Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания в рамках реализации ФГОС ООО
статья по истории на тему

Бычек Ирина Павловна

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «обществознание», который призван обеспечить адаптацию человека в обществе, способствовать развитию познавательной деятельности школьника в области других наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 29statya_ppo_bychek_i.p.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования  познавательных универсальных учебных действий на различных этапах урока обществознания

в рамках реализации ФГОС ООО

Автор опыта: 

Бычек Ирина Павловна,

учитель истории и обществознания БОУ СОШ № 29

Актуальной сегодня является проблема организации самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. В первую очередь это относится к предмету «обществознание», который призван обеспечить адаптацию человека в обществе, способствовать развитию познавательной деятельности школьника в области других наук. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, работать с источниками, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

        В соответствии с этим, на уроках обществознания особое внимание следует уделить развитию познавательных УУД.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.

Теоретико-методологической и научно-методической основой программы развития УУД является культурно-исторический и системно - деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин).

Технология формирования познавательных УУД зависит от возрастных особенностей учащихся и педагогического мастерства учителя.

В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач. Для того, чтобы помочь ученику освоить познавательные УУД придерживаюсь следующих правил (своеобразной памятки «Как помочь ученику освоить познавательные УУД»):

1.Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Активизировать и увеличить интенсивность учебную деятельность помогает использование технологии проблемного обучения.

В проблемном обучении проблемные задачи и проблемные ситуации придают обучению поисковый исследовательский характер, а процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач.

Познавательные УУД при помощи моделирования проблемных учебных ситуаций можно формировать на различных этапах урока. Рассмотрим конкретный пример формирования универсальный учебных действий при помощи технологии проблемного обучения на этапе: «Постановка цели и задач урока. Мотивирование к учебной деятельности учащихся».

Здесь могут быть сформированы:

Общеучебные УУД: определение познавательной цели,
УУД постановки и решения проблем:  формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Фрагмент урока: На слайде презентации записаны пословицы и крылатые выражения:

  •  «Пчела мала, да и та работает», «трудяга – муравей»,
  • «трудится как пчелка».
  • Вопросы к классу:

 - О чем все эти пословицы и крылатые выражения? (о труде насекомых и животных)

- Можно ли сказать, что животные и насекомые трудятся как люди?

Учимся аргументировать: Если да (нет), то почему? Ответ  аргументируйте.

Фрагмент урока:   Актуализация знаний. 

Вспомните, о чем мы говорили в 5-м классе на уроках обществознания:

  • Что движет животным, зачем он проявляет активность? (инстинкты:  самосохранения – безопасность, отдых)
  • и биологические потребности: желание есть, пить,  иметь жилище и другие)).

Вопрос к классу: Как вы думаете, есть ли отличия в деятельности человека и животного?

Определяем основной вопрос урока: 

  • Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами узнаем на уроке? (о том, чем отличается деятельность человека от «деятельности» животного).

Главный вопрос учитель записывает или прикрепляет на доску.

Фрагмент урока: Применение новых знаний на практике.

Заполнение сравнительной таблицы: «Деятельность человека и активность животного» (См. Приложение 2).

Логические УУД: сравнение и  классификация объектов.

Задание: Выберите из списка, что относится к деятельности человека, а что определяет активность животного:

  1. Сознательная постановка цели
  2. Подчинение инстинкту
  3. Создание нового, несуществующего в природе
  4. Неспособность изготавливать орудия труда

Одной из главных задач  современного образования является научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

Организовать работу учащихся с текстами в целях развития познавательных универсальных учебных действий, во многом помогает учителю технология  продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.

Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста. Целью технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. 

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

На уроках обществознания используются 3 вида чтения:

  1. Просмотровое чтение. Его цель – получить самое общее представление о содержании и смысле текста. В рамках просмотрового чтения  осуществляется  анализ заголовка, подзаголовка, просмотр схем, таблиц, оглавления.

На данном этапе учащимся предлагается задание: привлекая предшествующий читательский опыт, предположите, о чем данный текст. Определите его направленность  по: названию,  имени автора, иллюстрациям (перед текстом), выделенным словам.

  1. Ознакомительное чтение направлено на извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) чтение по абзацам графические пометки.

Задание к тексту может звучать так: прочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию (пометки делаются карандашем); определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту).

  1.  Изучающее чтение подразумевает проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации выделение смысловых частей вычитывание подтекста. Выполните указанные к тексту задания: проструктурируйте найденное новое знание, полученные данные; изобразите их в виде таблицы, схемы, графика.

Основными видами работы учащихся с текстами на уроках обществознания являются: чтение и пометки непонятных слов (определение нового знания); нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос;  чтение и составление вопросов к прочитанному образцу;  установление путем чтения причинно-следственных связей;  чтение и составление таблицы;  чтение и заполнение схемы;  чтение с сокращением текста;  чтение и самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту и другие.

Рассмотрим на конкретных примерах применение технологии продуктивного чтения на различных этапах урока.

Фрагмент урока: Первичное усвоение новых знаний.

Учащиеся читают текст вслух (Фрагмент текста №1. «Пчела мала, да и та работает», см. Приложение №1).

Работа в парах. Учащиеся работают с текстами -  карандашами выделяют признаки деятельности человека и заполняют схемы «Отличительные черты деятельности человека» (раздаточный материал. Текст №1 перед вами)

В процессе данного вида работы формируются:

Общеучебные УУД:  поиск и выделение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации;
структурирование знаний;
• свободная ориентация и восприятие текстов научного, публицистического и официально - делового стилей;
Логические УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей,  классификация объектов.

Фрагмент урока: Первичное проверка понимания.

(Фрагмент текста (Фрагмент текста №1. «Пчела мала, да и та работает», см. Приложение №1).

 «Об индивидуальности», см. Приложение №1).

Задание:

1. Сформулируйте определение понятию «Индивидуальность». Запишите в тетрадь.

2. Найдите в тексте,  какие черты индивидуальности человек получает по наследству? Подумайте и предположите: какие черты индивидуальности он  приобретает в процессе жизни? Приведите примеры и запишите в тетрадь в виде схемы или таблицы (раздаточный материал).

Здесь формируются –Общеучебные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации, умение строить высказывание;
  • структурирование знаний.
  • Логические УУД:
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Фрагмент урока: первичное закрепление знаний.

Задание: 

Прочитай текст. (фрагмент текста учебника: §-1, стр.15,  «Сильная личность – какая она? См. Приложение №1» 

  1. Подумай, можно ли спортсмена Валерия Брумеля и твоего сверстника – мальчика Мишу назвать сильной личностью? Найди в тексте, черты сильной личности и выпиши их в тетрадь.

Ответ по тексту:

  • Воля, сила духа, настойчивость
  • Решительность, преодоление собственных страхов

Выполнение каждой предложенной формы работы четко регламентируется временными рамками и  заканчивается проверкой выполнения задания: индивидуально – учителем, по эталону в раздаточном материале или на интерактивной доске (взаимопроверкой в парах, в группах, коллективной, фронтальной). 

Система оценивания каждой работы должна быть озвучена до начала выполнения работы (по возможности наглядна – выведена на слайд презентации посредством ИК или меловую доску).

Чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, в том числе познавательные,  необходимо разнообразить формы взаимного сотрудничества, методы их достижения.

Таким образом, формирование и развитие познавательных УУД делают детей активными участниками учебного процесса, заинтересованных в полноценных образовательных результатах. Глубокое, личностно окрашенное овладение универсальными учебными действиями возможно лишь  на основе вовлечения школьника в учебный процесс в роли не пассивного исполнителя, а активного его участника. Уметь учиться - значит уметь учить самого себя, не только быть учеником, но и стать своим собственным учителем.

Положительные результаты достигаются за счёт систематического использования предложенных приемов формирования познавательных универсальных учебных действий на основе использования технологий проблемного обучения и  активно-продуктивного чтения.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий по итогам диагностики являются умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
    использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
    • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
    • уметь устанавливать причинно-следственные связи;

•создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Результативность педагогической деятельности по данному опыту проявляется в следующем:

-  положительная динамика уровня обученности учащихся, рост качества знаний (2011г., 64%;  2012г., 68%; 2013г., 70%);

- повышение мотивации в изучении предмета подтверждаемое ростом количества призеров и победителей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, НПК; ежегодным увеличением количества учащихся, выбравших предмет для итоговой аттестации;

- высокие результаты итоговой  аттестации учащихся 9-х классов (ГИА-2013: успеваемость – 100%, качество знаний – 100%, средний тестовый балл – 34);

- анализ выполнения части С в ЕГЭ по обществознанию (результаты ЕГЭ – 2012, 2013 – 80-90% выполнения заданий части С).

Преимущества данного опыта определяются его актуальностью, созданием атмосферы сотворчества; технологичностью (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения.  

По сравнению с другими методами и техниками формирования познавательных УУД данный опыт предполагает:

  • экономию времени на уроке,
  • развитие навыков самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся,
  • формирование культуры ответа ученика,
  • развитие творческих способностей учащихся,
  • возможность осуществления индивидуального подхода к учащимся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС

Применение метода проектов на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС...

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки.

Некоторые приемы формирования универсальных учебных действий на уроках музыки....

Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках биологии.

Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы: для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение. ...

Методическая разработка по теме: "Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках физики в рамках реализации ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствован...