Рабочая программа
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Рабочая программа по истории 8 класс VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_po_istorii_8_klass.docx54.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1». Изд. «ВЛАДОС», 2011.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Данный курс обеспечен учебниками История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – М. ВЛАДОС, 2010.

Содержание программного материала:

Единая Россия (конец XV — начало XVII века) – 22 часа 

Иван III Великий — глава единого государства Российского. Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т. д.. Борьба монастырей с еретиками-нестяжателями», влияние православной церкви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.

Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийских земель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю.

Царский двор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в нем иностранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Борис Годунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляков на разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Начало правления династии Романовых. Первый Романов — Михаил. Второй Романов — Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриарха Никона ираскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь.

Освоение Сибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинская академия. Ученый монах Симеон Полоцкий.

 

Великие преобразования России в XVIII веке (20 часов)

 

Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого.

Александр Меньшиков — друг и первый помощник Петра I в его деятельности. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями. Преобразования Петра I в области культуры: новый алфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучение детей дворян за границей и т. д.

Первая женщина-императрица — Екатерина I (вдова Петра I): основание Академии наук России, присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Дворцовые перевороты.

Царствование Елизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета, Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова и великого Ломоносова.

Царствование Екатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования Екатерины II в области культуры и просвещения: открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшее учебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка, издание первого литературного журнала. Установление губернского управления в стране.

Жизнь и быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева. Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие науки и искусства. Памятники культуры XVIII века в родном городе, крае.

 

История нашей страны в период XIX века (24 часа)

 

Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход к власти Александра I и заключение мира с Францией. Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественная война 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов и другие. Гибель армии Наполеона.

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Правление Александра II: освобождение крестьян, запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски, спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра II.

Приход к власти Александра III — миротворца. Строительство фабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговли с другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.

XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русский поэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитие театра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская. Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописи и архитектуры. Краеведческая работа.

Повторение (2 часа)

Цель

  • изучение исторического материала,
  • овладение знаниями и умениями,
  • коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
  • формирование личностных качеств гражданина,
  • подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни,
  • специально – трудовая и правовая адаптация ученика в общество.

Задачи:

образовательные:

  • усвоить важнейшие факты истории;
  • создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
  • усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
  • овладеть умением применять знания по истории в жизни;
  • выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.

воспитательные:

  • гражданское воспитание учащихся,
  • патриотическое воспитание,
  • воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
  • нравственное воспитание,
  • эстетическое воспитание,
  • трудовое воспитание,
  • правовое воспитание,
  • формирование мировоззрения учащихся.

коррекционно – развивающие:

  • развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
  • учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
  • содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
  • расширять лексический запас.
  • развивать связную речь.

Принципы:

  • принцип коррекционной направленности в обучении;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • наглядные – наблюдение, демонстрация
  • практические – упражнения, работа с исторической картой.

Занятия проводятся индивидуально с помощью дистанционных образовательных технологий.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
  • Комбинированный урок

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

- основные понятия курса;

- даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей, великих русских поэтов, писателей, ученых);

- основные исторические события, когда началось и закончилось событие (по выбору), как протекало конкретное событие.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться «лентой времени»;

- устанавливать причинно – следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнять его, пользуясь учебником и картой.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная:

  1. История России: Учеб. для 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной учреждений VIII вида. Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – М. ВЛАДОС, 2010.
  2. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004.

Дополнительная: 

1. Атлас, история России с древнейших времён до начала XXI века. М: АСТ-Пресс школа 2008 г.

2. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида/ Л.В. Петрова. – М: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2003 г.

3. Уроки история в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида: учеб. метод. пособие/ Б.П.Пузанов, О.И.Бородина, Л.С.Сековец, Н.М.Редькина. – М.: Гуманитар. изд. центр  ВЛАДОС, 2004.

4. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.

5. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.


№ пп

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Цели

урока

Основные

знания

Основные термины и понятия

Тип урока

Оборудование и материалы

Домашнее задание

Раздел 1. Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)

1

 

Вводный урок.

1

Закрепить представление об истории как науке.

История – наука о прошлом человечества.

История, предки

СЗ

Портрет С.М.Соловьева.

 

2

 

Входной контроль.

Иван III Великий – глава единого государства Российского.

1

Дать представление о деятельности Ивана III, его дипломатических, военных, организаторских способностях.

Иван III создал централизованную систему государственного управления.

Боярская дума, казна, приказы, приказные дьяки, наместники, уделы.

К

Гравюра «Иван III», Карта «Образование русского централизованного государства».

Тема 1, стр. 6 – 11, схема.

3

 

Работа над ошибками. Расширение государства Российского при Василии III.

1

Проследить процесс завершения объединения Северо – Восточной Руси вокруг Москвы.

Завершение окончательного объединения русских земель, Василий III – достойный сын ИванаIII.

Боярин – наместник.

К

Карта «Образование русского централизованного государства».

Тема 2, стр. 12 – 16. Карта.

4

 

Русская православная церковь в Российском государстве.

1

Рассказать о роли русской православной церкви в Российском государстве.

Русская православная церковь – помощник великого князя; митрополит – глава церкви.

Духовенство, десятина.

К

Карта – схема «Церковная система управления».

Тема 3, стр. 17 – 20, схема.

5

 

Первый русский царь Иван IV        Грозный.

1

Рассказать, как управлялось Московское государство при ИванеIV.

1547 г. – венчание на царство, создание системы государственного управления.

Царь, Земский собор, Церковный собор, сословие, Судебник ИванаIV, телохранители, стрельцы.

ИНМ

Схема «Система государственного управления при Иване Грозном».

Тема 4, стр. 21 – 29, схема.

6

 

Опричнина Ивана Грозного.

1

Дать представление об опричнине и ее отрицательных последствий для страны.

Опричник – дворянин в охране Ивана Грозного, цель борьбы – расправа с боярами.

Помещики, самодержец, опричнина, опричник, земщина.

К

Карта «Русское государство в XVIвеке».

Тема 5, стр.. 30 – 34, карта.

7

 

Присоединение к Российскому государству Поволжья.

1

Дать уч – ся сведения о вхождении в состав Российского государства народов Поволжья.

Расширение границ Российского государства в XVI в.; Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Порох, ясак, караул, толмач.

К

Карта «Русское государство вXVIвеке», иллюстрация «Собор Василия Блаженного».

Тема 6, стр. 35 – 38, карта.

8

 

Покорение Сибири.

1

Раскрыть прогрессивное значение вхождения Западной Сибири в состав России.

Присоединение к России Западной Сибири; Ермак Тимофеевич.

Казак, круг, атаман.

К

Карта «Русское государство в XVIвеке», репродукция В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», стих. К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака».

Тема 7, стр. 39 – 42, карта.

9

 

Быт простых и знатных людей.

1

Углубить знания уч – ся о быте простых и знатных людей.

Сословие, разные слои населения, жизнь и быт разных сословий.

Тулуп, тягло, слобода.

К

Произведение М.Ю.Лермонтова «Песнь о купце Калашникове…», иллюстрация «Крестьянская  изба».

Тема 8, стр. 43 – 49, таблица.

10

 

Москва – столица Российского государства.

1

Показать, что Москва является центром ремесла, торговли, культуры.

Москва – столица Российского государства; Московский кремль – памятник русской национальной архитектуры.

Усыпальница, надгробие, сквернословить, архитектор, изразцы.

К

Карта «Русское государство в XVIвеке», репродукции картин В.Васнецова «Москва при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване Грозном.

Тема 9, стр.. 50 – 56, карта.

11

 

Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря».

1

На примере жизни и деятельности Афанасия Никитина показать достижения русской культуры XV века.

Афанасий Никитин – русский путешественник.

Путешественник, раджа.

К

Карта «Русское государство в XVIвеке», карточки с заданиями.

Тема 10, стр. 57 – 61, карта.

12

 

Великий иконописец Андрей Рублев.

1

Познакомить уч – ся с творчеством Андрея Рублева.

Андрей Рублев – иконописец XV в.; икона «Троица».

Иконостас, путник, олифа, темпера.

К

А.Рублев «Троица», видеофильм «Андрей Рублев», Карта «Русское государство в XVI веке».

Тема 11, стр. 62 – 66, иллюстра-ции.

13

 

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

1

На примере жизни и деятельности Ивана Федорова показать достояния русской культуры XV – XVIвеков.

Иван Федоров – первопечатник; 1564 г. – первое издание книги в России.

Типография, предисловие.

К

Иллюстрации Кремля, храм Василия Блаженного, памятник Ивану Федорову.

Тема 12, стр. 67 – 70.

14

 

Правление Бориса Годунова.

1

Познакомить с причинами перехода царского престола к боярину Борису Годунову, показать начало Смутного времени.

Прекращение существования династии Рюриковичей; царь Борис Годунов.

Патриарх.

К

Рисунок XVII в. «Царь Борис Годунов», карточки с заданиями.

Тема 13, стр. 71 – 73.

15

 

Смутное время.

1

Ознакомить учащихся с сущностью Смутного времени.

Смутное время – борьба за власть в начале XVII века.

Смутное время, самозванцы.

ИНМ

Видеофильм «Москва. Страницы историиXII – XIX вв.», стих. А.Бальмонта «В глухие дни».

Тема 14, стр. 73 – 78.

16

 

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков.

1

Дать сведения о бедственном положении России в период Семибоярщины; об освобождении Москвы.

Семибоярщина – власть бояр; 1612 г. – освобождение страны от иноземных захватчиков.

Семибоярщина.

К

Карта «Русское государство в XVIвеке», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому».

 Тема 15, стр. 79 – 84.

17

 

Начало правления династии Романовых.

1

Дать общее представление о правлении Российским государством первых двух царей династии Романовых.

1613 г. – начало правления династии Романовых; укрепление царской власти.

Соляной бунт, Медный бунт.

К

Видеофильм «Романовы: начало династии», карточки с заданиями.

Тема 16, стр. 85 – 88.

18

 

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок первый).

1

Дать представление о положении крепостных крестьян.

Крепостные крестьяне – крестьяне, которые прикреплены к земле, к барину.

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение, казак, станица.

ИНМ

Таблица «Крепостные крестьяне и помещики», иллюстрации «В крестьянской избе», «Торг».

Тема 17, стр. 89 – 94.

19

 

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина (урок второй).

1

Дать представление о крестьянской войнеXVII века под предводительством Степана Разина.

1670 г. – крестьянская война под предводительством Степана Разина.

Крестьянская война.

К

Таблица «Крестьянская война под предводительством Степана Разина», таблица «Крепостные крестьяне и помещики».

Тема 17, стр. 89 – 94.

20

 

Раскол в Русской православной церкви.

1

Раскрыть суть раскола в Русской православной церкви.

Раскол в Русской православной церкви; патриарх Никон; староверы – раскольники; Аввакум.

Протопоп, старообрядцы, скиты.

К

Таблица «Раскол в Русской православной церкви»; репродукция картины В.Сурикова «Боярыня Морозова».

Тема 18, стр. 95 – 99, таблица.

21

 

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

1

Рассказать о продвижении русских людей в Сибирь в концеXVI – начале XVII в.

Начало XVII в. - освоение Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами и мореплавателями.

Чум, первопроходцы.

К

Таблица «Народы Сибири и их занятия», Карта «Русское государство в XVIIвеке», карточки с заданиями.

Тема 19, стр. 100  - 104, карта.

22

 

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Единая Россия (конец XV – начало XVII в.)»

1

Закрепить и обобщить знания учащихся об экономической, политической и культурной жизни страны в XV – XVIIвв.

 

 

О и СЗ

Карта «Русское государство в XVIIвеке», кроссворд «раскол в православной церкви», репродукции.

Стр. 6 – 104, карта.

Раздел 2. Великие преобразования России в XVIII веке.

23

 

Начало правления Петра I.

1

Показать, что начало правления Петра Iознаменовалось важными преобразованиями.

Детство Петра I, 1690 г. – создание Российского флота, поход на Азов, «великое посольство».

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан.

ИНМ

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

Тема 1,

стр. 106 – 112, карта.

24

 

Начало Северной войны и строительство Санкт – Петербурга.

1

Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны.

1700 г. – начало Северной войны, причины Северной войны.

Регулярная армия, рекрут, Нева, лоцман.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», репродукции «Петр I на строительстве Санкт – Петербурга.

Тема 2,

стр. 113 – 118, карта.

25

 

Полтавская битва.

1

Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I.

1709 г. – битва под Полтавой, причины победы над шведами.

Окоп, редут, драгун, гетман.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», схема «Полтавская битва».

Тема 3,

стр. 119 – 122, карта, схема.

26

 

Победа Русского флота. Окончание Северной войны.

1

Раскрыть значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны.

Гангутское сражение;1721 г. – окончание Северной войны; значение победы в войне

Эскадра, флагман, штиль, взять на абордаж.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», фрагменты из худ. Фильма «Петр Первый».

Тема 4,

стр. 123 – 127, карта.

27

 

Петр I – первый российский император.

1

Создать у уч – ся представление о личности Петра I: внешность, характер, его деятельность.

Петр I – первый российский император.

Император, империя, цесаревич, Табель о рангах.

К

Портрет Петра I, отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

Тема 5,

стр. 128 – 133.

28

 

Преобразования Петра I.

1

Рассказать о важных преобразованиях в хозяйственной, государственной, культурной жизни России.

Реформа государственного управления, экономическая, денежная и налоговая реформы.

Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Синод, обер – прокурор, губерния, мануфактура, подушная подать, абсолютизм.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», схема «Государственное управление при ПетреI».

Тема 6,

стр. 134 – 140.

29

 

Эпоха дворцовых переворотов.

1

Дать учащимся представление о дворцовых переворотах.

Последовательность правления царей.

Дворцовые перевороты, фаворит.

К

Схема «Дворцовые перевороты», портреты ЕлизаветыI, Петра III, ЕкатериныII.

Тема 7,

стр. 141 – 147.

30

 

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова.

1

Познакомить с деятельностью М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.

М.В.Ломоносов     - первый русский академик; И.И.Шувалов    - меценат, покровитель науки и искусства.

Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.

ИНМ

Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова.

Тема 8,

стр. 148 – 151.

31

 

Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.

1

Показать вклад первого Российского университета в развитие науки и техники в России.

1755 г. – основание Московского университета; 1759 г. – открытие Академии художеств.

Разночинцы, мещане.

К

Портреты М.В.Ломоносова, И.И.Шувалова, иллюстрации «Московский университет».

Тема 9,

стр. 152 – 156.

32

 

Правление Екатерины II.

1

Раскрыть сущность политики Екатерины II.

Время правления Екатерины II – просвещенный абсолютизм.

Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казенная палата, городская дума, наместник.

ИНМ

Портрет Екатерины II.

Тема 10,

стр. 157 – 160.

33

 

Золотой век дворянства.

1

Рассказать о расширении привилегий дворянства.

Золотой век дворянства – время правления ЕкатериныII, привилегии дворян.

Дворянское собрание. Именитые граждане, капитан – исправник, меценат.

ИНМ

Портрет А.Б.Куракина художника В.Л.Боровиковского.

Тема 11, стр. 161 - 166

34

 

Положение крепостных крестьян.

1

Дать уч – ся сведения о положении крепостных крестьян в годы правления Екатерины II.

Крепостное право тормозило развитие сельского хозяйства и промышленности в стране.

Наказы, вольная.

К

Иллюстрации художника Н.Неврева «Торг», «Порка на конюшне».

Тема 12, стр. 167 – 171.

35

 

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

1

Показать размах войны, ее стихийный характер; причины поражения и историческое значение.

1773 – 1775 гг. – крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.

Дезертирство.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», портрет Е.И.Пугачева.

Тема 13, стр. 172 – 176, карта.

36

 

Русско – турецкие войны второй половины XVIIIвека.

1

Познакомить с важными победами русских войск и флота в Северном Причерноморье.

Русско – турецкие войны 1768 – 1774 гг., 1787 – 1791 гг., русские полководцы П.А.Румянцев, А.В.Суворов.

Ультиматум.

К

Карта «Россия с концаXVII до 60-х гг. XVIIIв.», портреты П.А.Румянцева, А.В,Суворова.

Тема 14, стр. 177 – 183, карта.

37

 

Знаменитый полководец Александр Суворов.

1

Показать доблесть русских солдат и полководческое искусство А.В.Суворова.

А.В.Суворов – выдающийся полководец, воинское звание – генералиссимус.

Генералиссимус.

К

Портрет А.В.Суворова, Картина В Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; С.П.Алексеев «Рассказы о Суворове».

Тема 15, стр. 184 – 188.

38

 

Русские изобретатели и умельцы.

1

Познакомить с жизнью и изобретениями русских умельцев.

И.П.Кулибин – изобретатель-самоучка, И.И.Ползунов – изобретатель паровой машины.

Паровая машина, семафор.

К

Таблица «Русские изобретатели и умельцы», иллюстрации «Паровая машина И.И.Ползунова».

Тема 16, стр. 189 - 193

39

 

Развитие литературы и искусства в XVIIIвеке.

1

Дать представление о том, что XVIII век стал эпохой культурного развития нашей страны.

Расцвет литературы, живописи, скульптуры, архитектуры.

Драматурги –

ческие произведения.

ИНМ

Видеофильм «Искусство. XVIIIвек», Картины Ф.И.Фонвизина, Д.Г.Левицкого, И.П.Аргунова.

Тема 17, стр. 194 – 197, таблица.

40

 

Быт и нравы русских людей вXVIII веке.

1

Познакомить уч–ся с бытом и нравами русских людей в XVIIIвеке.

Изменение облика, одежды, интересов, нравов русских людей.

Аристократ. Ботфорты, трость, менуэт, извозчик.

ИНМ

Иллюстрации в учебнике.

Тема 18, стр. 198 – 202.

41

 

Наш край в XVIIIвека.

1

Познакомить уч-ся с хозяйством, сословиями

 

Переселенцы, государственные крестьяне.

ИНМ

Карта

Дополните-льная  литература

42

 

Повторительно – обобщающий урок по теме «Великие преобразования России в XVIIIвеке»

1

Закрепить знания уч-ся по разделу «Великие преобразования России в XVIII веке».

 

 

О и СЗ

Карточки с заданиями. Карта «Россия с конца XVIIдо 60-х гг. XVIII в.».

Стр. 106 – 202.

Раздел 3. История нашей страны в XIX веке.

43

 

Россия в начале XIX века.

1

Дать общее представление о проведении реформы в России в начале XIX в.

Российский император АлександрI ; реформа государственного аппарата; Указ «О вольных хлебопашцах».

Выкуп, министерство, Комитет министров, Государственный совет.

ИНМ

Портрет Александра I, карточки с заданиями.

Тема 1,

стр. 204 –

 207.

44

 

Начало Отечественной войны 1812 года.

1

Дать представление о начальном этапе Отечественной войны.

24 июня 1812 г. – нашествие Наполеона на Россию; Отечественная война.

 

ИНМ

Карта «Отечественная война1812 г.», карточки с заданиями.

Тема 2,

стр. 208 –

 212. Карта.

45

 

Бородинская битва.

1

Дать представление о Бородинском сражении.

26 августа 1812 г. – Бородинское сражение; М.И.Кутузов – главнокомандующий русской армии.

Генеральное сражение, ставка. Флеши.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», Стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

Тема 3,

стр. 213 –

 217, схема битвы.

46

 

Оставление Москвы.

1

Объяснить предложение М.И.Кутузова на военном совете.

Решение военного совета в Филях; 14 сентября 1812 г. – оставление Москвы русскими войсками.

Фураж.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», худ.ф. «Война и мир» (1812 г.)

Тема 4,

стр. 218 –

221.

47

 

Народная война против армии Наполеона.

1

Дать сведения о мужестве и героизме всего народа в Отечественной войне1812 г.

Помощь партизан; народная война.

Партизанский отряд, рейд.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», Книга С.Алексеева «Бородинская битва».

Тема 5,

стр. 222 –

225.

48

 

Отступление и гибель французской армии.

1

Формировать представления уч-ся о заключительном этапе Отечественной войны.

Декабрь 1812 г. – отступление и гибель французской армии; значение победы.

Мундир.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», иллюстрации в учебнике.

Тема 6,

стр. 226 – 230, карта.

49

 

Правление Александра I.

1

Объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра I в послевоенный период.

Основные направления политики Александра I.

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», портрет Александра I.

Тема 7,

стр. 231 – 234.

50

 

Создание тайных обществ в России.

1

Дать представление о деятельности тайных обществ в 20-е годы XIX века.

Северное и южное общества; «Конституция» Н.Муравьева; «Русская правда» П.Пестеля.

Республика.

К

Карта «Отечественная война1812 г.», таблица «Тайные общества», портреты декабристов.

Тема 8,

стр. 235 – 237, таблица.

51

 

Восстание декабристов.

1

Рассказать о ходе восстания декабристов.

14 декабря 1825 г. – восстание декабристов; первое открытое выступление против политики царского правительства.

Декабристы, присяга, каторга.

К

Стих А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд», акварель К.И.Кольмана «Восстание на Сенатской площади».

Тема 9,

стр. 238 – 242.

52

 

Декабристы в Сибири

1

Познакомить с ролью декабристов в развитии нашего края

 

 

ИНМ

 

Дополните-льный материал

53

 

Император Николай I.

1

Познакомить с личностью императора Николая I , основными направлениями его политики.

Политика Николая I привела к увеличению количества чиновников и к установлению контроля над обществом.

Казармы, жандарм, чиновник.

ИНМ

Карточки с заданиями, карточки для словарной работы.

Тема 10,

стр. 243 – 245.

54

 

Золотой век русской культуры.

1

Выявить общие закономерности и особенности развития культуры в первой половине XIX века.

Первая половина XIX века – золотой век русской культуры: живопись, архитектура, литература, музыка.

Портрет, пейзаж, опера, фортепиано, скрипка.

ИНМ

Картины художников В.А.Тропинина, А.Г.Веницианова, грамзапись оперы «Иван Сусанин», видеофильм «Русский музей. Искусство первой половины XIX в.».

Тема 11, стр. 246 – 252.

55

 

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

1

Познакомить уч-ся с эпизодами жизни поэта и писателя А.С.Пушкина, который прививал любовь к Родине.

А.С.Пушкин – выдающийся русский поэт и писатель.

Лицей. Поэма, дуэль, роман.

К

О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», поэма «Полтава», повесть «Капитанская дочка», грамзапись «Смерть поэта».

Тема 12, стр. 253 – 256, стихи А.С.Пушкина.

56

 

Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX в.

1

Проследить развитие науки впервой половине XIX в.; рассказать об основных географических открытиях данного периода.

Научные открытия – телеграф, паровая машина, железная дорога. Географические открытия: остров Южный Сахалин, Антарктида.

Телеграф, телефон, свита, пингвин.

ИНМ

Карта «Территория России в начале XIXв.», иллюстрации, план «географические открытия».

Тема 13, стр. 257 – 260, карта

57

 

Крымская война 1853 – 1856 гг.

1

Дать общее представление о Крымской войне.

1853 – 1856 гг. – Крымская война» 1854 – 1855 гг. – оборона Севастополя; герои войны – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов.

Бухта, эскадра, флотилия, сестры милосердия.

ИНМ

Карта «Крымская война»; портреты Корнилова, Нахимова, Пирогова; набор открыток «Оборона Севастополя».

Тема 14, стр. 261 – 266, карта.

58

 

Отмена крепостного права.

1

Формировать у уч-ся представление о крестьянской реформе 1861 года.

1861 г. – отмена крепостного права; Александр II – царь- освободитель; значение отмены крепостного права.

Манифест, сельское общество, сход, староста, надел, временно обязанные, выкупные платежи, круговая порука.

ИНМ.

Карточки с заданиями.

Тема 15, стр. 267 – 273.

59

 

Реформы Александра II.

1

Дать общее представление о реформах, проведенных Александром II.

Суть реформ (земской, городской, судебной, военной).

Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных.

К

Карточки с заданиями.

Тема 16, стр. 274 – 278.

60

 

Правление Александра III.

1

Дать общее представление о деятельности Александра III.

Укрепление государственной власти; Александр III – царь – миротворец.

Кредит, экспорт, импорт.

К

Портрет Александра III, карточки с заданиями.

Тема 17, стр. 279 – 283.

61

 

Развитие российской промышленности.

1

Рассказать об изменениях в экономике России в годы правления Александра III.

Политика частного предпринимательства; реформы С.Ю.Витте.

Монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, картуз.

К

Схема «Реформы в период правления Александра III.», карта «Россия в конце XIX в.»

Тема 18, стр. 284 – 289, карта.

62

 

Появление революционных кружков в России.

1

Дать представление о деятельности первых революционных кружков в России.

Революционная деятельность в конце XIX века.

Забастовка, интеллигенция, революционер.

К

Карточки с заданиями.

Тема 19, стр. 290 – 292, таблицы.

63

 

Наука и культура во второй половине XIX в.

1

Познакомить уч-ся с выдающимися достижениями науки и культуры второй половины XIX века.

Подъем в области науки; развитие русской архитектуры; эпоха передвижников.

Консерватория.

ИНМ.

Карта «Россия после реформы», видеофильм «Русский музей. На рубеже веков», картины художников второй половины XIX века.

Тема 20, стр. 293 – 299.

64

 

Жизнь и быт русских купцов.

1

Дать общее представление о жизни и быте русских купцов.

П.М.Третьяков, С.Морозов – русские купцы- меценаты.

Благотворительная деятельность, галерея.

ИНМ

Схема «Дела купцов».

Тема 21, стр.. 300 – 305.

65

 

Быт простых россиян в XIX веке.

1

Дать общее представление о быте простых россиян в XIX веке.

1897 г. – перепись населения.

Конка, котелок, трактир.

ИНМ

План- схема, атрибуты для игр.

Тема 22, стр. 306 – 309.

66

 

Наш край в XIX веке.

1

Дать общее представление о нашем крае

 

 

ИНМ

Карта «Россия после реформы»

Дополните-льная литература.

67

 

Повторительно – обобщающий урок по теме «История нашей страны в XIX веке.»

1

Повторить основные вопросы раздела и систематизировать знания уч-ся по нему.

 

 

О и СЗ

Карта «Россия в XIX веке».

Стр. 204 – 309.

68

 

Итоговое занятие

 

Проверить ЗУН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...