Календарно-тематическое планирование по Истории Якутии
рабочая программа по истории

Необходимость совершенствования исторического образования в средней школе требует решения вопросов обучения истории родного края. Изучение истории родного края призвано сыграть большую роль в возрождении и развитии национального самосознания, традиций и культуры всех народов, проживающих на территории Республики Саха. Разработанная программа /за счет уплотнения программы в 9 классах по 35 часов охватывает изучение родного края с древнейших времен до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yakutiya_9.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Вечерняя(сменная) общеобразовательная школа"

Муниципального района "Хангаласский улус"

Республики Саха(Якутия)

Рассмотрено

"Согласовано"

"Утверждено"

на заседании МС учителей

Заместителем директора по УР

Приказом директора МКОУ "Вечерняя"

Протокол №_____от<<___>>________20__г.

______________________ Винокурова Т.В.

(сменная) ОШ

Руководитель МС __________ Маркова О.В

<<____>>__________________ 20__г.

_______________________Толбоннохов Э.Р.

№__________от <<____>>__________20__г.

Рабочая программа по Истории Якутии

ИК-3

Класс: 9

Учитель: Делец Владимир Геннадьевич

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина История и культура народов Якутии входит в состав национально-регионального компонента.

Данный учебный курс направлен на воспитание чувства уважения и гордости за свой народ, за свою республику. Он способствует формированию исторической памяти, понимания того, что без знания прошлого, нельзя построить будущего. Изучение истории Якутии  позволит расширить представление учащихся об истории России. Ведь история Якутии является неотъемлемой частью истории России.

Практическая и исследовательская деятельность по курсу направлена на изучение:

социально – политических условий  развития Якутии, в контексте изучения  появление древнего человека  в крае и адаптации его к суровым  природно-климатическим  условиям, археологических культур, этнографии, освоение к русским населением бассейна Средней Лены, социально – экономических отношений, революционных событий, гражданской войны развития сельского хозяйства и промышленности, политической и гражданской  истории до начала XX в.

Для реализации программного содержания используется учебник:

«История Якутии» учебное пособие для старших классов средней школы. Утверждено МО РС(Я) 1-е изд.Н.И. Васильев, Якутск, 2008

Цель курса: приобщить учащихся к истории родного края; познакомить учащихся с особенностями жизни народов Якутии до начала 20 века.  

Изучение истории Якутии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, формирование национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

развитие исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

освоение комплекса систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли Якутии в Российско-историческом процессе;

овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;

формирование способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

При составлении курса использованы работы  учёных – якутоведов  как отечественных, так и зарубежных. Материалы к занятиям подбираются учителем и учениками.

Программа курса «История Якутии» содержит в себе разработку занятий, список литературы. В ней предусмотрено использование на занятиях различных видов активных методов обучения.

Изучение истории Якутии»  рассчитано на 34 учебных часа (1 час в неделю) и ориентировано на учащихся 10 –х классов. Большое внимание уделяется самостоятельной, исследовательской работе учащихся.  

Самостоятельные работы (тестирование) – 7.Контрольные работы – 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Первобытное общество на территории Якутии.(2 часа)

Основные этапы первобытного периода истории Якутии, хронология, первые исследователи Якутии, жители Якутии в древний период

Век древних металлов, памятники бронзового века

Раздел 2. Происхождение народа саха. (2 часа)

Гипотезы учёных-исследователей о происхождении народов Саха

Образ жизни народа курыкан, переселение на территорию Якутии

Раздел 3. Присоединение Якутии к России. (4 часа)

Жители территории Якутии в эпоху Тыгына.

Колонизация Якутии, социальные конфликты в Якутии в 17 в.

Имена русских землепроходцев, их открытия, годы походов

Мирный характер присоединения Якутии к России, начало христианизации, установление законов и порядка на территории Якутии

Раздел 4. Якутия в составе России в 18 веке. (4 часа)

Положение якутскоготойоната в 18ом веке, первые делегации в Россию

Возникновение Первой ясачной комиссии, столкновение с чукчами.Возникновение христианства в Якутии

Появление первых крестьян-земледельцев. Результаты Камчатских экспедиций

Культура народов Якутии в 18ом веке

Раздел 5. Якутская область в 1-й половине 19 века. (4 часа)

Структура областного управления Якутии в первой половине 19го века,

Принятие «Устава об управлении инородцев»; создание, состав и работа Степной думы.Участие якутян в военных действиях по защите Отечества

Влияние декабристов на развитие Якутии

Возникновение новой, классной, системы землепользования. Народный герой Якутии – В.Манчары

Раздел 6. Якутия во 2-й половине 19 века. (4 часа)

Статус городов, национальный состав, три основных вида повинностей,

Жизнь в Якутии политических ссыльных, вилюйский узник – Н.Г.Чернышевский, политссыльные социал-демократы,«Монастырская трагедия»

Имена учёных исследователей территории Якутии, известные экспедиции, открытия

Образование, изучение якутского языка, периодическая печать

Раздел 7. Якутия в начале 20 века. (8 часов)

Состав населения, численность, положение бедноты

Товарное производство, появление первых предприятий, формы торговли, появление первых банков, меценатство

«Романовка» - вооружённый протест якутских политссыльных.  Суд над романовцами

Революция 1905-1907 гг. в Якутии. Создание политических партий в Якутии

Ленский расстрел.  Акционерное общество «Ленское золото», положение рабочих в данном обществе, которое привело к забастовке.

Якутская интеллигенция. Знаменитые люди Якутии, которые внесли свой вклад в её развитие

Инородческий съезд 1912 года.Вопросы съезда: ознаменование 300летия династии Романовых, депутация в Санкт-Петербурге. Голод в Якутии, землеустройство

Февральская революция 1917 года в Якутии. Свержение царской власти, деятельность ЯКОБ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате изучения истории Якутии на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные этапы и региональные особенности социально-экономического, общественно-политического и духовного развития народов Якутии
  • о важнейших и локальных исторических событиях, фактах, датах в истории края.
  • некоторый дополнительный материал по краеведению

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать образ исторического прошлого;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, опираясь на свое представление об их исторической обусловленности;
  • критически оценивать получаемую извне социальную информацию, используя навыки исторического анализа;
  • уметь соотносить свои действия и поступки окружающих с историческими формами социального поведения;
  • осознавать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества Якутии

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. «История Якутии» учебное пособие для старших классов средней школы. Утверждено Министерством образования РС (Я) 1-е издание. Н.И. Васильев,  Якутск , 2008
  2. Тесты и задачи по истории Якутии. Учебно-метод. пособие для ст. кл. сред.шк.  Н.И.Васильев, Якутск, 2008
  3. Историко-культурный атлас «Якутия»,  Москва, 2007
  4. «Страницы истории Якутии в документах, легендах, мифах», Пестерев В.И., Якутск 2000
  5. «Исторические миниатюры о Якутии», Пестерев В.И., Якутск, 1993
  6. «Якуты», В.Л. Серошевский, Москва, 1993
  7. «История Якутии» учебное пособие для старших классов, Г.П. Башарин,  Якутск, 1988
  8. «Землепроходец Семён Дежнев и его время», Никитин Н.И., Москва 1999
  9. «Освоение Сибири в 17ом веке», Никитин Н.И., Москва 1990
  10. «По следам наших предков и современников», Берёзкин И.Г., Якутск 1987
  11. «Страницы жизни народа саха», Николаев, М.Е., Якутск, 1999
  12. Изобразительное искусство Якутии (альбом), Якутск, 2004
  13. Графика Якутии (буклет со вкладышем), Якутск
  14. «Одежда народа саха конца 17-середины 18 века», Гаврильева Р.С., Новосибирск, 1998
  15. «Традиционная одежда и мировоззрение наших предков», учебно-метод.пособие, Петрова С.И., Якутск, 1999
  16. «Арктика-мой дом История освоения севера в биографиях знаменитых людей», Москва, 2000
  17. «Арктика- мой дом. Народы севера земли», Москва, 1999

Календарно-тематическое планирование по Истории Якутии 9 класс

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

К.часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы
содержания

Дата проведения

план

факт

1-2

Якутия в каменном веке

Якутия в каменном веке

1

Знать: стоянки каменного века;

появление металлических орудий и их влияние на первобытное

общество; занятия, общественный строй и верования

Диринг Юрях, Ледниковый период, Дюктайцы

Эпоха Палеометаллов

1

3-4

Происхождение народа саха

Гипотезы  о происхождении

1

Знать: основные гипотезы происхождения

Гипотеза, Каганат, Ил, Уйгуры, Сытин

Юч-курыканы – наши тюрские предки

1

Чингисхан,

5-8

Присоединение Якутии к России

Народы Якутии в эпоху Тыгина

1

Знать: основные причины освоения Сибири, быт и культуру Якутии, географические открытия, якутия в составе гос-ва российского

Тойон, Тыгын, Легой, Мымак

Колонизация Якутии

1

Кучум, Пантелей Пянда, Петр Бекетов

Географические открытия русских землепроходцев

1

Семен Дежнев, Владимир Атласов, Василий поярков

Общая характеристика присоединения Якутии к России

1

Острог, Батыя, Куяк, Воевода, Сын Боярский

9-14

Якутия в составе России в XVIII веке

Якутский тойонат

1

Знать: делегация якутских представителей в Москву, политические права тойонов, соболино-лисья система, распространение христианства в Якутии, экспедиции В.Беринга, Я Линденау, культуру и быт якутов

Тойон, Мазары Бозеков

Аграрные и ясачные реформы

1

Соболино-лисья система

Христианизация Якутии

1

Христианство, Архиепископ Иннокентий

Распространение земледелия

1

Русские крестьяне, горбуша, литовка

I и II Камчатские экспедиции

1

Указ о снаряжении камчатской экспедиции 1724г,

Витус Беринг

Культура народов Якутии в XVIIIвеке

1

Олонхо, Ысыах,

 Кумыс

Контрольная работа

1

15-19

Якутская область в I пол XIX  века

Государственное управление и хозяйство Якутов

1

Знать: структуру областного управления, деятельность Степной думы, якутяне на службе отечеству, Якутия-место ссылки, замена соболино-лисьей системы классовой,кто такой Василий Манчары Хозяйство и быт якутов, ремесла, золотые прииски, научное изучение Якутии, распространение образования, культура.

Якутский округ

Степная дума

1

Сперанский Михаил Михайлович Мигалкин Иван Емельянович

На службе отечеству

1

Якутский казачий полк

Декабристы в Якутской ссылке

1

Заикин Веденяпин Бестужев-Марлинский

Классовая система землепользования

1

Василий Манчары Омуоча

20-25

Якутия во II пол XIX века

Аграрные отношения и скотоводство

1

Скотоводство заболонь

Ленские золотые прииски

1

Политические ссыльные в Якутии

1

Вилюйский узник Монастыревская трагедия

К.Г. Неустроев-Урсик- первый якутский революционер

1

Научное изучение Якутии

1

Шергинская шахта Р.К. Маак А.Ф. Миддендорф

Сибиряковская экспедиция

Культура Якутии в XIX веке

1

Изучение Якутского языка “Воспоминания” Уваровского

26-32

Якутия в

н. XXвека

Социально-экономическое положение Якутии

1

Знать: характерные черты соц.-эконом. развития Якутии в н.XXв.протесты политссыльных, что происходило в Якутии в время революции 1905-07гг, якуты участники ПМВ,февральская революция

Хамначит

Н.О.Кривошапкин

Меценатство

Развитие торгового капитала

1

Н.О.Кривошапкин

Меценатство

Романовка- вооруженный протест якутских политссыльных

1

Федот Романов

Романовцы

Революция 1905- 1907гг в Якутии

1

Союз Якутов

Ленский расстрел

1

Якутская интеллигенция

1

А. Кулаковский

Г. Ксенофонтов

Иеромонах Алексей

Губернатор И.И.Крафт

Инородческий съезд

Первая мировая война

Февральская революция

1

Итоговая контрольная работа

1

Всего часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...