урок лабораторная работа 9 класс по теме "холодная война"
презентация к уроку по истории (9, 11 класс) на тему

Городецкая Лариса Александровна

Разработка к уроку, документы для изучения обучающимися, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokumenty_k_uroku_1.docx20.58 КБ
Файл dokumenty_k_uroku_2.docx20.05 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf1000.78 КБ
Файл razrabotka.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет документов для экспертов 1 группы по изучению роли СССР

Из воспоминаний В.М. Молотова

«В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал — Дарданеллы! Сталин: «Давай. нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». — «А ты потребуй!..» Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу... В то же время Азербайджан претендовал — увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать — никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то турецкое население... И армянам хотели Арарат отдать».

«Холодная война как основной генератор гонки вооружений» статья Корниенко

«Поддержанию состояния «холодной войны» в отношениях между СССР И США во многом способствовал характер военных доктрин, которых придерживались обе стороны. Официальная военная доктрина США всегда предусматривала... возможность нанесения упреждающего ядерного удара в том случае, если американское руководство придет к выводу, пусть и ошибочному, что другая сторона намеревается нанести ядерный удар по США. Постоянное ощущение Москвой угрозы оказаться жертвой ядерного удара... было одним из серьезных источников напряженности между ними... в целом, за исключением указанного существенного различия... советская и американская военные доктрины были во многом схожими. В своей военно-политической части и та, и другая были оборонительными — ни та, ни другая не предусматривали сознательного начала атомной войны против противной стороны. Однако в своей военно-технической части, определяющей структуру вооруженных сил, их дислокацию и подготовку, они — опять-таки одинаково — исходили из принципа «лучшая оборона — это наступление»…         Провозглашенное М.С. Горбачевым "новое мышление" во внешних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики.. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководители Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы - национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям. В практическом плане это проявилось в том, как решались вопросы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в "третьем мире".

Из интервью Сталина корреспонденту «Правды» о речи У. Черчилля в Фултоне.                                     (14 марта 1946 г.)

«Г-н Черчилль утверждает, что «Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и населения в них находятся в советской сфере и подчиняются... не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы». (Он) квалифицирует все это, как не имеющие границ «экспансионистские тенденции» Советского Союза. ... Что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу?»

Из воспоминаний советского дипломата Г.Н. Большакова (1989 г.)

События октябрьских дней 1962 года — это первый и, к счастью, единственный в нашей истории кризис, являвший собой «момент страха и озарения», когда Н.С. Хрущев, Джон Кеннеди, Ф. Кастро и все человечество впервые почувствовало себя в «одной лодке», оказавшейся в эпицентре ядерной пучины... Некоторые считали, что причины кризиса носили военный характер — размещая свои ракеты на Кубе, СССР, мол, стремился уменьшить «дисбаланс» в количестве ядерных боеголовок с Соединенными Штатами, который в те дни, по их утверждениям, составлял соотношение 17:1 или 15:1 в пользу последних. Другие же называли политические мотивы — намерение США уничтожить Республику Куба, а СССР — укрепить позиции социалистического лагеря на Американском континенте. Я же считаю, что Карибский кризис был прежде всего кризисом государственного и человеческого доверия...                                                                                                                                                          

Американцы впервые почувствовали дыхание войны у своего порога. Эти тринадцать дней октября заставили США, как и весь мир, задуматься о единстве человеческой безопасности... самым опасным временем была ночь с 27 октября на 28 октября. Дело в том, что утром 27 октября советской ракетой «земля — воздух» был сбит американский высотный разведывательный самолет «У-2», пилотируемый майором Р. Андерсеном. Это была первая и последняя человеческая жертва блокады. Командующий ВВС США предложил немедленно нанести воздушный удар по Кубе. Обстановка была накалена до предела. Президент с трудом сдерживал натиск военных. Роберт Кеннеди пригласил к себе посла А.Ф. Добрынина и предупредил его, что может начаться война. Надо срочно принимать решение относительно обсуждавшегося накануне предложения о выводе советских ракет с Кубы в обмен на гарантию США о невмешательстве во внутренние дела этой страны и соблюдении, уважении ими ее суверенитета. Через несколько минут после разговора с Добрыниным Р. Кеннеди позвонил мне и попросил встретиться около моего дома в автомашине. Он повторил в разговоре со мной то же самое, что несколько минут назад сказал послу. Подчеркнув, что президент, начавший блокаду Кубы, сейчас стал «пленником своих же собственных действий» и может «сдержать военных в течение ближайших суток, если не поступит позитивного ответа из Москвы».

Ранним утром 28 октября... московское радио начало передачу послания Советского правительства президенту Кеннеди о согласии вывести ракеты и бомбардировщики с Кубы в обмен на вышеупомянутые гарантии США республике..»

Пакет документов для экспертов 2 группы по изучению роли СССР

Из Варшавского договора (14 мая 1955 г.)

«Ст. I. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Ст. 2. Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей. При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Ст. 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств—участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами—участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства—участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности».

Из программы КПСС о мировой системе социализма.

«Разгром германского фашизма и японского милитаризма во второй мировой войне при решающей роли Советского Союза создал благоприятные условия для свержения власти капиталистов и помещиков народами ряда стран Европы и Азии...

Социалистические революции в странах Европы и Азии нанесли новый мощный удар по позициям империализма. Особенно большое значение имела победа революции в Китае. Революции в странах Европы и Азии — самое крупное событие     мировой истории после Октября 1917 года.

Возникла новая форма политической организации общества — народная демократия, одна из форм диктатуры пролетариата. Она отразила своеобразие развития социалистической революции в условиях ослабления империализма и изменения соотношения сил в пользу социализма. В ней нашли также свое отражение исторические и национальные особенности отдельных стран.

Сложилась мировая система социализма — социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов,   идущих по пути социализма и коммунизма, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности. Успехи социализма, его влияние на ход мировых событий, борьбы против империалистической агрессии зависит от сплочённости социалистических стран».

Комплексная программа экономической интеграции

«.. .процесс интеграции создаёт благоприятные условия для широкого развёртывания научно-технической революции, которая стала одним из главных участников исторического соревнования между капитализмом и социализмом».

Из речи И. В. Сталина на XIX съезде КПСС.

Октябрь 1952г.

Раньше буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой «свободы личности».,. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт. Я думаю, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед... Больше некому его поднять.

Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их «превыше всего». Теперь не осталось и следа от «национального принципа»... Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять.



Предварительный просмотр:

Пакет документов для 1 группы экспертов по изучению роли США

Из телеграммы поверенного в делах США в Москве

Дж.  Кеннана в Гос. департамент США

(22 февраля 1946 г.)

«Мы можем сказать, что имеем дело с политической силой, фанатически верящей в невозможность постоянного существования с Соединенными Штатами, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, подрыв нашего традиционного образа жизни, развала международного авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти...

1. В отличие от гитлеровской Германии Советская власть не придерживается схемы и не является авантюристической. По этой причине она легко уступает — и обычно уступает — когда сталкивается где-либо с сильным сопротивлением...

2. По сравнению с западным миром Советы все еще слабее, таким образом их успех действительно зависит от той меры сплоченности, твердости и решительности, какой сможет добиться Западный мир...

3. Мы здесь убеждены, что со времени окончания гражданской войны никогда еще русский народ не был эмоционально столь далек от доктрин коммунистической партии как сейчас. В России партия стала сейчас великим — и на время — высокоэффективным аппаратом диктаторской администрации, но перестала быть источником духовного вдохновения.

4. Вся советская пропаганда... в своей основе негативна и разрушительна. С ней поэтому сравнительно легко бороться с помощью разумной и на деле конструктивной программы.

По этим причинам я полагаю, что мы можем спокойно и уверенно подойти к проблеме, что делать с Россией... не думаю, чтобы мы рисковали... Нам не приходится охранять инвестиции, не потеряем мы и торговли, нет граждан, которых нужно защищать, мало культурных контактов, подлежащих сохранению. Многие народы... заинтересованы в абстрактной свободе меньше, чем в безопасности... Мы должны оказаться более способными, чем русские, предоставить это им. И если мы не сделаем этого, то русские наверняка сделают.

Наконец, мы должны иметь смелость и настойчивость в сохранении наших собственных методов и представлений о человеческом обществе».

          Из речи У. Черчилля

Мускулы мира

«Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград. Бухарест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов. По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны, я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше


уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем».

Из высказываний Гарри Трумэна

«Если мы увидим, что Германия выигрывает войну, нам следует помогать России, а если будет выигрывать Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они убивают как можно больше» (23 июня 1941 г,),

«Русские скоро будут поставлены на место, и Соединенные Штаты тогда возьмут на себя задачу управления миром...» (апрель 1945г.).

«Если она взорвется, а я думаю, что это случится, у меня будет надежная управа на этих парней» (накануне 16 июля 1945 г. — дня экспериментального взрыва атомной бомбы)».

Дж. Л. Геддис

«По окончании II мировой войны и США и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности...».


Пакет документов для 2 группы экспертов по изучению роли США

Из разработки Объединенного комитета начальников штабов (9 октября 1945 г.)

«Слабости СССР:

А) Военные потери в людской силе и промышленности, откат назад от развитой промышленности (15 лет).

Б) Отсутствие технических сил (5—10 лет).

В) Отсутствие стратегических ВВС (5—10 лет).

Г) Отсутствие ВМФ (15—20 лет).

Д) Плохое состояние железных дорог, военного транспорта — систем и оборудования (10 лет).

Е) Уязвимость нефтяных источников, жизненно важных промышленных центров для бомбардировщиков дальнего действия.

Ж) Отсутствие атомной бомбы (5—10 лет, возможно, раньше).

3) Сопротивление в оккупированных странах (в течение 5 лет).

И) Численная военная слабость на Дальнем Востоке, особенно ВМФ (15-20 лет).

Примечание: в скобках указан примерный срок преодоления данной «слабости».

Из директивы Совета национальной безопасности (18 августа 1948 г.)

«Превратить СССР в государство, слабое в политическом, военном и психологическом отношении по сравнению с внешними силами, находящимися вне пределов его контроля... В худшем варианте — то есть при сохранении Советской власти на всей или почти всей нынешней советской территории мы должны потребовать:

а) выполнения чисто военных условий (сдача вооружения, демилитаризация ключевых регионов и т.д.) с тем, чтобы на долгое время обеспечить военную беспомощность;

б) выполнения условий, которые должны вызвать существенную экономическую зависимость... Все условия должны быть жесткими и унизительными для коммунистического режима. Они могут напоминать Брест-Литовский мир 1918 года».

Из  меморандума Объединенного разведывательного комитета № 329 (9 сентября 1945 г.)

«Отобрать приблизительно двадцать наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардировки в СССР и на контролируемой им территории... ряд смешанно-индустриальных районов, на которые приходятся высшая концентрация научных и исследовательских центров, специализированных промышленных предприятий, основной правительственный и управленческий аппарат. Этот выбор обеспечит максимальное использование возможностей ядерного оружия.

Примечание: в качестве таких центров были отобраны: Москва, Горький, Куйбышев, Свердловск, Новосибирск, Омск, Саратов, Казань, Ленинград, Баку. Ташкент, Челябинск. Нижний Тагил, Магнитогорск, Пермь, Тбилиси, Новокузнецк, Грозный, Иркутск, Ярославль».


Из  Североатлант ического  договора (4 апреля 1949 г.)

«Ст. I. Договаривающиеся стороны обязуются, как это обусловлено Уставом Организации Объединенных Наций, разрешать все международные споры, в которые они могут быть вовлечены, мирными средствами, таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость, и воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями Организации Объединенных Наций.

Ст. 3. Чтобы обеспечить наиболее эффективное осуществление целей настоящего договора, договаривающиеся стороны, порознь и совместно, путем постоянного и эффективного разделения собственных средств и оказания взаимной помощи, будут поддерживать и развивать свою индивидуальную и коллективную способность сопротивляться вооруженному нападению.

Ст. 5. Договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одну из них или на несколько сторон в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на все договаривающиеся стороны, и вследствие того они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность североатлантического района…

Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых вследствие него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Ст. 7. Настоящий договор не затрагивает и не будет толковаться как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства, возлагаемые Уставом Организации Объединенных Наций на договаривающиеся стороны, которые являются членами Организации Объединенных Наций, или главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Тема урока «Начальный период «холодной войны»

Форма урока: диспут

 Тип урока: лабораторная групповая работа.

Разработала учитель истории

Городецкая Л. А.

2011

Цель: выявить причины «холодной войны»

её сущность, проанализировать место

сверх держав в образовании НАТО и ОВД;

уметь объяснять понятия : «холодная война»,

«гонка вооружений», «железный занавес»,

уметь работать с историческим источником,

владеть групповыми методами работы.

План урока:

  1. Вводное слово учителя.

  1. Знакомство с документами, их общая характеристика:
  • памятка для работы с историческим источником;
  • определение цели, противоречий, деятельности, итогов;
  • самостоятельная работа.

  1. Диспут по документам (заполнение таблицы):
  • ответы экспертов по изучению роли СССР и США;
  • ответ совета экспертов;
  • итоги диспута.

  1. Место культуры и науки.

  1. Определение понятий «холодная война», «гонка вооружений», «железный занавес».

  1. Итоги урока.

Ход урока.

Орг. момент.

Организовать пять групп исследователей – экспертов:

две группы по изучению роли США (обвинение США),

две группы по изучению роли СССР (обвинение СССР),

одна группа совет экспертов (выводы).         

Вводное слово учителя (первый слайд): после окончания второй мировой войны сложилось  тяжёлое международное положение. Из  войны вышли две сверх державы США и СССР.  ( второй слайд хронология ). И та и другая стороны претендовали на ведущее положение в мире. США  беспокоило распространение влияния  СССР на страны  Восточной Европы. В свою очередь СССР не мог спокойно отнестись к монополии США  на ядерное оружие.

        Перед вами документы  по которым вы попытаетесь найти виновника развёртывания холодной войны.

        1 задание для учащихся. Давайте посмотрим на таблицу , которую нужно заполнить. В таблице есть актовые  и повествовательные документы. Попытайтесь определить,  какая  группа будет  их заполнять. Для этого нужно вспомнить памятку по работе с документом.

Памятка для работы с историческим источником:

  • Дайте характеристику историческому источнику:

- автор;

-время создания;

- жанр;

- первичный или вторичный.

  • Кратко изложите содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи и факты.
  • Определите, что преобладает в приведённом документе: исторические факты или художественное описание событий.
  • Выделите в тексте и выпишите в тетради основные исторические факты, определите художественные особенности текста.
  • Обоснуйте, можно ли доверять приведённому документу.

 На примере документа «из директивы Совета Национальной безопасности»  постарайтесь охарактеризовать исторический источник.

Задание группам (третий слайд с заданиями): группы по изучению роли США и кап. лагеря выступают от стран социализма, поэтому они должны выступать в качестве обвинителей. Группы по изучению роли СССР обвиняют  СССР. Группа экспертов должна подвести итог и сделать общие выводы как нейтральная сторона. Вам предстоит ответить на главный вопрос сегодняшнего урока: «Кто виноват в развертывании холодной войны».

2 задание для учащихся. Прочтите документы и определите, в каких из них указаны цели (чего хотели добиться?), в каких противоречия (что мешало?), в каких деятельность (что делали для достижения цели?), в каких итоги (чего достигли?).

3        самостоятельная    работа.

 Заполнение своей части таблицы.

1 задание для учащихся. Ответ учащихся: (чтение документов) Автор «Совет Национальной безопасности» Время издания: 18 августа 1948г., источник написан в жанре документа, вторичный, т.к. переведен, Совет национальной безопасности США хочет «превратить СССР в государство слабое в политическом, военном и психологическом отношении», в документе преобладают исторические факты, изложение четкое и без прилагательных художественного стиля. Документу доверять можно.   Вторая группа работает с актовыми документами, первая с повествовательными документами.

2 задание для учащихся. Цели держав видны в документах: «Совет Национальной безопасности» (США), «из речи Сталина на XIX съезде» (СССР). Противоречия: «из телеграммы Дж. Кеннана», «из речи Черчилля» (США); «из интервью Сталина», «из статьи Корниенко» (СССР). Деятельность: «Из разработки объединённого комитета», «Из меморандума разведывательного комитета», «Из Североатлантического договора», «Из телеграммы Дж. Кеннана», «Из высказываний Гарри Трумэна»,  «Из речи Черчилля» (США); «Из программы КПСС о мировой системе социализма», «Комплексная программа экономической интеграции», «Из Варшавского договора», «Из воспоминаний Молотова», «Из воспоминаний Большакова» «СССР».  Итоги: «Дж. Л. Геддис» (США), «Из воспоминаний Большакова» «СССР».  

3 задание для учащихся. Самостоятельная работа групп (четвертый слайд): каждая группа выписывает тезисы в свою часть таблицы.        

Диспут: (пятый слайд)  взрывы в Хиросиме и Нагасаки явились демонстрацией силы США. Вторая группа по изучению роли США - вам слово

Примерный ответ группы экспертов, изучающих роль США (вторая группа):. Мы считаем, что в развёртывании холодной войны виноваты США, так как  испугавшись мнимой угрозы СССР они посчитали, что необходимо усиливать вооружение. США поставили цель: «превратить СССР в государство слабое в политическом, военном и психологическом отношении». (Первая группа): Помехой в достижении цели был СССР, который желал: «развала международного авторитета нашего государства» и «безграничного распространения своей силы и своих доктрин» (Вторая группа): Результатом чего явилась гонка вооружений: «слабости СССР»,  «стратегической атомной бомбардировки в СССР», «применение вооружённой силы».  (Первая группа): Актовые документы подтверждаются повествовательными:  «Мы должны оказаться более способными чем русские»,  «незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил»,  «она взорвётся».Вывод: стороны конфликта «США и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности».

Примерно такой же ответ дают эксперты СССР.  (По ответам - заполнение остальных частей таблицы)

Слово берёт совет экспертов (по выводам в таблице) (шестой слайд).

     

  Итоги диспута. Ответьте на вопросы к документам (седьмой слайд).

(Восьмой слайд:  хронология)

Ответ учащихся: мы думаем, что виноваты обе стороны так – как и та и другая сторона были заинтересованы в своей гегемонии в мире и ослаблении оппонентов. Цели обеих сторон: «международный мир и безопасность», противоречия: «Взаимное обвинение СССР и США в распространении своего господства во всём мире и военной угрозы другой стороны», деятельность: «Создание военно-политических блоков НАТО и ОВД, наращивание вооружения, расстановка вооружённых баз в других государствах для противодействия». Стороны не добились своей цели,  итогом такой политики стал Карибский кризис, который поставил мир на грань ядерной катастрофы. Поэтому мы считаем что в возникнове-нии холодной войны и возможности ядерной катастрофы виноваты обе стороны.

Заполнение выводов в таблице  «Причины холодной войны».

Из стран победительниц  второй мировой войны вышли две сверхдержавы СССР и США, они претендовали на ведущее положение в мире. «Холодная война» была «объявлена» Черчиллем в речи «Мускулы мира» 5 марта 1946г. США и СССР считая, что другую сторону удержит от войны только перевес в силах, наращивали вооружение, что привело к усилению конфликта, который мог бы закончиться третьей мировой войной.  

(Запись в тетрадь хронологии).

 Слайд культура, наука. Не только в вооружении состязались страны. Через железный занавес не просачивалась культура и наука. В романе Владимира Дудинцева «Белые одежды» ученый-биолог высказывает такую мысль: «…вейсманист-морганист (так называли последователей этих ученых – генетиков прим. учителя) кует свои вымыслы, идущие на пользу врагам человечества»[1]. Выдержка из доклада ректора сельскохозяйственного университета приведенная в этом же романе: «История биологии – это арена идеологической борьбы. Это слова нашего выдающегося ученого Трофима Денисовича Лысенко. Два мира – это две идеологии в биологии»[2]. Генетика в СССР считалась наукой врагов, кто ею занимался был врагом.

«Битлз» — популярный вокально-инструментальный квартет молодых певцов шестидесятых годов из Великобритании, исполняющий характерные мелодии (сочетание элементов негритянского джаза и блюза), который вызвал подражания среди западноевропейской и американской молодёжи. Битлз - культура врагов, кто слушал его был врагом социализма.

 

Работа с понятиями: Что такое холодная война, из каких составляющих? (после ответа слайд определения холодной войны и схема)

Холодная война

  

Железный занавес          Гонка вооружений                                                                                    

Ответ учащихся: Холодная война – это состояние экономики, идеологии и «полувоенной» конфронтации между двумя системами (социализма и капитализма). Ее составляющие: гонка вооружений и железный занавес. Железный занавес - это виртуальная стена между системами социализма и капитализма сквозь которую не проникали культура и наука. Гонка вооружений – наращивание вооружений каждой стороной конфликта с целью гегемонии в мире. (Запись в словарь).

Итог  урока: о чём мы сегодня узнали? Кто виноват в развязывании холодной войны? К чему привело противостояние двух сверхдержав?  (слайд схема)

Ответ учащихся: В развязывании холодной войны виноваты обе конфликтующие стороны. В результате развёртывания холодной войны вся Европа разделилась на два лагеря: социалистический и капиталистический. Некоторые страны были разорваны противоборствующими  сторонами: ГДР и ФРГ, Южная и Северная Корея, Южный и Северный Вьетнам. В 1962г. перед мировым сообществом встала проблема: перерастёт ли холодная война в третью мировую? Наступает период договоров о разоружении. В 1975 г. подписан договор СБСЕ. Но заканчивается холодная война только во время преобразований Горбачёва

                                           

                                             Пример заполнения таблицы:

Причины холодной войны

               

                                                                                                 

план

Виды документов

выводы

США

СССР

актовые

повествовательные

актовые

повествовательные

Цель

из дерективы Совета Национальной безопасности «превратить СССР в государство слабое в политическом, военном и психологичес-ком отношении», из Североатлантического договора: «не подвергать угрозе международ-ный мир и безопасность»  

из речи Сталина на XIX cъезде КПСС «знамя национальной независимости придется поднять вам, представителям коммунистических партий», из Варшавского договора «Что бы не ставить под угрозу международ-ный мир и безопасность»

международный мир и безопасность

Противо-речия

из телеграммы Дж. Кеннана «мы имеем дело с политической силой, считающей желательным и необходимым разрушение внутренней гармонии нашего общества, развала международно-го авторитета нашего государства во имя обеспечения советской власти», из речи Черчилля: «Советская Россия хочет безграничного распростране-ния своей силы и своих доктрин».

из интервью Сталина «по сути дела г. Черчилль предъявляют нациям нечто вроде ультиматума: признайте наше господство,  в противном случае неизбежна война»,  из статьи Корниенко: «постоянное ощущение Москвой угрозы оказаться жертвой ядерного удара»

 

Взаимное обвинение СССР и США в распространении своего господства во всём мире и военной угрозы другой стороны

Деятель-ность

Из разработки объединеного комитета «слабости СССР: отсутствие стратегических ВВС, отсутствие ВМФ, уязвимость жизненно-важных  промышлен-ных центров для бомбардиров-щиков дальнего действия, отсутствие атомной бомбы».

 Из меморандума разведывательного комитета: «отобрать приблизитель-но 20 наиболее важных целей, пригодных для стратегической атомной бомбардиров-ки в СССР и на контролируе-мой им территории». Из Североатлантического договора: «вооружённое нападение на одну из договаривающихся сторон будет рассматриваться как нападение на все договаривающиеся стороны, каждая из них окажет помощь путём действия, включая применение вооружённой силы».  

Из телеграммы Дж. Кеннана: «многие народы заинтересова-ны в абстрактной свободе меньше, чем в безопасности. Мы должны оказаться более способными чем русские предоставить им это». Из речи Черчилля: «мы не можем позволить себе полагаться на незначитель-ный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил». Гарри Трумэн: «если она взорвётся у меня будет надёжная управа на этих парней» (накануне дня эксперимен-тального взрыва атомной бомбы).

Мировая система социализма: «Успехи социализма, его влияние на ход мировых событий, борьбы против империалисти-ческой агрессии зависит от сплочённости социалистичес-ких стран». Комплексная программа экономической интеграции: «процесс интеграции создаёт благоприятные условия для широкого развёртывания научно-технической революции, которая стала одним из главных участников исторического соревнования между капитализмом и социализмом». Из Варшавского договора: «В случае вооружённого нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Договора, каждое государство - участник Договора окажет немедленную помощь всеми средствами, включая применение вооружённой силы».

Из воспоминаний Молотова: «мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай … Ливия. Сталин: «Давай, нажимай! Мы хотим поставить там свою военную базу…». Из воспоминаний Большакова:

«… Размещая свои ракеты на Кубе, СССР, мол, стремился уменьшить «дисбаланс» в количестве ядерных боеголовок с США… укрепить позиции социалистичес-кого лагеря на Американском континенте».  

Создание военно-политичес-ких блоков НАТО и ОВД, наращива-ние вооружения, расстановка вооружён-ных баз в других государствах для противодей-ствия.

Итог

Дж. Л. Геддис: «По окончании II мировой войны и США и СССР заботились в первую очередь о собственной безопасности».

Из воспоминаний Большакова: «События октябрьских дней 1962 г. это первый и, к счастью, единственный в нашей истории кризис, когда Н.С. Хрущёв, Джон Кеннеди и всё человечество впервые почувствовало себя в «одной лодке», оказавшейся в эпицентре ядерной пучины…».

В возникнове-нии холодной войны и возможности ядерной катастрофы виноваты обе стороны.


[1] Роман-газета N7 1988г. с.18

[2] Там же с.35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "

Презентация у уроку:Лабораторная  работа по биологии -6 класс. Тема  "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"

урок - лабораторная работа 10 класс по теме "Изучение закона Гей - Люссака"...

Методическая разработка урока-лабораторной работы по физике "Зависимость давления газа от объема при постоянной температуре" (с использованием цифровой лаборатории) - 10 класс.

Методическая разработка лабораторной работы с применением цифровой лаборатории по физике содержит план-конспект урока и презентацию....

Урок-лабораторная работа для учащихся 5 класса

Данная разработка позволяет закрепить изученный материал 5-го класса по темам "Прямоугольный параллелепипед" и "Площади", а также помочь учащимся решать задачи практического содержания....

Интегрированный урок - лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения" 9 класс (физика - информатика)

Урок - лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения" в 9 классе проводится после изучения учащимися следующих тем:" Свободные колебания. Математический маятник. Период колебаний." (по ф...

Урок - лабораторная работа в 5 классе «Площадь. Формула площади прямоугольника»

Урок - лабораторная работа в 5 классе «Площадь. Формула площади прямоугольника» знакомит обучающихся с формулой площади прямоугольника....