Конспект урока по истории в 6 классе "Общественный строй и церковная организация на Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Общественный строй и церковная организация на Руси

   ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     До сих пор мы говорили о политической истории Древнерусского государства, об укреплении княжеской власти, об отношениях нашей страны с соседями. Именно этим вопросам уделяют первоочередное внимание летописи. Однако история - это не только войны и походы. Нельзя объективно судить о развитии общества, не зная о действующих в нем обычаях и традициях. Тема нашего урока «Общественный строй и церковная организация на Руси».

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

     Сегодня мы поговорим об общественном строе и церковной организации Древней Руси. Какие изменения произошли в общественной жизни в изучаемый период? Из каких слоев состояло русское общество? Какую роль в жизни людей играла Церковь? Каковы были духовные ценности русских людей? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

  1. Изучение нового учебного материала

     Задание № 1. Работая в группах, изучите первый пункт § 9 учебника «Формирование древнерусской народности» и предположите, какие факторы способствовали процессу формирования древнерусской народности.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

      Задание № 2. Далее мы изучим вопрос «Основные слои населения Древней Руси». Рассказ учителя и составление таблицы:

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0001.jpg

     Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм». Младшие отпрыски княжеского рода (удельные князья) получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники за верную службу получали земли в управление. Они собирали в них дань от имени князя, часть собранных средств оставляя себе. Родоплеменная знать - это разбогатевшие общинники. Часть из них, давая в долг в голодные годы, могла обращать в зависимость своих сограждан.

     Закупы - это люди, взявшие купу (взявшие в долг) и отрабатывающие сам долг и проценты на него. Рядовичи - это лица, служившие землевладельцам по ряду (договору) и, как правило, попавшие в зависимость от него за денежный долг, помощь семенами или орудиями труда. Челядью называли рабов-пленников, которые со временем стали объектом купли-продажи. Смерды - это зависимое население в княжеской или боярской вотчине.

      Обратите внимание на составленную нами схему. Основная часть населения состояла из свободных земледельцев, которые платили дань и несли повинности в пользу государства.

     Далее перед нами стоит вопрос «Земельные отношения».

     Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала  свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани. Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю.

     Историки полагают, что в Х в. и в первой половине ХI в. среди множества крестьянских общинных земель лишь изредка встречались отдельные княжеские села. Так, в главном законодательном документе того времени - «Русской Правде» - нет ни слова о княжеской пашне. Некоторые ученые высказывают предположение, что княжеское хозяйство было первоначально скотоводческим или коневодческим. Кони требовались князьям для военных целей.

     В те времена господствовало натуральное хозяйство, Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

      Князья присваивали пустующие земли или забирали земли соседских общин. Посреди своих владений князь строил хорошо укрепленную усадьбу, где он мог укрыться от врагов со своей дружиной. Личным хозяйством князя управлял доверенный слуга - тиун.

     Задание № 2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

     Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах.

    Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

     Задание № 3. Работая с третьим пунктом § 9 учебника «Земельные отношения», дайте определение понятия «вотчина». (Вотчина (отчина) – наследственное земельное держание, переходившее от отца к детям).

    Теперь перейдем к изучению вопроса «Церковная организация. Храмы и богослужение». Вопросы к классу:

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

     После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

      Задание № 4. Работая с четвертым пунктом § 9 учебника «Церковная организация. Храмы и богослужение», составьте схему организации Русской православной церкви. 

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0002.jpg

     К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

     Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работая с шестым пунктом § 9 учебника «Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые», заполните сравнительную таблицу:

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2016-12 (дек)\сканирование0001.jpg

  1. Закрепление учебного материала

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми? С чем вы не согласны?

  1. Домашнее задание

-  параграф 9 пересказ

- используя текст учебника и Интернет, составьте тезисы к сообщению «Жизнь в монастыре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

конспект урока по истории в 7 классе "Власть и церковь. Церковный раскол"

В данном уроке для мотивации учащихся к познавательной деятельности применяются стихотворения, произведения музыки и изобразительного искусства....

План-конспект урока по теме "Общественный строй и церковная организация на Руси"

Урок на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси" разработан с учетом поурочного планирования по истории России. Учебник история России под редакцией академика РАН А.В.Торкунова 6 клас...

"ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ" 6 класс

laquo;История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова...

Презентация "Общественный строй и церковная организация"

Презентация "Общественный строй и церковная организация"...

Общественный строй и церковная организация на Руси. история 6 класс

Данный материал является разработкой урока истории России для 6 класса на тему "Общественный строй и церковная организация на Руси"....