Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. С презентацией. 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.15 МБ
Файл razrabotka_uroka.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.» 6 класс

Слайд 2

Эпиграф: Шли годы. И с Москвою во главе Неспешно, потихоньку, понемногу Из множества разрозненных земель Единое слагалось государство, Как из перстов слагается кулак. (Н. Кончаловская)

Слайд 3

Династия московских князей Даниил Московский Юрий Иван Калита Симеон Гордый Иван Красный Андрей Дмитрий Донской Владимир Серпуховской

Слайд 4

Князь Дмитрий Иванович Московский(Донской) 1359 - 1389

Слайд 5

Перед столкновением Цель Московского князя: Цель Мамая: Объединение русских Слава Батыя, земель, освобождение стремился унизить от ордынского ига Русь

Слайд 6

Подготовка к сражению Союзники Московского князя Союзники Мамая Князь Полоцкий Князь Брянский Сыновья литовского князя Ольгерда Крестьяне и ремесленники из русских земель Литовский князь Ягайло Рязанский князь Олег

Слайд 7

Князь Дмитрий и Сергий Радонежский

Слайд 8

Поход войск Дмитрия Донского

Слайд 9

Куликовская битва

Слайд 11

Значение Куликовской битвы 1. Русь спасена от разгрома. 2. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы. 3. Ускорилось объединение земель вокруг Москвы.



Предварительный просмотр:

Тема: Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

                                  Куликовская битва

                                         ( 6 класс)

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма организации урока: фронтальная

Методы: проблемный, интерактивная беседа с использованием ИКТ

Цели:

- образовательная: систематизация знаний по истории определенного исторического периода, знакомство с историческими процессами Руси второй половины XIV века: объединение земель и героическая борьба народа за независимость, за уничтожение монголо-татарского ига;

- развивающая: развитие у учащихся умения обобщать и логически мыслить, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать выводы;

- воспитательная: формирование патриотических и нравственных чувств, глубокого уважения к истории Родины, воспитание у учащихся гордости за свой народ.

Оборудование: карта «Объединение Руси в единое централизованное государство»; компьютер и мультимедийный проектор

                                            План урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

3. Изучение нового материала

     А)  Борьба Москвы за политическое первенство

     Б) Дмитрий Донской и Куликовская битва

     В) Историческое значение Куликовской битвы

     4. Закрепление изученного материала

     5. Подведение итогов урока

Сколько раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Сколько горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества, и даже дальность минувших событий не убавляет боли от пережитого. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, - это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу. Об одном из таких событий мы сегодня и поговорим.

Слайд1Итак, тема нашего урока «Куликовская битва» Обратите внимание, , к концу урока вы должны будете самостоятельно добавить к теме урока слова, в соответствии с вашими эмоциями, впечатлениями.

Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, выявим причины победы в Куликовской битве и ее значение.

В ходе урока мы должны выяснить, что позволило Дмитрию Ивановичу одержать убедительную победу над Золотой Ордой в Куликовской битве? (выделить причины победы русского войска).

Слайд2

А) Работа с эпиграфом урока (выведен на экран)

                                                         Шли годы. И с Москвою во главе

                                                         Неспешно, потихоньку, понемногу,

                                                          Из множества разрозненных  земель

                                                          Единое слагалось государство

                                                          Как из перстов слагается кулак.

                                                                                                   Н. Кончаловская

Давайте вспомним---каковы причины возвышения москвы?

-удобство географического положения

-расположение на перекрестке торговых путей

-умелая политика московских князей

-поддержка московских князей православной церковью

-Москве удалось избежать дробления в силу немногочисленности сыновей в княжеских семьях

-поддержка московских князей ордынскими ханами

Закономерность или случай лежал в основе возвышения Москвы?

Конечно закономерность.

С каким княжеством соперничало Московское княжество

За политическое первенство? Покажите его на карте.

С тверским

Задание классу: Дайте оценку поступку Ивана Калиты во время тверского восстания 1327 года.        

 Для чего ему нужно было право собственноручно собирать дань с русских земель?

Вывод: Русские земли получили передышку  для дальнейшего восстановления  и подъема хозяйства. Русь не готова была к поединку с Ордой. Иван Калита сумел подчинить политику Орды интересам Руси.

А теперь давайте окунемся в дальнейшие события того времени

В 1359 году умирает Иван 11 и оставляет после себя на престоле 9 летнего сына Дмитрия, внука Ивана Калиты.

Слайд . Ярлык на великой княжение Владимирское удалось получить суздальскому князю Дмитрию Константиновичу, но скоро (в 1362г.) стараниями московского боярства и митрополита Алексея ярлык на великое княжение был приобретен (за хорошее вознаграждение) для московского князя Дмитрия Ивановича. Достигнув совершеннолетия, Дмитрий начал вести энергичную и смелую политику. Он продолжал расширять пределы своего княжества, включив в состав своих владений Углич, Галич и Белоозеро и приобретя ряд новых городов с их округами… Он вел успешную борьбу со своими соперниками, великими князьями тверскими и рязанскими, которые заключили союз с опасным противником Москвы великими князем Литовским Ольгердом… Но главной целью политики Дмитрия было объединение Руси.

Давайте запишем в тетрадь годы правление Дмитрия Донского 1359-1389г.

Учитель: Орда никак не хотела смириться с усилением Московского княжества. Власть в Орде захватил темник Мамай. Он хотел славы Батыя. Для этого нужно было восстановить прежнее господство над Русью. В 1377 году он разгромил русское войско под Нижним Новгородом. Однако в 1378 году уже Дмитрий Иванович наголову разбил  ордынскую рать на рязанской земле у реки Вожи. Мамай не смирился и стал собирать новые силы.

 Какие же цели стояли перед предводителями Орды и Москвы?

Учащиеся высказывают свои мнения, после чего учитель обращает внимание на экран

слайд

 

           Цель Московского княжества

             Цель Мамая

Объединение русских земель, освобождение от ордынского владычества

Мамай мечтал о славе Батыя, стремился унизить московское княжество

Учащиеся переносят таблицу в  рабочую тетрадь на печатной основе.

Учитель: И вот перед Дмитрием Ивановичем встает трудная задача: как спасти Русь? Покориться или взяться за оружие?

Учащиеся высказывают свои мнения.

- С чего нужно начинать подготовку к сражению?

- Попробуйте предположить: кто мог бы стать союзником каждого из противников?

Если вы затрудняетесь ,обратитесь к учебнику ст2 ,абзац 6,7.

Учащиеся высказывают свои соображения, учитель делает вывод, который проецируется на слайде, после чего учащиеся записывают информацию в тетрадь

                                       Подготовка к сражению

Союзники Московского князя

                     Союзники Мамая

Князь Полоцкий

Литовский князь Ягайло

Князь Брянский

Рязанский князь Олег

Сыновья литовского князя Ольгерда

Крестьяне и ремесленники из русских земель

Итак становится понятно, что должна состоятся битва.

Сергий Радонежский.

Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь.

Сообщение ученика

 По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Объясните, в чем состоит христианский подвиг преподобного Сергия Радонежского. (Каково значение деятельности С.Р)  Церковь всегда стремилась к единству русских земель, народа, видя могущество государства только в единстве, благословил на битву.

Учитель: Каким же был ход Куликовской битвы?

Анимированная схема.

  1. Историческое значение Куликовской битвы

Учитель. Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва?

    Учащиеся формулируют свои ответы, учитель обобщает их, делая вывод и демонстрируя слайды.

Значение Куликовской битвы: записи в тетради

  1. Русь спасена от разгрома.
  2. Русский народ убедился, что врага можно победить, только объединив свои силы.
  3. Ускорилось объединение земель вокруг Москвы.
  1. Закрепление изученного материала.

Как и почему прозвали Дмитрия Ивановича после битвы на Куликовом поле.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Урок истории в 6 классе "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

Урок помогае топределить факторы, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель, рассмотреть ход и значение Куликовской битвы...

Технологическая карта урока истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Урок представлен в технологической форме, разработан в соотвнтствии с требованиями ФГОС....

Приложение к уроку истории в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Презентация к к уроку истории в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»...

План - конспект урока истории (6 класс). "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва."

План - конспект урока на тему "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" содержит материал  о борьбе Москвы за политическое первенство, о ходе сражения на Куликовом поле,...

Конспект урока по истории России в 6 классе «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией

Конспект урока по истории России в 6 классе  «Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва» с мультимедийной презентацией. В презентации нет видеофрагмента, который используе...

Презентация по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва"

Презентация содержит информацию а главных участниках событий(Дмитрий Донской, темник Мамай, хан Тохтамыш), графический материал (карта, схема построения войск). На слайдах представлени вопросы и задан...