Разработка урока "Накануне отмены крепостного права "
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Дыбова Нина Викторовна

Накануне отмены крепостного права

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Цель урока:

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; раскрыть историческую закономерность падения крепостного права, уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.

Развивающая:  развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, умения строить выводы

Воспитательная: воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу; воспитание  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

План урока: 1. Личность Александра II. 2. Предпосылки отмены крепостного права. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

Основные понятия: объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; смягчение политического режима.

Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.

Персоналии: Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век», презентация, документы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakanune_otmeny_krepostnogo_prava.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Накануне отмены крепостного права

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Цель урока: 

Образовательная: сформировать представление о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России; раскрыть историческую закономерность падения крепостного права, уяснить, что главной причиной отмены крепостного права стало поражение России в Крымской войне.

Развивающая:  развитие навыков анализа документов, умения сравнивать, обобщать, вести полемику, определять и объяснять понятия, умения строить выводы

Воспитательная: воспитание культуры диалога, взаимопонимания, взаимопомощи и уважения друг к другу; воспитание  чувство патриотизма, любви к своей Родине.

План урока: 1. Личность Александра II. 2. Предпосылки отмены крепостного права. 3. Причины отмены крепостного права. 4. Смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II. Основные знания: предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; личность Александра II; изменение общественных настроений после Крымской войны; смягчение политического режима в первые годы царствования Александра II.

Основные понятия: объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права; причины отмены крепостного права; смягчение политического режима.

Основные даты: 1855—1881 гг. — правление Александра II.

Персоналии: Александр II; великий князь Константин Николаевич; великая княгиня Елена Павловна.

Оборудование урока: учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век. — М., 2000; Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России. XIX век», презентация, документы.

Методические приемы организации урока

  1. Анализ проверочного теста по главе  «Россия в первой половине 19 века»
  2. Новый материал

СЛАЙДЫ 1,2,3    

Тема, цели , план урока

СЛАЙД 4 .

Проблема:  Можно ли считать, что весь предшествующий ход исторических событий предопределил Александру II  стать одним из самых великих реформаторов в истории России?

                                     СЛАЙД 5 .

  1. Учитель : 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Севастопольской кампании, скончался Николай I. Существует не бесспорная, но весьма интригующая точка зрения, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность неизвестно  

Путь он освободил своему сыну Александру, который правил с 1855 по 1881 гг. (записать)

СЛАЙД 6 .

  1.  Но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

Вопрос : Какие же проблемы оставил Александру II его отец?

         СЛАЙД 7.

Учитель: Действительно, более важной проблемы, чем крепостное право в России в середине 19 века не существовало. В восьмую ревизию 1833 г. было зафиксировано 11,5 млн. душ мужского пола крепостных крестьян. Это составляло 44,9% ко всему населению страны и 53% ко всем крестьянам. Практически половина населения принадлежала к  числу рабов! И это в 19 веке! В то время, как по всей Европе распространялись идеи либерализма, идеи свободы и равенства личности.

           СЛАЙД  8.

  1.  Анализ документа о положении крестьян

Давайте выясним, каким же было положение крепостных?

(работа в группах)

               Опережающие вопросы:

  1. группа:

Какими правами обладали крепостные крестьяне? Что дал крестьянам закон 1848 года, улучшил ли он их положение?

  1.  группа:

Какие наказания применялись к крестьянам?

СЛАЙД 9.

  1. Крепостные таланты.

    Среди крепостных людей  было немало умных, талантливых людей. Мы с вами уже знаем, что воспользовавшись Указом о вольных хлебопашцах, друзья вызволили из крепостной неволи  украинского поэта Тараса Шевченко.  Сейчас мы посмотрим  материал о знаменитых людях , которые тоже были крепостными.

                                       СЛАЙДЫ 10-17

   С судьбой одного из них мы познакомимся подробней.

           (сообщение уч-ся  о судьбе Тропинина)

           СЛАЙД 18 .

Вопрос : Согласны ли вы с утверждением историка Федорова, что крепостное право-это рабство?

ВЫВОД:  Крепостное право в России сравнимо с рабством.

                                 СЛАЙД 19.

 Работа с терминологией.

 Крепостное право-форма зависимости крестьян, прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти помещика.

III. Причины и предпосылки отмены крепостного права

  1. Александр I I  –человек военный, он не был  либералом, сторонником реформ, но все же прибег к реформам?

Выскажите ваше предположение почему?

                                       

           СЛАЙД 20.

  1. Давайте выясним, каковы же были предпосылки и причины отмены крепостного права, а для этого еще раз обратимся к понятиям «предпосылка» и «причина»

        Сравним понятия «причина» и «предпосылка»

Чтение пункта о предпосылках отмены крепостного права в учебнике стр. 132-133 , анализ дополнительных материалов ,  выполнение задания в рабочей тетради (§ 19, задания 1 ).

           СЛАЙД 21 .

Подумайте и постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Каково было отношение в русском обществе к крепостному праву?

Вспомните, кто из русских писателей и в каких произведениях обличал ужасы крепостного права.

 Какие тайные общества и организации выступали за отмену крепостного права?

Как вы думаете, какие законы, изданные предшественниками Александра II, подтачивали устои крепостного права?

(Проверка задания №1)

      Таким образом, проблема отмены крепостного права давно волновала русское общество. Но, помимо моральной стороны, эта проблема имела и экономическую сторону.

Выполнить и прокомментировать задание 2 (§ 19) в рабочей тетради.

           СЛАЙД 22 .                         

                        (  Запись предпосылок в тетрадь)

           СЛАЙД 23 .                         

Итог:  в середине XIX в. в стране сложились все предпосылки для отмены крепостного права, тем не менее,  принять решение об его отмене Александр II был вынужден под воздействием не столько внутренних, сколько внешних обстоятельств.

    Причины отмены крепостного права.

Анализ документов  (по группам)

1 группа

1.        Какое воздействие оказывало крепостное право на состояние промышленности, торговли и финансовое положение империи?

2.        О каких настроениях русского крестьянства свидетельствуют документы?  Представляло ли крепостное право угрозу обществу?

2 группа

3.        Какие проблемы несло крепостное право?

4.        Почему «само правительство в своих ближайших нуждах» было заинтересовано в развитии капитализма?

Вопрос: какие причины существовали в России для отмены крепостного права?

           СЛАЙД 24 .   

                     (Запись  в тетрадь)

Каково было отношение Александра I и Николая I к вопросу об отмене крепостного права? Почему они не решились отменить крепостное право?

  1. О мировоззрении окружения Александра говорят факты о взглядах и деятельности  его родственниках  императора.

           СЛАЙД 25 .   

Чтение учащихся материал учебника о  великом князе Константине Николаевиче,

  •  Рассказ уч-ся о тетке царя великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня Елена Павловна (1806—1873), бывшая вюртембергская принцесса, в 17 лет стала женой великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая I, яростного приверженца его политической системы. Принцесса воспитывалась в чрезвычайной строгости в одном из парижских пансионов. Так, в театр она впервые попала только в Петербурге. Елена Павловна не поддерживала взгляды своего мужа, но строго придерживалась дворцовых традиций, держалась в тени. Но свое замужество она восприняла как необходимость служить не мужу, а его родине. Она самостоятельно выучила русский язык, страстно интересовалась русской историей. Великий Карамзин послал ей одной из первых свою «Историю государства Российского»; она обожала произведения Н. В. Гоголя. По наблюдениям одного из мемуаристов, она постоянно училась чему-нибудь. Скромная и приветливая, великая княгиня стала любимицей царского двора.

И все же ее деятельная натура тянулась к государственным делам. В 1848 г. по просьбе Елены Павловны княгиня Львова организовала в Михайловском дворце «четверги». Салон пользовался большой популярностью в кругах образованного русского дворянства и прогрессивного чиновничества. Здесь обсуждались животрепещущие вопросы политики и культуры, анализировались споры между западниками и славянофилами; знаменитые музыканты и литераторы, которым Елена Павловна оказывала покровительство, исполняли свои новые произведения.

С началом Крымской войны Елена Павловна принимает горячее участие в организации помощи раненым русским воинам, создав в действующей армии при помощи великого хирурга Н. И. Пирогова службу сестер милосердия.

В период «александровской оттепели» Елена Павловна, по примеру Екатерины II кокетливо величавшая себя «полтавской помещицей», решилась на публичное освобождение своих крестьян, дабы дать остальным душевладельцам пример для подражания. Главным разработчиком «мини-реформы» Елены Павловны был племянник П. Д. Киселева, крупный чиновник МВД Н. А. Милютин, который выступал за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего землевладения. Эти предложения резко контрастировали с уже существовавшей практикой освобождения крестьян в Прибалтике при Александре I и с желанием большинства русских помещиков уж если и освобождать крестьян, то без земли. Тем не менее в последующем принципы, изложенные Еленой Павловной в специальной записке императору, были положены в основу общеимперской модели реформы освобождения крестьян.

4. Изучение четвертого вопроса учитель предваряет словами: Однако не только проблема отмены крепостного права волновала русское общество. Огромное недовольство вызывали и политические порядки, сложившиеся при Николае I.

Чтение помещенного в конце параграфа определение понятия «политический режим» и разъяснить его суть на примере порядков, сложившихся при Николае I. 

Неприятие николаевских порядков было столь велико, что Александр, несмотря на то, что самому ему эти порядки нравились, был вынужден уже в первые дни своего царствования значительно смягчить политический режим в стране.

           СЛАЙД 26 .   

Прочитайте название последнего пункта параграфа.

        -Проанализируйте действия Александра 2

                   Почему он так называется?

                    (объяснение понятия «оттепель» и его происхождение)

Выполните задание 5 в рабочей тетради.

                                           СЛАЙД 27.   

ОБРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ!

Домашнее задание: § 19 учебника и вопросы к нему; задания к документу, помещенному в конце параграфа. Выучить новые термины. Выполнить задание 7 § 19 в рабочей тетради.

Закрепление изученного на уроке материала :

учащиеся выполняют самостоятельно задания 3 и 4 в рабочей тетради        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории "Россия накануне отмены крепостного права"

Комбинированный урок истории России в восьмом классе.Основные вопросы:1.      Анализ причин и предпосылок отмены крепостного права2.      Характеристи...

«Причины отмены крепостного права» «Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России»

Представленна технологическая карта урока по теме "Причины отмены крепостного права"...

Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса

В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".

Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...

Разработка урока "Отмена крепостного права"

Урок разработан в рамках компетентностного подхода с применением компетентностно-ориентированных заданий и ИКТ...