РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАГРАДЫ РОССИИ 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Савченко Екатерина Сергеевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАГРАДЫ РОССИИ

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nagrady_rossii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Алкинская основная общеобразовательная школа»

с. Алкин, Куйтунского района, Иркутской области

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/Луцаева Л.М./

«___»____________2016 г.

«Утверждаю»

и.о. Директора МКОУ «Алкинской ООШ»

_______/Варламова Т.В./

«___»______________2016 г. 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НАГРАДЫ РОССИИ

8 класс

Составитель: Савченко Е.С.

Учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

Программа рассмотрена на заседании

школьного методического объединения

Протокол от «___»____________2016 г. № ______

Руководитель ________ /Ольховая А.М./

2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Награды России» для 8 класса составлена на основе  федерального  компонента  государственного  стандарта  среднего общего образования, и программы «Награды России» (Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010).

Элективный курс «Награды России» ориентирован на развитие предпрофильной подготовки в 8 классе основной школы. В основе данного курса лежит знакомство учащихся с историей российских наград и с фалеристикой как вспомогательной исторической дисциплиной. Направленность курса - ознакомительно-развивающая, он ориентирован на удовлетворение любознательности учащихся, расширение их кругозора. Российская наградная система неразрывно связана с историей государства - эта связь прослеживается на протяжении изучения всего курса. Преемственность наградной системы показывает пример сохранения традиций прошлого, уважения к родной истории, способствует воспитанию в духе патриотизма. В ходе изучения курса учащиеся знакомятся с наградами России периода 1698-1917 гг., наградной системой СССР, а также наградами современной России.

Для удобства представленные материалы разделены на темы, каждая из которых содержит историю создания награды, ее описание, а также интересные исторические сведения, связанные с ее судьбой, характеристики и биографические данные исторических лиц, представленных к награде. В теме «Награды современной Россию» можно познакомиться со статутами (статут – описание ордена, порядок награждения орденом и его ношения) и положениями орденов и медалей. Учащиеся узнают о первых героях и орденоносцах новой России. Также в книгу включен дополнительный материал по отдельным темам, который будет интересен как учителю, так и его ученикам. В иллюстрировании занятий огромную помощь может оказать наглядное пособие «Государственная символика России» (компакт-диск, выпушенный издательством ЦНСО в 2003 г.).

Курс рассчитан на 18 часов. Основные формы работы: лекции, сообщения учащихся. На заключительном занятии возможно представление устного журнала, проведение исторической Игры.

Цель курса: познакомить учащихся с наградной системой Российского государства, которая является ярким отражением его исторического пути, а также со вспомогательной исторической        дисциплиной - фалеристикой.

Задачи курса:

  • научить учащихся видеть в каждой награде исторический         источник, который может многое рассказать об истории           Российского государства;
  • раскрыть смысл награды как символа государства;
  • развить творческое  мышление учащихся, повысить их познавательный уровень, интерес к культурному  и научному         наследию прошлого, его сохранению и приумножению;
  • подготовить учеников к получению в дальнейшем профессионального образования в рамках социально - гуманитар        ного профиля;
  • продолжить воспитание в духе патриотизма, уважения         к родной стране, ее истории.

Требования" уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать понятия, используемые в элективном курсе;
  • владеть навыками работы с научно-популярной и справочной литературой по тематике курса;
  • уметь самостоятельно проводить поиск и анализ полученной        информации (в том числе с помощью Интернет - ресурсов);
  • уметь представлять собранную информацию в форме устного доклада.

Планируемые знания и умения

В результате изучения курса истории ученик должен:

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события Новой истории; выдающихся деятелей этого периода;
  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Содержание курса

Вспомогательная историческая дисциплина – фалеристика. Что и как она изучает.

Награда – исторический источник, символ государства, знак отличия. Медаль, эмблема, орденские медали, юбилейные медали.

Первые награды России. Награды русского государства X – XVII века. Награды за воинскую службу: доспехи, конь, оружие. Награды «милостивым словом».

        Награды чинами и титулами. Пожалование земель. Подарки императора. Полковые награды.

        История российских орденов. Орден Святого апостола Андрея Первозванного. Орден Святой великомученицы Екатерины. Орден Святого князя Александра Невского. Орден Святого великомученика Георгия Победоносца.

        Наградные медали Российской империи. Традиции награждения медалями. Медали за военные заслуги. «Общие» наградные медали.  

Награды Первой мировой войны. Георгиевский крест. Георгиевская медаль.

Наградная система СССР. Орден Ленина. Орден Красной Звезды. Почетное звание «Герой Советского Союза».

Награды Великой Oтeчественной войны. Орден Отечественной войны. Орден «Победа». Орден Славы. Орден Суворова и Орден Кутузова. Орден Александра Невского и Богдана Хмельницкого. Орден Ушакова и орден Нахимого.

Награды современной России. «Золотая Звезда».

Медали современной России.

Историческая игра. Устный журнал. Защита проектов

      Календарно-тематическое планирование  

урока

Названия разделов, тем уроков

Количество часов

Дата проведения

1

Фалеристика - наука о медалях   и наградах

2

2

Первые награды России

1

3

Наградная система Петра 1

1

4

История российских орденов

2

5

Наградные медали Российской империи

2

6

Награды Первой мировой войны

2

7

Наградная система СССР

2

8

Награды Великой отечественной войны

2

9

Награды современной России

2

10

Историческая игра. Устный журнал

2

Словарь элективного курса

Аверс - лицевая сторона монеты или медали.

Бант - орденская лента, завязанная в виде нескольких перетянутых посередине петель.

        Барельеф - изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью.

Вензель - эмблема, составленная из букв, означающих инициaлы имени какого-либо лица. Буквы обычно переплетались и составляли узор. В фалеристике используются вензеля монархов и святых (в чью Честь учреждались награды).

        Герой - человек, совершивший подвиг, исключительный        по своей храбрости, смелости, доблести и самоотверженности.

        Звезда - наградной знак в виде пятиконечной звезды.

        Знак отличия - ордена, медали, нагрудные знаки, которыми награждаются за особые заслуги.

Кавалер (ордена) - человек, награжденный орденом, орденоносец. Полный кавалер - награжденный всеми степенями ордена.

Капитул (от лат. - главный) - капитул ордена учреждение, ведавшее пожалованием и выдачей орденов в царской России, учрежденное в 1797 г. императором Павлом 1. Во главе капитула стоял Канцлер, совмещавший эту должность с должностью министра двора.

        Чеканка (медалей) - отделочная операция, связанная с изготовлением медалей.

        Штифт - металлический стержень для неподвижного крепления награды к одежде.

        Фалера - нагрудный воинский знак в Древнем Риме.

        Фалерист - 1) специалист в области фалеристики; 2) коллекционер наград и нагрудных знаков.

Фалеристика (от лат. - металлические украшения, служившие воинскими знаками отличия; от греч. - металлические бляхи, побрякушки) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю орденов, медалей, знак6вотличия; коллекционирование знаков, нагрудных знаков и Т.д.

        Финифть - то же, что эмаль.        .

        Эмаль - техника, применяемая в ювелирном искусстве, при которой окрашенная специальными красками масса наносится на обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой.

        Эмблема (от греч. - рельефное украшение) - условное или символическое изображение какого-либо понятия, идеи.

        Эфес - рукоять холодного оружия.

Список рекомендуемой литературы

1. 100 великих наград / Aвт.-сост. НА Ионина. М., 2006.

2. Балязин В.Н, Дуров В.А., Казакевич А.Н Самые знаменитые  награды России. М., 2000.

3. Всеволодов И.В. Беседы о фалеристике. М., 1990.

4. Можейко И.В., Сивова НА., Соболева НА. Государственная символика России. История  современность: Наглядное пособие. М., 2003.

5. Государственные награды России. Экспозиция в Московском Кремле, посвященная 300-летней истории российских наград. 1698-1998. М., 1998.

6. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М., 1993. 7. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М., 2002.

8. Дуров В.А. Русские награды XVIII - начала хх в. М., 1997. 9. Изотова М.А., Царева Т.Б. Все награды России и СССР. Ордена, медали и нагрудные знаки: Полная энциклопедия орденов и медалей России. Ростов н/Д; М., 2008.

10. Ильинский В.Н Значки и их коллекционирование. М., 1974. 11. Мурашев1.А. Титулы, чины, награды. СПб., 2001.

12. Никитина В.М Старинные русские ордена. М., 1997.

Список используемой литературы

  1. Дорожкина Н.И. Элективные курсы по истории: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 9 класса по Истории России и Всемирной истории (интегрированный курс)

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. в неделю. Учебники: • История...

Рабочая программа. География 8 класс к учебнику А.И. Алексеев. География России: природа и население.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «Геог...

Рабочая программа.География 9 класс к учебнику А.И. Алексеев, В.В. Николина. География: население и хозяйство России.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, эк...

Рабочая программа для 3 класса "Школа России"

В рабочую программу входят пояснительная записка и развернутое тематическое планирование (деятельность учащихся, деятельность учителя, УУД) по математике, русскому языку, литературному чтению, окружаю...

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России" с УУД

Рабочие программы по всем предметам для 2 класса с пояснительными записками...