Мотивация учащихся на уроках истории в условиях вечерней школы
статья по истории на тему

Васильев Владимир Владимирович

       В данной школе я работаю с 2011 года. Специфика в нашей школе это то, что к нам попадают в основном дети с низкой мотивацией к учебе и заинтересовать их обычным традиционным методом очень трудно. Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной           мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya_uchashchihsya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация учащихся на уроках истории в условиях вечерней школы

Васильев Владимир Владимирович,
учитель истории и обществознания МОБУ «ЦО»
города Якутска

 

«Ученик – это не кувшин, который надо наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь».[1]

       В данной школе я работаю с 2011 года. Специфика в нашей школе это то, что к нам попадают в основном дети с низкой мотивацией к учебе и заинтересовать их обычным традиционным методом очень трудно. Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа учителя нацелена  на  поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся желания получать знания, выработки у них положительной          мотивации к обучению. В  условиях нашей школы, при работе с  трудными - обучающимися  учитель должен добиться того, чтобы обучающийся его позитивно воспринял. Любое несоответствие, непрофессионализм оттолкнут  ученика от учителя. Слово учителя – самый доступный и эффективный инструмент, активизирующий стремление обучающихся к познанию. Через образный эмоциональный рассказ можно вызвать интерес ученика к предмету. История как предмет для этого обладает богатым событийным материалом.

       Доброжелательное отношение, словесное поощрение, положительные оценки,-  вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного  в каждом  человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося – является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.

      Общественные дисциплины, такие как история и обществознания, вызывают неодинаковый интерес у учащихся. Обществознание, в большинстве случаев, тяжело воспринимается обучающимися, из-за непонимания смысла  терминов и их значения. История, как школьный предмет, воспринимается положительно.

       Достижение результата возможно только при следовании определенным педагогическим и предметным принципам: принципа природосообразности       (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения);  принципа  гуманизации  ( педагогический процесс стоится на полном признании прав воспитанника и уважения к нему); принципа толерантности (принятие ученика таким, каков он есть.) Следование этим педагогическим принципам позволяет создать условия  для развития межличностных отношений учитель-ученик на основе доверия, сотрудничества.

 Для  получения  положительного результата в процессе познания  истории и обществознания используются различные методы осуществления учебно-познавательной учебной деятельности:  словесный метод    (рассказ, лекция, беседа); наглядный метод (метод иллюстраций - показ ученикам иллюстративных пособий – плакатов, карт, картин, портретов; метод демонстраций – показ кинофильмов, документальных фильмов); проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации, высказывание учениками предположений о путях разрешения проблемной ситуации, выбор рационального варианта разрешения  проблемной ситуации.); метод самостоятельной работы (работа со школьным учебником, справочной и другой литературой).

       Чтобы процесс обучения стала более доступная и интересная для каждого ученика.  Я стараюсь  практиковать на своих уроках разные методы  обучения.  Использование игровых технологий формирует интерес к предмету; позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, следовательно и качеству знаний. Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет обучающихся, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все обучающиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять.

        Для успешного решения  общеобразовательных и воспитательных задач  используются   направления педагогической работы, такие как:  коррекция имеющихся знаний, практическая работа по развитию образного мышления, работа по реабилитации на возврат к утраченным нормам морали и права.

      В заключении хочу отметить, что все рассмотренные методы обучения будут реально приносить плоды только в том случае, если педагог будет выполнять свою работу с любовью и уважением к детям, всячески поддерживать и развивать в них трудолюбие, тягу к знаниям и творческие возможности. Только если учитель сам заинтересован в результатах своего труда, возможен процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология организации зачетной системы на уроках литературы в условиях вечерней школы

Деятельность педагога в условиях вечерней школы направлена на разработку и внедрение новых технологий, которые позволяют в ситуации лимита времени, запущенности знаний, разной подготовки учащихся и вы...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы

Презентация. Обобщение опыта работы учителя истории по методической теме "Испоьзование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы"...

Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы

мастер- класс  показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе»  

Презентация о средствах (тексты, пословицы и поговорки, крылатые выражения и слова назидания, стихи, опорные схемы, творческие работы учащихся) формирования и воспитания духовно-нравственных качеств у...

«Реализация потенциала содержания образования в целях духовно – нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе» (Из опыта работы)

Доклад раскрывает  тему духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках казахского языка в вечерней школе...

Активизация познавательной деятельности педагогически запущенных учащихся на уроках химии в условиях вечерней школы

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познава...