Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».
опыты и эксперименты по истории на тему

Звонарева Екатерина Александровна

Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникативные, презентационные, нахождение правильной информации и др.  Способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonareva_e.a._opyt.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

учителя истории МБОУ «Примокшанская СОШ»

Ковылкинского муниципального района РМ

Звонаревой Екатерины Александровны

«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».

Актуальность  и перспективность педагогического опыта Мир, в котором мы живем, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающий человек, способный свободно и сознательно осуществлять выбор способов и средств деятельности при достижении целей. В образовании одними из таких методов являются инновационные технологии.
        Инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским и проектным методам обучения. Как развить у ребенка потребность и способность искать новое? Как научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Я согласна с мнением Александра Ильича Савинкова, что, используя различные варианты включения в собственную исследовательскую деятельность или проектирование, школьник сам научится тому, как вести исследовательский поиск.

     Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество  общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникативные, презентационные, нахождение правильной информации и др.  Способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным в жизни.


Условия формирования опыта.   Одна из главных задач учителя сегодня, состоит в том, чтобы создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учащихся самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической

деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.

  Усилия по организации исследовательской деятельности должны быть направлены не на абстрактную подготовку ученика к взрослой жизни, а на формирование научного мышления, на искреннюю заинтересованность к самостоятельному познанию окружающей действительности. Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при поддержке учителя, который направляет и корректирует работу учащегося. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха. Эффективность применения проектной технологии в организации исследовательской деятельности состоит в том, что она даёт возможность одновременной реализации на уроке персональных моделей обучения. Основополагающими принципами данного опыта являются: научность; системность; открытость; перспективность; усиление практической направленности; обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

     Применение исследовательской и проектной деятельности на уроках  позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. На уроках истории регулярно применяю исследовательскую деятельность, которая помогает ученикам овладеть приемами работы с различными историческими источниками, текстами. Проектно-исследовательская деятельность - это творческий процесс совместной деятельности ученика и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей и формируется научное мировоззрение. Огромное влияние на воспитание патриотизма и гражданственности также оказывают уроки краеведения и интегрированные занятия. Межпредметная интеграция с использованием материала национально-регионального компонента активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории родного края.

      В своем педагогическом опыте стараюсь  опираться на следующие принципы: доступность и посильность учебного материала, индивидуальный подход в условиях коллективной работы.

      Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.

    Теоретическая база опыта Ж.Ж.Руссо вел борьбу  за развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребенка, писал он, внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

Теоретическая база опыта основана на идеях и разработках известных отечественных ученых, психологов и методистов: А.А.Каменского, В.В.Латюшина, Д.В. Колесова, Б.М.Медникова, Д.Б.Богоявленской,  В.Н.Дружинина, А.В.Леонтовича,  которые внесли значительный вклад в изучение, разработку  деятельностного  характера исследования.  Так же использую методическую литературу:

-Леонтович А.В.. «Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей».

-Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.

-«Развитие исследовательской деятельности учащихся»: методический сборник-М: народное образование 2001

-Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: учебное пособие - М: народное образование, 1998.

-Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. - Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 432 с.

-Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,2003. -296с.

       Мною разработана система внеурочной вовлеченности учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. Ведется диагностика повышения интереса к изучаемому предмету (анкетирование учащихся). Многие уроки реализуются с использованием проектной технологии. 

    Опыт  моей работы основан  на формировании информационной культуры учащихся, развитии логического мышления, творческого и познавательного потенциала. Данной проблеме посвящен ряд докладов, с которыми я выступала на педсоветах.

Технология опыта  В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

· творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

· приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

     Обычно в работе над проектом выделяю шесть стадий:

подготовка (формулирование темы и целей проекта); планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.); исследование (сбор информации, решение промежуточных задач); оформление результатов и выводов; представление или отчет; оценка результатов и процесса.

     На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.

    В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие типы проектов, как приключенческие, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

   Большое внимание должно уделяться работе с  историческими источниками, которые дают возможность отработать учащимся  навыки учебно-исследовательской деятельности, и способствуют формированию  аналитического мышления, погружают их в изучаемую эпоху.  При изучении исторических документов используются эмпирические методы, применяется анализ, синтез, обобщение.

   В старших классах провожу уроки с опережающим  обучением. И это дает определенный результат: дети  не просто слушают объяснение учителя, но и принимают  самое активное участие в обсуждении темы: высказывают свое мнение, доказывают свою точку зрения.   Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок - поиск, урок-защита идей, урок - ролевая игра и т. д.

      Особую  атмосферу на уроке создают     наглядные пособия, представленные  настенными картами и таблицами, и необходимая на уроке техника: интерактивная доска,  компьютер. Сейчас уже нельзя работать только с мелом и доской. На уроках истории я использую сюжеты документальных исторических и художественных фильмов. Эта форма работы очень продуктивна, так как позволяет одновременно задействовать зрительные и слуховые рецепторы учащихся. Кроме того, документальное кино и фрагменты художественного,  являются превосходной базой для источниковедческого анализа и большим дополнением к учебному материалу. Также на уроках использую наглядность:  презентации, иллюстрации, фотографии.

Анализ результативности опыта Таким образом, внедряя метод проектно - исследовательской деятельности на уроках истории удается: повысить творческую активность учащихся на уроке; развивать их логическое и критическое мышление; повысить уровень их конкурентоспособности; расширить кругозор школьников.

   В течение трех  лет занимаюсь проектно - исследовательской деятельностью. За это время мои дети участвовали во многих конкурсах. Это школьные конкурсы, республиканские ,российские и международные.

Результативность работы с одаренными детьми:

Название

мероприятия

Год

Ф. И. ученика

Класс

Результат

Муниципальный уровень

1

Муниципальный конкурс исследовательских работ и творчества «Природа и мы»

2012

Моисеева Регина

7

призер

2

Муниципальный этап республиканского  конкурса на знание истории государственной символики РФ

2015

Сафронова Ангелина

5

победитель

3

Муниципальный этап Московского международного форума «Одаренные дети – 2015»

2015

Моисеева Регина

10

победитель

4

II муниципальный этап Московского международного форума «Одаренные дети – 2016»

2016

Звонарева Злата

4

победитель

5

Муниципальный  конкурс «Моя семья»

2016

Звонарева Злата

4

победитель

Республиканский уровень

1

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края» г.Краснослободск

2012

Моисеева Регина

7

призер

2

III республиканская научно-исследовательская конференция школьников по практическому краеведению «Историко-культурное и природное наследие родного края»

2012

Моисеева Регина

7

победитель

3

II Открытая Республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

2012

Моисеева Регина

7

призер

4

Республиканский  конкурс «Защитим лес»

2013

Звонарева Злата

1

призер

5

Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений «Природа и мы»

2013

Моисеева Регина

8

призер

6

II Республиканский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений «Природа и мы»

2014

1.Савкина Дарья

2.Мозгачева Арина

3.Звонарева Злата

7

6

3

Призер

Призер

призер

7

III открытая Республиканская учебно-практическая конференция школьников «Юный исследователь»

2014

Чапаева  Ольга

11

призер

8

I Республиканской научно-практической конференции школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее»

2014

1.Михайлова Елена

2.Моисеева Регина

10

9

призер

призер

9

Республиканский  этап международного форума  "Одаренные дети" -2015

2015

Моисеева Регина

10

диплом лауреата III степени  

10

II Республиканской научно-практической конференции школьников «Культура Мордовии: прошлое, настоящее,   будущее»

2015

1.Моисеева Регина и Серова Тамара

2.Михайлова Елена

10

11

призеры

призер

11

II Республиканский конкурса творчества «Наследие»

2015

Звонарева Злата

3

призер

12

III Республиканский конкурса творчества «Наследие»

2016

Звонарева Злата

4

победитель

13

III республиканский  конкурса  «Природа и мы»-

2016

Звонарева Злата

4

победитель

14

Республиканский  конкурс рисунков –боевых листков «900 дней мужества» »

2016

Звонарева Злата

4

призер

Межрегиональный уровень

1

Научно-практическая конференция по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»

2012

Моисеева Регина

7

участница

Российский уровень

1

Всероссийский молодежный чемпионат по биологии г.Пермь

2013

Моисеева Регина

8

участник

2

всероссийской научно-практической конференции «Живая культура»

2013

Моисеева Регина

8

Приз жюри

Международный уровень

1

Московский Международный конкурс «Одаренные дети»

2013

Моисеева Регина

8

призер

   Также принимаем активное участие  в Международном Конкурсе «Золотое Руно», дистанционных олимпиадах и конкурсах. Имеются неплохие результаты.

Трудоемкость опыта Наверное, самая большая беда для учителя – равнодушие к его предмету со стороны учеников. Особенно когда речь идёт о моём предмете – история. История – больше чем просто школьный предмет. Он имеет социальную значимость. Выход я нашла в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Наиболее эффективным в решение данной проблемы является, я считаю, именно метод исследовательских проектов. Исследовательская деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.                                            Образовательный потенциал исследовательской, как впрочем и любой другой проектной деятельности заключается в возможности:  повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания ( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.                                 Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей ( социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.                                                                                                                          

 

                                                                                                                 

Адресность опыта Провожу открытые уроки для учителей, в целях обмена опытом с коллегами.   На страницах мини-сайта размещаю свои наработки. Изучаю представленный  опыт работы других педагогов. Также  опытом работы  делюсь со своими коллегами на педагогическом совете, заседаниях ШМО учителей гуманитарного цикла, на семинарах учителей истории и обществознания. Повышаю свой профессиональный уровень по средствам прохождения курсов повышения квалификации.

   Обобщая все вышесказанное, могу выделить свое педагогическое кредо, это Любовь к детям; Доброжелательность; Справедливость; Внимательность; Знание предмета; Владение технологиями, методами  и формами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат " Дифференцированный подход как одно из средств повышения качества знания и развития творческой активности учащихся"

В реферате раскрывается система дифференциации и технология дифференцированного подхода на уроках русского языка....

Система работы учителя истории ГБОУ ООШ с. Хорошенькое «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Общеобразовательная школа должна ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей. В настоящее время приходится сталкив...

Влияние самостоятельной работа на качество знаний и развитие познавательной активности учащихся

Как самостоятельная работа влияет на повышение качества знаний и развивает познавательную активность учащихся...

Система повышения уровня познавательной активности учащихся на уроках английского языка.

В статье представлено обобщение опыта работы учителя английского языка....

Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся

Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Методические приёмы повышения познавательной активности учащихся на уроках истории в 5 классе.

В презентации в краткой форме представлены методические приемы повышения познавательной активности учащихся 5-х классов на уроках истории. Учащиеся только  начинают изучение нового предмета и, ес...