Конспект урока в 7 класса "Народные движения"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Данный урок разработан с применением самостоятельной работы учащихся. Для мотивации использованы фрагменты стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4._narodnye_dvizheniya.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Народные движения

Проверка домашнего задания

I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

1) Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном. (Филарет)

2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. (Царь Алексей Михайлович)

3) Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.(Патриарх Никон) 

4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни.(Протопоп Аввакум)

II. Какие событие произошли в эти годы?

 1) 1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.

2) 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

3) 1649 год – принятие Соборного уложения.

4) 1651 год – Никон становится патриархом

5) 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

6) 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном

III. Объясните понятия:

1) Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

2) Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

3) Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

4) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

5) Соборное Уложение – общерусский свод законов.

6) Старообрядцы – противники церковной реформы

1. Организационный момент

 Безвластие всегда приводит к бунту.

Благо в России всегда есть кому бунтовать.

 Русский бунт страшен!

   В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам.  И этот, XVII век,  многие историки называют «бунташным». И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.                                                

     Как по-другому можно назвать слово «бунт»? Приведите синонимы к этому слову.   (восстание, выступление, мятеж – слова записываются на доске).

2. Изучение нового материала

      Задание. Давайте выясним,   в чем причины народных выступлений? Откройте учебник на с. 61, прочитайте 1-й абзац и назовите причины народных выступлений. 

- закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей                                                    

 - усиление налогового гнета, ведение почти непрерывных войн (что сказалось на благополучии населения)                                                                                                               - усиление приказной волокиты                                                                                                    - попытка ограничения казачьей вольности                                                                                - церковный раскол и расправы со старообрядцами
      События XVII века объединили в стремлении к борьбе против государственной политики разные сословия и социальные группы. В выступлениях приняли участия не только представители  крестьянства (как это было прежде), но и казачества, городских низов, стрельцов, низших слоев духовенства.

      Задание. Сейчас вы получаете задание: используя учебник  выяснить причины, ход и итоги выступлений 17 века. Результаты работы занести в  сравнительную таблицу «Народные движения в 17 веке».

1-й ряд – изучает события Соляного бунта стр. 62

2- й ряд – события Медного бунта стр. 62

3-й ряд – выступление старообрядцев -  Соловецкое восстание стр. 67.

Вопросы для сравнения

Дата события

Очаг восстания

Причина восстания

Участники

Результаты

Соляной бунт

1648

Москва

Попытка правительства пополнить казну за счет введения пошлины на соль

Москвичи

Плещеев убит, отправлен в отставку Морозов

Медный бунт

1662

Москва

Взыскание долгов, чеканка монет не из серебра, а из меди

Москвичи, армия

Расправы над участниками, отмена медных денег

Соловецкое восстание

1668-1676

Соловки

Преследование старообрядцев

Монахи

Расправа с восставшими

– Что общего между причинами  Соляного бунта 1648 года и  Медного бунта 1662 года? (очагом восстаний явилась Москва, причинами стало недовольство населения внутренней политикой правительства, подавление восстаний).
– В чем особенности выступления старообрядцев? (по характеру это было религиозное выступление, восставшие боролись за старую веру)

- Назовите главные причины поражений в этих выступлениях? (1.Восставшие не имели четких целей  2. Верили в «доброго» царя  3. Имели плохое вооружение 4. Разнородный состав участников,  каждый шел за своей правдой).

      Вершиной «бунташного»  века стало восстание  Степана Тимофеевича Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Обсуждение причин восстания: 

  • рост повинностей, налогов, оброков крестьян
  •  рост налогов и чрезвычайных сборов посадского люда
  •  ухудшение положения  населения
  •  неурожай
  •  эпидемии
  •  проблема беглых на Дону

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:

1 этап – 1667 – 1669 гг. – «поход за зипунами». Вот как,  об этом писал народ в «Сказаниях о народных восстаниях»:

Разглядеть не успели стрельцы,
Как на струги неслыханно быстро
Налетели в челнах удальцы.
С диким гиканьем, с посвистом страшным
Осаждала суда голытьба.
Царским слугам в бою рукопашном
Приготовила гибель судьба.

      В 1667 г. казаки во главе с С.Т.Разиным отправились в поход на Волгу. Блокировав реку, восставшие захватывали торговые суда русских и персидских купцов. Казаки захватили Яицкий городок.  Затем одержав победу над персидским флотом, получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагалицком городке. Именно этот поход сделал Разина очень популярной фигурой среди народа. После благополучного возвращения на Дон, он был в 1670 г.  избран атаманом и начал собирать войско для похода на Русь.

     Такие грабительские походы казаков за богатой добычей назывались «походами за зипунами». Слово «зипун» в казачьей среде обозначалась как добыча.

2-й этап. 1670- 1671 гг.  

И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан…

    Восстание С.Т.Разина охватило большую часть Российской территории.  19 июля войско повстанцев подошло к Астрахани.

Да, Степан пошел не приступом,
А вокруг повел, в обход,
По садам, по виноградникам
Рать повел он в те места,
Где открыла ходы ратникам
Городская беднота.

    Весной 1670 г.,   разинское войско легко овладело Астраханью, без боя сдался Царицын, вскоре пали Саратов, Самара,  Саранск.  Пенза также оказались в руках повстанцев. По всему пути   Разин рассылал «прелестные письма» (т..е. призывные), в которых подчеркивал, что идет «постоять за великого государя», будет истреблять чиновников – «приказных» и бояр-изменников, обещал народу волю вольную, житье сладкое, безбедное.

И туда к Степану тянется
Отовсюду беглый люд,
Кто прийдет, тот и останется
В эти сотни всех берут.

     К началу осени 1670 года силы восставших превышали 20 000 человек.

 – Почему восставшие легко одерживали победы? 

Ой, Симбирск, стена высокая,
Двадцать восемь дней под стенами
Со своими неизменными
Силачами атаманами,
С войском, с пушками, с таранами
Разин город осаждал,
Но Симбирска царь не сдал.

    В сентябре 1670 г., Разин подошел к Симбирску. Месяц продолжалась осада города. Однако Симбирск не был взят восставшими, так как подоспели правительственные войска из Казани.  В решающем сражении разинцы потерпели поражение. Атаман с горсткой сподвижников прорвался на Дон, где укрылся в Черном Яре и вновь стал набирать силы. Но зажиточные   казаки, опасаясь расправы,  выдали Разина  властям. Летом 1671 г. плененного атамана  в оковах привезли в Москву, где его пытали. А 6 июня публично четвертовали на Красной площади.  

     Также смертной казни  были подвержены тысячи восставших. Однако память о нем долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды.

- В чем причины поражения восстания С.Т. Разина 

  • стихийность, низкая организованность
  •  отсутствие четких целей у восставших
  •  разнородный социальный состав
  •  разрозненность действий крестьян

3. Закрепление изученного материала

- Вспомните и  назовите, что обозначает  выражения: «поход за зипунами» (поход за военной добычей), «прелестные письма» (призывные письма Разина)

- Какие события происходили в данных годах? 

1648 г - (Соляной бунт)

1662 г – (Медный бунт)

1670 – 1671 гг. – (Восстание С.Т. Разина)

- Какое из данных событий было наиболее масштабным? Почему? (Восстание С.Т. Разина, т. к. оно носило массовый характер, имело своего предводителя)

- Чем закончились данные события? (Восстания были подавлены)

 - Почему XVII век называют «бунташным»? (XVII век вошел в историю,   как  «бунташный». Меньше, чем за полвека, кроме мелких восстаний, прошло несколько  мощных выступления. Правительство жестоко подавило все эти восстания, но было вынуждено прислушаться к гласу народа, пойти на снижение налогового гнета).

4. Домашнее задание

- параграф пересказ

Проверка домашнего задания

I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

1) Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном.

2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. 

3)  Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.

4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни.

II. Какие событие произошли в эти годы?

 1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.

III. Объясните понятия:

1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп

 4) Самодержавие 5) Соборное Уложение  6) Старообрядцы

Проверка домашнего задания

I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

1) Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном.

2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. 

3)  Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.

4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни.

II. Какие событие произошли в эти годы?

 1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.

III. Объясните понятия:

1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп

 4) Самодержавие 5) Соборное Уложение  6) Старообрядцы

Проверка домашнего задания

I. Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

1) Был в польском плену.  В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси.  Управлял страной вместе со своим неопытным  сыном.

2) Русский царь (с 1645 года), из династии Романовых.  Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича.  Прослыл «тишайшим» царем в 17 веке. 

3)  Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. Его вмешательство во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Собором 1666-67 годов был лишён сана патриарха. Сослан на Север.

4) Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь.  За непокорность,  приговорён церковным Собором к казни.

II. Какие событие произошли в эти годы?

 1) 1619 г. 2) 1645 г. 3) 1649 г. 4) 1651 г. 5) 1654 г. 6) 1666 г.

III. Объясните понятия:

1) Крепостничество 2) Раскол 3) Протопоп

 4) Самодержавие 5) Соборное Уложение  6) Старообрядцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока физики "Реактивное движение. Ракеты"

План - конспект урока с использованием электронных образовательных ресурсов по теме: "Реактивное движение. Ракеты".В конспекте отражены цели и задачи урока. Тип урока: комбинированный. По ходу урока и...

Конспект урока по географии "Движение воздуха".

Сформировать представление об образовании ветра. Ознакомить с  видами ветров; Развивать мышление, умение быстро отвечать на вопросы, работать с учебником; Воспитывать интерес к окружающей природе...

конспект урока по теме "Движение вод" в 6 классе

урок интересен тем, что применяются структурно- логические схемы.что позволяет ребенку логически рассуждать и мыслить. На протяжении всего урока используется ЭОР и сопровождается музыкой....

конспект урока "Задачи на движение"

Конспект урока с использованием презентации по теме "Задачи на движение"...

Конспект урока "Задачи на движение"

План-конспект урока с применением технологии УДЕ П.М.Эрдниева. Использован метод обратной задачи. Параллельное рассмотрение взаимно-обратных задач учит анализировать, сравнивать. "Без обратной задачи ...