Урок-игра по истории "Культура и быт Руси в IX-XIII вв"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Урок-игра по истории России для учащихся 6 класса. Возраст: 12-13 лет.

Методическая разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_istorii_v_6_klasse.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района ЯНАО

Методическая  разработка урока

по  истории России в 6 классе

тема: Культура и быт Руси в IX – XIII вв.

Подготовила: Лисова Ирина Николаевна,

 учитель истории и обществознания

Самбург 2014

Урок проводится в форме игры.

Тема: Культура и быт Руси IX-XIII вв.

Цели и задачи: развитие познавательного интереса учащихся через использование дополнительного материала; воссоздание с помощью игровых моментов атмосферы изучаемого периода; помощь учащимся в выборе профильного обучения в будущем.

Подготовительный этап – формирование трех команд. Домашние задания командам:

1)        характеристика русского костюма;

2)        исследование рациона питания X-XIII вв.;

3)        составление мини-словаря  русских пословиц и поговорок (подобрать 20 пословиц и поговорок с объяснением их происхождения и значения)

4)       защита элемента костюма.

оборудование: рисунки одежды, обуви, головных уборов Древней Руси; продукты питания, предметы быта и утвари, костюм или отдельные элементы.

Ход урока

Вступительное слово учителя. На этом уроке мы с вами постараемся воссоздать характер и обстановку древнерусской эпохи через обычаи, традиции, моду. Но сначала вспомним основные характеристики этого периода нашей истории, повторим ранее пройденный материал.

Игра «Кто? Что? Когда?»: первая команда называет историческую личность («кто?»), вторая – событие («что?»), третья – дату («когда?»). Ниже дается примерное содержание игры.

Рюрик – 862 г. – «призвание варягов» и начало династии Рюриковичей.

Олег – 882, 907 гг. – объединение Киева и Новгород, успешный поход на Византию и выгодный договор с ней.

Ольга – 945 г. – начало налоговой системы («уроки и погосты»).

Святослав – 965 г. – разгром Хазарского каганата.

Владимир – 988 г. – принятие восточного христианства.

Ярослав Мудрый – начало XI в. – приступил к составлению «Русской Правды».

Владимир Мономах -1097 г., 1113 г. – организация съезда в Любече, призвание на киевский престол  и прекращение усобиц.

Юрий Долгорукий – 1147 г. – первое упоминание о Москве.

Александр Невский – 1240, 1242 гг. – победы над шведами и крестоносцами.

Итак, Древняя Русь – это важный период в истории нашей страны, период ее рождения, борьбы с врагами, формирование древнерусской народности с ее культурой, традициями, обычаями. Многое из нашей современной жизни уходит корнями в то далекое время.

Первый этап основной части урока. 

Начинается «путешествие во времени» с первого домашнего задания. Команды презентуют материалы о костюме Древней Руси и комментируют их. Далее учитель сообщает некоторые обобщающие сведения о древнерусской одежде. Одежду изготавливали дома, поэтому ее называли домотканой. Одежда была в основном льняная. Такая одежда существовала вплоть до 70-х гг. прошлого столетия. Сиповский

«Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю  маленькие блестящие зерна, и спрашивает: «Что ты, тятя, делаешь? – «А вот сею ленок, дочка: вырастет рубашка тебе и Васютке». Ткань из льна была сероватого цвета. Холсты обычно белили на солнце, расстелив их перед домом. А если хотели получить цветную ткань, то использовали натуральные красители – листья, кору и цветы. Потом шили из этой ткани традиционную крестьянскую одежду. Для красоты отделывали узорами, украшениями. Рубахи подпоясывали тонким пояском, без пояса не ходили ни мужчины, ни женщины. Отсюда появилось выражение – какое?  - («Распоясаться».)

Крестьянки  были одеты в рубахи, сарафаны, поневы (юбки из сукна, завязывающиеся у пояса). На голове девушки носили широкую ленту, а замужние женщины – кички и кокошники. Выйти на улицу без головного убора означало позор. Отсюда пошло выражение – какое? («Опростоволоситься».) Головной убор был обязателен и для мужчин. В особо  торжественных случаях на голове у боярина было несколько шапок: маленькая, наподобие тюбетейки, поверх нее еще один головной убор. похожий на колпак, и сама шапка. Знатный боярин не снимал шапки ни за столом, ни даже в присутствии царя. Только в одном месте шапки снимали все – где? (В церкви.) Шапки оставляли при входе, а по окончания богослужения забирали. Отсюда пошло выражение – какое? («Успеть к шапочному разбору».) Что оно обозначает? (Опоздание.) Обувь – лапти у крестьян, сапоги из мягкой кожи у горожан. Лапти  были признаком бедности. Выражение «Не лаптем щи хлебал» означало, что речь идет о небедном человеке.

Второй этап. Крестьянское жилище и утварь. Начинается с загадки: «После какого события скифы вселялись в дома, а русские выселялись из них?» (Пожар; речь идет о глиняных и деревянных домах.) Как называлось крестьянское жилище? (Изба.) Как вы думаете, откуда происходит это слово? («Истопить» - «истопка» - «истьба» - «изба».) Что вы знаете об особенностях русской избы? Объясните, откуда взялся образ сказочной избушки Бабы Яги. Как она называлась? («Избушка на курьих ножках». Первоначально это звучало так – курная изба, т. е. дым курился, выходил через дверь, так как труба отсутствовала. Дым наполнял избу, стены были прокопченными, что защищало от гниения, а также дезинфицировало помещение.)

Центральным местом в избе была – (Печь.) Какое выражение вам знакомо? («Плясать от печки», т.е. начинать сначала.)

Задание командам: кто больше назовет функций русской печи? (Обогрев помещения; приготовление пищи, сушка грибов, ягод, рыбы; место для сна; возможность помыться и попариться.) Поставьте  эти предметы на стол Примерный набор предметов: корзина, ножик, ложка, кружка.

Третий этап. Команды представляют свои варианты древнерусского меню и выбирают из ассортимента продуктов те, которые употреблялись в то время. В древнерусском меню могли быть – каша, щи, мед, молоко, соль, блины, пряники, овощи  (капуста, свекла, редька, репа, хрен, лук), хлеб, яблоки, ягоды и пр. Не могли в то время употреблять – как вы думаете – что?

Не знали на Руси – апельсины, колбасу, огурцы, картофель, майонез, кетчуп, конфеты, чай и кофе и т.п.

Четвертый этап. Поговорки и пословицы, в которых отражается жизнь, быт и традиции наших предков. Учитель читает поговорки и пословицы, команды пытаются объяснить значение и происхождение высказываний.

  1. «Работать спустя рукава» ( происхождение: бояре носили одежду с длинными рукавами и работать не могли; значение – работать хорошо).
  2. «Идти напролом» (происхождение: пролом в крепостной стене делали при штурме, в него устремлялись основные силы; значение: действовать  активно и стремительно).
  3. « С ним каши не сваришь» (происхождение: кашу как самую распространенную, еду подавали на свадьбах и при заключении мира; значение: не достичь соглашения).
  4. «Лезть на рожон» (происхождение: рожон – это рогатина, с которой шли на медведя; значение: нарываться на неприятности).
  5. «Между двух огней» (происхождение связано с монгольским языческим обычаем проводить гостей между  двумя огнями; значение: оказаться перед двумя сложными проблемами).
  6. «Молчать в тряпочку» (происхождение: при захвате пленного рот ему затыкали  кляпом-тряпочкой; значение: не может сказать ни слова).
  7. «У черта на куличках» (происхождение: кулички – болото, самое дальнее место в лесу, где живет черт; значение: очень далеко).
  8. «Недосол на столе, пересол на спине» ( происхождение: соль на Руси была  одним из самых дорогих продуктов питания, за лишнее расходование соли наказывали; значение6 наказание за злоупотребление, перерасход).
  9. «Тютелька в тютельку» (происхождение: «тютелькой называли зарубку на бревне при расколе бревна топором; чтобы разрубить его,  следующие удары должны приходиться именно в это же место; значение: очень точно).
  10. «Остаться с носом» ( происхождение: «носом» называли подношение должностному лицу в качестве взятки. Если же  такое лицо отказывалось принимать «нос», то это означало отказ в просьбе; значение: остаться ни с чем).

Пятый этап.

Защита элемента одежды. Задание приготовлено предварительно. Команды представляют один элемент древнерусской одежды. Например: рубаха, кафтан, понева и т.д.  Показ одежды с комментарием одного из представителей команды.

Заключительный этап. Подводятся итоги, жюри объявляет команду-победителя и самого активного участника. Желательно подготовить призы. Учитель говорит ребятам о завершении путешествия в старину.  Предлагает вернуться в настоящее и найти в нем следы прошлого. Ребята делают вывод – прошлое и настоящее связаны неразрывной цепью. Она делает возможным будущее – ведь оно тоже прорастает из настоящего.

Список литературы:

  1. Вардушин В.И. Русская одежда: история народного костюма от скифских до советских времен. -  Саратов, 2001.
  2. Древний автор (XIII в.). “Слово о погибели земли Русской”.
  3. “Слово о законе и благодати” (XI в.).
  4. Никитин И. “ Русь”.
  5. Пушкин А. С. Избранные сочинения.
  6. Пушкин А.С. “Руслан и Людмила”.
  7.   Русская изба: иллюстрированная энциклопедия. Авторы – сост. Д.А.    Баранов, О.Г. Баранова, Е.Л. Модлевская и др. – СПб,     2001.
  8. Родная старина. Отечественная история в рассказах и  картинках с рисунками в тексте. (с IX по XIV ст.). Составил В.Д. Сиповский. С. – Пб.: Издание Д. Полубояринова. 1910.

9.        Сахаров А.Н.  учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века».

Приложение 1

Династия Рюриковичей

Олег

882 – 911 гг.

Обложил данью подвластные территории. Заключил мир с Варягами. Ввел великокняжеский титул. Объединил Русь.

Игорь

912 – 945 гг.

Заключил мир с печенегами. Вел войну с Византией. Византия признала земли в устье Днепра, Дуная за Русью.

Ольга

945 – 962 гг.

Упорядочила взимание дани в земле древлян. Приняла христианство. Заключила мир с Византией о совместной борьбе с Хазарией.

Святослав

962 – 972 гг.

Разгромил Волжскую  Булгарию и Хазарский каганат. Продолжил политику централизации княжеской власти.

Владимир Святославович

980 – 1015 гг.

Восстановил единство Русской земли. Укрепил систему управления страной. Борьба с печенегами. Укрепление южных границ. Ввел систему светового оповещения. Крещение Руси по византийскому обряду.

Ярослав Мудрый

1019 – 1054 гг.

Восстановил единство Русской земли. Объявил себя самовластцем. Ввел первый на Руси писаный свод законов – «Русскую правду». Строительство собора Святой Софии. Киев – один из самых крупных и красивых городов Европы. Строительство новых городов. Поборник развития культуры. Династические браки – зарок мира с западными, южными и северными соседями. Прекратил набеги печенегов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура Владимиро – Суздальской Руси в XII-XIII в.в.

Урок - виртуальная экскурсия для 6 класса...

Феодальная раздробленность на Руси в XII – XIII веках

Повторительно-обобщающий урок в 10 классе.  Цели урока:I. Обучающие (дидактические):осмыслить и закрепить теоретические знания, полученные в ходе проведенных уроков, а именно усвоить историч...

Базовый лист контроля по истории. 10 класс.Тема:"Расцвет Руси XI-нач. XIII вв."

Основные понятия, даты персоналии по данной теме....

Культура Руси Х – начала XIII вв.

урок посвящен теме Культура Древней Руси...

Конспект урока "Культура Руси X - начала XIII в."

Цель :1)  Сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразие культуры Руси Х- начала XIII веков.2)  Развивать обще учебные умения классификации   (сравнения, сопост...

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."...

История Руси в IX-XIII века

Краткое освещение основных событий и исторических вех  Руси 9-13 веков ....