Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения
рабочая программа по истории на тему

Решетникова Светлана Николаевна

Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования для очной  и очно-заочной формы обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

    РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол № ____

«      »                     2016  г.

           УТВЕРЖДАЮ

          Заместитель директора по УР

           _____________Л.Г. Зырянова

           «       »                    2016  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ        

специальность 34.02.01 Сестринское  дело

очная форма обучения

2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат.

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчик:

Решетникова Светлана Николаевна        , преподаватель, Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты–Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Эксперты:

 БУ «Нижневартовский медицинский колледж»    методист   _                        А.А. Кабардаева

             (место работы)                                              (занимаемая должность)      (инициалы, фамилия)

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»  преподаватель                      Е.С. Лихачева

             (место работы)                                             (занимаемая должность)      (инициалы, фамилия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

…4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…18

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ        

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования для очной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «История» относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию общих и профессиональных  компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1.5. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 58___часов, в том числе:

- обязательная аудиторная  учебная  нагрузка 48         часов,

- самостоятельная  работа обучающегося  10        часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

  • написание рефератов, эссе по заданным темам

2

  • создание мультимедийных презентаций по заданным темам

1

  • поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet

2

  • подготовка сообщений, докладов

4

  • составление тезисов и таблиц

1

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного  зачета


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Вторая мировая война и мир в новейшее время.

Тема 1.1. Россия и мир в новейшее время.

Содержание учебного материала:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Понятие «новейшая история». Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира.

Особенности развития стран в конце XX – начале XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX – начале XXI в.

Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.

2

1

1

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка сообщений по теме: «Эволюция и распад мировой колониальной системы».

1

Тема 1.2. 

Вторая мировая война.

Великая Отечественная война.

Содержание учебного материала:

4

1.

2.

3.

4.

Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.

Советский Союз накануне войны.

Причины,  начало, особенности войны в Европе.

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

2

2

2

2

2

2

2

2

Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии.

5.

6.

7.

8.

Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция.

 Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.

Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.

Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.

Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы. Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):
  • Медицина и медицинские работники в годы Великой Отечественной войны.
  • Причины, цена и значение «Великой победы» (характеристика Великой Отечественной войны).
  • Создание «социалистического лагеря».
  1. Работа с атласом и контурной картой, анализ исторических документов.

2

Тема 1.3. От Лиги наций к ООН.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Результаты деятельности Лиги наций. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Система организаций ООН. Основные направления деятельности ООН. Оценка деятельности ООН. Россия – постоянный член Совета Безопасности. Решение колониального вопроса в ООН.  

1

1

1

2

Тема 1.4. СССР и страны социалистического лагеря после второй мировой войны.

Содержание учебного материала

2

2

1

1.

2.

Послевоенное восстановление и развитие СССР. Развитие сотрудничества с социалистическими странами.  

Развитие стран Восточной Европы. Организация Варшавского договора. Совет экономической взаимопомощи. Мировая система социализма. События в Венгрии (1956 г.). «Пражская весна» (1968 г.). 

Тема 1.5. Эпоха «государства благоденствия».

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

Экономическое развитие ведущих стран Запада в середине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты.

Структурный экономический кризис 1970-х – начала 1980-х гг.

Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70 – 80- х гг.

"Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70 – 80 гг.

2

2

1

1

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):

  1. Экономическая и политическая ситуация в Европе после Второй мировой войны.
  2. Экономическая и политическая ситуация в США после Второй мировой войны.
  3. Создание независимых государств Индия и Пакистан.
  4. Проблемы стран Латинской Америки.

1

К.Т.1. Тестирование по разделу 1.

Раздел 2. Мир во второй половине XX – первом десятилетии XXI века

Тема 2.1. Раскол мира на блоки. «Холодная война».

Содержание учебного материала:

4

1.

2.

3.

4.

Понятие «холодная война». Кризисные явления в развитии международных отношений. Геополитика «холодной войны». Берлинский кризис.

Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис".

Взаимоотношения СССР со странами социалистического лагеря. СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.

Локальные конфликты в годы «Холодной войны». Войны и международные конфликты, как проявление «холодной войны»: Гражданская война в Китае 1946-1950 гг., война в Корее 1950 - 1953 г., война во Вьетнаме 1965-1974 гг. и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки; арабо-израильские войны 1967 - 1974 гг., Самолийско-эфиопская война 1977 - 1979 гг.; Ирано-иракская война 1980-1988 гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. Пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969 г).

2

2

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Работа с учебной литературой: составление опорно-логической схемы.

1

Тема 2.2. «Оттепель» в СССР.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

Смерть И.В. Сталина. Варианты послесталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г. Маленкова".

XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С. Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.

Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.

Новые тенденции во внешней политике СССР. Выработка новых ориентиров во внешней политике.

2

2

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):

  1. XX съезд партии, его историческое значение.
  2. Люди, изменившие ход истории в ХХ веке.

1

Тема 2.3. СССР в 1970-х – начале 1980-х гг.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Сравнение реформ Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, их результатов.

Изучение экономики в 70-е - начале 80-х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и  их преодоления.

Политическая система в 70-е начале 80-х гг. в СССР. Принятие новой советской Конституции 1977 года.

Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.

Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.

Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США. Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975 г., подписание Заключительного акта. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.

1

1

2

1

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы: 

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору).

1

Тема 2.4. Перестройка в СССР и распад социалистического лагеря.

Содержание учебного материала:

4

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки, движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм.

Изменения в правовой и государственной системе.

Экономические реформы.

Советская культура в годы перестройки. Новые ориентиры.

«Новое мышление». СССР в системе международных отношений в 80 - 90-е годы ХХ века. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой.

Бархатные революции. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы. Последствия распада СССР.

2

1

2

1

1

1

2

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы:

Создание  презентации по теме.

Тема 2.5. Развитие суверенной России.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Процесс становления нового конституционного строя в России.

Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992 – 1998 гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни.

Углубление конституционного кризиса 1993 г.

Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой Конституции, ее историческое значение.

Общественно-политическое развитие России в 1994-1996 гг.

Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н. Ельцина.

2

1

2

2

2

1

Тема 2.6. Развитие США и ведущих стран Западной Европы во второй половине XX в.

Содержание учебного материала:

2

1

1

1

1.

2.

3.

Экономическое развитие ведущих стран Запада во второй половине XX века.

Место и роль США в современной политике.

Особенности внешней политики США. Влияние США на мировую экономику.

Тема 2.7. Европейский союз и его развитие.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

Международные экономические и политические организации и союзы. Их назначение, структура, участники. Паневропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ. Углубление и расширение европейской интеграции. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие. "План Геншера-Коломбо". Принятие символики Европейских Сообществ.

Маастрихтский договор: рождение Европейского Союза.

Гуманитарное сотрудничество и создание Экономического валютного союза. Амсдердамский договор: первая реформа Европейского Союза.

Ницкий договор: интеграция по всем направлениям.

Конституционный договор Европейского Союза.

Тема 2. 8. Страны Азии, Африки, Ближнего Востока в системе мировой экономики и политики.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3

Проблемы экономического и политического развития стран Ближнего Востока.

Роль Тихоокеанского региона в мировом развитии.

Основные тенденции развития стран Африки.

1

1

1

К.Т.2. Тестирование по разделу 2.

Раздел 3. Современный мир.

Тема 3.1. Становление экономической системы информационного общества на Западе.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1.

2.

3.

Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.

Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.

Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.

Тема 3.2. Россия в 2000 - 2010 гг.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Развитие политической системы. Президент В.В. Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.

Экономическая политика.

Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения.

Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.

Основные направления во внешней политике в конце XX – начале XXI вв.

Президент Д.А. Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.

2

1

2

1

2

1

Самостоятельная работа при изучении темы:

Оформление мультимедийной презентации по теме

1

Тема 3.3.

Интеграционные процессы  экономического и политического развития конца XX – начала XXI веков.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации. Глобализация в сфере производства и мировой торговли. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Россия в международных интеграционных процессах. Участие России в ВТО, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др.

2

2

2

2

Тема 3.4. Международные отношения в современном мире. Локальные и региональные конфликты современности.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

3.

4.

5.

«Мир в ХХI веке: характеристика развития регионов».

Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы, расстановка сил в мире.

Причины, участники, хронология, локализация современных локальных, национальных, региональных, межгосударственных конфликтов.

Пути преодоления современных конфликтов. Отношение стран мира к конфликтам. Роль международных организаций в преодолении конфликтов.

Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Российской Федерации. Причины и участники. Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления.

2

1

2

2

2

Тема 3.5. Духовная жизнь и развитие мировой культуры.

Содержание учебного материала

4

2

1

1

1

2

2

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX – начала XXI вв. (Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ  и др.), их содержание и назначение.

Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество.

Роль СМИ в формировании современного общества.

Роль науки в современном мире.

Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука.  Проблемы духовного развития российского общества в XX – XXI вв.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме на выбор:

  1. Общие условия развития культуры в суверенной России.
  2. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества XX-XXI вв.
  3. Художественное творчество в России.
  4. Общественно-философская мысль.
  5. Живопись, архитектура, музыка, кино современного запада. Поп культура и ее влияние на общество.
  6. Роль СМИ в формировании современного общества.
  7. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

1

Тема 3.7. Место Российской Федерации в современном мире

Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

1

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Особенности мирового развития на современном этапе.

Определение основных достижений современной цивилизации.

Проведение сравнительного анализа развития экономики и политики ведущих стран мира.

Выявление роли и значения  России в развитии мирового сообщества.

Влияние мировых процессов на экономику России.

Перспективы дальнейшего развития России, основные направления социально-экономического развития.

Дифференцированный  зачет 

Контроль уровня усвоения взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем XX – XXI вв. (тестирование по разделам 1, 2, 3).

2

Всего:

58


3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

  •  рабочее место преподавателя,
  •  рабочие места по количеству обучающихся,
  •  тематические стенды, плакаты,
  •  комплект учебно-методической документации
  •  комплекты нормативно-правовых документов
  •  политическая карта мира

Технические средства обучения:

  • компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска (экран).

3.2. Педагогические технологии, применяемые на занятиях истории:

  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Интерактивные технологии и методы.

3.3. Информационное  обеспечение обучения

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 Основные источники:

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник / Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2012. – 416 с.
  2. Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин [и др.]. – Изд.18-е перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 474 с. – (Среднее профессиональное образование).

Интернет ресурсы:

  1. "История.ру" - всемирная история и история России URL: http://www.istorya.ru;
  2. "Библиотекарь.Ру" - электронная библиотека  URL: http://www.bibliotekar.ru;
  3. "Ronl.ru" - коллекция рефератов URL: http://www.ronl. Ru
  4.  http://festival.1september.ru
  5.  http://lesson-history.narod.ru
  6. http://www.history.lact.ru/metodicheskie-razrabotki-po-istorii-i-obschestvoznaniyu/95933
  7.  http://www.rusedu.ru
  8.  http://www.ipkps.bsu.edu.ru
  9.  http://istorik.org
  10. centrlaw.ru›publikacii/Nerses1/index.html Правовая политика РФ: основные направления
  11. prosveshenie2009.narod.ru›stat/stat57.htm Наука и религия в современном мире
  12. ekonom-priroda.ru›…mezhdunarodnye-organizacii-v… Международные организации в области охраны окружающей среды.
  13. ru.wikipedia.org›wiki/Международный_терроризм
  14. http://www.5-tv.ru/video/508356/ видео «Истинные европейцы»
  15. voenhronika.ru Видеофильм «Большой африканский разлом»
  16. yandex.ru/video/ Видеофильм «Обыкновенный терроризм»
  17. «www.youtube.com видео «Миграционная политика и демография в России»
  18. www.trkterra.ru видео «История ООН»
  19. www.youtube.com видео «Евросоюз (история)
  20. www.newstube.ru видео «Шенгенская зона»
  21. www.1tv.ru видео «Российское общество не даст расколоть себя по религиозному и национальному признакам»»
  22. www.youtube.com видео «Современная наука и человечество: кто кого?».
  23. interneturok.ru видео «Роль образования в современном мире».

Дополнительные источники:

  1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285 с.
  2. Алексашкина Л. Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса, 2010.
  3. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В. Артемьев, Ю.Н. Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448 с.
  4. Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы. М., 2009.
  5. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители 1923-1991. историко-биографические справочники. – М.: Наука, 2009.
  6. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX- начало XXI в.: Учебное пособие для студентов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2010. – 494 c.
  7. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: энциклопедия биографий. М.: «Издательство Астрель», 2006.
  8. Ионов И.Н. История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг. – М.: Наука, 2007.
  9. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928 с.
  10. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661 с. 
  11. Новейшая история зарубежных стран XXв.: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А.М. Родригеса: В 2 ч.- М.: Гуманитарное издательство  центр ВЛАДОС, 2010.  – Ч.2 (1945-1998). – 448с.: илл.
  12. Новейшая Отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 463 с.
  13. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука, 2010.
  14. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592 с.
  15. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник / М.В. Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416 с.
  16. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д. Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2010.- 288 с.
  17. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 448 с.
  18. Хрестоматия по истории государства и права России, М. 2010.
  19. Хрестоматия по Отечественной истории 1914-1945 гг. - М.: Наука, 2006.
  20. Хрестоматия по Отечественной истории 1946-1995 гг. - М.: Наука, 2006.

3.4.  Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

Тестовые задания, учебно-методические карты занятий, методические указания для обучающихся по написанию реферата, составлению презентаций, глоссарий.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка качества освоения учебной программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Текущий контроль проводится в форме тестирования, устного опроса, экспертной оценки выполненных мультимедийных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Всего обучающиеся должны пройти 2 контрольные точки.

        В основе текущего контроля лежит балльная система оценки и используется пятибалльная шкала оценки. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.

        Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

        Оценка знаний, умений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме тестирования.

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире.
  2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка выполнения тестовых заданий, докладов, рефератов, умения анализировать явления и события.

Анализ выполнения заданий по сопоставлению основных исторических фактов, событий, действий по составлению таблиц.

Защита мультимедийных презентаций.

Оценка результата итогового тестового контроля знаний.

Знания:

Оценка выполнения тестовых заданий, докладов, сообщений и мультимедийных презентаций.

Оценка результата группового и индивидуального опроса в устной форме.

Оценка результатов составленной таблицы.

Оценка работы с информацией, ее анализ.  

Оценка результатов устного и письменного индивидуального опроса.

Защита мультимедийных презентаций.

Оценка выполнения заданий на сравнение достижений ведущих стран мира в области науки и культуры.

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

Оценка работы с правовыми источниками, с текстами из различных источников.

Оценка результата итогового тестового контроля знаний.

  1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.).
  2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале  XXI в.
  3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
  4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
  5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
  6.  Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«НИЖНЕВАРТОВСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

    РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Протокол № ____

«      »                     2016  г.

           УТВЕРЖДАЮ

          Заместитель директора по УР

           _____________Л.Г. Зырянова

           «       »                    2016  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ        

специальность 34.02.01

Сестринское  дело

очно-заочная форма обучения

2016 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат.

Организация-разработчик:

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчик:

Решетникова Светлана Николаевна        , преподаватель, Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты–Мансийского атомного округа - Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Эксперты:

 БУ «Нижневартовский медицинский колледж»    методист   _                        А.А. Кабардаева

             (место работы)                                              (занимаемая должность)      (инициалы, фамилия)

БУ «Нижневартовский медицинский колледж»  преподаватель                      Е.С. Лихачева

             (место работы)                                             (занимаемая должность)      (инициалы, фамилия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

…4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…18

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ        

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования для очно-заочной формы обучения.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: учебная дисциплина «История» относится к обязательной части общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
  • сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших нормативных правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

1.4. Освоение программы учебной дисциплины будет способствовать формированию общих и профессиональных  компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1.5. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 58___часов, в том числе:

- обязательная аудиторная  учебная  нагрузка 30         часов,

- самостоятельная  работа обучающегося  28        часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

  • написание рефератов, эссе по заданным темам

10

  • создание мультимедийных презентаций по заданным темам

4

  • поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet

8

  • подготовка сообщений, докладов

4

  • составление тезисов и таблиц

2

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного  зачета


  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Вторая мировая война и мир в новейшее время.

Тема 1.1. Россия и мир в новейшее время.

Содержание учебного материала:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Понятие «новейшая история». Периодизация новейшей истории. Источники. Характеристика основных этапов становления современного мира. Политическая карта мира ХХ века. Россия на карте мира.

Особенности развития стран в конце XX – начале XXI в. Факторы, повлиявшие на развитие стран в XX – начале XXI в.

Понятие глобализация и формы ее проявления в современном мире.

Основные направления развития  ключевых регионов мира на рубеже XX –XXI вв.

2

1

1

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Изучение основной и дополнительной литературы, подготовка сообщений по теме: «Эволюция и распад мировой колониальной системы».

2

Тема 1.2. 

Вторая мировая война.

Великая Отечественная война.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

Международные отношения накануне войны. Внешняя и внутренняя политика европейских стран.

Советский Союз накануне войны.

Причины,  начало, особенности войны в Европе.

Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.

2

2

2

2

2

2

2

2

Основные военные операции: Оборона Москвы, Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра. Освобождение Украины, Крыма, Белоруссии, Молдавии.

5.

6.

7.

8.

Партизанское движение. Советский тыл в годы войны. Ясско-Кишиневская операция. Освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Берлинская операция.

 Безоговорочная капитуляция Германии. Разгром Японии.

Складывание антигитлеровской коалиции. Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции и их решения.

Изучение проблем послевоенного урегулирования на Парижской и Сан-Франциской конференциях.

Рассмотрение роли и влияния Англии, Франции, Германии, США на развитие послевоенной Европы. Изучение влияния плана Маршалла на послевоенное развитие Европы.

Самостоятельная работа при изучении темы:

  1. Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):
  • Медицина и медицинские работники в годы Великой Отечественной войны.
  • Причины, цена и значение «Великой победы» (характеристика Великой Отечественной войны).
  • Создание «социалистического лагеря».
  1. Работа с атласом и контурной картой, анализ исторических документов.

2

Тема 1.3. СССР и страны социалистического лагеря после Второй мировой войны.

Содержание учебного материала

2

2

1

1.

2.

Послевоенное восстановление и развитие СССР. Развитие сотрудничества с социалистическими странами.  

Развитие стран Восточной Европы. Организация Варшавского договора. Совет экономической взаимопомощи. Мировая система социализма. События в Венгрии (1956 г.). «Пражская весна» (1968 г.). 

Самостоятельная работа при изучении темы:

Подготовка реферата по теме на выбор:

  1. Создание Лиги наций и основные направления ее деятельности. Результаты деятельности Лиги наций.

2. Причины создания ООН. Разработка концепции ООН. Основные направления деятельности ООН.

2

Тема 1.4. Развитие США и ведущих стран Западной Европы во второй половине XX века. 

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Экономическое развитие ведущих стран Запада во второй половине XX века. Научно-техническая революция, ее результаты.

Структурный экономический кризис 1970-х – начала 1980-х гг.

Экономическая модернизация в странах Европы и США в 70 – 80- х гг.

Место и роль США в современной политике.

Особенности внешней политики США. Влияние США на мировую экономику.

"Новые индустриальные страны" как модель "догоняющего развития" (страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии) в 70 – 80 гг.

2

2

1

1

Самостоятельная работа обучающихся: 

Составление сравнительной таблицы развития государств Западной Европы.

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):

  1. Экономическая и политическая ситуация в Европе после Второй мировой войны.
  2. Экономическая и политическая ситуация в США после Второй мировой войны.
  3. Создание независимых государств Индия и Пакистан.
  4. Проблемы стран Латинской Америки.

2

К.Т.1. Тестирование по разделу 1.

Раздел 2. Мир во второй половине XX – первом десятилетии XXI века

Тема 2.1. Раскол мира на блоки. «Холодная война».

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

Понятие «холодная война». Кризисные явления в развитии международных отношений. Геополитика «холодной войны». Берлинский кризис.

Особенности советско-американских отношений. "Карибский кризис".

Взаимоотношения СССР со странами социалистического лагеря. СССР и развивающиеся страны. Сотрудничество с Индией.

Локальные конфликты в годы «Холодной войны». Войны и международные конфликты, как проявление «холодной войны»: Гражданская война в Китае 1946-1950 гг., война в Корее 1950 - 1953 г., война во Вьетнаме 1965-1974 гг. и др. локальные конфликты в странах Африки и Латинской Америки; арабо-израильские войны 1967 - 1974 гг., Самолийско-эфиопская война 1977 - 1979 гг.; Ирано-иракская война 1980-1988 гг., агрессия Ирака против Кувейта и др. Пограничные конфликты на Дальнем Востоке и Казахстане (1969 г).

2

2

1

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):

2

Тема 2.2. «Оттепель» в СССР.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

Смерть И.В. Сталина. Варианты послесталинского развития СССР. Борьба за власть. "Новый курс Г. Маленкова".

XX съезд партии, его историческое значение. Усиление личной власти Н.С. Хрущева. Реконструкция органов власти и управления. Изменения в области права. Национально-государственное развитие. Антирелигиозная политика.

Основные тенденции развития советской экономики. Аграрная политика. Социальная цена реформ. Реабилитация репрессированных.

Новые тенденции во внешней политике СССР. Выработка новых ориентиров во внешней политике.

2

2

1

1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору):

  1. XX съезд партии, его историческое значение.
  2. Люди, изменившие ход истории в ХХ веке.

2

Тема 2.3. СССР в 1970-х – начале 1980-х гг.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Сравнение реформ Н.С. Хрущева и А.Н. Косыгина, их результатов.

Изучение экономики в 70-е - начале 80-х гг. в Советском Союзе. Трудности в развитии советской экономики. Планы и  их преодоления.

Политическая система в 70-е начале 80-х гг. в СССР. Принятие новой советской Конституции 1977 года.

Противоречия в аграрном производстве. Жизнь народа: характерные черты.

Пути развития отечественной науки и культуры. Раскол в среде интеллигенции. Рождение альтернативной культуры. Система образования.

Отношения СССР со странами Запада. Установления военно-стратегического паритета между СССР и США. Борьба за разрядку международной напряженности. Основные договоры об ограничении вооружений. Совещание в Хельсинки 1975 г., подписание Заключительного акта. Роль СССР в становлении разрядки международной напряженности.

1

1

2

1

2

2

Самостоятельная работа при изучении темы: 

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору).

2

Тема 2.4. Перестройка в СССР и распад социалистического лагеря.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

Причины реформ М.С. Горбачева. Содержание перестройки, движущие силы. Готовность общества к переменам. Прагматизм и идеализм.

Изменения в правовой и государственной системе.

Экономические реформы.

Советская культура в годы перестройки. Новые ориентиры.

«Новое мышление». СССР в системе международных отношений в 80 - 90-е годы ХХ века. Окончание «холодной войны». Сближение с США и Западной Европой.

Бархатные революции. Распад социалистического лагеря. Окончание войны в Афганистане. Конец биполярного мира.

Крах политики перестройки. Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы. Последствия распада СССР.

2

2

1

1

1

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Создание презентации по теме.

Тема 2.5. Развитие суверенной России.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Процесс становления нового конституционного строя в России.

Экономические реформы. Антикризисные меры и рыночные преобразования. Приватизация государственной собственности. Борьба с инфляцией 1992 – 1998 гг. Криминализация и "теневизация" экономической жизни.

Углубление конституционного кризиса 1993 г.

Развитие политической системы. Многопартийность. Принятие новой Конституции, ее историческое значение.

Общественно-политическое развитие России в 1994-1996 гг.

Первые шаги гражданского общества. Второе президентство Б.Н. Ельцина.

2

1

2

2

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений по темам, предложенным преподавателем, заполнение таблицы «Россия 90-хх. гг.».

2

К.Т.2. Тестирование по разделу 2.

Раздел 3. Современный мир.

Тема 3.1. Становление экономической системы информационного общества на Западе.

Содержание учебного материала

2

1

1

1

1.

2.

3.

Неоконсервативная революция на Западе. Особенности современной стратегии ведущих стран Запада.

Особенности «информационной революции» и формирование инновационной экономической модели. Производственная культура в условиях становления информационной экономики.

Эволюция социальной структуры западного общества в XX- начале XXI в.

Самостоятельная работа обучающихся: 

Подготовка мультимедийной презентации по теме: «Развитие науки и культуры в 1950-60 гг.»

2

Тема 3.2. Россия в 2000 - 2010 гг.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Развитие политической системы. Президент В.В. Путин. Укрепление государственности. Обеспечение гражданского согласия.

Экономическая политика.

Определение причины, содержания реформ образования, здравоохранения.

Изучение особенностей общественного сознания, вопросов государства и церкви, методов, форм, результатов борьбы с терроризмом.

Основные направления во внешней политике в конце XX – начале XXI вв.

Президент Д.А. Медведев - продолжение политики, направленной на укрепление и стабилизацию государства и общества.

2

1

2

1

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Изучение основной и дополнительной литературы, выполнение сообщений по темам, предложенным преподавателем, заполнение таблицы «Россия 90-хх гг.».

Оформление мультимедийной презентации по теме «Россия в 1991-1999 гг.: варианты и направления развития».

2

Тема 3.3. Интеграционные процессы экономического и политического развития конца XX – начала XXI веков.

Содержание учебного материала:

2

1.

2.

3.

4.

Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Европейский союз и его развитие.

Проблемы экономического развития стран в условиях глобализации. Глобализация в сфере производства и мировой торговли. Противоречия глобализации. Роль государства в условиях глобализации.

Россия в международных интеграционных процессах. Участие России в ВТО, ЕАЭС, БРИКС, ШОС и др.

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений, написание рефератов на темы (по выбору).

  1. Паневропейское движение, формирование системы Европейских Сообществ.
  2. Программы "Эврика", "ЭСПРИТ", "РЕЙС", "БРАЙТ" и другие.
  3. "План Геншера-Коломбо".
  4. Изменения в Восточной Европе в 80-90-х гг. XX в. и их влияние на Европейское Сообщество.

2

Тема 3.4. Духовная жизнь и развитие мировой культуры.

Содержание учебного материала

2

2

1

1

1

2

2

1

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Основные правовые и законодательные акты мирового сообщества в XX – начала XXI вв. (Декларация по правам ребенка. Декларация по правам человека. Декларации ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ  и др.), их содержание и назначение.

Общественно-философская мысль. Живопись, архитектура, музыка, кино современного Запада. Поп культура и ее влияние на общество.

Роль СМИ в формировании современного общества.

Роль науки в современном мире.

Религия, ее роль и значение в современном обществе.

Общие условия развития культуры в суверенной России. Образование и наука.  Проблемы духовного развития российского общества в XX – XXI вв.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме на выбор:

  1. Общие условия развития культуры в суверенной России.
  2. Образование и наука. Проблемы духовного развития российского общества XX-XXI вв.
  3. Художественное творчество в России.
  4. Общественно-философская мысль.
  5. Живопись, архитектура, музыка, кино современного запада. Поп культура и ее влияние на общество.
  6. Роль СМИ в формировании современного общества.
  7. Религия, ее роль и значение в современном обществе.

2

Тема 3.5. Международные отношения в современном мире. Место Российской Федерации в современном мире

Содержание учебного материала

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Особенности мирового развития на современном этапе.

Проблемы экономического и политического развития стран Ближнего Востока.

Роль Тихоокеанского региона в мировом развитии.

Современная Европа, Африка, Азия, Америка: взаимоотношения, проблемы, экономика, политика, глобальные проблемы, расстановка сил в мире.

Причины, участники, хронология, локализация современных локальных, национальных, региональных, межгосударственных конфликтов.

Пути преодоления современных конфликтов. Отношение стран мира к конфликтам. Роль международных организаций в преодолении конфликтов.

Локальные национальные, религиозные и территориальные конфликты в Российской Федерации. Отношение российского государства к конфликтам, политика в области их преодоления.

Выявление роли и значения России в развитии мирового сообщества.

Влияние мировых процессов на экономику России.

Перспективы дальнейшего развития России, основные направления социально-экономического развития.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка реферата по теме на выбор: 

  1. Политические деятели современности.
  2. Проблемы развития России в XX-XXI вв.
  3. Региональные конфликты начала XXI в.
  4. Глобальные экономические проблемы.
  5. Основные тенденции социально-политического развития современного мира.
  6. Развитие медицины в конце XX – начале XXI вв.

2

Дифференцированный  зачет 

Контроль уровня усвоения взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем XX – XXI вв. (тестирование по разделам 1, 2, 3).

2

Всего:

58


3 .  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

  •  рабочее место преподавателя,
  •  рабочие места по количеству обучающихся,
  •  тематические стенды, плакаты,
  •  комплект учебно-методической документации
  •  комплекты нормативно-правовых документов
  •  политическая карта мира

Технические средства обучения:

  • компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска (экран).

3.2. Педагогические технологии, применяемые на занятиях истории:

  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Интерактивные технологии и методы.

3.3. Информационное  обеспечение обучения

 Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 Основные источники:

  1. Загладин Н.В. Всеобщая история. Учебник / Н.В. Загладин. – М.: ООО «ТИД» Русское слово-РС», 2012. – 416 с.
  2. Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин [и др.]. – Изд.18-е перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 474 с. – (Среднее профессиональное образование).

Интернет ресурсы:

  1. "История.ру" - всемирная история и история России URL: http://www.istorya.ru;
  2. "Библиотекарь.Ру" - электронная библиотека  URL: http://www.bibliotekar.ru;
  3. "Ronl.ru" - коллекция рефератов URL: http://www.ronl. Ru
  4.  http://festival.1september.ru
  5.  http://lesson-history.narod.ru
  6. http://www.history.lact.ru/metodicheskie-razrabotki-po-istorii-i-obschestvoznaniyu/95933
  7.  http://www.rusedu.ru
  8.  http://www.ipkps.bsu.edu.ru
  9.  http://istorik.org
  10. centrlaw.ru›publikacii/Nerses1/index.html Правовая политика РФ: основные направления
  11. prosveshenie2009.narod.ru›stat/stat57.htm Наука и религия в современном мире
  12. ekonom-priroda.ru›…mezhdunarodnye-organizacii-v… Международные организации в области охраны окружающей среды.
  13. ru.wikipedia.org›wiki/Международный_терроризм
  14. http://www.5-tv.ru/video/508356/ видео «Истинные европейцы»
  15. voenhronika.ru Видеофильм «Большой африканский разлом»
  16. yandex.ru/video/ Видеофильм «Обыкновенный терроризм»
  17. «www.youtube.com видео «Миграционная политика и демография в России»
  18. www.trkterra.ru видео «История ООН»
  19. www.youtube.com видео «Евросоюз (история)
  20. www.newstube.ru видео «Шенгенская зона»
  21. www.1tv.ru видео «Российское общество не даст расколоть себя по религиозному и национальному признакам»»
  22. www.youtube.com видео «Современная наука и человечество: кто кого?».
  23. interneturok.ru видео «Роль образования в современном мире».

Дополнительные источники:

  1. Аганбегян А. Проект Россия. Кризис: беда и шанс для России./ А. Аганбегян. – М.: Астрел, 2009.- 285 с.
  2. Алексашкина Л. Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса, 2010.
  3. Артемьев В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества. С древнейших времен до наших дней. Учебник для студентов СПО./ В.В. Артемьев, Ю.Н. Лубченков.- М.: Академия, 2010.- 448 с.
  4. Данилов А.А. История России XX в. Справочные материалы. М., 2009.
  5. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их руководители 1923-1991. историко-биографические справочники. – М.: Наука, 2009.
  6. Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: конец XX- начало XXI в.: Учебное пособие для студентов. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2010. – 494 c.
  7. Зенькович Н.А. Самые закрытые люди: энциклопедия биографий. М.: «Издательство Астрель», 2006.
  8. Ионов И.Н. История международных отношений и внешней политики СССР 1917-1987 гг. – М.: Наука, 2007.
  9. Исторический энциклопедический словарь./ М.: ОЛМА Медиа групп, 2010.- 928 с.
  10. Кириллов В.В. История России. / В.В. Кириллов. – М.: Юрайт, 2010.- 661 с. 
  11. Новейшая история зарубежных стран XXв.: Пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений /Под ред. А.М. Родригеса: В 2 ч.- М.: Гуманитарное издательство  центр ВЛАДОС, 2010.  – Ч.2 (1945-1998). – 448с.: илл.
  12. Новейшая Отечественная история. XX век (книга 2) / Под редакцией Э.М. Щагина. - М.: ВЛАДОС, 2010.- 463 с.
  13. Мир в XX веке / Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Наука, 2010.
  14. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. / А.С. Орлов, Сивохина Т.А., В.А. Георгиев и др. – М.: Проспект, 2010.- 592 с.
  15. Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время. Учебник / М.В. Пономарев. - М.: Проспект, 2010.- 416 с.
  16. Рогозин Д. НАТО точка РУ. / Д. Рогозин. – М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2010.- 288 с.
  17. Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.- 448 с.
  18. Хрестоматия по истории государства и права России, М. 2010.
  19. Хрестоматия по Отечественной истории 1914-1945 гг. - М.: Наука, 2006.
  20. Хрестоматия по Отечественной истории 1946-1995 гг. - М.: Наука, 2006.

3.4.  Учебно-методический комплекс учебной дисциплины

Тестовые задания, учебно-методические карты занятий, методические указания для обучающихся по написанию реферата, составлению презентаций, глоссарий.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка качества освоения учебной программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Текущий контроль проводится в форме тестирования, устного опроса, экспертной оценки выполненных мультимедийных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Всего обучающиеся должны пройти 2 контрольные точки.

        В основе текущего контроля лежит балльная система оценки и используется пятибалльная шкала оценки. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале изучения дисциплины.

        Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

        Оценка знаний, умений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) осуществляется в форме тестирования.

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  1. Ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире.
  2. Выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем в их историческом аспекте.

Оценка результатов устного и письменного опроса.

Оценка выполнения тестовых заданий, докладов, рефератов, умения анализировать явления и события.

Анализ выполнения заданий по сопоставлению основных исторических фактов, событий, действий по составлению таблиц.

Защита мультимедийных презентаций.

Оценка результата итогового тестового контроля знаний.

Знания:

Оценка выполнения тестовых заданий, докладов, сообщений и мультимедийных презентаций.

Оценка результата группового и индивидуального опроса в устной форме.

Оценка результатов составленной таблицы.

Оценка работы с информацией, ее анализ.  

Оценка результатов устного и письменного индивидуального опроса.

Защита мультимедийных презентаций.

Оценка выполнения заданий на сравнение достижений ведущих стран мира в области науки и культуры.

Оценка результатов выполнения творческих заданий.

Оценка работы с правовыми источниками, с текстами из различных источников.

Оценка результата итогового тестового контроля знаний.

  1. Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX - XXI вв.).
  2. Сущность и причины локальных, региональных межгосударственных конфликтов в конце XX -начале  XXI в.
  3. Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира
  4. Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.
  5. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.
  6.  Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по истории для 10 класа (интегрированный курс для профильного обучения)

Интегрированный курс история  для 10-х классов профилиного обучения. Учебники издательства Просвещение....

Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла...

Рабочая программа по физике 7 класса вечерней школы(очно-заочное обучение по индивидуальному плану).

Рабочая прорамма по физике 7 класса вечерней школы (очно-заочное обучение по индивидуальному плану)....

Рабочая программа по физической культуре для 10-11 классов (модульная форма обучения)

Рабочая программапо физической культуредля 10-11 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История Кузбасса» 10-11 классы очно-заочная форма обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» ...