Россия во второй половине XIX века (Александр II и Эпоха Великих реформ)
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Варюшин Артём Викторович

Разработка уроков по теме Россия во второй половине XIX века (Александр II и Великие реформы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема курса: Россия во второй половине XIX века (правление Александра II).

Цель курса: объяснить учащимся, почему и в связи с чем, этот период в русской истории получил название «Время Великих Реформ», к каким результатам и последствиям привело царствование Александра II.

Цели: образовательная: усвоение учащимися знаний о характере правления Александра II.

            воспитательная: воспитание идей либерального общества.

            развивающая: развитие исторического мышления, воображения, творческого подхода к

                                    изучению истории, памяти.

-?-

   Исходное противоречие курса: почему реформы в результате не получились так как

                                                            были запланированы.

?

  Учебная задача курса: почему РЕФОРМЫ привели к революционной ситуации в

                                            стране.  

Урок 1.

Тема урока: Время Великих Реформ.

Тип урока: вводно-мотивационный.

Документ:

ИЗ ПИСЬМА ИСТОРИКА М.Н. ПОГОДИНА АЛЕКСАНДРУ II от 3 января 1856 г.

«<...>Свобода! Вот слово, которое должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! <...>

Слово должно сопровождаться делом...

Дайте полякам конституцию, то есть позвольте им сочинить себе конституцию, которую они уже имели и которую, верно, будут сочинять несколько лет...

Простите наших политических преступников, которые, верно, возвратятся тихими агнцами и провозвестниками порядка и спокойствия.

Объявите твердое намерение освободить постепенно крестьян, ...которое успокоит крестьян надолго, возбудит деятельность.

Дайте право приобретать землю кому угодно...

Облегчите цензуру под заглавием любезной для Европы свободы книгопечатания, которая, без всякого ущерба власти, обогатит вас нужными сведениями, наделит разнообразными советами, доставит полезные предлоги для будущих внешних отношений и приведет в движение русский ум, упавший почти до точки замерзания».

Александр II (выступая перед представителями московского дворянства, 1856 год): «Если мы не освободим крестьян сверху, то они освободят себя снизу».

Учебник:

В 1855 г. на российский престол вступил император Александр II. Умирая, его отец, император Николай I, сказал сыну-наследнику: «Сдаю тебе мою команду, к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот». Действительно, шла Крымская война, Россия теряла то прочное и престижное положение, которое занимала в Европе со времен Венских договоров 1815 г. Следствием неудач Крымской войны было падение авторитета России за границей и недоверие к правительству внутри государства. Страна оказалась в международной изоляции, в кризисном положении, ей угрожало финансовое банкротство. Вместе с тем в русском обществе пробуждались новые настроения. Хотя в речи 19 февраля 1855 г. в Государственном Совете Александр II признал себя продолжателем «желаний и видов» своих «августейших предшественников», первые шаги нового императора рождали надежды. Александр II ослабил цензурный гнет, ликвидировал военные поселения, сократил армию, простил недоимки крестьянам, отменил стеснения университетов, разрешил свободную выдачу заграничных паспортов. По случаю коронации Александра II были амнистированы политические преступники — декабристы, петрашевцы, участники Польского восстания 1830—1831 гг. Так, отец (Николай I) начинал царствовать с казни и ссылки декабристов, а сын — с помилования узников отца.

В воздухе носилось главное — отмена крепостного права. В России многое, если не все, зависело от решений царя. Каким же был император Александр II? Какой путь выберет он для выхода из кризиса: путь реформ или укрепления старой николаевской системы («зажать» или «ослабить»)? Что будет для него более ценным — политические и исторические интересы России или идеологические основы николаевской системы?

-?-

 

 Мешало или нет крепостное право развитию России?

    (Крепостное право таило в себе немало угроз. Оно не обнаруживало явных признаков

    скорого своего краха и развала. Таким образом оно могло просуществовать сколь

                     угодно долго).

     

?

     Что повлияло на осуществление реформ?

План вводной беседы: 1. Существовало ли общественное мнение по проведению каких-либо реформ. 2. Повлияло ли формирование личности Александра II на его решение по проведению реформ. 3. Совпадали ли идеи Александра II и общества.

Урок 2.

Тема урока: Отмена крепостного права.

Документ:

…Таким образом Мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее, есть для Нас завещание Предшественников Наших и жребий, через течение событий, поданый нам рукою Провидения.

Мы начали сие дело актом Нашего доверия к Российскому Дворянству, к изведанной великими опытами преданности его Престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили Мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, при чем Дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования, не без уменьшения своих выгод. И доверие Наше оправдалось. В Губернских Комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего Дворянского общества каждой губернии, Дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих Комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии люден, и о их отношениях к помещикам.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу Комитете; и составленныя таким образом новыя положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях разсмотрены в Государственном Совете.

Призвав Бога в помощь, Мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полныя права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащия им земли, предоставляют крестьянам, за установленныя повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенныя в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Для удобнейшаго же проведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым спи будут приобретать в собственность, вместе с усадьбами, и полевыя угодья, от Правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов. Полагаемся и на здравый смысл Нашего народа…

Учебник:

Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в соответствующих министерствах, потом обсуждаются в Совете министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово. В России в то время не было ни конституции, ни парламента, ни Совета министров. Поэтому потребовалось создать систему центральных и местных учреждений специально для разработки крестьянской реформы. Подготовка реформы началась вскоре после заключения Парижского мира. Александр II, выступая в Москве перед предводителями дворянства, заявил, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собою уничтожаться снизу». Намекая на возможность новой пугачевщины, царь затрагивал очень чувствительную для помещиков тему. «Передайте слова мои дворянам для соображения»,— сказал он в конце речи.

В начале 1857 г. был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность принесла мало пользы. Назначенные в комитет поседелые соратники Николая I толкли воду в ступе да искали способы, загнать дело в тупик. Между тем помещики никак не откликались на призыв царя. Даже во время коронации их представители явно избегали прямых ответов. Наконец, виленскнй генерал-губернатор В.И. Назимов сумел склонить местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Но возникло новое затруднение: виленские помещики просили освободить крестьян без земли, а министерский проект предполагал освобождение с наделом. Завязавшийся узел разрубил сам Александр II. Он приказал составить рескрипт на имя Назимова, исходя из министерской программы. 20 ноября 1857г. рескрипт был утвержден царем. Виленским помещикам предлагалось избрать губернский комитет для разработки реформы на условиях правительства. Протесты виленских помещиков (мы-де просили вовсе не о том) были оставлены без внимания. Рескрипт Назимову был опубликован. Негласный комитет преобразовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Обстановка гласности заставила и других помещиков высказаться за реформу. К лету 1858 г. повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты. В конце 1858 г. от губернских комитетов стали поступать отзывы. Для их рассмотрения и составления подробного проекта были образованы редакционные комиссии. По воле царя их возглавил Я. И. Ростовцев…

-?-

   Несмотря на действия по подготовке реформы по освобождению крестьян наблюдались

   крестьянские волнения.

?

  Почему крестьяне даже после отмены крепостного права были недовольны.

Эвристическая беседа:

Постановка проблемно-познавательного задания (ППЗ): почему именно тогда произошли эти реформы?

Выявление подпроблем: 1. Всели ли слои населения были заинтересованы в проведении реформ?

2. В чём проявилась историческая необходимость отмены крепостного права?

3. Почему после проведения реформы крестьяне остались недовольны?

4. Смогла ли Россия в результате этой реформы перейти на более высокую стадию развития?

Вопросы: 1) как вы объясните первую реакцию народа на долгожданный манифест, давший освобождение от крепостного права?

2) почему крестьянин, освобождённый от зависимости не мог уйти из деревни?

3) в чём проявлялось «временнообязанное» состояние крестьян?

Заполните таблицу:

Название реформы

Создание условий для развития капитализма

Сохранение пережитков старого

Крестьянская реформа

Вывод: С одной стороны крестьяне получили личную свободу и независимость от помещиков, а с другой, чтобы стать собственником земли крестьянин был обязан выплачивать выкуп за свой надел; крестьяне были вынуждены оставаться в общине и соответственно лишались возможности стать свободными землевладельцами, самостоятельно вести своё хозяйство.  

Урок 3.

Тема урока: либеральные реформы 61-х-70-х гг.

Документ:

Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1 января 1864 г.

Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения...

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде, по принадлежности, суть:

I. Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых на счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведование земскими благотворительными заведениями и прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пределах, законом определяемых, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежей скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений от истребления ... вредными насекомыми и животными.

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управления и участие в делах о почтовой повинности.

X. Раскладка тех государственных денежных сборов, распределение которых по губернии и уездам возлагается на земские учреждения...

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование... местных сборов для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

XII. Представление через губернское начальство высшему правительству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд...

Ст. 5. Земские учреждения имеют право ... приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинять гражданские иски и ответственность в гражданских судах по имущественным делам земства.

Ст. 6. Земские учреждения в кругу вверенных им дел действуют самостоятельно. ...

Ст. 7. Земские учреждения ... не вмешиваются вдела, принадлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений...

Ст. 9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого постановления земских учреждений, противного законам или общим государственным пользам...

Ст. 13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

Ст. 14. Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами...

Ст. 16. Выбор уездных гласных, присутствующих в уездном земском собрании, производится: а) на съезде уездных землевладельцев; б) на съезде городских избирателей; в) на съезде выборных от сельских обществ....

Ст. 38. Гласные избираются на три года ...

Ст. 46. Уездная земская управа составляется из председателя и двух членов, избираемых на три года уездным земским собранием ...Собрания могут ... увеличивать число избираемых членов управы до шести.

Ст. 48. Избранный земским собранием председатель уездной управы утверждается в этой должности начальником губернии.

Ст. 51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями натри года.

Ст. 56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, избираемых на три года губернским земским собранием из своей среды...

Ст. 76. Уездные и губернские земские собрания собираются ежегодно по одному разу...

О задачах нового суда. Из указа Александра II

Водворить в России суд скорый правый, милостивый и равный для всех подданных, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность, и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без которого невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого от высшего до низшего.

Учреждение судебных установлений 20 ноября 1864 г.

Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

Ст. 2. Судебная власть ...распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

Ст. 5. Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривают дела по существу; правительствующий же Сенат в качестве верховного кассационного суда ... наблюдает за охранением точной силы закона...

Ст. 6. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

Ст. 7. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели. ...

Ст. 23. Мировые судьи ... избираются натри года.

Ст. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий. ...

Ст. 104. Никто не может быть призываем для исполнения обязанностей присяжного заседателя более одного раза в год...

Ст. 153. Судебные заседания для решения уголовных и гражданских дел происходят публично. Случаи, в которых не должны быть к сим заседаниям допускаемы лица посторонние, определяются в уставах.

Ст. 165. О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения....

Судебные уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений, на коих они основаны. СПб.. 1867. Ч.

Учебник:

К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии свободно распространялись из конца в конец огромного государства, унося тысячи жизней. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений и т. д. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными — уездные и губернские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Выборы в земство проводились раз в три года. Землевладельцы, городские собственники и крестьяне голосовали отдельно – по разным избирательным съездам. Это было сделано из опасения,  что крестьяне, ввиду своей многочисленности, забаллотируют всех чиновников и горожан…На аналогичных основаниях была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трём избирательным съездам. Городской голова и управа избирались думой… Одновременно с земской реформой  в 1864 г. правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, и независимый от администрации. Судебные заседания стали открыты для публики. Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседали, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословии. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен» или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор, т.е. определял меру наказания или прекращал дело. Такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок, хотя от них не застрахован ни один суд. Если подсудимому назначается смертная казнь, ошибку становится невозможно исправить. Но русское обшеуголовное законодательство не знало этой меры наказания. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли вынести смертный приговор. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства… В 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912), старший из братьев Милютиных (средний был крестьянским реформатором, а младший — петрашевцем). Учитывая уроки Крымской войны, министр провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутчины ко всеобщей воинской повинности. В течение ряда лет консервативной части генералитета удавалось блокировать это преобразование. А. С. Меншиков, неудачливый полководец времен Крымской войны, называл Милютина «якобинцем». Перелом в ход дела внесла франко-прусская война 1870— 1871 гг. Современников поразила быстрота мобилизации прусской армии. 1 января 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы устанавливался в 6 лет, на флоте — в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до 6 месяцев. Эта льгота стала дополнительным стимулом для распространения образованности. Военная реформа ускорила ломку сословного строя, хотя офицерский состав, как и раньше, в основном пополнялся дворянской молодежью. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, увеличила популярность Александра II среди крестьянства. Реформы 60—70-х гг. XIX в.— крупное явление в истории России. Устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, гражданского самосознания народа, распространению просвещения, улучшению жизни. Но это было только начало большого дела. Оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении. Реформы не коснулись и верхних этажей власти.

-?-

  реформы разрабатывали молодые либералы, а притворяли в жизнь старые чиновники-

  консерваторы.

?

  Почему реформы не коснулись верхних этажей власти?

Диалог-спор.

Обсуждение по картине Земское собрание в провинции (художник К. Трутовский).

Картина вывешивается на доске. Объяснение по тексту учебника+источника.

? Вспомните какие положения относительно местного самоуправления были раньше и какие вводились по положению от 1 января 1864г. (До 1864 года губерниями и уездами управляли чиновники. Теперь же вводились земства, избираемые жителями данной местности. Правом голоса пользовались земельные собственники, владельцы промышленных и торговых заведений, крестьянские общины. Они посылали своих выборных в земские собрания, которые, в свою очередь, выбирали губернских гласных, выборных членов земского губернского, уездного собрания или городской думы).

Решение учебной задачи: ученики обмениваются мнениями:

1)

2)

3)

Учитель выбирает наиболее верный (правильный): №

Вывод: Вследствие реформ Россия действительно увереннее пошла по пути капиталистического развития, хотя этот путь стал тяжёлым и разорительным для народа. Авторитет России, мирно свергнувший крепостной гнёт, поднялся в Европе, и во всём мире. Реформы хоть и половинчатые дали шанс России войти в круг европейской цивилизации, способствовали формированию системы общественных ценностей: личность, свобода, закон, равенство, частная собственность.

Задание №2: правильно ли составлена схема судебных органов власти при Александре II? (найти ошибки и объяснить условные обозначения).

Сенат

Судебная палата

Министерство юстиции

Окружной суд

Присяжные

Мировой судья

Уездное земское собрание и управа

Условные обозначения:

Правильный ответ:

Сенат

Судебная палата

Министерство юстиции

Окружной суд

Присяжные

Уездное земское собрание и управа

 

Мировой судья

Условные обозначения:

Урок 4.

Тема урока: Последствия реформ. «Революционный взрыв».

Документ:

Устав «Земли и воли». 1876 г.

§ 1. Организация имеет своей ближайшей целью осуществление народного восстания, в возможно ближайшем будущем, во имя народных желаний, каковы они есть в данную минуту.

§ 2. До первого конгресса ... организация представляет собой «основной кружок» тесно сплоченных между собою людей. Кружок этот делится на группы или общины, как территориальные, так и по специальностям (§ 26—30)...

А. Основные принципы организации

§ 3. Безусловное принесение каждым членом на пользу организации всех своих сил, средств, связей, симпатий и антипатий и даже своей жизни.

§ 4. Согласие каждого члена с общею программою практической деятельности и обязательство действовать в ее духе.

§ 5. Отсутствие частной собственности среди членов основного кружка.

§ 6. Соблюдение полнейшей тайны относительно всех внутренних дел организации.

§ 7. Подчинение меньшинства большинству и члена кружку.

§ 8. Так как организация имеет в виду сплочение всех полезных делу русских революционных сил, то во всех делах организации по возможности исключаются личные симпатии и антипатии к людям, как непременное условие совместной деятельности.

§ 9. Цель оправдывает средства.

Примечание. Исключая тех случаев, когда употребленные средства могут подрывать авторитет организации (§ 14).

Б. Ближайшие задачи основного кружка

§ 10. Образование групп территориальных и по специальностям, признаваемых необходимыми общею программою деятельности основного кружка.

§ 11. Привлечение в организацию возможно большего количества революционных сил, средств и связей.

§ 12. Контроль за деятельностью всех групп и каждого члена в отдельности.

§ 14. Каждый член основного кружка обязан всеми силами поддерживать честь и влияние как всей организации, так и отдельных членов ее.

§ 20. Если же будет доказано, что вышедший из кружка член выдает кружковые тайны или болтает о них, то подобный член должен быть ... (убит).

Г. Расширение основного кружка

§ 21. Принятие нового члена в основной кружок требует очень строгой оценки личности. Кроме требования, указанного в следующем параграфе, необходимо, чтобы вновь принимаемый член был известен кружку со стороны опытности и практичности в делах. В противном случае он должен пробыть некоторое время на испытании.

§ 22. Новый член может быть принят в основной кружок не иначе, как за ручательством минимум пяти членов основного Кружка, знающих лично вновь принимаемого, и только в том случае, если он согласен с общею программою практической деятельности и с уставом организации кружка...

§ 23. Пяти голосов достаточно для принятия нового члена в том случае, если нет голосов против его принятия; в противном случае на каждый голос «против» должно быть два лишних голоса «за»...

§ 25. До момента вступления в основной кружок кандидату не сообщаются ни названия местностей, где действуют члены организации, ни состав основного кружка и организации вообще...

Д. Состав групп, их задачи и организация

§ 27. Задачи группы—выполнение частей общей программы кружка и предприятий, которые ею предусматриваются...

§ 29, Внутренняя организация каждой группы может быть своеобразна; но члены основного кружка, входящие в состав местных или специальных групп, сохраняя в тайне свое участие в основном кружке, стараются создать организацию групп в духе и в интересах основного кружка...

§ 35. Так как члены основного кружка по своим задачам будут разобщены специальными делами, то, в виду необходимости концентрирования средств и сведений, членами основного кружка избирается из своей среды комиссия.

§ 36. На комиссию возлагаются следующие обязанности:

а) организовать недостающие группы, б) добывать средства,

в) в определенные сроки давать отчет об общем ходе дела, о расходовании и распределении сумм, о состоянии кассы и проч.; г) служить посредником в сношениях между группами и аккуратно исполнять их поручения.

§ 38. Члены комиссии избираются на неопределенный срок.

§ 39. Число членов комиссии от 5-ти до 3-х; по надобности оно может быть увеличено.

§ 45. Наилучшею формою сношений кружком признаются личные свидания и сообщения; но так как подобного рода сношения не всегда возможны, то в таких случаях допускается шифрованная переписка через верные адреса.

§ 46. В случаях же особенной важности никакая переписка отнюдь не должна быть допускаема: все дело должно вестись чрез Прямое посредство своих людей.

Учебник:

Во второй половине XIX в. зародилось и развернулось народническое движение, основу которого составили разночинцы. Так называли выходцев из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества) — людей, получивших образование и занимавшихся умственным трудом. Это были люди, оторвавшиеся от той социальной среды, в которой они родились и поначалу воспитывались: Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов — дети священников, В. Г. Белинский — сын мелкопоместного дворянина, Т.Г. Шевченко — сын крепостного. Народническое движение развернулось в 1860—1880-е годы. Родоначальниками русского народничества были Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Понимая под народом крестьянина, «мужика», они видели в нем страдающую массу, требующую внимания, заботы и в то же время основную силу будущей революции. «В народ!» — бросил клич Герцен. «Что нужно народу?» — спрашивал Огарев и сам давал ответ: «3емля и воля». Основным средством влияния на крестьянство «Земля и воля» считала пропаганду. В 1853 г. скромный, образованный преподаватель из Саратова Н. Г. Чернышевский приехал в Петербург и занялся журналистикой. В 1855 г. он — уже свой человек в некрасовском «Современнике», в его руках — раздел критики. Когда Александр II объявил о необходимости отмены крепостного права, когда пробил час реформ, Чернышевский передал раздел критики в руки молодого Добролюбова и перенес внимание на публицистику, посвященную теме социальных преобразований…

-?-

  Почему несмотря на проведение реформ настала революционная ситуация?

?

   Почему в пореформенное время стали усиливаться революционные настроения в

   обществе?

Решение учебной задачи с помощью «мозговой атаки».

Идеи записываются учителем на доске. Обсуждаются и верные принимаются к решению.

Идеи:

1)

2)

3)

Вывод учителя:

Урок 5.

Матрица контроля.

Тест по теме курса.

1. Отметьте причины отмены крепостного права в России:

а) оно тормозило осуществление промышленного переворота

б) оно было невыгодно большинству помещиков, стремившихся перейти на использование наемной рабочей силы

в) оно тормозило внедрение интенсивных форм ведения хозяйства

г) упадок значительного числа помещичьих хозяйств

д) страна стояла перед угрозой новой пугачевщины

е) крепостное право привело к узости внутреннего рынка

ж) недовольство образованного общества поражением в Крымской войне

з) отмена крепостного права была предусмотрена Парижским миром 1856 г.

и) оно консервировало военно-техническую отсталость России

2. Отметьте черты крестьянской реформы 1861 г.:

а) немедленное освобождение крестьян с безвозмездным предоставлением земельного надела

б) немедленное освобождение крестьян без представления земельного надела

в) немедленное освобождение крестьян с предоставлением земельного надела за выкуп

г) поэтапное освобождение крестьян с выкупом ими личной свободы у помещиков

д) содействие государства крестьянам в выплате выкупа за земельный надел

е) содействие помещиков крестьянам в выплате выкупа за земельный надел

ж) ограничение освобожденных крестьян в гражданских правах

з) создание органов крестьянского самоуправления

и) сохранение административной власти помещиков над крестьянами

к) предоставление помещикам права самим определить земли, отводимые под наделы освобожденным крестьянам

л) определение надела, отводимого освобожденным крестьянам, по обоюдному согласию крестьян и помещика

3. Определите последовательность этапов подготовки крестьянской реформы:

а) создание Редакционных комиссий

б) создание Секретного комитета

в) создание губернских комитетов по разработке местных проектов реформы

г) рескрипт Александра II на имя Виленского губернатора В. И. Назимова с предложением литовскому дворянству подготовить предложения по отмене крепостного права в Литве

д) рассмотрение окончательного проекта реформы в Главном комитете

е) приезд в Петербург дворянских депутатов «второго призыва»

ж) рассмотрение окончательного проекта реформы в Государственном совете

з) речь Александра II перед московским дворянством, в которой он заявив о необходимости отмены крепостного права    

и) приезд в Петербург дворянских депутатов «первого призыва»

к) подписание Александром II окончательного проекта реформ

4. Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:

а) составление уставных грамот помещиков с крестьянами

б) предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

в) переход крестьян на выкуп

г) переход крестьян на положение «временнообязанных»

д) прекращение выкупных платежей крестьян государству

е) заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами

5. Отметьте верное определение понятия «временно-обязанный»:

а) крестьянин, взявший ссуду у своего помещика

б) крестьянин, получивший личную свободу, но продолжающий нести некоторые повинности в пользу помещика

в) крестьянин, расплатившийся с помещиком, но выплачивающий выкупную ссуду государству

г) крестьянин, еще не заключивший уставной грамоты с помещиком

д) крестьянин, арендующий часть земли у помещика

6. Отметьте реформатора — председателя Редакционных комиссий, настоявшего на предоставлении земельных наделов освобожденным крестьянам:

а) М. М. Сперанский

б) Александр II

в) К. Н. Романов — брат Александра II

г) Я. И. Ростовцев

д) Д. А. Милютин

е) П. А. Валуев

ж) М. Н. Катков

з) К. П. Победоносцев

7. Отметьте принципы суда, установленные реформой 1864 г:

а) наличие отдельных судов для каждого сословия

б) независимость судей от администрации

в) всенародные выборы судей

г) состязательность обвинения и защиты

Д) устный характер рассмотрения дела в суде

е) всесословность суда

ж) закрытость судебных процессов

з) несменяемость судей

и) подотчетность судей Министерству юстиции

к) гласность суда

8. Отметьте положения судебной реформы 1864 г.:

а) введение суда присяжных

б) всенародные выборы судей

в) сохранение элементов сословности в лице духовного и волостного судов

г) придание Сенату функций высшей кассационной инстанции

д) введение адвокатуры

е) повсеместное внедрение военно-полевых судов

ж) введение прокурорского надзора за соблюдением законности

з) придание помещикам судебной власти над временнообязанными крестьянами

и) введение мирового суда по мелким уголовным и гражданским делам

9. Отметьте положения реформ местного самоуправления 1864-1870 гг.:

а) широкое привлечение общественности к решению важнейших политических вопросов

б) введение двухступенчатой системы органов местного самоуправления

в) введение трехступенчатой системы органов местного самоуправления

г) неравноправность избирателей при выборах органов местного самоуправления

д) предоставление органам местного самоуправления права решать только задачи местного благоустройства

е) полная независимость органов местного самоуправления от властей

ж) периодический созыв всероссийского совещания органов местного самоуправления

з) введение особых сборов на содержание и нужды органов местного самоуправления

10. Отметьте цели осуществления реформ местного самоуправления:

а) постепенный переход к конституционной монархии

б) неспособность государства эффективно решать проблемы местного благоустройства

в) усиление поддержки государства на местах

г) создание инструмента для эффективной борьбы с революционным движением

д) внедрение партийно-политической системы

11. Отметьте мероприятия военных реформ в правление Александра II:

а) создание системы военных округов

б) введение рекрутских наборов в армию

в) перевооружение российской армии

г) сокращение сроков воинской службы

д) создание системы местной самообороны из отрядов местных жителей

е) введение всесословной воинской повинности ж) освобождение от призыва в армию по семейному положению

з) сокращение сроков воинской службы в зависимости от уровня образования

и) создание системы военных поселений

к) преобразование системы военно-учебных заведений

л) широкая демократизация армии, предоставление выходцу из любого сословия возможности стать офицером

м) использование жеребьевки при очередном призыве в армию

12. Отметьте реформы, осуществленные в 60-70-е гг. XIX в.:

а) отмена крепостного права

б) введение земств

в) замена ассигнаций кредитными билетами

г) введение всесословной воинской повинности

д) прекращение раздачи государственных крестьян помещикам

е) создание Свода законов

ж) введение суда присяжных

з) создание Государственного совета

и) создание Государственной думы

к) создание мирового суда

л) создание системы военных поселений

м) создание системы военных округов

н) предоставление университетам широкой автономии в решении внутренних дел

о) создание всероссийского выборного законодательного собрания

13. Соотнесите реформы 60—70-х гг. XIX в. и реформаторов:

1) крестьянская реформа                            

2) земская реформа                      

3) судебная реформа                    

4) военная реформа                      

5) реформы образования и печати

а) С. И. Зарудный              

б) А. В. Головнин

в) Я. И. Ростовцев

г) П. А. Валуев

д) Д. А. Милютин

14. Отметьте главного идеолога царствования Александра III:

а) П. А. Валуев

б) С. Ю. Витте

в) Я. И. Ростовцев

г) К. П. Победоносцев

д) Д. А. Толстой

е) А. М. Горчаков

ж) М.М. Сперанский

з) П. А. Столыпин

15. Отметьте контрреформы, осуществленные в правление Александра III:

а) отмена суда присяжных

б) введение должности земских начальников

в) ликвидация мирового суда

г) частичное восстановление крепостного права

д) повышение выкупных платежей

е) изменение порядка выборов органов местного самоуправления

ж) ограничение университетской автономии

з) создание Третьего отделения императорской канцелярии, ведавшего политическим сыском

и) ограничение доступа к образованию выходцам из низших сословий

к) восстановление рекрутских наборов

л) ужесточение правил о печати

16. Отметьте цифрой 1 государственных деятелей либеральной, 2 — консервативной ориентации;

а) М. Н. Катков

б) Я. И. Ростовцев

в) Н. А. Милютин

г) К. П. Победоносцев

д) Д. А. Милютин

е) Д. А. Толстой

ж) В. Н. Панин

з) П. А. Валуев

17. Отметьте черты идеологии, свойственные народничеству в целом:

а) предпочтение борьбы за социальное освобождение борьбе за конституцию и гражданские свободы

б) утопический социализм

в) большое влияние идей Н. Г. Чернышевского

г) признание капитализма общественным регрессом, упадком

д) анархизм

е) признание общности исторического пути России и Запада

ж) приверженность идеям марксизма

з) признание русской крестьянской общины готовой ячейкой социалистического общества

и) вера в возможность относительно скорого социалистического переворота

к) признание того, что основной задачей интеллигенции является подъем народа на революционную борьбу

л) признание главной целью своей борьбы и смыслом исторического прогресса установление гражданских свобод

м) признание необходимости борьбы за введение представительной формы правления в России

н) перенесение основной тяжести своей пропагандистской работы на нарождающийся российский пролетариат

о) вера в то, что главными вершителями исторических судеб и двигателем исторического прогресса являются народные массы

п) вера в готовность русского крестьянства к социалистическому перевороту в стране

р) признание самобытности русского экономического строя и исторического пути

с) отрицание господства капитализма в России во второй половине XIX в.

т) вера в возможность миновать капитализм с помощью русской общины

18. Основными чертами идеологии народничества были:

1) пропагандистское течение (идеи П. Л. Лаврова)

2) анархистское течение (идеи М.А.Бакунина)

3) заговорщическое течение (идеи П. Н. Ткачева)

4) черты, присущие всему движению в целом

а) предпочтение борьбы за социальное освобождение борьбе за конституцию и гражданские свободы

б) утопический социализм

в) большое влияние идей Н. Г. Чернышевского

г) признание капитализма общественным регрессом, упадком

д) анархизм

е) признание необходимости сохранения сильного централизованного государства и после победы

революции

ж) вера в то, что весь исторический прогресс — это результат усилий «критически мыслящих

личностей»

з) признание русской крестьянской общины готовой ячейкой социалистического общества

и) вера в возможность относительно скорого социалистического переворота

к) признание того, что основной задачей интеллигенции является подъем народа на революционную борьбу

л) требование уравнения прав мужчины и женщин, упразднения семьи и брака, введения системы общественного воспитания детей

м) призыв к немедленному народному бунту

н) признание необходимости захвата власти путем переворота, проведенного подпольной революционной организацией

о) призыв к «пропаганде фактами», т. е. устройству непрерывных мелких восстаний и бунтов

п) уверенность в том, что ближайшая цель революционеров состоит в создании подпольной революционной организации, нацеленной на захват власти

р) вера в готовность русского крестьянства к социалистическому перевороту в стране

с) вера в то, что русский крестьянин — «прирожденный социалист», а, следовательно, готов к немедленному социалистическому перевороту

т) признание того, что революция должна готовиться неустанной и относительно продолжительной пропагандой интеллигенции среди народа

у) вера в то, что основной движущей силой социалистического переворота в России будет крестьянство

ф) признание люмпен-пролетариата авангардом рабочего класса

х) признание самобытности русского экономического строя и исторического пути

ц) отрицание господства капитализма в России во второй половине XIX в.

ч) вера в возможность миновать капитализм с помощью русской общины

19. Восстановите хронологическую последовательность событий:

а) покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

б) покушение Александра Соловьева на Александра II

в) покушение Дмитрия Каракозова на Александра II

г) образование кружка «чайковцев»

д) самороспуск первой «Земли и воли»

е) возникновение второй «Земли и воли»

ж) раскол второй «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел»

з) казнь «первомартовцев»

и) окончательный разгром «Народной воли»

к) выход прокламации «Молодая Россия»

л) первое «хождение в народ»

м) второе «хождение в народ»

н) убийство Александра II

20. «Молодая Россия» — это:

а) подпольная организация народников

б) название адреса с проектом демократических реформ, поданного представителями либеральной интеллигенции Александру II

в) прокламация, призывавшая к немедленной революции и введению коммунистического строя

г) газета, издававшаяся «Народной волей»

21. Сергей Нечаев известен тем, что:

а) был ярым последователем идей М. А. Бакунина

б) отошел от террористического течения в народничестве, перейдя на позиции марксизма

в) проповедовал идею о том, что для достижения высоких революционных целей не следует пренебрегать никакими средствами, включая самые низкие

г) был лидером народнической организации «Земля и воля»

д) был лидером народнической организации «Черный передел»

е) организовал убийство одного из членов своей подпольной организации

ж) был последовательным сторонником пропагандистской работы в деревне

22. Андрей Желябов знаменит тем, что:

а) организовал серию покушений на Александра II, окончившихся убийством царя

б) отошел от террористического течения в народничестве, перейдя на позиции марксизма

в) был лидером народнической организации «Земля и воля»

г) был лидером народнической организации «Народная воля»

д) был лидером народнической организации «Черный передел»

е) был последовательным сторонником пропагандистской работы в деревне

ж) был последовательным сторонником тактики индивидуального террора

23. Вера Засулич знаменита тем, что:

а) в 1866 г. стреляла в Александра II в Летнем саду

б) была одним из сотрудников и авторов «Колокола»

в) была оправдана судом присяжных после покушения на убийство

г) была одним из членов «Народной воли»

д) была одним из членов «Земли и воли

е) была одним из членов «Черного передела»

ж) в 1878 г. стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

з) была приговорена к пожизненному одиночному заключению после покушения на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

и) была казнена по делу «первомартовцев»

24. Софья Перовская знаменита тем, что:

а) руководила последним, удавшимся, покушением на Александра II

б) была приговорена к пятилетнему одиночному заключению и пожизненной каторге после убийства Александра II

в) была автором прокламации «Молодая Россия»

г) была одним из членов «Народной воли»

д) была одним из членов «Земли и волг»

е) была одним из членов «Черного передела»

ж) в 1878г. стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова

з) была казнена по делу «первомартовцев»

25. «Народная воля» — это:

а) газета, издававшаяся А. И. Герценом

б) название книги, являющейся основным теоретическим трудом М. И. Бакунина

в) народническая организация, вставшая на путь тактики индивидуального террора

г) народническая организация, занимавшаяся пропагандистской работой в деревне

д) подпольная организация, созданная С. П. Нечаевым

е) подпольная народническая организация, возглавлявшаяся А. И. Желябовым и С. Л. Перовской

ж) подпольная народническая организация, возглавлявшаяся Г. В. Плехановым

з) народническая организация, организовавшая убийство Александра II

26. «Черный передел» — это:

а) газета, издававшаяся Н. Г. Чернышевским

б) название книги, являющейся основным теоретическим трудом М. И. Бакунина

в) народническая организация, вставшая на путь тактики индивидуального террора

г) народническая организация, занимавшаяся пропагандистской работой в деревне

д) подпольная народническая организация, возникшая после раскола второй «Земли и воли»

е) подпольная народническая организация, возглавлявшаяся А. И. Желябовым и С. Л. Перовской

ж) подпольная народническая организация, возглавлявшаяся Г. В. Плехановым

з) народническая организация, организовавшая убийство Александра П

и) подпольная   народническая   организация, возникшая в ответ на крестьянскую реформу 1861 г.

Ответы: 1.а,в,г,е,ж,и;  2. в,д,ж,з,л;  3. з-б-г-в-а-и-е-д-ж-к;  4. б-а-г-е-в-д;  5. б;  6. г;  7. б,г,д,е,з,и;      8. а,в,г,д,ж,к;  9. б,г,д,з;  10. б,в;  11. а,в,г,е,ж,з,к,м;  12. а,б,г,ж,к,м,н;  13. 1-в, 2-г, 3-а, 4-д, 5-б;              14. г; 15. б,в,е,ж,и,л;  16. а-2, б-1, в-1, г-2, д-1, е-2, ж-2, з-1;

17. б,в,г,з,и,п,р,с,т; 18. 1)к,т 2) д,м,о,ф 3) е,н,п 4) а,б,в,з,и,л,р,с,у,х,ц,ч; 19. к,д,в,г,л,е,м,а,б,ж,н,з,и; 20. г;  21. а,в,е,;  22. а,г,ж;  23. в,д,е,ж;  24. а,г,д,з;  25. в,е,з;  26. г,д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"

Контрольная работа по истории в 8 кл по теме " Россия во второй половине 19 века"...

Текст с ошибками по теме "Внешняя политика России во второй половине 18 века"

Внешняя политика России во второй половине 18 века (материал к уроку, к олимпиаде)...

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Структура российского общества во второй половине XIX века:◦Сословия◦КлассыОсобенности экономического развития во второй половине XIX века◦Развитие сельского хозяйства◦Развитие промышленности◦Же...

Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...

Разработка урока по истории России на тему«Культура России во второй половине XVIII века»

Разработка урока содержит интересный материал по культуре России второй половины 18 века. Дополнена рядом иллюстраций....