Есть такая профессия - Родину защищать
методическая разработка по истории на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл est_takaya_professiya._razrabotka_meropriyatiya.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  мужества в 10-а классе,

МОУ СОШ №29, город Ярославль,

  • Тема: Есть такая профессия - Родину защищать.

  • Цель: Воспитание уважения к истории своей страны, Российской армии.

 

  • Задачи:

· Показать  связь героического прошлого страны с настоящим

· Формировать интерес обучающихся к нравственным ценностям

· Уметь понимать себя,  свою семью как часть Родины

· Пробудить у обучающихся интерес к профессии военного

· Эмоционально стимулировать патриотические чувства школьников

 

  • План   проведения  мероприятия

1. История создания Российской Армии.

2. Работа с понятиями и нравственными категориями: мужество, патриотизм, долг, честь, герой, подвиг. Примеры героических поступков людей во время войны. Память о войне в каждой семье (сообщения обучающихся о прадедах, принимавших участие в ВОВ).

3. Современная армия. Мое отношение к профессии военного (результаты анкетирования и выдержки из сочинений обучающихся). Династии военных.  Выступление ветеранов боевых действий. Участие в современных военных конфликтах.

4. Спортивные достижения обучающихся класса. Спортивные достижения как одно из качеств, присущих современным военным.

5. Мы - граждане России. У России великая история и великое будущее. Каким я вижу будущее России и что я могу сделать для ее процветания. Выдержки из сочинений обучающихся.

  • Подготовительные мероприятия

1. Классные часы:

  • «Сквозь века» (Эпоха правления Петра I и его преобразования в государственной политике. История создания регулярной Российской армии);
  • «Жизнь, ставшая легендой» (А.В. Суворов – великий русский полководец);
  • «Из истории создания кадетских корпусов»;

2.  Исследовательские работы учащихся «Героев вспомним поименно».

3. Сочинения:

  • «У России великая история и великое будущее»;
  • «Каким я вижу будущее России и что я могу сделать для ее процветания»;  
  • “Чем трудна и почетна профессия военного»;

4. Урок мужества «Есть такое слово «выстоять», когда выстоять нельзя»

     (исполнение интернационального долга в Афганистане)

5. Встречи с выпускниками - курсантами военных училищ и выпускниками, прошедшими службу в армии. 

 

   Ход урока-мужества «Есть такая профессия – Родину  защищать»        

Учитель: Народное предание гласит, что земля может накормить своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищая Землю-матушку. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг русского народа. Русские герои остаются примером мощи, силы и справедливости.

Ребята, в течение нашего урока, давайте подумаем и постараемся ответить на вопрос: «Что такое Родину защищать?»

В классе проходили  классные часы-«Сквозь века» о Петре1», «Жизнь ставшая легендой» о А.В. Суворове. История Российского государства не раз подтверждала, что оно было сильно именно героизмом и самоотверженностью народа. Дух непобедимости России возник не сам по себе. Он являлся результатом всего строя государственной политики, что особенно ярко проявилось в эпоху правления Петра 1.

 Вопрос:

  • Какие преобразования в государственной политике возникли в эпоху правления  Петра 1  

        Ответ: Регулярная армия, флот.

        Вопрос:

  • Можем ли мы сказать, что в эпоху Петра зародилась профессия военного. Почему?

        Вопрос:

  • Где в России можно было получить военное образование?

       Вопрос:

Давайте вспомним историю кадетских корпусов.

       

       Ответ: 17 февраля 1732 года в С.-Петербурге был открыт кадетский корпус для дворянских детей с 13до 18 лет. Создание кадетских корпусов России связано с именем графа П.И. Ягужинского. Военные учебные заведения, начиная с петровской эпохи, отличались тем, что развивали у обучающих военные знания и навыки, формировали научные знания, культуру и нравственные качества. Кадеты приобщались к литературе, музыке, искусству, театру.

При Екатерине 2 продолжает совершенствоваться система кадетского образования. Большой вклад в ее создание был внесен личным секретарем императрицы И.И. Бецким. Им была предложена реформа воспитания.

Разработан проект для создания учреждения специального закрытого типа, отлучение от родителей и внешней среды с 5 до 18 лет. В учреждениях воспитывались будущие военные, государственные деятели.

Учитель: Все великие русские полководцы являлись выпускниками кадетских корпусов: Суворов,  Кутузов, Ушаков, Багратион, Нахимов и другие.

Особенно верил в высокий боевой дух солдат Александр Васильевич Суворов. Суворов проводил часы среди солдат, вселяя и укрепляя их боевой дух.

А.В. Суворов известен как автор популярных высказываний и афоризмов (слайд 2). Например, тяжело в учении, легко в бою.

Работа по группам:

Собрать афоризмы и высказывания А.В. Суворова.

(слайд 3): высказывания А.В. Суворова.

  1. Воюют не  числом, а  умением.
  2. Научись  повиноваться, прежде  чем  повелевать  другими.
  3. Дисциплина-мать  победы.
  4. За ученого  трех неученых дают.
  5. Скорость нужна, а поспешность вредна.
  6. Ружьё, сухарь и ноги береги пуще глаза.
  7. Всякий воин должен понимать свой манёвр.
  8. Никакой баталии в кабинете выиграть не возможно.

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа.

И огромное значение всегда  имели такие понятия как долг, честь, патриотизм, подвиг, герой.

Работа по группам. Ребята, попробуем дать определения этим понятиям, выскажите свое мнение  (работа по группам).

Патриотизм – это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре, преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг.

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, обязанность, честность, ответственность, точность, единство слова и дела.

Долг – нравственные обязанности личности выполняемые в соответствии с требованием совести.

Мужество – поведение и моральный облик человека, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Слайд 4 (определение понятий)

Учитель: Сколько в истории нашей страны героев, патриотов, совершивших мужественный  героический подвиг, совершивших невозможное. 

  1. Николай Николаевич Раевский – участник Отечественной войны 1812 г., генерал. Раевский стал известен как человек чести, несгибаемой воли и легендарной храбрости. Во время битвы под Смоленском отец взял за руки сыновей, генералов Русской армии, и они пошли навстречу неприятелю, увлекая за собой войска.
  2. Герасим Матвеевич Курин – предводитель крестьянского партизанского отряда, действующего во время Отечественной войны 1812 г.. Создал крестьянский отряд из более чем 6000 воинов. В результате столкновений с французскими войсками Курин захватил в плен много солдат. За храбрость он был награждён Георгиевским крестом первого класса.
  3. Дарья Севастопольская – более двух месяцев работала в лазарете и на перевязочных пунктах в осаждённом Севастополе. Под пулями и снарядами выносила раненых с поля боя, было ей 16 лет.
  4. Кузмин Матвей Кузмич – во время ВОВ повторил подвиг И. Сусанина, погиб от рук фашистов, было ему 84 г. Герой Советского Союза.
  5. Людмила Михайловна Павлюченко – снайпер, уничтожила 309 гитлеровцев, такой счёт уничтоженных врагов не имел ни один мужчина. Герой Советского Союза.
  6. Виктор Талалихин, лётчик. Первым совершил воздушный ночной таран.
  7. Николай Гастелло, лётчик. Направил горящий самолёт на скопление вражеской техники.
  8. Александр Матросов . В критический момент боя пожертвовал своей жизнью ради своего подразделения. Закрыл своим телом амбразуру вражеского ДЗОТа.
  9. Михаил Баранов, лётчик. Самоотверженно вступил в бой с 25-ю вражескими самолётами, четыре машины противника рухнули на землю, остальные повернули обратно.
  10. Михаил Паникахи в бою с фашистскими танками пустил в ход бутылки с зажигательной смесью. Одну из них пробило пулей, пламя мгновенно охватило бойца, но он не растерялся. Со второй бутылкой в руках как пылающий факел бросился к немецкому танку и поджёг его.
  11. Матвей Путилов, рядовой, связист. Когда на Мамаевом кургане в самый напряжённый момент боя прекратилась связь, он пошёл ликвидировать обрыв провода. При восстановлении повреждённой линии связи ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание Путилов крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена.

2 февраля наша страна отмечала 70 лет победы в Сталинградской битве -  одном из крупнейших сражений второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней и ночей.

Мы с вами были в Доме правительства на уроке мужества, где встречались с ярославцами – участниками Сталинградской битвы.

        Список героев,  совершивших подвиги, можно продолжать бесконечно, это пример беззаветного служения Родине, подвиг их не забыт.

         (Фильм, фрагменты ВОВ, звучит песня «Не забывай те грозные года»)

Вы правнуки тех, кто не  щадя своей жизни, боролся с врагами нашего Отечества. Память о них вечна в наших семьях. Вы вместе с родителями, с бабушками и дедушками собрали материал о своих прадедах, участниках ВОВ.

Давайте  вспомним их поимённо (выступление детей, каждый  представляет материал из истории своей семьи).

Сколько же героев в нашей стране, в ваших семьях. Помните и пытайтесь быть достойны их памяти.

Песня из фильма «Офицеры»(«От героев былых времен …»)

Армия неотделима от государства, является его составной частью. Военная служба – это не только личное дело призывника, дело всего нашего общества. В России служба в Армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека.

Ведь есть же такая профессия  Родину защищать.

Фрагмент из фильма «Офицеры».

Учитель: Есть такая профессия – Родину защищать.

Проходят годы и десятилетия. Одно поколение российских воинов сменяется другим, меняется оружие и боевая техника, неизменным остаются любовь и преданность защитников своему Отечеству.

В 7 классе мы оформляли фотовыставку «Военные династии». Вы тогда рассказали о своих отцах и дедах, когда и где они проходили военную службу.

Многие отцы и деды в ваших семья выбрали профессию офицера – у Смирновой Леры, Шаброва Бориса, Мироненко Егора, Смирнова Александра, Голованова Антона, Костенко Максима (слово Костенко о дедушке офицере).

15 февраля мы провели провели классный час «Слава воину – афганцу». Предоставляем слово нашим гостям.

Выступление гостей, ветеранов Афганской и Чеченской войн (вопрос: «Что такое Родину защищать?»

Песня  А Розенбаума «Монолог  пилота черного тюльпана», фрагмент х/ф «9 рота».

Российская армия нуждается в новом, лучшем вооружении и хорошем материальном обеспечении.  У России должны быть такие вооруженные силы, служить в которых почетно, достойно, авторитетно.

У нас с вами прошла встреча с выпускниками кадетами нашей школы:

курсантами 5курса военной академии им. Можайского, и с ребятами которые отслужили в десантных войсках. Мы с вами провели анкетирование, написали минисочинение: «Чем трудна, но почетна профессия военного».

Зачитаю несколько цитат из ваших  сочинений:

  • Армия делает человека сильным
  • Это долг каждого мужчины
  • Армия учит жизни
  • Армия дисциплинирует
  • Парню стыдно не служить

Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования  Российской армии, её модернизации. Рассуждения обучающихся о значимости, важности службы в современной Армии (вопросы детям).

Предлагаю посмотреть фильм о современной армии.

Фильм об армии.

Учитель: Ребята, давайте  в форме викторины проверим ваши знания о русской и современной армии.

Проводится игра по группам. Вопросы и ответы на экран.

  • Совокупность вооруженных сил государства
  • Князь, одержавший  победу на Куликовском поле
  • Металлический головной убор
  • Как называется часть войск, идущая впереди главных сил
  • Граф Рымникский, князь Италийский
  • Стремительное нападение войск противника
  • Высадка войск на территории противника
  • Сомкнутое  полевое укрепление в виде квадрата
  • Высшее воинское звание
  • В какой войне участвовала царь-пушка
  • Участник минувшей войны
  • Секретное слово в караульной службе
  • Солдат, скрытно добывающий сведения о противнике
  • Армейское взыскание
  • Награды за боевые заслуги

Учитель:

Вы хорошо знаете о российской армии. В настоящее время ваша основная задача хорошо учится. Как учащиеся кадетского класса вы принимаете участие во многих школьных, городских, областных предметных олимпиадах и мероприятиях военно-спортивной направленности.

Многие из вас занимаются спортом: плавание, акробатика, карате, боевое самбо, лёгкая атлетика, волейбол, дзюдо, баскетбол , бокс , футбол, хоккей, стрельба, настольный теннис , смешанные единоборства. Спорт в жизни каждого из вас занимает важное место. Каждый из вас достиг определенных результатов, имеет спортивные звания и награды.

Я попрошу вас надеть свои медали и выйти сюда.

(беседа учителя с учащимися о роли спорта в их жизни)

Люди, занимающиеся спортом развивают в себе навыки как: терпение,  выносливость, ловкость, скорость, координацию. Спорт укрепляет силу воли, дисциплинирует. Спорт – это борьба, в нём ярко проявляется стремление человека к победе!

Выступление спортсменов (учащихся класса), видеофрагменты.

Учитель:

Ребята, готовясь к классному часу мы писали сочинения на темы:
-  «У России великая история и великое будущее»

- «Каким я вижу будущее России и что я могу сделать для ее процветания»

            Подбор выдержек из сочинений (пример: я люблю свою страну, такой какая она есть, с достижениями, с поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами, музыкантами, спортсменами, военными).

  Танец «Солдаты» в исполнении учащихся класса.

Учитель, вывод:

«Россия будущего всегда жила в мальчишках, только что вышедших из детства, но сумевших вобрать в себя и общечеловеческую науку и чисто-народную Русь» - писал А.И. Герцен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

«Есть такая профессия – Родину защищать!»

Классный час посвящен Дню защитника Отечества....

классный час: "Есть такая профессия - Родину защищать"

Данное мероприятие было проведено в ходе месячника по патриотическому воспитанию. Цель классного часа- создание условий для формирования чувства патиотизма, активной жизненной позиции, осознания необх...

"Есть такая профессия – родину защищать..."

Цель мероприятия: развитие всесторонней личности ребят, повышение их интеллектуального и духовного уровня развития, воспитание патриотических чувств, любви и бережного отношения к истории своей страны...

Презентация "Есть такая профессия – Родину защищать!"

Презентация к уроку "Есть такая профессия – Родину защищать!"...

Внеклассное мероприятие: "Есть такая профессия – Родину защищать!"

Цель мероприятия: Воспитание патриотических чувств учащихся  на примере жизни и деятельности учеников школы, участников ВОВ, войны в Афганистане и в Чечне, побуждение интереса к формированию...

Есть такая профессия - Родину защищать.

Классный час, посвящённый Дню Защитника Отечества....