Град Небесный, Новый Иерусалим.
статья по истории на тему

Статья: "Град Небесный, Новый Иерусалим".  В статье рассказывается про Никона и его роли в судьбе церкви и России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikon.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Град Небесный, Новый Иерусалим.

    Тяжело жилось Никитке без матери, злая мачеха хотела извести его. Выучил Никитка грамоту и сбежал в монастырь – учить Божественное писание. Стал послушником, и суровая монастырская жизнь после пережитого дома показалась ему легкой и радостной.

    Попросил он однажды у духовника рясу, а тот ответил: «Избранный юноша, ты будешь носить рясы лучше моих, ты будешь патриархом». То же сказал и гадатель – мордвин: «Будешь царь или патриарх!»

    Никита и забыл об этом, был он прост и не тщеславен.

    Нашел отец Никиту, забрал домой, женил. Но жизни своей без церкви тот уже не мыслил, и стал священником. Только случилась беда – умерли трое его детей.

    И постригся Никита в монахи под именем Никон. Честно нес Никон свое послушание в Соловецком монастыре, а в Кожеезерском стал игуменом. Приехал раз в Москву и своим умом, познаниями, честностью и энергичностью так понравился молодому царю Алексею Михайловичу, что тот оставил в Москве как «собинного (особенного) друга», потом Церковь направила его митрополитом в Новгород. После царь уговорил его принять патриаршество. Поддержала царя и Церковь. Никон согласился с условием: в делах веры царь будет слушать Патриарха всея Руси, как отца родного.

    Случилось это 25 июля 1652 года.

    Превыше всего ценил патриарх Никон истинную веру. А в рукописных церковных книгах накопилось много ошибок и описок. Никон решил их исправить. Это решение перевернуло жизнь Русской церкви, повлекло за собой великий в ней раскол, но и укрепило ее влияние. Ведь Никон видел Москву столицей православного мира, духовной наследницей библейского града Иерусалима, освященного жизнью Спасителя.

     Православные монастыри воспринимались земным отражением Иерусалима Небесного (святой апостол и евангелист Иоанн Богослов видел этот Город праведников, в блеске величия и славы сходящий с неба, и описал видение в книге Откровений). Монастыри были пространственными иконами Небесного Града.

    И загорелся Никон создать самую величественную, самую подробную пространственную икону. В живописном уголку к северо-западу от Москвы, на реке Истре, у села Воскресенского началось строительство великолепного монастыря.

    Считается, что точное земное отражение Небесного града – это Иерусалим, что на Святой Земле, в Палестине. Творя свою икону, патриарх стал воссоздавать облик Палестины. Реку Истру переименовали в Иордан, соединили с небольшой речкой Золотушкой, и монастырь оказался на острове – как и Небесный Иерусалим на иконах. Холмы, ручьи, рощи, деревни получили библейские названия: появились библейские города и горы, Гефсиманский сад. На одном из холмов обозначили дерево проклятия, на котором повесился Иуда.

   Государю понравилась идея монастыря, за ним закрепилось название Новый Иерусалим. Но охладел Алексей Михайлович к старому другу, не смог простить, что церковная власть оказалась выше царской. И решил Никон уйти от управления Церковью, целиком предаться обустройству любимой обители.      В глубине души надеялся Никон, что царь придет к нему и попросит его вернуться в Москву.

    Храмы и монастыри созидаются с молитвой. Пока строился монастырь, Никон строго постился, усиленно молился и носил пудовые вериги. Жил он неподалеку в скиту, спал на каменном ложе, а мебель смастерил себе сам.

Построить собор Воскресения Христова по образу храма Гроба Господня в Палестине было его давней мечтой. Лучшие инженеры участвовали в грандиозном строительстве, сам патриарх был главным инженером, и простым рабочим.

    Храм получился дотоле невиданным. По величине и сложности он вдвое превзошел свой прообраз. Был он сверкающим, праздничным, как и другие постройки обители. Такими же были и богослужения в нем по уставу Иерусалимской церкви.

    Но враги патриарха считали красоту Нового Иерусалима «сатанинской прелестью». И Никона лишили сана патриарха, сослали в далекий Белозерский край, в Ферапонтов монастырь. Десять лет прожил там Никон, мечтая вернуться в Новый Иерусалим.

    Беды подорвали его богатырское здоровье. Но он не мог жить без дела, изучил медицинские книги, купил лекарства, с молитвой вылечил многих.

Горевал царь, что так жестоко обошелся с «собинным другом», хотел  мириться, да не успел, - умер. Никона перевели перевели из Ферапонтова и на пять лет заточили в Кирилло-Белозерском монастыре.

    Юный государь Федор Алексеевич с восторгом слушал рассказы о человеке, сотворившем «Подмосковную Палестину». Новый же патриарх не позволял освободить Никона. Царь добился позволения, и духовенство поддержало, но поздно: Никон был при смерти.

     С заботой и почестями повезли его в Новый Иерусалим – в струге, чтобы переезд причинил старцу как можно меньше страданий. Последняя дорога патриарха стала его всенародным триумфом и прощанием с паствой. На всем пути по берегам Шексны и Волги его приветствовали толпы людей. Видя состояние патриарха, люди плакали навзрыд. 17 августа 1681 года, на реке Которосль, между Ярославлем и Ростовом Никон умер.

    На следующий день печальная весть о кончине Никона полетела в Москву. Его похоронили в Новом Иерусалиме, в Воскресенском соборе, как патриарха, со всеми почестями. Безутешный государь принимал участие в погребении. Позже на гробнице происходили чудеса.

    А монастырь достроили уже без Никона. Его любили и цари, и деятели культуры, и просто богомольцы. Монахи заботились о беспризорниках и детях бедняков, помогали раненым воинам, ветеранам.

    В XIX веке в монастыре открылся музей патриарха Никона.

    После Октябрьской революции 1917 года в монастыре устроили краеведческий музей – «художественно-исторический памятник старины».

    В 1941 году фашисты дивизии СС «Райх» взорвали монастырь. На месте великолепных построек чернели руины.

    Но в 1959 году музей начал работу, здания огромным трудом реставраторов были восстановлены из руин. Сейчас и монастырская жизнь в Новом Иерусалиме возрождается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Град Симбирск- славный и похвальный..."

Град Симбирск- славный и похвальный.. Классный час, посвящённый 360 летию Ульяновска...

Викторина к классному часу "Град Симбирск славный и похвальный..."

Викторина к классному часу "Град Симбирск славный и похвальный..."...

Град Петра и Февронии

Презентация поможет познакомиться с Муромом при изучении "Повести о Петре и Февронии" на уроках литературы в 7 классе....

Урок по краеведению "Город Муром, град старинный"

Методическая разработка урока по краеведению "Город Муром, град старинный"...

Сценарий классного часа "Красуйся, град Петров и стой неколебимо, как Россия..."

Классный час был создан с использованием статьи Д. Аля, напечатанной в газете "Ленинградская правда" еще в 90-ых годах прошлого века. При создании видеоряда были использованы материалы  из группы...

Презентация "Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье"

Презентация рассказывает о содержании праздника....

Небесная сфера, Небесные координаты

Разработка урока астрономии на тему "Небесная сфера, Небесные координаты" для 11 класса...