Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс к УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович, под редакцией А.О. Чубарьяна
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

  Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской рабочей программы по истории Древнего мира. 5 класс,  сост. О.В. Голубевой). Предусмотрено использование УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович, под редакцией А.О. Чубарьяна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира

Средняя общеобразовательная школа № 21

РАССМОТРЕНО                                                                                          УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО учителей                                                            приказом директора школы общественно-гуманитарного цикла                                                 от «__» ______ 20__г.

_________ М.В. Матвеева                                                                 № _____

Протокол №_____

от «____» _______ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

к учебнику

В.И. Уколовой, Л.П. Маринович, под редакцией А.О. Чубарьяна

(5 класс)

Составитель

учитель истории первой

квалификационной категории

Богатова Юлия Николаевна

2016

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………3-5

Цели и задачи…………………………………………………………………………………..3

Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса……………….4-5

Содержание учебного курса……………………………………………………………….6-7

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………....8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа учебного курса «История Древнего мира» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также примерной программы дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (авторской рабочей программы по истории Древнего мира. 5 класс,  сост. О.В. Голубевой).

    Цели и задачи:

    Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.

• осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

• показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

• охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);

• раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Подобный подход дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

     Другие задачи:

• формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях античности;

• овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие ее особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

• воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

• формирование способности к самовыражению, самореализации на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

• развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

• формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества;

• развитие умения работать с книгой и с картографическим материалом;

• формирование навыков пересказа материала учебника;

• формирование умения пользоваться историческими терминами и понятиями;

• развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории Древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.

Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса

     Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане – основ гуманитарной и гуманистической культуры у учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как о научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

     Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности ее поступательного развития и ценности. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей

поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества и осмыслить их. В этом заключается воспитательная функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений

и сотрудничества – все это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личным и уникальности каждой личности.

    В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

   Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечиваются логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений,

установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию

и развитию исторического мышления у учащихся.

    Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

    Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации

младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах человеческого общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

    Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностные результаты:

- Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, устойчивого интереса к изучению нового

    Предметные результаты:

- Научиться определять понятия история, исторический источник, эра, век, год, археология; виды исторических источников: вещественные, письменные; проблему и цели урока; называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие об истории Древнего мира

- Научиться определять понятия хронология, лента времени, наша эра, первобытность;

названия частей света; объяснять, как ведется счет лет до н. э. и н. э., используя ленту

времени; показывать и различать на исторической карте части света

- Научиться характеризовать основные теории происхождения человека; время и место появления древнейшего человека; отличие человека от обезьяны; первые орудия труда и первые занятия древнейшего человека; определять тему и цель урока.

     Метапредметные результаты:

- Коммуникативные: развивать у учащихся представление о месте истории в системе наук; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку

зрения в процессе дискуссии; формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме.

- Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

- Познавательные: уметь использовать ключевые базовые понятия курса истории; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (70 часов)

Глава 1. Зачем изучать историю (2 часа)

Понятие «История». Периоды истории. Исторические источники. Археология. Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.

Глава 2. Предыстория человечества. Первобытный период (7 часов)

Предки человека. Расселение древнего человечества. Влияние природных условий на жизнь древних людей. Неандертальцы и кроманьонцы. Ледниковый период. Ледниковый период. Родовые общины. Расы. Представления первобытных людей об окружающем мире. Религия, мифы. Переход от собирательства и  охоты  к земледелию и скотоводству. Стоунхендж. Изобретение плуга. Соседская община. Цивилизация. Археологические раскопки.

Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3 часа)

Месторасположение, природа, климат. Население, занятия. Мифы и боги. Пиктография, клинопись. Поэма о Гильгамеше. Астрономия. Хаммурапи и его  законы.  Храмы и дворцы.

Глава 4. Древний Египет (5 часов)

Местоположение и природные условия Древнего Египта. Земледелие и ремесленники. Труд  быт, жилища. Рабство. Боги и мифы о богах. Фараоны и жрецы. Представление о строении мира. Армия, вооружение, военные походы. Храмы и пирамиды. Фараон – повелитель Египта. Законы. Чиновники  Жрецы.  Рабы. Воины.

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности (3 часа)

Население и его занятия. Ремесла  и торговля. Религиозные верования. Население и его занятия. Религия. Библия. Пророки. Скрижали, заповеди.

Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока (3 часа)

Завоевания персов. Халдеи. Династия. Висячие сады. Местоположение, природные условия, основные занятия. Правители и подданные. Империя.

Глава 7. Древняя Индия (2 часа)

Природные условия. Письменность. Научные и изобретения Религиозные верования. Касты.

Глава 8. Древний Китай (4 часа)

Природные условия. Население. Империя Цинь. Император и население. Конфуций. Письменность. Великая китайская стена. Наука, изобретения.

Глава 9. Древнейшая Греция (6 часов)

Природа и население. Занятия. Древнейшие государства. Религия. Сказания о богах.  Легенды и мифы.

Минойский Крит. Фрески, грифоны. Царь Минос. Тиринф, Пилос, Микены. Древнейшие города государства. Троянская война. Мифы и реальность.

Глава 10. Полисы Греции (3 часа)

Развитие  земледелия и ремесла. Демос и знать.  Закон. Метрополия. Колония. Афинская демократия. Закон. Свободные и рабы Спарты. Рабство. Илоты.

Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией (2 часа)

Победа свободного гражданина. Марафон. Фермопилы. Саламин. Платеи.  

Глава 12. Расцвет Греции (6 часов)

Афинская демократия при Перикле. Расцвет демократии. Граждане. Метеки. Частная и общественная жизнь афинян. Жанры и стили. Театр – школа жизни. Виды состязаний. Олимпионики. Семья и школа. Образованность афинянина. Акрополь, Парфенон, Эрехтейон. Дорический и ионические стили  архитектуры.

Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира (4 часа)

Македонская монархия. Демосфен. Битва при Хероне. Филипп и Александр. Александр Великий : характер и жизненный путь. Империя. Греко-Восточные государства.  Египет. Сирия. Пергам. Знаменитости.

Глава 14. Ранний Рим (5 часов)

Природа и население древней  Италии. Первобытные племена. Легенды об основании Рима. Возникновение республики. Управление. Войско. Частная и общественная жизнь римлян. Религия. Рабы в городской и сельской усадьбе. Занятия  и положение жителей. Патриции и плебеи.

Глава 15. Поздняя республика (2 часа)

Поход Ганнибала. Разрушение Карфагена. Колония. Провинции и наместники Рима. Моральные ценности Рима.

Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель Республики (4 часа)

Братья Гракхи. Земельный закон. Раб. Рабство. Гладиатор восстание Спартака. Республика. Марий и Сулла.  Единовластие Цезаря в Риме

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи (5 часов)

Империя, император. Второй триумвират. Божественный Август.  Римская империя при Нероне Катакомбная церковь.  Мученики веры. Жизнь и быт. Труд и досуг. Организация хозяйственной жизни  Римского государства. Архитектура и скульптура

Глава 18. Поздняя империя (2 часа)

Христианство. Государственная религия. Деятельность  Елены и Константина. Западная и Восточная римская империи.  Рим  и варвары.

Итоговая работа (2 часа)

Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план 5 класс

Наименование раздела

Количество часов

Глава 1. Зачем изучать историю

2

Глава 2. Предыстория человечества. Первобытный период

7

Глава 3. Древнейшие цивилизации Месопотамии

3

Глава 4. Древний Египет

5

Глава 5. Восточное Средиземноморье в древности

3

Глава 6. Великие военные империи Ближнего Востока

3

Глава 7. Древняя Индия

2

Глава 8. Древний Китай

4

Глава 9. Древнейшая Греция

6

Глава 10. Полисы Греции

3

Глава 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией

2

Глава 12. Расцвет Греции

6

Глава 13. Упадок Греции. Рождение нового мира

4

Глава 14. Ранний Рим

5

Глава 15. Поздняя республика

2

Глава 16. Гражданские войны в Риме. Гибель Республики

4

Глава 17. Возникновение и расцвет Римской империи

5

Глава 18. Поздняя империя

2

Итоговая работа

2

Всего

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по истории древнего мира ФГОС по Уколовой

Рабочая  программа по истории  в 5 классе  по учебнику  Уколовой...

Рабочая программа по истории Древнего мира - учебник 5 класса под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И.

Рабочая программа по истории Древнего мира - учебник 5 класса - под редакцией Вигасина А.А. и Годера Г.И....