Урок мужества "Герои Сталинградской битвы"
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

В качестве методической разработки внеклассного мероприятия мною взята тема «Герои Сталинградской битвы», которая посвящена 70– летию Сталинградской битвы и проведена в 9 классе.        

 В годы войны и послевоенное время все знали о подвигах советских солдат, а сегодня их имена полузабыты, да и в учебниках почти нет имен героев Великой Отечественной войны. Поэтому мне  хочется,  чтобы дети знали имена героев, знали,  какой ценой досталась нам  Великая Победа.

Данная разработка  может быть использована и  как внеклассное мероприятие  и как урок и как  классный час.  Здесь много интересных фактов, которые могут заинтересовать учителей и учащихся.

В начале урока ставится проблемный вопрос. Что же послужило причиной поражения немецкой армии  и победы советской армии в Сталинградской битве?  Оправдывая неудачи своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными укреплениями. Некоторые западные историки и военачальники заявляли, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Разоблачая измышления фашистов, Борис Полевой 23 октября писал в «Правде»: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы, несмотря на отчаянные попытки, до сих пор не сумели взять его, объясняется не мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников». 

При проведении этого урока используется  местный материал о Нине Капитоновой, погибшей в ходе Сталинградского сражения, посмертно награжденной орденом Ленина.

            Учащиеся заранее получают задания, самостоятельно поискать материалы о героях  Сталинградской битвы, о своих родственниках и подготовить выступления перед своими товарищами.

Ведь большинство  молодых сегодня не знает какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.  Чтобы не была утрачена память о войне и нужны такие мероприятия,  разработку, которого я и представляю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroi-stalingradskoy_bitvy.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шоркистринская  средняя общеобразовательная школа»                  

          Урмарского района Чувашской Республики

Методическая разработка

«Герои Сталинградской битвы»

(9-11 класс)

                                               

                                               

                                                                    Разработал:

                                                                               учитель истории и обществознания

                                                                               Ефимова Людмила Николаевна

                                                                               МБОУ «Шоркистринсая СОШ»

                                         

                                               Аннотация.

В качестве методической разработки внеклассного мероприятия мною взята тема «Герои Сталинградской битвы», которая посвящена 70– летию Сталинградской битвы и проведена в 9 классе.        

 В годы войны и послевоенное время все знали о подвигах советских солдат, а сегодня их имена полузабыты, да и в учебниках почти нет имен героев Великой Отечественной войны. Поэтому мне  хочется,  чтобы дети знали имена героев, знали,  какой ценой досталась нам  Великая Победа.

Данная разработка  может быть использована и  как внеклассное мероприятие  и как урок и как  классный час.  Здесь много интересных фактов, которые могут заинтересовать учителей и учащихся.

В начале урока ставится проблемный вопрос. Что же послужило причиной поражения немецкой армии  и победы советской армии в Сталинградской битве?  Оправдывая неудачи своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными укреплениями. Некоторые западные историки и военачальники заявляли, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Разоблачая измышления фашистов, Борис Полевой 23 октября писал в «Правде»: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы, несмотря на отчаянные попытки, до сих пор не сумели взять его, объясняется не мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников». 

При проведении этого урока используется  местный материал о Нине Капитоновой, погибшей в ходе Сталинградского сражения, посмертно награжденной орденом Ленина.

            Учащиеся заранее получают задания, самостоятельно поискать материалы о героях  Сталинградской битвы, о своих родственниках и подготовить выступления перед своими товарищами.

Ведь большинство  молодых сегодня не знает какой след оставила война в их семьях, кто из родственников воевал, погиб или был ранен, какие имел награды. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20 веке – Великой Отечественной войне.  Чтобы не была утрачена память о войне и нужны такие мероприятия,  разработку, которого я и представляю.

Цель:  воспитание подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине, верности долгу – готовность встать на защиту мира, уважения к истории своей страны.

Задачи:

- Продолжить формирование знаний по истории Великой Отечественной войны, о Сталинградской битве, ее защитниках, героях   и их подвигах.

-Развивать умение анализировать, найти причины победы советского народа в Великой Отечественной войне; развивать навыки  работы с дополнительной литературой, отбирать нужный материал, оценивать; выступать перед   учащимися.

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к соотечественникам за совершенные подвиги на примерах  подвигов М. Паникахи, Н. Зайцева, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы.

Оборудование: учебник  Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Брандта М.Ю. История России XX – начало XXΙ века. М., «Просвещение», 20014 г.

 Видеофрагмент из кинофильма «Сталинград»,  сообщения о героях Сталинградской битвы,  карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, схема “Сталинградская битва”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), , выставка книг по теме.

Понятия и персоналии:  Дом Павлова, Мамаев курган, высота 102, М. Паникаха, Н. Зайцев, Я. Павлов. М. Путилов, Л. Литвяк, Н. Капитонова, М. Романов

Проблема: Оправдывая неудачи своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными укреплениями. Некоторые западные историки и военачальники заявляли, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Согласно опросам, 85% жителей ФРГ не знают, что сражение началось 17 июля 1942 года: Волга у немцев ассоциируется с жуткими морозами.

Разоблачая измышления фашистов, Борис Полевой 23 октября 1942г. писал в «Правде»: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы, несмотря на отчаянные попытки, до сих пор не сумели взять его, объясняется не мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников». 

Итак,  кто же прав? Кто победил Германию? Генерал мороз? Необозримые просторы? Русское бездорожье? Или простой советский человек?

                                                                 Ход урока:

1. Организационный момент. 

   Вступительное слово учителя; актуализация темы.

2. Постановка проблемного задания

3. Изучение новой темы.

Выступление учащихся: Дом Павлова, Мамаев курган, М.Паникаха, Н. Зайцев, Я. Павлов. М. Путилов, Л. Литвяк, М. Романов, Н. Капитонова

4. Решение проблемного задания.

5. Рефлексивный момент.

6. Заключение

I. Вступительное слово учителя, актуализация темы.

         Мы с вами сейчас  прослушали отрывок  песни из  к/ф «Белорусский вокзал». Где прозвучали слова: «Нам нужна одна победа! Одна на всех,  мы за ценой не постоим!» Эти слова отразили настроение многих миллионов советских людей в годы  Великой Отечественной войны. Ведь тогда решалась судьба великой страны.

 В мировой истории есть события, которые навечно сохраняются в памяти человечества, составляют Золотой фонд истории народов и государств. К числу таких событий относится блистательная победа советского народа в Сталинградской битве.

 70 лет назад слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён. Эту битву правомерно называют сражением ХХ века. Сталинград навечно вошёл в летопись истории как символ непобедимости.

   Сталинград... Великая битва, где столкнулись две великие армии. Город, который унес больше двух миллионов жизней в течении 5 месяцев. Немцы считали его адом на Земле. Советская пропаганда говорила о гибели в этом городе одного немецкого солдата в секунду. Тем не менее, именно он стал переломным моментом Великой Отечественной войны и без сомнения, стал олицетворением подвига Красной армии. Так кто же они... Великие герои Великой битвы.

Итак, тема нашего урока «Герои Сталинградской битвы» (запись в тетрадях). Мы сегодня  с вами должны закрепить  знания о Сталинградской битве, ее защитниках, героях   и их подвигах. Наши соотечественники во время Сталинградской битвы проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять до сих пор.   Поэтому  мы решили  поговорить,  сегодня о героях этой войны.  Известных и не очень, но все они приближали победу.

            В годы войны и послевоенное время все знали о подвигах советских солдат, а сегодня их имена полузабыты. Теперь, спустя 70 лет после Великой битвы, самое время вспомнить о них. Кто же они?

             А рассказывать  о них будут наши учащиеся. Задача  остальных внимательно слушать выступления, кратко записывать, о чем они будут говорить, задавать вопросы, если что не понятно.

2.(Постановка проблемного вопроса) Слайд. Оправдывая неудачи своих войск под Сталинградом, немецкая пропаганда выдумала басню о том, что город якобы окружен мощными укреплениями. Некоторые западные историки и военачальники заявляли, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. Согласно опросам, 85% жителей ФРГ не знают, что сражение началось 17 июля 1942 года: Волга у немцев ассоциируется с жуткими морозами. То же самое отображено и в культуре. Разоблачая измышления фашистов, Борис Полевой 23 октября писал в «Правде»: «Огромный город стоит в голой степи, открытый со всех сторон, и то, что немцы, несмотря на отчаянные попытки, до сих пор не сумели взять его, объясняется не мифической стеной, а мужеством и чудесной отвагой его защитников». 

Итак,  кто же прав? Кто победил Германию? Генерал мороз? Необозримые просторы? Русское бездорожье? Или простой советский человек?

  На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока.

3.Сталинградская битва занимает особое место среди других событий отечественной мировой истории. Для гитлеровцев Сталинград имел особое значение не только как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, названный в честь  вождя, играет важную роль в сознании советского народа.

 Поэтому с такой яростью они обрушили на него бомбовый удар, атаковали вновь и вновь. (Видеофрагмент).  По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград  в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. Из воспоминаний очевидца: «Страшно было смотреть на то, что происходило. Сбрасывали не только мелкие осколочные бомбы, но и бомбы по половине и по тонне весом, так что земля взмывалась и ходила ходуном, как при землетрясении. Кроме бомб для устрашения немцы сбрасывали рельсы, железные тракторные колеса, бороны, листы котельного железа, бочки с отверстиями, и все это с диким воем, скрежетом и лязгом летело с неба в город. Немецкие самолеты, входя в пике, включали мощные сирены, и от этих адских звуков душа готова была выскочить из тела».

Город весь запылал: горели здания, нефтехранилища, плавился асфальт. Пылающая нефть разлилась по воде. Казалось, всё было объято пламенем и горело – даже сама Волга. Командующий А. М. Еременко рассказывал: «Многое мне пришлось пережить и перевидать на военных дорогах, но то, что я увидел 23 августа в Сталинграде -  поразило меня».

         «Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление».

          Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: «За Волгой для нас земли нет!». Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью. Беспримерный подвиг совершали солдаты и офицеры, стоявшие насмерть 200 дней и ночей.

Советские воины стояли насмерть, защищая  каждую пять волжской земли.

«Ни шагу назад! Стоять насмерть!» - эти слова стали девизом защитников Сталинграда.

Олицетворением мужества сталинградцев стал знаменитый дом Павлова.

            Дом Павлова. Слайд . (Сообщение учащегося.)

           Сколько таких домов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал  центром этого смертельного боя. Во время Сталинградской битвы Мамаев курган, господствующий над основной частью города и обозначавшийся на военно-топографических картах, как Высота-102,0 являлся главным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта. Именно он стал ключевой позицией в борьбе за волжские берега, так как позволял тому, кто контролировал вершину, автоматически контролировать почти весь город, Заволжье, переправы через реку. Здесь в последние месяцы 1942 года в течение 140 дней шли ожесточенные бои. Склоны кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Почва смешалась с осколками металла, после битвы на каждом квадратном метре земли здесь находилось от 500 до 1250 осколков от мин, снарядов, бомб. Это место огромных людских потерь…  Именно здесь, в районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва. 

Мамаев курган. Слайд. (Сообщение учащегося.)

«За Волгой земли для нас нет» - эта фраза снайпера Василия Зайцева стала крылатой.

           Василий Зайцев. Слайд .    (Сообщение учащегося)

        В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. Слайд .( Сообщение учащегося)

Как символ бессмертной славы в историю Сталинграда вошло имя морского пехотинца Михаила Паникаха. Слайд .( Сообщение учащегося)

  На самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она стреляла, бомбила,  подрывала  мосты, ходила в разведку, брала языков, перевязывала раненых, спасала жизни нашим солдатам. За годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тыс. женщин. А сколько женщин участвовало в Сталинградской битве? Только в 62-й армии свыше тысяч женщин было награждено орденами и медалями. В ходе Сталинградской битвы и последующего наступления Красной Армии более 90 женщин  стали  Героями  Советского  Союза.

Хочется дальше рассказать об одной из таких легендарных женщин, летчике-истребителе, Герое Советского Союза гвардии младшем лейтенанте Лидии Владимировне Литвяк, которая  в годы Великой Отечественной  войны стала легендой. Слайд (Сообщение учащегося)

В  пекле Сталинградского сражения сражалась и наша землячка   Нина Семеновна Капитонова. Слайд.  (Сообщение учащегося)

Да, у войны не женское лицо. Но угроза, нависшая над нашей страной и над всем миром в 1941 г., заставила советских женщин по-иному оценить свои возможности, встать в строй наравне с мужчинами, заменить в тылу ушедших на фронт мужей, сыновей, братьев. Их было очень много – женщин, беззаветно любивших Родину и готовых отдать за нее жизнь. Они стали примером бесстрашия и героизма.

             Великая Отечественная война  затронула всех  людей, даже самых маленьких.  Вместе с взрослыми на этой войне воевали и дети. Целая армия детей совершали героические поступки, рискуя своей жизнью. В годы ВОВ более 35 тысяч детей – юных защитников были награждены боевыми орденами и медалями. Мальчишки и девчонки не дожидались, пока их «призовут» взрослые, - начинали действовать с первых дней. Четверо из них получили звание ГСС. Это: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и Леня Голиков.  Дети стали и защитниками города  Сталинграда.

А сегодня расскажем о подвиге  Миши Романова. Слайд. ( Сообщение учащегося)

В Сталинградской области действовал так, называемый «босоногий отряд», состоящий из мальчишек 9-14 лет.  Слайд. ( Сообщение учащегося)

Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом во время Сталинградской битвы. Да не сотрутся в нашей памяти имена юных патриотов, пионеров—героев

Эти имена стали символами героизма и мужества нашего народа. Героизм  советских солдат был массовым.

 4. (Решение проблемного задания.) А теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Кто же прав в оценке причин поражения немцев под Сталинградом и победы советской армии? Что же послужило причиной поражения немецкой армии  и победы советской армии?  (Ответы учащихся).      

         Под   Сталинградом советские воины стояли насмерть, проявив высокое боевое

мастерство, непоколебимую стойкость, беспримерное мужество и массовый героизм. … За подвиги, совершённые в дни Сталинградской битвы, 120 солдат и офицеров были удостоены звания Героя Советского Союза, более 750 тысяч человек были награждены учреждённой 22 декабря 1942 года медалью «За оборону Сталинграда» (в их числе, как военнослужащие, так и лица из гражданского населения). Слайд.

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

            А вот извлечение из дневника того же Вильгельма Гоффмана:

«1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские  - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком».

Рефлексия. Что дал вам сегодняшний урок? Какие чувства вынесли вы с урока?

Заключение. Подытоживая сегодня  сказанное, я бы хотела вспомнить слова нашего президента В.В. Путина  из выступления на праздничном концерте, посвящённом 70-летию победы в Сталинградской битве: "В этот день вся страна, весь наш народ отмечает славную годовщину - 70-летие Победы наших войск под Сталинградом. Это один из самых высочайших примеров мирового героизма"… Мужество и героизм защитников были беспрецедентными, беспримерными, но и жертвы были колоссальными с обеих сторон, - обратил внимание президент. Он напомнил, что не случайно об этом героизме помнят  во всем мире, что в десятках стран Европы есть улицы, площади и даже станция метро в Париже, которые так и называются "Сталинградские".

         Чувство беспредельной гордости вызывает у нас великий подвиг наших прадедов и дедов, наших отцов и братьев. Память наша о них будет вечна, а значит и память о войне. И пусть подвиг русского солдата для всех нас, людей разных поколений, станет мощной нравственной опорой на жизненном пути.

Эта война богата примерами героических подвигов на фронте, в партизанском движении и трудовом фронте. Послевоенному поколению кажутся почти невероятными, лежащим едва не за пределами человеческих возможностей подвиги фронтовиков и работников тыла, но на войне, где решалось быть или не быть нашему народу, в стране героизм становился нормой жизни. И наш народ выстоял,  победил в этой страшной войне. И мы  в неоплатном  долгу перед теми,  кто приближал победу. Невозможно знать всех героев  войны. Но сегодня среди нас находятся ветераны войны, труженики тыла, которые нуждаются в нашем внимании и помощи. Давайте окружим  их вниманием и заботой.

  Домашнее задание: напишите эссе на тему: «За Волгой для нас земли не было».

Слайд-шоу под песню «На Мамаевом  кургане тишина».

                                       

Литература и интернет – ресурсы:

1.  Алексиевич С. «У войны не женское лицо». Издательский дом: Время,2008

2.  Герои огненных лет. Сост. Сидоров И.И., Румянцев Б.П. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1985.

3.     История войн и военного искусства. Ред. И.Х. Баграмян. М.: Военное издательство Минобороны СССР, 1970.

4.     Крылов Н.И. Сталинградский рубеж. М.: Военное издательство, 1984.

5.     Сто великих битв. Под ред. Мячина А.Н. М.: Вече, 1998.

Интернет ресурсы к уроку:

Музей-панорама "Сталинградская битва" http://www.stalingrad-battle.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=71&Itemid=13

Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru/

Музей-панорама «Сталинградсткая битва» (виртуальная экскурсия) - http://tour.volfoto.ru/volgograd/muzey-panorama-stalingradskaya-bitva/

Сталинградская битва. Хроники великой победы - http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=3KMvZqJB47A#!

Видео о Сталинградской битве - http://rutube.ru/video/69986e72bc7816c10ac9cb4552d894fd/#.UMDJC4WJZSY

Мамаев курган - http://www.youtube.com/watch?v=OmclIqSsf5E&feature=player_embedded#!

Фотографии времен Великой Отечественной войны - http://waralbum.ru/category/war/east/stalingrad/stalingrad_2/

obraz.volganet.ruМуниципалитеты…/Urok-Stalingradskaya…

volgastars.rustalingrad/geroi_mamaev_kurgan.html

putevod.h16.rup12aa1.html

schools.keldysh.ruГерой сталинградской битвы

forums.airforce.rudo-1945…stalingradskoi-bitvy/

volga-cruise-service.ru521/

festival.1september.ruarticles/628922/

educom.ruНовости…-15.12.12/stalingrad.doc

                                                                                                                     Приложения.

                                               Дом Павлова

Простой, ничем непримечательный  Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева.  Во время бомбардировки города на площади все здания были разрушены и только один 4-этажный дом чудом уцелел. С верхних этажей его можно было наблюдать и держать под обстрелом занятую противником часть города (на запад до 1 км, а в северном и южном направлениях еще дальше). Таким образом, дом приобретал важное тактическое значение в полосе обороны 42-го полка. Выполняя приказ командира, полковника И. П. Елина, в ночь на 27 сентября 1942 г. сержант Я. Ф. Павлов с тремя бойцами проник в дом и обнаружил в нем около 30 мирных жителей — женщин, стариков, детей. Разведчики заняли дом и в течение двух суток удерживали его. Затем сюда прибыло подкрепление под командованием лейтенанта Афанасьева, всего 24 бойца. Военная судьба свела в этот дом, ставший неприступной крепостью для фашистов, представителей  девяти национальностей СССР.  Бойцы приспособили дом к круговой обороне. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих.  Но 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов.

       Газета «Красная звезда» 1 октября 1942 г. писала: «Каждый день гвардейцы принимают на себя по 12-15 атак вражеских танков и пехоты, поддерживаемых авиацией и артиллерией. И всегда они до последней возможности отражают натиск врага, покрывая землю новыми десятками и сотнями фашистских трупов».

Матвей Путилов

Матвей Путилов был воспитанником Шайтанского детского дома Ханты-Мансийского автономного округа с 1936 по 1938 год. В январе 1942 года Матвея призвали на фронт военным связистом под Сталинград. Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-йдивизии. 
             
Подобный подвиг был совершен и Василием Титаевым. Во время очередной атаки на Мамаевом кургане оборвалась связь. Он отправился ее наладить. В условиях тяжелейшего боя это казалось невозможным, но связь заработала. Титаев с задания не вернулся. После боя его нашли мертвым с зажатыми  проводами в зубах. 

Паникаха Михаил Аверьянович

Паникаха Михаил Аверьянович родился на Украине, в1914.  Призван в ряды Красной Армии в 1939 г.  На защиту Сталинграда прибыл в составе бойцов Тихоокеанского флота. 2 октября 1942 г. в районе завода «Красный Октябрь» Паникаха и его фронтовой товарищ Бедеров находились в окопе, выдвинутым к позициям противника. Со стороны Мамаева кургана немецкие танки перешли в наступление. Их встретили огнем противотанковых ружей и дальнобойной артиллерией из-за Волги. Первая атака противника захлебнулась, но он бросил в бой новые силы.

К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. На окоп, в котором находился матрос Михаил Паникаха, двигались, ведя огонь из пушек и пулеметов, несколько вражеских машин.Сквозь грохот выстрелов и разрывы снарядов все явственнее слышался лязг гусениц. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк. В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной. Советский боец пал смертью храбрых. Остальные немецкие танки и пехотинцы повернули назад. Преследуя их, советские бойцы – товарищи Михаила подожгли еще два танка и отстояли занимаемые позиции. Подобный героизм был достоин самого высшего отличия. К званию Героя Советского Союза представлялся в ноябре 1942, однако звание было присвоено только 5 мая 1990 года посмертно. Награжден орденом Ленина, Отечественной войны 1 степени. 
На месте гибели Михаила Паникахи установлен памятник. Одна из улиц Волгограда носит имя героя. Его имя начертано на мемориальной плите на братской могиле Мамаева кургана.
       

Зайцев Василий Григорьевич

Зайцев Василий Григорьевич  - снайпер 1047-го стрелкового полка (284-я стрелковая дивизия, 62-я армия, Сталинградский фронт), младший лейтенант. 
         Родился 23 марта 1915 в селе Елино Челябинской области в семье крестьянина. Окончил строительный техникум в Магнитогорске. С 1936 в ВМФ. Окончил Военно-хозяйственную школу. Война застала Зайцева в Тихоокеанском флоте.
        В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942. Снайперскую винтовку получил из рук командира своего,  месяц спустя вместе с медалью "За отвагу". К тому времени из простой "трехлинейки" Зайцев убил 32 гитлеровцев. В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил 225 солдат и офицеров противника в том числе 11 снайперов (среди которых был Хейнц Хорвальд). Непосредственно на переднем крае обучал снайперскому делу бойцов и  командиров, подготовил 28 снайперов. В январе 1943 года Зайцев был тяжело ранен. Зрение ему спас профессор Филатов в московском госпитале.
          Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Василию Григорьевичу Зайцеву присвоено 22 февраля 1943 года.
 
    Получив в Кремле Звезду Героя Советского Союза, Зайцев вернулся на фронт. Закончил войну на Днестре в звании капитана. В войну Зайцев написал два учебника для снайперов, а также изобрел применяемый до сих пор прием снайперской охоты "шестерками" - когда одну и ту же зону боя перекрывают огнем три пары снайперов (стрелок и наблюдатель).
 После войны демобилизован. Работал директором Киевского машиностроительного завода. Скончался 15 декабря 1991 года. 
Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, медалями. Его имя носит теплоход, курсирующий по Днепру.
 
          О знаменитой дуэли Зайцева и Хорвальда сняты два фильма. "Ангелы смерти" 1992 г. режисер Ю.Н. Озеров, в главной роле Федор Бондарчук. И фильм "Враг у Ворот" 2001 г. режиссер Жан-Жак Анно, в роле Зайцева - Джуд Ло.
 

Лидия Владимировна Литвяк


Лидия Владимировна Литвяк в годы Второй мировой войны стала легендой. Она сбила немецких самолетов больше, чем какая-либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Одержав наибольшее количество побед в воздушных боях среди советских женщин-асов Великой Отечественной войны, Лидия Литвяк стала лучшей женщиной-асом в истории всей мировой авиации. За свой недолгий боевой путь она выполнила 186 боевых вылетов, участвовала в 69 воздушных боях, где лично сбила 12 самолетов противника. Лидия Литвяк совершила две вынужденные посадки на территории, временно занятой противником, но смогла вернуться невредимой в свой полк. Была трижды ранена, потеряла многих друзей и подруг за тяжелые месяцы боев, но с достоинством переносила тяготы и лишения войны. Лидия Владимировна летала на одном из лучших истребителей начала войны Як-1. В начале сентября 1942 года лучших летчиц (в их числе была и Лидия Литвяк с подругой Катей Будановой) направили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребительный авиационный полк для прохождения дальнейшей службы. 

Практически каждый боевой вылет сопровождался напряженной воздушной схваткой. Уже 13 сентября  Литвяк  одержала свою первую победу. «Юнкерсы», сопровождаемые «мессерами», летели к Сталинграду. В составе своей группы Лиля вступила в бой. Это был ее второй вылет на Сталинградском фронте. Наметив себе цель, Лиля подошла к «Юнкерсу» сзади и снизу. Заход был удачен: она расстреляла врага хладнокровно, как на полигоне. Счет открыт! Но бой продолжался. Увидев, что Рая Беляева ведет единоборство с «Мессершмиттом»,  Литвяк  бросает свой «Як» на помощь подруге. Как своевременна была эта подмога – у девушки  кончились боеприпасы. Заняв ее место и навязав пытавшемуся уйти фашисту поединок, Лиля сбивает и его. Две победы в одном бою! Не каждому боевому летчику такое под силу. 
А под вечер Лиля вновь встретилась со своим противником. Летчик сбитого ею «мессера», плененный немецкий барон, ас из отборной эскадры «Рихтгофен», пожелал познакомиться со своим победителем. Ему представили Лилю – белокурую, нежную молодую женщину. Это буквально взбесило барона. Русские решили над ним посмеяться!

1 августа 1943 года  Литвяк  три раза поднимала свой «Як» в небо войны. Третий бой был слишком тяжелым, его пришлось вести с большой группой вражеских истребителей. В этой схватке летчица одержала свою четырнадцатую победу, сбив «Me-109». Последний ее боевой вылет был четвертым в этот день, когда шестерка наших истребителей вступила в смертельную схватку с 42 фашистскими самолетами.

«Як-1» с бортовым номером «23» на свой аэродром не вернулся. 4 августа 1943 года гвардии младший лейтенант Литвяк Лидия Владимировна приказом по 8-й воздушной армии была навечно зачислена в списки 73-го гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка. А 8 августа она была посмертно представлена к званию Героя Советского Союза, которое она бесспорно заслужила.   

Нина Капитонова

Нина Капитонова  родилась в 1923 году в селе Мусирмы Урмарского района Чувашской АССР. В 1937 году поступает в  Канашское педагогическое училище. Окончив Канашское педучилище,  Нина стала  преподавать в Чубаевской неполной средней школе чувашский язык и литературу. Затем в Мусирминской школе работала учительницей начальных классов. Строила далеко идущие планы на будущее, поступила на заочное отделение педагогического института в г. Чебоксары. Но началась война, с фронта приходили нерадостные вести. Конечно же, Нина Капитонова не могла оставаться в стороне. По велению сердца она записалась в добровольцы.  

«Нина была очень красивой, жизнерадостной. Она любила детей. И когда началась война, переживала за их будущее. В 1942 году она решила отправиться на фронт.   Очень хорошо помню, как ее провожала вся деревня. Я дала Нине пол каравая черного хлеба, она засунула хлеб за пазуху. И у нас на глазах появились слезы. Как сегодня помню, Нина, махнув рукой, попрощалась с деревней. И больше я ее живой не видела» - вспоминает родственница Нины  Капитонова Анна Назаровна.

  Нину направили служить на Северный флот, санинструктором в 62-ю отдельную Краснознаменную стрелковую бригаду морской пехоты. Бригада, сформированная из моряков Северного флота, вскоре была переведена в Сталинград и  введена в бой в самые тяжелые дни Сталинградской битвы. Мужественно и отважно моряки сражались с врагом. Защитницей волжской твердыни стала и Нина Капитонова. Однополчане уважали санинструктора за самоотверженную заботу о раненых.

В книге истории 62-й отдельной Краснознаменной стрелковой бригады морской пехоты есть такая запись: «Моряки пошли в атаку на фашистов, засевших в большом каменном доме. Не отставала от всех и Нина Капитонова, хотя огонь был сильным и плотным. Один за другим падали моряки, сраженные вражескими пулями. Санинструктор, перевязав одного, перебегала к другому. А потом начала вытаскивать раненых с поля боя. В тот день она спасла жизнь двадцати воинам».

Такие бои повторялись каждый день. Вместе с моряками мужественно выполняла свой долг и Нина Капитонова. Всегда она рвалась в самое пекло, своевременно оказывала помощь раненым, вытаскивала их в безопасное место, а затем доставляла в медпункт. И исполняла свою благородную миссию до последнего вздоха. В санбате чувашская девушка познакомилась с  Рубеном Ибаррури, сыном генерального секретаря Испанской компартии Долореса Ибаррури.  Между молодыми людьми вспыхнул огонек любви. Рубен Ибаррури на войне был с 1941года и был награжден  орденом Красного Знамени. В Сталинграде он командовал ротой пулеметчиков. Был тяжело ранен, ему  посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Не пришлось им больше свидеться. Оба погибли в огне Сталинградской битвы. Нине тогда было двадцать лет, Рубену - двадцать три.

Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Нины Капитоновой орденом Ленина был подписан 8 февраля 1943 года, а до части он дошел только 14 числа. К этому дню бесстрашного санинструктора уже не было в живых. Орден был вручен ее матери – Анне Тихоновне Капитоновой.

Вот уже почти  70 лет нет среди нас Нины Семеновны Капитоновой. Однако славная память о ней живет. Ее именем названа улица в родной деревне. Писатель Василий Алендей и композитор Григорий Моклаков посвятили ей песню. П. Ялгир написал пьесу «Девушка из Мусирмы». Спектакль по ней, приуроченный к 65-летию Великой Победы, показал Чувашский молодежный  театр. В истории Великой Победы навсегда останутся строки о чувашской девушке, вынесшей на себе 160 раненных.

МИША РОМАНОВ

МИША РОМАНОВ — ( родился в Котельниковском районе Волгоградской области ).
О подвиге этого пионера—героя написал писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13—это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов».


                                              БОСОНОГИЙ ГАРНИЗОН.

Подвиг пионерского отряда Ляпичевской семилетней школы, действовавшего нелегально в придонских хуторах, описан в книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон». Все мальчишки учились в начальной школе. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир «гарнизона» Аксён. Мальчики в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе, мишенью был потрет Гитлера. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Опровергали ложь о падении Сталинграда с помощью листовок, совершили дерзкий налет на почту и похитили мешки с ценными документами и письмами. Стало известно в хуторе и об исчезновении продуктов из хорошо охраняемого немецкими часовыми амбара. Пропадало оружие. Все это сеяло страх и панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны Четверо из них ( Аксён Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин ) знали о раненом офицере, спрятанном в займище. Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из Калачевского лагеря военнопленных.               Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасывая из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Они готовились уйти к партизанам, но не успели. Мальчики всё-же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое. Ваню схватили, стали бить, не выдержав истязаний, он назвал несколько имён.
          В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму. «Мы плакали, - вспоминал Филипп Дмитриевич, отец Аксёна и Тимона Тимониных, - сердца наши разрывались от горя и невозможности помочь нашим сынкам». А тем временем мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали. Один из очевидцев, житель хутора М.Д. Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи «Аверинская драма».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)

Тема : "Порядковые числительные" Урок посвящён Сталинградской битве( 2 февраля)   Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо....

Урок мужества "Сталинградская битва глазами юного поколения"

Классный час ко 2 февраля о героях Сталинградской битвы. Ученица прочитала стихотворение собственного сочинения....

Урок мужества "Сталинградская битва"

Данный материал предназначен для проведения открытого урока, классного часа в старшей школе...

Урок истории "Сталинградская битва".

Цель урока: определение причин победы советских войск в Сталинградской битве.Задачи урока:Образовательные: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, выяснить знач...

Урок Победы. Сталинградская битва. 23 августа 1942г.

Классный час из цикла "Уроки Победы" посвящен самому страшному дню в ходе Сталинградской битвы. Цель - на примерах мужества и героизма защитников Сталинграда способствовать воспитанию уважения к отече...

Презентация к уроку Победы "Сталинградская битва. 23 августа 1942г."

Презентация сопровождает разработку классного часа из цикла "Уроки Победы". Включены фотографии, иллюстрирующие события 23 августа 1942г. в Сталинграде....