Рабочая программа кружка "Военная история" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_kruzhok_voennaya_istoriya_2015.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании методического объединения учителей гуманитарных  предметов

(протокол №____ от ____28.09____2016 г.)

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________________ В.Н.Попова

«___01____» ____09______2016г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по средней школе № от _01___ сентября 2016 г. за №____

Директор средней школы №29

___________________ А.В. Матвеев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

" ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ"
5  класс

2016– 2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 38 часа, 1 часа в неделю

Количество часов по программе: 38 часа, 1часа в неделю

Составитель: учитель истории

_______________ Т.Н.Карпова

«25»   августа 2016 г.

Пояснительная записка.

           

Программа  кружка « Военная история» призвана помочь учителю расширить знания детей о Родине, увидеть общий ход истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Отечественный патриотизм является прямыми наследником творческих дел предков, двигавших вперёд развитие родного государства. Патриотизм берёт свои истоки в глубоком прошлом.
Ратные подвиги народов нашей страны, беззаветное служение своему Отечеству навсегда останется в памяти поколений. Жили, и будут жить в нашем народе сложившиеся славные боевые традиции.
       «Гордиться славой своих предков - писал А. С. Пушкин - не только можно, но должно».

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс    помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий. Программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке.

          Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений.

         Программа кружка «военная история» рассчитана на 4 года обучения, предназначена для учащихся 5 - 8 классов, как внеклассное занятие  по 1 часу в неделю (34 часа в год). Итого 136 часов.      

         Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка.

           Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества.

           Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины).

    2) практические (экскурсии,   работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

          Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, проведение экскурсий, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Программа предназначена для учащихся средних классов.

Цели  программы:

  • сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
  •  расширить и углубить знания учащихся о военной истории страны;
  •  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ;
  • воспитывать  патриотизм.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с военной историей  родины;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   соотечественников, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше об истории Родины.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своей Родины, своего края.

 Учащиеся должны уметь:

- работать с историческими источниками;

     - оформлять полученные материалы в творческих работах

     - овладеть    навыками  работы  с  ПК:  умение выполнять  простейшие  операции в  программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.

   -  усвоение  начальных  знаний  и  навыков  исследовательской работы.

         Работа кружка строится в виде путешествия со следующими направлениями «Четыре маршрута (темы)», отображающие определенные исторические периоды развития Российского государства.
1 год.
1 тема - «Русь богатырская» (IX-XII вв.)
2 тема - «С русским воином через века» (XIII – XVII вв.)
3 тема - «Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.)
4 тема - «Венок Русской боевой славы» (XX вв.)

2 год.

1 тема - Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).  
2 тема - Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери).
3 тема - Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин).
4 тема - «Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.)

3 год.

1 тема - Древнерусские князья, полководцы (Владимир).
2 тема - Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский).
3 тема - борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов,  Ф.Ушаков)
4 тема - Сталинградское сражение, Курская дуга.

4 год.

1 тема - Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах).
2 тема - Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий).
3 тема - Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война.
4 тема - Битва за Днепр. Освобождение.

Тематический план

кружка  

«Тропами военной истории»

Наименование темы

Всего часов

Лекция

Проект. деятельность

Круглые столы

Исслед. работа

1 год -38 часа

1.

Вводное занятие

1

1

2.

«Русь богатырская» (IX-XII вв.)

8

1

4

1

2

3.

«С русским воином через века» (XIII – XVII вв.)

8

1

4

1

2

4.

«Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.)

8

1

4

1

2

5.

«Венок Русской боевой славы» (XX вв.)

8

1

4

1

2

6.

Итоговое занятие

1

1

2 год - 38 часа

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).  

6

1

2

1

2

3.

Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери).

6

1

2

1

2

4.

Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин).

6

1

2

1

2

5.

«Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.)

14

1

6

2

3

6.

Итоговое занятие

1

1

3 год - 38 часа

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Древнерусские князья, полководцы (Владимир).

6

1

2

1

2

3.

Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов

( А. Невский).

6

1

2

1

2

4.

Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов,  Ф.Ушаков)

10

1

5

2

2

5.

Сталинградское сражение, Курская дуга.

10

1

5

2

2

6.

Итоговое занятие

1

1

4 год - 38 часа

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах).

6

1

2

1

2

3.

Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий).

6

1

2

1

2

4.

Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война.

10

1

5

2

2

5.

Битва за Днепр. Освобождение.

10

1

5

2

2

6.

Итоговое занятие

1

1

Содержание занятий кружка

1 год

Вводное занятие. (1 час)


«Русь богатырская» (IX-XII вв.) (8 часов)

1. «Откуда пошла Русская земля»

2. «Повесть временных лет» о русских воинах.

3. Русские народные былины о богатырях.

4. Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.

5. И. Васнецов «Три богатыря».

6. Древнерусская дружина.

7. Вооружение воинов в Древней Руси.

8. Древнерусские города-крепости.


«С русским воином через века» (XIII – XVII вв.) (8 часов)

1. Феодальная раздробленность и оборона русского государства.

2. Монголо-татарское нашествие.

3. Экспансия с Запада.

4. Свержение монголо-татарского ига.

5. Смутное время. Освобождение Москвы.

6. Русская армия. Военная реформа Ивана Грозного.

7. Вооружение воинов в средневековой Руси.

8. Русские города-крепости.


«Защитники Отечества Российского» (XVII – XIX вв.) (8 часов)

1. Реформы в русской армии.

2. Создание русского флота. Выход России в Балтийское и Черное моря.

3. Русские полководцы XVIII века.

4. Отечественная война 1812 года.

5. Крымская война 1853-1856 гг.

6. Русские полководцы XIX века.

7. Вооружение русской армии.

8. Русские города-крепости в новое время.


«Венок Русской боевой славы» (XX вв.) (8 часов)

1. Русско-японская война. 1904-1905гг. Крейсер «Варяг».

2. Россия в Первой мировой войне.

3. Русская армия в ХХ веке.

4. Вооружение России в ХХ веке.

5. Россия в годы Второй мировой войны.

6. Наши земляки - герои Великой Отечественной войны.

7. Великая Отечественная война в памяти каждой семьи.

8. Города-герои и города воинской славы.

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.

2 год.

Вводное занятие. (1 час)

Походы древних руссов (Князь Олег). Войны древней Руси (князь Игорь, Святослав).  (6 часов)
Подвиги во время монголо- татарского ига (Коловрат, г. Козелск, восстание в Твери). (6 часов)
Борьба против интервенции польских и шведских феодалов
(Д. Пожарский, К. Минин). (6 часов)
«Священная война», Московская битва, Ленинград (зима 1941-1942 гг.) (14 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.

3 год.

Вводное занятие. (1 час)

Древнерусские князья, полководцы (Владимир). (6 часов)
Борьба против агрессии немецких и шведских феодалов ( А. Невский). (6 часов)
Борьба России за выход в Балтийское море (Пётр I). Военное искусство в середине и во второй половине XVIII века (П.А.Румянцев, А. В. Суворов,  Ф.Ушаков) (10 часов)
Сталинградское сражение, Курская дуга. (10 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.

4 год.

Вводное занятие. (1 час)

Борьба с половцами (Я. Мудрый, В. Мономах). (6 часов)
Борьба с монголо - татарами (Д. И. Донской). Свержение монголо - татар (Иван Третий). (6 часов)
Отечественная война 1812 года (М. И. Кутузов), Русско-турецкая война. (10 часов)
Битва за Днепр. Освобождение. (10 часов)

Итоговое занятие. (4 час) Анализ, обобщение работы кружка.

Литература

История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред.  А.А. Радугина. М., 1997.

Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.          

История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д,  1997.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997.

Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

Христианство и Русь. М., 1988.

Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

100 битв, которые изменили мир. – ООО «Де Агостини»

Интернет-ресурсы:

www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

festival.1september.ru/articles/413897 -   Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт    посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...