Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения на занятиях истории
учебно-методический материал по истории (11 класс) на тему

Данный учебно-методический материал является идеей моей работы над применением современных иновационных технологий в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_vozmozhnosti_primeneniya_blochno.docx82.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические возможности применения блочно-модульного обучения

на занятиях истории

Главная задача педагога – это развитие компетентности обучающихся, их самостоятельности в самообучении и способности к применению полученных знаний. Эффективными средствами, помогающими решать поставленные задачи,  являются наглядные и интерактивные средства обучения. Одним из таких средств является блочно-модульное обучение.

          Достоинством блочно-модульного обучения является то, что оно позволяет представить элементы учебной деятельности наглядно, установить взаимосвязи между ними, провести анализ изучаемого объекта. Применение модулей будет уместно практически на любом этапе урока и на уроке любого типа.

          Основным преимуществом этого метода является  перераспределение времени внутри блока. На любом традиционном уроке большую  долю урока занимает объяснение нового материала, и лишь небольшая часть времени отдана актуализации знаний и закреплению нового материала. Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения. При изучении материала крупными блоками необходимы условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения для всего блока.
  3. Сочетание словесных, наглядных методов.
  4. Широкое вовлечение обучающихся в различные виды самостоятельной деятельности.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.

Такая технология помогает развивать различного рода умения и навыки:

- внимательно читать тексты;

- выделять главное и обобщать прочитанное;

- формулировать проблемы и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- заниматься исследовательской работой;

- участвовать в проектной деятельности развивая свои коммуникативные навыки;

- контролировать себя и осуществлять взаимоконтроль

При  изучении нового материала можно предложить готовый модуль, который может служить планом изучения темы, поможет акцентировать внимание обучающихся на ключевых понятиях, алгоритмах, примерах. На уроке закрепления и развития знаний модуль может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки обучаемых  и на основе ранее усвоенных знаний и умений.

Модуль практически позволяет исследовать все сущностные характеристики темы. Благодаря модулю обучающийся дозирует содержание темы, осознаёт, какая информация обсуждается и с какой целью, что он «принимает» и зачем ему это нужно. Цели могут центрироваться либо на структуре системы (элементы, функции), либо на методе функционирования (нормы, алгоритмы, по которым работает система).

Блочно-модульное обучение технологии положен следующий принцип: любой сложный для обучающегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой функционирования мышления.

Благодаря наглядности и логичности при представлении материала модулями, большинство обучающихся, даже имея различный уровень обученности, могут продемонстрировать свои знания и умения, что стимулирует развитие успешности обучаемого на занятии.

        Что даёт модуль обучающимся? Понятия осваиваются в системе и имеют логический порядок, таким образом, обеспечивается целостное видение объекта или явления в целом. Таким образом, модульная программа может быть представлена модулями, каждый из которых представляет собой перекодированным в модуль понятием.

Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.
Развиваемая сегодня технология модульного обучения совмещает проблемный подход и творческое отношение обучаемого к процессу обучения и комплексную работу над изучением теории и практики.
Ее использование позволит сформировать у обучающихся знания и умения, познавательные способности, условия для самореализации личности.

В качестве образца предлагаю модуль, который был разработан для проведения урока по теме: «От Древней Руси к Московскому царству».

Раздел темы

Ключевое понятие

Дата (Период)

Опорный материал

Племена древних славян

Кривичи, вятичи, ильмене, поляне и др

Днепр, Двина, Волга, Ока

подсечно-огневое земледелие

бортничество - сбор меда лесных пчел

вече - собрание соплеменников

полюдье - объезда правителем подвластных земель

VIII – IX вв.

Карта

Ист. док. «ПВЛ»

Киевская Русь

Призвание варягов, правление Рюрика

Киев – «мать городов русских

Великий князь киевский – дружина

Крещение Руси– принятие православия князем Владимиром

862

882

988

Ист. док. «ПВЛ»

Схема власти

 

Политическая раздробленность

Междоусобица – борьба за киевский престол между братьями

Съезд князей в г. Любеч –  раздробленность Руси на отдельные княжества

Вотчина – наследственный земельный надел

закупы, рядовичи, смерды , холопы

С 1015

1097

Контурная карта

Ист. док.

«Русская правда»

Монголо – татарское иго

битва на р. Калке - князья потерпели сокрушительное поражение и не имели сил для дальнейшего сопротивления

монголо-татарское нашествие на Русь

Золотая Орда – татарское государство на р. Волга

Ярлык – предоставляемое ханом право на княжение

1223

1237 – 1240

XIII-XV вв.

карта

Западня угроза

Невская битва - победа русских войск под командованием князя Александра над шведами

Ледовое побоище - на льду Чудского озера русская рать нанесла сокрушительное поражение крестоносцам

1240

1242

Карта-схема сражений

Централизация государства

Этапы собирания земель:

1. Возвышение Москвы - Правление московского князя Ивана Калиты, Москва получает ярлык на великое княжение

2. Куликовская битва - национальный подъем во всех сферах жизни. Военные победы Москвы над противниками

3. Феодальная война между Москвой и коалицией княжеств Твери, Рязани, Пскова

4. Завершение  централизации при Иване III. На карте Европы впервые обозначена Россия.

стояние на реке Угре - окончательное освобождение Руси от ордынского владычества. Москва – столица нового единого российского государства.

Конец XIII -  середина XIV вв.

1380

Вторая половина XV

1480

Конспект

карта


        

        

         

                     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Блочно-модульная технология обучения истории.

Содержание, ключевые понятия, дидактический материал....

Выступление на семинаре по теме "Применение блочно-модульной технологии в преподавании русского языка"

Выступление на школьном семинаре "Инновационные технологии в образовании" по теме "Применение блочно-модульной технологии в преподавании русского языка"...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Применение блочно- модульной системы на уроках технологии

Актуальность применения  блочно-модульной системы обучения на уроках технологии обусловлена, таким образом, объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего по...