русской истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru .– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 02.04.2016).
  7. Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bookz.ru/authors/nikolai-kostomarov/istoria. .– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 03.04.2016).
  8. Словари и энциклопедии на Академике. Иоанн Антонович. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. .– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 03.04.2016).
  9. Соловьев С.М. «История России». Глава четвертая. Царствование императрицы Екатерины I Алексеевны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/.– Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 04.04.2016).

Приложение 1.

Правила игры:

1. В игре участвуют три команды по 2 человека.

2. На подготовку команд к конкурсам отводится определённое время.

3. Выполнять задания конкурса будет первой та команда, которая первой поднимет свою сигнальную карточку.

4. Каждое задание оценивается звездочками.

5. Если команда даёт неполный ответ или затрудняется с ответом, задание могут выполнить другие игроки.

6. Нарушение дисциплины не допускается. В случае нарушения дисциплины у команды вычитается 1 балл.

7. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, объявляется «Знатоком истории».

Правила игры:

1. В игре участвуют три команды по 2 человека.

2. На подготовку команд к конкурсам отводится определённое время.

3. Выполнять задания конкурса будет первой та команда, которая первой поднимет свою сигнальную карточку.

4. Каждое задание оценивается звездочками.

5. Если команда даёт неполный ответ или затрудняется с ответом, задание могут выполнить другие игроки.

6. Нарушение дисциплины не допускается. В случае нарушения дисциплины у команды вычитается 1 балл.

7. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за весь ход игры. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, объявляется «Знатоком истории».

Приложение 2.

Тест «Эпоха дворцовых переворотов»

  1. Чье правление началось позднее других?

а) Павла I    б) Екатерины II   в) Елизаветы I

2) Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а) духовенство   б) крестьянство   в) гвардия

3) Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а) верховник    б) регент     в) рекрут

  1. Как называется период, характеризовавшийся засильем иностранцев при дворе в годы правления Анны Иоанновны?

а) бироновщина     б) «золотой век дворянства»     в) период просвещения

5) Фаворитом при Екатерине I был?

а) Меншиков     б) Бирон       в) Разумовский

6) Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество     б) установить регентство   в) подписать кондиции

7) Государственное устройство, при котором власть государя не ограниченна?

а) республика    б) абсолютная монархия      в) парламент

  1. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Как скоро она скончалась, князь Меншиков поставил караул у всех входов дворца, а на другой день поутру пригласил во дворец царевича, внука последнего царя, герцога и герцогиню голштейн-готторпских, принцессу Елисавету, дочь покойной царицы, и всех вельмож и первейших министров русских. Меншиков объявил им, что царица скончалась в прошедшую ночь, вруча ему свое духовное завещание, которое он тут же и прочел. В самом начале завещания она объявила единственным своим наследником вышесказанного царевича, внука своего супруга».

Тест «Эпоха дворцовых переворотов»

  1. Чье правление началось позднее других?

а) Павла I    б) Екатерины II   в) Елизаветы I

2) Главная движущая сила дворцовых переворотов?

а) духовенство   б) крестьянство   в) гвардия

3) Лицо, руководящее государством в случае малолетства или болезни монарха?

а) верховник    б) регент     в) рекрут

  1. Как называется период, характеризовавшийся засильем иностранцев при дворе в годы правления Анны Иоанновны?

а) бироновщина     б) «золотой век дворянства»     в) период просвещения

5) Фаворитом при Екатерине I был?

а) Меншиков     б) Бирон       в) Разумовский

6) Члены Верховного тайного совета предложили Анне Иоанновне?

а) установить патриаршество     б) установить регентство   в) подписать кондиции

7) Государственное устройство, при котором власть государя не ограниченна?

а) республика    б) абсолютная монархия      в) парламент

  1. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и назовите императора, о котором говорится в отрывке.

«Как скоро она скончалась, князь Меншиков поставил караул у всех входов дворца, а на другой день поутру пригласил во дворец царевича, внука последнего царя, герцога и герцогиню голштейн-готторпских, принцессу Елисавету, дочь покойной царицы, и всех вельмож и первейших министров русских. Меншиков объявил им, что царица скончалась в прошедшую ночь, вруча ему свое духовное завещание, которое он тут же и прочел. В самом начале завещания она объявила единственным своим наследником вышесказанного царевича, внука своего супруга».

 Приложение 3.

Екатерина 1

Екатерина I (1684, Дерпт - 1727, Петербург)- первая российская императрица в 1725-1727.Дочь литовского обывателя Самуила Скавронского до принятия православия звали Мартой Скавронской. После ранней смерти родителей она воспитывалась в доме протестантского пастора. Грамоте обучена не была. Выдана замуж за драгуна Иоганна Рибо, служившего в шведском отряде. В Мариенбаде Екатерина I попала в русский плен и оказалась у Б. П. Шереметева, который уступил ее А.Д. Меншикову.

В 1703 она стала фактической женой Петра I. Современники отмечали, что Екатерина I обладала здравым деятельным умом и оказывала сильное нравственное влияние на Петра I; была для него незаменимой и даже сопровождала в походах. По легенде, во время Прусского похода в 1711 Екатерина I ценным подарком склонила турецкого пашу к миру, спасая тем русскую армию и царя от пленения (Орден Святой Екатерины). Роль Екатерины I была сильно преувеличена Петром I, чтобы оправдать их официальный брак при заточенной в монастырь его первой супруге Евдокии Лопухиной. С 1704 по 1723 Екатерина I и Петр I имели 11 детей, из которых выжили две дочери: Анна, вышедшая замуж за голштинского герцога, и Елизавета Петровна.

В 1724 был издан манифест, извещавший о коронации Екатерины I . Не отличаясь аристократической изящностью, она была статна, свежа, хороша собой. Умела быть обходительной и любезной с окружающими. После смерти Петра I Екатерина I при поддержке гвардии была возведена на престол А.Д. Меншиковым, который и стал фактическим правителем России. Екатерина I не занималась государственными делами, даже став императрицей, не пожелала учиться читать и писать.

Во время ее царствования был создан Верховный тайный совет. Передала престол внуку Петра - Петру II.

Пётр II

Пётр II (1715, Петербург - 1730, Москва), император (с 1727). Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича. Фактически не принимал участия в управлении государством; выработка правительственного курса осуществлялась Верховным тайным советом. Первоначально (до сентября 1727) наибольшим влиянием при Петре II обладал А.Д. Меншиков, затем князья А.Г. и И.А. Долгорукие.

25 февраля 1728 Пётр II был коронован в Успенском соборе Кремля. Коронационные торжества продолжались до 28 февраля и происходили в Грановитой палате и Кремлёвском дворце. С весны 1728 резиденцией Петра II стал Лефортовский дворец; в Москву переехали двор, важнейшие государственные учреждения. Пётр II часто оставлял город, уезжая на охоту в подмосковные вотчины. 30 ноября 1729 в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра II с княжной Е.А. Долгорукой. Во время болезни Петра 18 января 1730 в Головинском дворце, где жил А.Г. Долгорукий с дочерью, обсуждался вопрос о возможности (в случае смерти Петра II) возведения на престол Е.А. Долгорукой. Пётр II похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.

Анна Иоанновна

Анна Иоанновна (1693-1740) - российская императрица (1730-1740). Дочь царя Ивана V Алексеевича и П. Ф. Салтыковой. Воспитывалась при дворе Петра I в Петербурге. В 1710-1711 гг. была замужем за герцогом Курляндским, после его смерти жила в основном в Митаве. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти Верховным тайным советом. Согласившись на эти условия, Анна вскоре «по просьбе» гвардейцев-дворян порвала кондиции, разогнала, а позже и упразднила Верховный тайный совет. Была коронована в Москве в апреле 1730 г. Восстановила Сенат. Правила страной при помощи и поддержке ряда иностранцев (Э. И. Бирон, Б. К. Миних, П. Ласи и др.).

Анна Иоанновна расширила привилегии дворянства, которому была обязана самодержавной властью: отменила закон о единонаследии; учредила Шляхетский кадетский корпус; разрешила управление имениями одному из сыновей владельцев; ограничила бессрочную государственную службу дворян 25 годами. Приказала составить опись казенных заповедных лесов с целью их охраны и сбережения. Стремилась закрепить власть за потомками Ивана V. Для этого перед смертью назначила преемником внучатого племянника Ивана Антоновича, а регентом при нем до совершеннолетия - Э. И. Бирона.

Бирон Эрнст Иоганн

Бирон Эрнст Иоганн (1690-1772) - правитель-регент при малолетнем Иване VI Антоновиче (17 октября - 9 ноября 1740). Герцог Курляндский и Семигальский (с 1737). Фаворит императрицы Анны Иоанновны. В последний период ее царствования предпринял обновление гвардии за счет выходцев из податных сословий. В период регентства снизил подушную подать, амнистировал осужденных по ряду дел. Запретил ношение придворных платьев из дорогих тканей. Усилил полицейский контроль в Петербурге. В ходе переворота, осуществленного Минихом в пользу Анны Леопольдовны 9 ноября 1740 г., был арестован и обвинен в отсутствии религиозности, насильственном захвате регентских полномочий, намерении удалить из страны императорскую фамилию с целью узурпации власти в России за своим родом. Комиссия приговорила Бирона к четвертованию, замененному Анной Леопольдовной ссылкой в Пелым иконфискацией всего имущества. В 1742г. возвращен из Пелыма Елизаветой Петровной и сослан в Ярославль. После воцарения Петра III возвращен из ссылки и восстановлен в чинах (1762). В августе того же года Екатерина II возвратила Бирону Курляндское герцогство, куда он и выехал. Умер в Митаве в конце 1772 г.

Иван VI Антонович

Иван VI Антонович (1740-1764) - император всероссийский (1740-1741). Сын племянницы российской императрицы Анны Иоанновны -мекленбургской принцессы Анны Леопольдовны и герцога Антона Ульриха Брауншвейгского. Правнук Ивана V. 17 октября 1740 г. провозглашен императором всероссийским, а регентом при нем - герцог Э. И. Бирон. После переворота Миниха 9 ноября того же года регентство перешло в руки матери императора Анны Леопольдовны. А в результате переворота 25 ноября 1741 г. Иван Антонович был свергнут с престола Елизаветой Петровной. Сначала она хотела выслать его и его семью за границу, к родственникам. Но испугавшись, что он будет претендовать на престол, все семейство было арестовано и сослано в Холмогоры, где Иван Антонович (ему в то время исполнилось четыре года) был изолирован от родственников. В 16-летнем возрасте Иван Антонович был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где имя его было неизвестно даже коменданту. Любые его связи с внешним миром были категорически запрещены. Несмотря на это, узник знал о своем происхождении. Указами Петра III, а позже Екатерины II, посещавших его в 1762 г., было предписано ужесточить режим его содержания, а в случае попытки освобождения - не выдать его живым. В ночь на 5 июля 1764 г., когда поручик В. Я. Мирович предпринял попытку освободить узника, Иван VI был убит. Похоронен в Шлиссельбургской крепости.

Елизавета Петровна

Елизавета Петровна (1709—1761)—российская императрица (1741—1761). Дочь Петра I и Екатерины I, рожденная вне брака. Именно это обстоятельство объясняло тот факт, что при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 1725—1730 гг. никогда не рассматривалась как одна из претенденток на престол. Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период правления Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна при поддержке гвардии осуществила государственный переворот 25 ноября 1741 г., в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну.

Основными принципами внутренней и внешней политики провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. Отменила смертную казнь (1756). Ликвидировала внутригосударственные таможни.

Императрица придавала большое значение развитию русской культуры, образования, науки. В 1755 г. по ее повелению был открыт первый в стране Московский университет. Была основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывала поддержку М.В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.

В последний период царствования меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П.И. и И.И. Шуваловым, М.И. и Р.И. Воронцовым и др. Официальным наследником престола Елизавета назначила своего племянника (сына сестры Анны) - Петра Федоровича. Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 г.

Пётр III

ПЕТР III Федорович (1728-62), российский император (с 1761), немецкий принц Карл Петр Ульрих, сын герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха и Анны Петровны, внук Петра I. С 1742 в России.

В 1761 заключил мир с Пруссией, что свело на нет результаты побед русских войск в Семилетней войне. Ввел в армии немецкие порядки. Свергнут в результате переворота, организованного его женой Екатериной, убит.


Приложение 4.

Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)

№ п|п

Правитель

Отношение к династии Романовых (родственные связи)

Как получил трон

Годы правления

Срок правления

Как правил (самостоятельноили с помощью)

Итоги правления

1

ЕкатеринаI (Марта Скавронская)

Вторая жена императора Петра I (из прибалтийских крестьян)

С помощью гвардии при поддержке А. Меньшикова

1725-1727

2 года

При поддержке Верховного тайного совета

Уменьшила подушный сбор.

Запретила крестьянам свободно уходить на промыслы. Дворянам право торговать во всех городах.

2

Петр II Алексеевич

Сын царевича Алексея Петровича (внук Петра I)

По завещанию ЕкатериныI

1727-1730

3 года

В начальный период с А.Меньшиковым, затем под влиянием Долгоруковых

Отправил в отставкуМеньшикова, объявил себя противником петровских преобразований, прервалась династия Романовых по мужской линии)

3

Анна Иоанновна

Дочь царя Ивана V

По приглашению Верховного тайного совета

1730-1740

10 лет

При поддержке фаворитов иностранце (Э.Бирон, Б.Миних и др.)

Восстановила Сенат, создала кабинет министров, Тайную канцелярию, отменила закон о единонаследии. Привилегии дворянам - служба 25 лет

4

Иоанн VI (Антонович)

Анна Леопольдовна

Сын племянницы Анны Иоанновны (Анны Леопольдовны)

По завещанию Анны Иоанновны

1740-1741

1 год

Первоначально при регенстве Э. Бирона, потом при регенстве Анны Леопольдовны

Э.Бирон: снизил подушную подать крестьянам, дал амнистию осужденным, допустил в гвардию людей других сословий

5

Елизавета Петровна

Дочь Петра I и Екатерины I

В результате дворцового переворота

1741-1761

20 лет

Опираясь на фаворитов (И.Шувалов, А.Разумовский, Ф.Воронцов)

ВосстановилаСенат, дала привилегии дворянам, открыла Московский университет и Академию художеств. Право помещикам ссылать крестьян.

6

Петр III Федорович

Внук Петра I, сын Анны Петровны и герцога Карла Фридриха (потомок шведского короля)

По завещанию Елизаветы Петровны

1761-1762

186 дней

Самостоятельно

Убит в результате дворцового переворота.

Манифест « О вольности дворянской». Пожизненная ссылка за убийство крепостных крестьян. Создал Госбанк.

Указ об охране лесов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме «Технология вывязывания шерстяных носков»

   Занятие проводится с учащимися по образовательной программе «Декоративное вязание»1 года обучения. В этом учебном году группа из 15 человек сформирована в основном из детей 4-х к...

урок "Эпоха дворцовых переворотов"

урок с использованием элементов проблемно-поисковой технологии...

Методическая разработка занятия по теме: «Работа над штрихами на примере «Сарабанды» Э. Грига Op.40 №2»

Методическая разработка занятия по образовательной программе: "Ансамбль в классе фортепиано"....

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...

Презентация к уроку "Эпоха дворцовых переворотов"

Презентация к уроки по истории России в 7 классе "Эпоха дворцовых переворотов"...

Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию....