Генеалогия - история предков
план-конспект занятия по истории (5 класс) на тему

Игнатенко Екатерина Николаевна

Урок посвящен генеалогии - еще одной вспомогательной исторической дисциплине. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия №5.7

ФИО преподавателя: Игнатенко Екатерина Николаевна.

Предмет: история.

Класс: 5.

Тип занятия: изучение нового материала.

Тема занятия: Генеалогия – история предков. (1 час).

Цель занятия: раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имени.

Задачи занятия:

образовательные: раскрыть для учащихся новые для них понятия, такие как родословие, генеалогия, имя, отчество, фамилия.

развивающие: развивающая задача вынесена в д\з, а именно исследовательская работа по изучению своих имени и фамилии.

воспитательные: воспитывать уважение к истории своей семьи.

Структура занятия:

Этапы занятия

Тайминг

Основные информационные единицы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

3 мин

-

1. Создание рабочей атмосферы.

2. Проверка посещаемости.

Проверка д\з

5 мин

-

Ученик перед классом рассказывает об исторической песне.

Мотивация, актуализация знаний

8 мин

-

1 слайд

Работа с фотографией:

1. Кто узнал людей на фотографии?

2. Сколько поколения здесь изображено?

3. Как мы назовем представителей нескольких поколений из одного рода?

4. Что еще, кроме родословной, помогает человеку узнать о своем происхождении?

Ответы учеников:

1. Британская королевская семьи.

2. Четыре поколения.

3. Родословие.

4. Фамилия и отчество.

Целеполагание

2 мин

-

Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

2 слайд

О родословии и значении имени человека в историческом контексте.

Запись в тетрадь темы занятия:

Генеалогия – история предков.

Изучение нового материала

20 мин

Родословие

Генеалогия

Имя

Отчество

Фамилия

3 слайд

1. Родословие и генеалогия.

Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Зачем человеку знать и помнить свою родословную?

Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни

Существует историческая наука, которая изучает такие родословия – генеалогия.

Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.

Генеалогия доказывает, что история находится не только в монографиях и научных статьях, но и в каждой семье, так как, поинтересовавшись своей родословной, вы можете обнаружить, что кто-то из ваших родственников воевал, работал на крупных стройках, был знаком с известными историческими личностями, был сослан в Сибирь, или переехал сюда вследствие столыпинской реформы.

2. История имени.

У каждого из нас есть имя, но не каждый задумывался над его значением.

4 слайд

Отрывки из книги Ф.Купера «Зверобой».

1. Почему главный герой получил имя Зверобой?

2. Знаете ли вы значение своего имени?

3. История отчества.

Отчество встречается не во всех культурах. В России отчество появилось не так давно. С древности отчество имели исключительно представители знатных родов, крестьяне не удостаивались такого права. Только с XVIII века отчества начинают появляться среди представителей недворянских сословий.

5 слайд

1. Кто изображен на картинке?

2. Где живет Карлсон?

6 слайд

Карлсона на самом деле зовут не Карлсон.

Это такая форма шведского отчества: Карлсон – сын Карлса.

4. История фамилии.

Массовые фамилии появились на Руси в XVIII веке, когда крестьяне могли уходить на заработки в города. При Петре Великом были введены для этого дела паспорта.

1. Как выдумаете, может ли фамилия сказать что-нибудь об истории семьи?

2. Какие сведения она может в себе хранить?

7 слайд

Почему в Корее такое маленькое разнообразие фамилий?

Ученики записывают определения в тетрадь.

Вынести ответы учеников на доску.

Ученики записывают основные моменты в тетрадь.

Ученики записывают определения в тетрадь.

1. Потому что отличался на охоте.

2. Некоторые имена понятны, например, Владимир, однако многие имена пришли к нам из других культур и языков, и их значение сейчас не является очевидным.

Ученики отвечают на вопросы:

1. Карлсон.

2. Он живет в Швеции, в Стокгольме.

Ученики отвечают на вопросы:

1. Может.

2. Фамилия может рассказать, например, о роде деятельности, месте древнего проживания.

Потому что представители кланов брали себе одну и ту же фамилию, более того, все крестьяне, принадлежавшие одному помещику, брали его фамилию.

Закрепление

3 мин

-

Точечные вопросы:

1. Что такое родословие?

2. Что такое генеалогия?

3. Как фамилия и отчество могут помочь узнать об историческом прошлом?

Ответы учеников:

1. Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

2. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.

3. Фамилия и отчество могут помочь узнать об отцовстве человека и о том, какой деятельностью занимался один из древнейших представителей рода.

Итоги занятия, рефлексия

2 мин

-

Итоги занятия необходимо подвести, вернувшись к цели занятия:

Почему родословие и полное имя являются главными составляющими исторической памяти человека?

8 слайд

Рефлексивный экран.

Настроение какого их этих двух пейзажей в большей степени соответствует настроению урока и почему?

Учащиеся отвечают на вопрос, тем самым подводя итог занятию.

Домашнее задание

2 мин

9 слайд

Домашнее задание: мини-проект

1. Значение моего имени.

2. Почему родители дали мне это имя.

3. Нравится ли мне мое имя. Если нет, какое имя я бы хотел себе?

4. Происхождение моей фамилии.

Схема доски

Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни

Схема тетради:

Генеалогия – история предков

Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.

Знание родословной:

*позволяет хранить знания о своем роде

*позволяет гордиться своим происхождением

*дает возможность занять определенное место в жизни

Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.

Работа по составлению личного родословного древа является достаточно длительной и нетривиальной. Она не подойдет в качестве домашнего задания, лучше всего ее вынести на НПК или творческий проект.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Генеалогия – история предков Цель занятия: раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имени.

Слайд 3

Родословие – перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. Генеалогия – историческая наука, изучающая родословие.

Слайд 4

«Ведь индейцы-делавары редко дают человеку постоянную кличку. Сначала они считали, что я не умея лгать и прозвали меня Правдивый Язык. Я был скор на ноги и меня прозвали Голубем: ведь вы знаете, у голубя быстрые крылья, и летает он всегда по прямой линии. После того, как я некоторое время служил гонцом, меня начали брать на охоту, решив, что я проворнее нахожу дичь, чем большинство моих сверстников. Тогда меня прозвали Вислоухим, потому что, как они говорили, у меня собачье чутье. Вскоре я получил имя Зверобой и ношу его до сих пор.» Фенимор Купер «Зверобой»

Слайд 6

Karls-son «Сын Карлса»

Слайд 7

По данным Бюро статистики, по результатам переписи 2000 г. в Южной Корее насчитывается 284 фамилии. 45 % корейцев носят фамилию Ким, Ли и Пак. В то время как в России насчитывается более 200 тысяч фамилий.

Слайд 8

Рефлексивный экран Настроение какого их этих двух пейзажей в большей степени соответствует настроению урока и почему?

Слайд 9

Домашнее задание: мини-проект Значение моего имени. Почему родители дали мне это имя. Нравится ли мне мое имя. Если нет, какое имя я бы хотел себе? Происхождение моей фамилии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории в 5 классе по теме "Откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"

Примерный план-конспект первого занятия по истории в 5 классе по теме "откуда мы узнаем о том, как жили наши предки?"...

Введение в историю "№нать своих предков-знать историю" 5 класс

Урок - презентация "Знать своих предков-знать историю" 5 класс....

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Конспект урока по истории России "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" 6 класс

Конспект по теме "Традиции и обычаи наших предков - восточных славян" может быть использован учителем как при подготовке к уроку истории в 6 классе, так при организации внеклассного мероприятия или за...

История изучения вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Статья содержит подробный научный обзор по истории вопроса генеалогии демонических образов романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Данный материал может быть использован принаписании докладов, курс...

Знать историю предков или приглашение на краеведческую конференцию

в данной статье содержится информация о проведении районной краеведческой научно-практической конференции по истории для обучающихся...

5.7 Генеалогия - история предков

Конспект и презентация по истории в 5 классе....