План-конспект урока Оккупационный режим в Крыму 1941-1944
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

Борисов Дмитрий Александрович

изучение учащимися оккупационного режима в Крыму;

рассмотрение бесчеловечной политики гитлеровцев на оккупированной территории;

выработка ненависти к фашистской идеологии;

формирование навыков исследовательской работы, критической работы с источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_okkupatsionnyy_rezhim_v_krymu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока к теме «Оккупационный режим в Крыму»

Тема: Оккупационный режим в Крыму

Тип урока- урок изучения нового материала

Вид урока- урок- лекция.

Цели урока:

изучение учащимися оккупационного режима в Крыму;

рассмотрение бесчеловечной политики гитлеровцев на оккупированной территории;

выработка ненависти к фашистской идеологии;

формирование навыков исследовательской работы, критической работы с источниками.

План урока

1.Планы гитлеровцев в начале войны;

2. Фашистский «новый порядок» действии.

3.Зверства оккупантов. Массовые расстрелы и лагеря.

        Оборудование к уроку.

Карта Крыма, портреты  подпольщиков, фотографии фашистких объявлений для крымчан.

1 вопрос урока. Планы гитлеровцев в начале войны.

Рассказ учителя.

Прежде чем говорить о гитлеровском оккупационном режиме, необходимо сказать о так называемом генеральном плане "Ост" - одном из центральных планов нацизма, имевшем целью не только ликвидацию Советского Союза как государства, но и физическое истребление всего славянства с последующей германизацией всего востока Европы до Урала, а может быть, и до Сибири. В этом плане говорилось, что силой немецкого оружия восточные территории, которые на протяжении веков являлись предметов споров, окончательно завоёваны для рейха и теперь нужно было в кратчайший период превратить их в полноценные  имперские области.

Только  в 60-е годы, после публикации  на русском  языке  некоторых  документов вермахта (план  " Барбаросса") и особенно архивов  Гиммлера,  крымчане  получили  представление, что бы их ожидало, в случае победы фашизма.

На совещании в ставке 19 июля 1941 года  Гитлер  заявил, что Крым  должен быть освобожден от всех чужаков и заселен  немцами.   По его предложению  Крым  превращался в имперскую область  Готенланд (страна готов). Центр  области Симферополь переименовывался в Готсбург (город готов), а Севастополь получал  название Теодорихсхафен (гавань Теодориха, короля  остготов, жившего в 493-526 гг.).[1]

 По проекту Гиммлера,  Крым непосредственно присоединялся к Германии.

 9 июня 1942 года  на  совещании  начальников  СС и полиции  Гиммлер заявил, что война не имела  бы смысла, если бы после нее, в частности, Крым  не был в  течение 20 лет  полностью колонизован  немцами  и притом  только по расовому  принципу, по принципу крови.

Для осуществления этой цели надо было уничтожить огромное количество людей, хотя очень редко в нацистских документах можно было встретить слово "уничтожение", сплошь и рядом речь идет об "особом обращении". Извращенная психология преступников порождала извращенные язык и мышление. Так, например, когда они  предложили использовать выхлопные газы грузовиков для уничтожения людей, они вовсе не хвастали тем, что изобрели наилучший метод уничтожения людей. Нет, оказывается они лишь "заботились" о них: во-первых, при погрузке в машину человек и не подозревает, что идет на казнь, во-вторых, из закрытого кузова не доносятся крики и окружающее население не будет обеспокоено. Примерно так же объясняли свои нововведения и эсэсовские палачи, соорудившие в Освенциме камеры смерти, которые были оборудованы как душевые. Только сверху лилась не вода, а пускался газ "Циклон". Комендант Освенцима Рудольф Хёсс даже хвастался: в Треблинке жертвы всегда знали, что они умрут, а у нас жертвы думали, что их подвергают санитарной обработке[2].  

 Вот так изуверски поступали фашисты. Истребление миллионов мирных жителей? Нет, всего лишь "переселение" в более удобные места жительства. Казнь в душегубке? Нет, только "специальная обработка". Итак, для осуществления плана "Ост" фашисты действовали огнем и мечом.

Вопрос классу. Какие планы вынашивал Гитлер в отношении Крыма и его жителей?

Просмотр видеоматериала. Хроника- битва за Крым.

Рассказ учителя. 16 июля 1941 года  Гитлер принял  решение  о создании на первом зтапе  генерального  комиссариата  Тавриды, включая  Крым и Мелитополь с  прилегающими  к нему  землями,  в составе  рейхскомиссариата  Украины.  Начальником  гражданского управления был назначен  Альфред Фрауенфельд, хотя фактическая власть в период  оккупации была в руках военного командования.[3]1  

Исторически возвращение Крыма  в состав  Германии основывалось на том  факте, что во второй  половине III   в. в Таврику  вторглись  пришедшие  с берегов Балтийского моря германские племена готов, которые  жили здесь, наряду с другими народами, и позже - в средние  века.[4]2

5 июля 1942 г. на совещании командования вермахта и полиции  был рассмотрен  вопрос о переселении жителей Крыма. Принято решение о создании лагерей  для проведения "расового  обследования населения". "Расово качественных" оставляли в Крыму или переселяли на юг Украины. По приказу  Гиммлера началось формирование подразделений СС для охраны  концентрационных  лагерей и ликвидации оставшихся  "расово  неполноценных".

Таким образом, судьба крымчан и Крыма была предрешена гитлеровским командованием еще до оккупации ими полуострова, а в 1942г. после ожесточенных боев на полуострове, ощутив на собственной шкуре силу сопротивления советских людей оккупантам (оборона Севастополя, Керченско-феодосийская десантная операция, развертывание подпольно – партизанской

 борьбы и др. примеры массового героизма), фашистами было принято решение о «переселении», а по сути - физическом уничтожении большинства жителей Крыма.  

Вопрос классу.  Как Вы думаете, почему немцам был необходим Крымский полуостров в 1941 году?

2 вопрос урока Фашистский «новый порядок» в действии.

Рассказ учителя.

Как же осуществляли этот план в Крыму и, в частности, в Симферополе? Для претворения в жизнь своих планов нацисты использовали различные меры воздействия: административные, пропагандистские,  экономические.

Задание классу: составить и заполнить таблицу «Меры оккупационного режима».

Меры оккупационного режима

Содержание

 

Пример, идеологические.

Всему населению предлагалось избавиться от всех литературных произведений, направленных против немецкой империи. Подвергались конфискации антикварные ценности, а также все литературные произведения, которые были изданы после Октябрьской революции.

Население города Симферополя должно было срочно сдать грампластинки, песенники, ноты, а также выступления, песни, хоровые песни, марши и другие музыкальные произведения, в текстах которых идет речь о лицах, исторических событиях и образовании Советского Союза, о Красной армии, коммунистической партии, или произведения, которые посвящены им.

Административные.

Например, переименование улиц. Улицу К. Маркса переименовали в ул. Гаупштрассе (Главная), ул. Ленина - в Паркштрассе (Парковая); были переименованы также кинотеатры Юнг-штурм - в Европа-кино, Спартак - в Центральное кино, Большевик  - в Паласт-кино.

Экономические.

Например, объявление об использовании электроэнергии. Гражданскому населению было категорически запрещено присоединяться к электросети, как с целью освещения, так и с целью получения энергии для электромоторов. Или, например, жителям Симферополя, имеющим коров и телят необходимо доставить в совхоз "Красный" и сдать их под расписку.[5]1

Использовали и другие меры воздействия.

Более подробно необходимо остановиться на наиболее жестоком воздействии оккупантов на жителей Симферополя - карательных акциях.

Для осуществления своих планов гитлеровцы после оккупации Крыма и, в частности, Симферополя, приступили к установлению так называемого "нового порядка".

Убедившись, что сходу Севастополь не взять, гитлеровцы заняли город, который оставался у них в тылу. Утром второго ноября 1941 года со стороны Севастополя по улице Севастопольской в Симферополь вступила колонна вражеских войск. Начался мрачный, тяжелейший в истории города период - период фашистской оккупации, принесший его жителям неисчислимые страдания.

Город заполонили немцы. Они грабили, насиловали, убивали. В первый же день оккупации на деревьях вдоль улицы Карла Маркса уже раскачивались трупы повешенных.

Немецкие солдаты грабили без зазрения совести, глумились над русскими людьми и русской культурой, воровали художественные и исторические ценности, уничтожали памятники старины.

Не один день пылал костер из книг, свезенных в огромные подвалы здания, прилегающего к кинотеатру им. Шевченко.

Названия улиц были переименованы, уничтожены все вывески советских учреждений. Вместо них под германским флагом и свастикой появились немецкие. За ними располагались звенья оккупационного террора: полиция, штаб оккупационных войск, управление СД.

Оккупанты закрыли все школы, разграбили все, что осталось от эвакуированных вузов, закрыли все магазины. "Освободившиеся" таким образом помещения использовались под госпитали, гаражи, конюшни, разного рода увеселительные заведения. Повсюду можно было увидеть приказы и распоряжения оккупационных властей, грозивших за ослушание самыми свирепыми карами. Один из первых приказов обязывал всех жителей зарегистрироваться на бирже труда. Уклонившимся от регистрации грозил расстрел. И оккупанты использовали любой повод, чтобы привести в действие этот приказ.

Задание классу: Выступите обвинителем гитлеровцев и докажите, что фашистская политика на оккупированных территориях была бесчеловечной.

3 вопрос урока. Массовые расстрелы и лагеря.

Просмотр видеоматериала. Расследование злодеяний фашистов Крыму.

Рассказ учителя

Первая трагедия произошла в декабре на улице Полигонной, где вражеские солдаты-обозники грабили жителей особенно рьяно, забирая всё - от продуктов и одежды до запасов топлива. Это породило акт стихийной мести. В расположении обоза произошел взрыв, которым был убит гитлеровский солдат и лошадь. Вечером комендатура объявила по радио, что завтра в 12 часов дня на месте смерти германского солдата будут казнены   50 симферопольцев.

К месту казни согнали жителей улиц Братской, Выгонной, Полигонной. На двух грузовиках привезли 50 обреченных. Последовала дикая, жуткая расправа. Пьяные конвойные стаскивали на землю по два человека, выкручивали им назад руки и стреляли разрывными пулями в затылок - на глазах у очередных жертв, на глазах женщин и детей. Расстреляв всех, убийцы с гнусным хохотом и улюлюканьем принялись сдирать с убитых окровавленную одежду и обувь. А подневольных зрителей заставили закапывать трупы.

Вскоре город узнал ещё об одной трагедии - массовом расстреле жителей и военнопленных в верховьях Петровской балки. Те, кому потом пришлось хоронить убитых, видели, что перед расстрелом палачи подвергали советских людей страшным пыткам. Тела были покрыты рубцами от побоев.[6]1

За зиму 1941- 42 годов из 700 больных умерло 200. Остальные, в том числе 50 детей в возрасте от 8 до 14 лет, умерли в начале марта в "душегубке". Загнали в "душегубку" и весь хозяйственный персонал больницы - сторожей, дворников, истопников. В зданиях областной психиатрической больницы оккупанты разместили "госпиталь" для военнопленных - для их уничтожения использовались те же средства: голод, холод, болезни.[7]1

Постоянным местом массовой казни и расстрела мирных граждан и военнопленных гитлеровцы избрали и балку Дубков.

Немецко-фашистские варвары, изощряясь в своей гнусной жестокости, тысячи мирных советских граждан сожгли живыми. Как отмечается в акте городской комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в г. Симферополе от 1 ноября 1944 г., 2 ноября 1943 г. из концлагерей Симферополя было вывезено более 1200 человек в балку в Дубках. Здесь их связали, облили горючим веществом и смолой и подожгли. Это кошмарное горение людей продолжалось три дня. Сожжение людей в Дубках производилось неоднократно.

Поле сжигания представляло собой площадь в 230 кв. метров.  На этом страшном месте были найдены обгоревшие человеческие кости., черепа и зубы, металлические части одежды и туалета: пуговицы, пряжки от мужских и женских поясов, пряжки от туфель , приколки, лезвия от бритв и т.п..[8]2

После изгнания немецких оккупантов из Симферополя в Дубках было вскрыто больше двадцати ям, рвов, наполненных трупами (см. приложение 2).

Сюда систематически привозили на расстрел заключенных, а также граждан, захваченных во время обвал. Их загоняли группами в капониры (оборонительные огневые сооружения) и расстреливали из автоматов. Оставшихся случайно живыми, в том числе и детей, засыпали землею вместе с убитыми. Только в четырех полностью исследованных ямах капониров найдено 415 трупов, в том числе восьмилетний Алик Мушенко, девочка Светлана 16 лет, наш ученик, тринадцатилетний Леня Боронаев (см. приложение 3).[9]1 

Главными и непосредственными виновниками ужасных злодеяний в Дубках  и в лагере на территории совхоза "Красный" были офицер СД шеф лагеря Шпекман, отличавшийся особой жестокостью, его заместитель комендант лагеря Поль Краузе и хозяйственник лагеря унтер-офицер Фрид Аппель.[10]2

Проводя политику массового истребления мирного населения, фашистами уничтожены десятки тысяч людей в городе Симферополе.

За два с половиной года немецкой оккупации в Симферополе только по установленным данным истреблено около двадцати трех тысяч советских граждан, в число которых не входят массовые истребления советских граждан еврейской национальности, цыган и крымчаков.

Из акта о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков в Симферополе мы узнаем, что город пережил страшный еврейский погром. Фашистские палачи гнали людей к сборным пунктам, как стадо животных, несмотря на душераздирающие крики, а потом выводили несчастных к противотанковым рвам и там их расстреливали. Таким методом было уничтожено 1141 человек.

Всех цыган от мала до велика Цыганской слободки немцы расстреляли. Так же зверски истреблялись крымчаки. Установить количество погибших цыган и крымчаков не удалось. Очевидно, не осталось никого, кто мог бы назвать погибших поименно.

А пытки, которым подвергали подпольщиков, даже трудно себе представить. Например, нашего ученика Семена Кусакина страшно пытали, били головой о стену. Он молчал. Тогда фашисты облили его тело бензином и подожгли. В марте 1944 года мученическую смерть приняла связная СПО Зоя Рухадзе. Палачи много дней пытали ее, выкололи глаза, отрезали нос, вырвали волосы, но не добились от нее ни слова.[11]1

Вот так, такими методами гитлеровцы пытались установить в Симферополе так называемый "новый порядок".

Вопрос классу. Назовите, известные Вам, места массового уничтожения советских людей на территории Крыма.

Можно ли было считать гитлеровских солдат носителями европейской цивилизации и культуры? Почему?

Учитель раскрывает бесчеловечность оккупационного режима и освободительную роль Красной Армии.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки отвечавшим.

Домашнее задание. Составить сообщение по рассмотренной теме.

 Список источников и литературы

  1. Борисов Д.А. Школьное образование в оккупированном Симферополе.//Историческое наследие Крыма.- 2004.- №3-4.- С.80- 87.
  2. Борисов Д.А. «Фрау Луна»…или какие фильмы смотрели в оккупированном Симферополе».// «Крымское время». 2001 г. 21 августа.
  3. Брошеван В.Симферополь 1941 – 1944гг. – Симферополь: Таврия, 1994.
  4. Ванеев Г.И. Севастополь 1941-1942.-Киев: Изд-во «Украина», 1995.
  5. Генов И.Г. «Четыре времени года».- Москва: Военное изд-во МО СССР,1969.
  6. Гуркович В.Н. «Оккупационный режим в Крыму».- Киев.- 1997.
  7. Крым в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг./Вопросы и ответы. Вып.4.- Симферополь: Таврия, 1994.
  8. Лашкевич Х.Г. Дневники.// «Москва-Крым».- № 3.
  9. Луговой Н.Д. «Побратимы».-Киев: Изд-во политической литературы,1975.
  10. Манштейн Эрих Утерянные победы.- СПб: Изд-во «АСТ», 2002.
  11. Поляков В.Е. Улицы Симферополя.- Симферополь: Изд-во «Таврия», 1996.


[1] Крым в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. /Вопросы и ответы.Вып.4.- Симферополь:Таврия,1994, с.55.

[2]Безыменский Л. Разгаданные загадки третьего рейха. – М.: АПН, 1981, с 261.

[3]1 Крым в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг./Вопросы и ответы. Вып.4.- Симферополь: Таврия, 1994, с. 55-56.

[4]2 Крым многонациональный./Сост. Степанова Н.Г. /Вопросы и ответы; Вып.1.– Симферополь:Таврия,1988, с.10.

[5]1 Гуркович В.Н. «Оккупационный режим в Крыму 1941 – 1944 гг.». – Симферополь: Таврия 1996, с.7 – 26.

[6]1 Чупиков Б., Петровская М. Симферополь./Историко-краеведческий очерк. – Симферополь: Таврия, 1984, с.108.

[7]1 Чупиков Б., Петровская М. Симферополь./Историко-краеведческий очерк. – Симферополь: Таврия, 1984, с.108 – 110.

[8]2 Яковлев В. Преступление. Борьба. Возмездие. – Симферополь: Таврия, 1961, с.16.

[9]1 Яковлев В. Преступление. Борьба. Возмездие. – Симферополь: Таврия, 1961, с.18.

[10]2 Там же, с.19.

[11]1 «Красный Крым». Август 1944. Цит. по кн. Брошеван В.Симферополь 1941 – 1944гг. – Симферополь: Таврия, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

приложение к уроку "Оккупационный режим и борьба в тылу"

приложение к уроку (раздаточный материал для организации работы в группах)...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...