Конспект интегрированного урока литературы и истории "Моя родная сторона, Смоленщина моя..."
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Кузьменок Татьяна Александровна

Интегрированный урок направлен на расширение знаний обучающихся о родном крае, показ  значения малой родины в жизни каждого человека, воспитание интереса к её истории, литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kuzmenokta_integrurok_1.zip2.92 МБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными

потребностями г. Смоленска»

Конспект интегрированного урока

литературы и истории

в 8 классе

«Моя родная сторона, Смоленщина моя…»

(продолжительность занятия 45 минут)

Авторы: Кузьменок Татьяна Александровна,

     Суздалева Елена Николаевна


Цель: систематизация и расширение знаний обучающихся о родном крае, показ  значения малой родины в жизни каждого человека, воспитание интереса к её истории, литературе.

 

Задачи:

  • Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина.
  • Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
  • Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы
  • Воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей малой родины и желание больше узнать о родном крае.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать целостное представление об историческом пути родного края; приобщать к духовно-нравственным ценностям литературы родного края, формировать умение понимать пафос литературного произведения.

Метапредметные:

познавательные УУД: развивать умение искать и выделять необходимую информацию, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, извлекать информацию из прослушанного текста, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы.

коммуникативные УУД: формировать умение строить монологическое высказывание по теме, работать в группах,   слушать и слышать, строить диалог,  представлять работу своей группы.

регулятивные УУД: ставить цель, планировать свою деятельность в соответствии с целью,  самостоятельно оценивать свою деятельность.

Личностные:

формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ, историю и культуру своего края.

Педагогические технологии:  обучение в сотрудничестве, исследовательский метод, игровая технология, ИКТ.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация PowerPoint, разрезные карточки с пословицами, листочки с вопросами к  конкурсу «Наша славная история», фотографии известных земляков.

Ход урока

Учитель литературы:

Привет тебе, мой край родной,

                                       С твоими темными лесами,

                                       С твоей великою рекой

                                       И с необъятными полями!

Привет тебе, народ родимый,

                                          Герой труда неутомимый,

                                          Среди зимы и в летний зной!

  Привет тебе, мой край родной!

- Я приветствую вас,  дорогие ребята! И этим замечательным стихотворением русского поэта Спиридона Дмитриевича Дрожжина  мы начинаем наш урок.

Вы, конечно же, догадались, чему будет посвящён наш урок, какова его тема. (Выслушиваются ответы обучающихся с места)

Верно, он будет посвящён такому важному понятию в жизни каждого человека, как Родина. Все вы, конечно, знаете, как называется наша с вами Родина.

Правильно, это Россия – государство, в котором все мы живём.  

Если мы посмотрим на карту (слайд 2) и сравним нашу страну по размеру с другими странами, то увидим, что она занимает самую большую площадь.

Россия – самая большая страна на свете. Границы России проходят и по суше, и по морю.  Наша страна очень красива и богата.

Но у каждого человека есть ещё и его малая родина. Давайте разберёмся, что же такое «малая» родина? Что каждый из вас считает своей малой родиной?

У вас в руках карточки, которые вы получили при входе в класс. На них написано название того места (города, деревни), где вы родились. Поднимите, пожалуйста, свои карточки те, кто родился в Смоленске, а теперь те, кто родился в других городах нашей Смоленской области. А теперь ответьте на вопрос: что же такое малая родина?

- Это место, где ты родился, это маленькая частичка  необъятной страны.

- Верно, и для нас с вами – это наш Смоленск или города в его области. Посмотрите на слайд 3 и найдите каждый свою малую родину на карте Смоленской области.

- Смоленщина – это малая родина и для многих поэтов, наших с вами земляков: для Михаила Исаковского – это бывший Ельнинский уезд,  для Александра Твардовского – это Починковский район, для  Николая Рыленкова – это  Рославльский район. Все эти поэты очень любили свою малую родину, гордились ею и посвятили много стихотворений Смоленщине. Они учат нас тоже любить и беречь свою малую родину.

Давайте послушаем сообщение обучающихся (Ф.И.О.) о нашем земляке А.Т.Твардовском.

СООБЩЕНИЕ

«СМОЛЕНЩИНА – РОДИНА АЛЕКСАНДРА ТРИФОНОВИЧА ТВАРДОВСКОГО»

Ученик 1:

На хуторском глухом подворье,

В тени обкуренных берёз

Стояла кузница в Загорье,

И я при ней с рожденья рос.

Я помню нашей наковальни

В лесной тиши сиротский звон,

Такой усталый и печальный

По вечерам, как будто он

Вещал вокруг о жизни трудной,

О скудном выручкою дне

В той небогатой, малолюдной,

Негромкой нашей стороне.

Ученик 2: Хутор Загорье Починковского района -  Родина великого русского поэта А.Т. Твардовского. Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье Смоленской области в семье кузнеца Трифона  Гордеича. Здесь он вырос, написал свои первые стихи, здесь впитал любовь к этой «кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле». Один из биографов поэта А. Кондратович вспоминал, что «в Твардовском до конца дней его оставалось что-то от крестьянского сына, сельского жителя, причём жителя не южных станиц и сёл – крупных, многолюдных, а среднерусских, небольших, тихих деревенек и одиноких хуторов»: не бойкого, чуточку скрытного, любящего оставаться наедине с собой. С детства неотъемлемой частью жизни поэта были и произведения устного народного творчества. На Смоленщине, богатой народными песнями, легендами, сказками, обрядовым фольклором, Твардовский часто слышал живое народное поэтическое слово.

Время и войны не пощадили родные места поэта. Сейчас от ляховской школы ничего не осталось. «Ляхово, памятное для меня тремя годами обучения в начальной школе и ярмарками на Духов день, полностью сожжено немцами летом 1942 года. Сожжено с людьми. В огне погибло около двухсот жителей, главным образом женщин и детей. Это была расправа карателей за помощь партизанам, для которых ляховские женщины выпекали хлеб и шили бельё». Эти слова Твардовский написал 26 сентября 1943 года, когда с частями 32-й кавалерийской дивизии попал в родные места. Тогда же он побывал и в Загорье. Увиденное потрясло его: «Я не узнал даже пепелище отцовского дома. Ни деревца, ни сада, ни кирпичика или столбика от построек…» Известна фотография, на которой Твардовский запечатлён поникшим, с обнажённой головой, в шинели нараспашку, стоящий на месте дома своего детства.

Прошли годы… 19 июня 1986 года, накануне дня рождения поэта, в Загорье был открыт Мемориальный музей-усадьба А.Т. Твардовского. Построены баня, кузница, колодец, посажен яблоневый сад. Подлинных экспонатов в музее нет, но благодаря работе научных сотрудников Смоленского государственного музея-заповедника собраны вещи, характеризующие период 1920–1930-х годов.

Время всё расставило на свои места. Стёртый с лица земли хутор Загорье, дорогое место для Твардовского, живёт. И живут в сердцах людей строки, написанные поэтом:

Ничем сторона не богата,

А мне уж и тем хороша,

Что там наудачу когда-то

Моя народилась душа…

Учитель литературы:

- Ребята,  почему мы говорим  моя малая родина?

 - МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

- Верно. Для каждого это что-то свое, родное! Это семья; любимые люди; город, в котором ты живешь; деревня, в которой прошло все детство; школа, где так много знакомых и уже родных друзей, одноклассников и многое другое.

Ученица:

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Учитель литературы: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА.

О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине,  говорится и в пословицах русского народа.

Игра «Составь пословицу»

Класс условно делится на 2 команды. Выбираются представители от каждой команды, которым предлагается составить правильно пословицы из разрезных карточек (на магнитной доске). Оценивается правильность и быстрота составления.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Жить - Родине служить.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Где кто родится, там и пригодится.

На чужой стороне и весна не красна.

Учитель литературы: - Молодцы, ребята! Пословицы вы хорошо знаете. Любить и ценить нашу родину нам помогает  знание её славной истории. Давайте вспомним основные вехи истории нашей малой родины – Смоленщины.

Учитель истории:

- Ребята, для всех вас Смоленск является родным городом. А какие чувства вы испытываете, живя в этом городе? Нравится ли он вам? Его улицы, архитектура? Знаете ли вы историю нашего города? С чего все начиналось? Это был маленький  городок. Славился он своими торговыми связями из-за своего удобного географического положения на пересечении основных дорог, связывающих Европу с нашей столицей. Нельзя было попасть в Москву, не проехав через Смоленск. Поэтому Смоленск называют ключ-город.

      Через Смоленск, точнее деревушку Гнёздово,  проходил путь «из варяг в греки» (слайд4).

Чтобы попасть из Западной Двины, Балтийского моря в Днепр, а соответственно, в Чёрное море, нужно было тянуть лодки по суше какое-то расстояние. Это расстояние называлось волок. До сих пор сохранилось название остановки – Верхний Волок. Во время таких остановок лодки ремонтировали, покрывали смолой, чтобы жучки не точили древесину, не гнило дерево. Отсюда пошло название города «Смоленск» (слайд 5). 

«Первое в истории датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: по свидетельству летописца, он был тогда «град велик и мног людьми» (слайд 6).

         В  Смоленске был создан великолепный архитектурный центр на Соборной горе с Успенским собором, заложенным еще в 1101 г. Владимиром Мономахом. В этом соборе хранилась одна из главных святынь православной Руси — византийская икона Одигитрии.

Сообщение ученика: Обстановка на западных границах страны на протяжении всего XVI столетия оставалась сложной. В 1596—1602 г. Смоленск был обнесен крепостной стеной, построенной под руководством Ф. С. Коня. Смоленская крепостная стена—выдающееся военно-инженерное и архитектурное сооружение, исторический памятник, она была так красива своим величием, что  Борис Годунов назвал ее ожерельем земли русской (слайд 7).  

        Она сыграла большую роль в борьбе русского народа с иностранными захватчиками, в 1609—1611 г. выдержала 20-месячную осаду войск польского короля Сигизмунда III; 3 июня 1611 г. после ожесточенных боев город был захвачен польскими войсками. Жители, спасаясь от поляков, спрятались в Успенском соборе и взорвали и собор и себя и врагов ( слайд 8).

Ученица: 

С могучих стен Смоленского кремля
Мне виден Днепр и дали вековые,
Видна родная славная земля –
Надёжный щит и меч в руках России.

Учитель истории: И только в  1654 году Смоленск был возвращен Руси.

Сообщение ученика: Во время Отечественной войны 1812 г. под Смоленском произошли события, имевшие большое оперативное и стратегическое значение. 22 июля под Смоленском соединились армии М. В. Барклая де Толли и П. И. Багратиона, что означало провал плана Наполеона разгромить их поодиночке и открыть себе дорогу на Москву. 4-5 августа здесь произошло сражение Русское командование вывело свои войска из-под Смоленска на Старую Смоленскую дорогу, еще раз сорвав намерение французского императора навязать генеральное сражение в невыгодных для русских армий условиях. 4 ноября 1812 г. город был освобожден. В Смоленске — ряд памятников защитникам города в 1812 г. (слайд 9).

 Сообщение ученика о Смоленске в годы Великой Отечественной войны.

Немецко-фашистские войска ворвались в город вечером 15 июля 1941 г., а полностью овладели им 29 июля. Заднепровье героически защищала 16-я армия под командованием генерал-лейтенанта М. Ф. Лукина (слайд 10). В оккупированном Смоленске и его пригородах действовали подпольные группы и организации. Многие жители города ушли в партизанские отряды (слайд 11). Город Смоленск находился в оккупации до 25 сентябри 1943 г. Немецко-фашистские захватчики нанесли ему огромный ущерб, они полностью уничтожили железнодорожный узел и промышленные предприятия города. Из 7,8 тыс. жилых домов разрушили 7,6 тыс., превратили в развалины культурно-исторические и архитектурные памятники. Восстановление города началось сразу же после его освобождения. В 1985 – нашему городу присвоено звание Города-героя! 

    Учитель истории: Много войн перенес Смоленск, не раз был разрушен до основания. Но с каждым разом возрождался и становился еще красивее.  
Недаром на гербе нашего города изображена
пушка, символизирующая  то, что Смоленск, защищая Московское государство, неоднократно разрушался и превращался в пепел. Но каждый раз он вновь возникал из пепла, как птица Гамаюн, сидящая на пушке (слайд 12).

Ученик 1:

Немного городов в России
Таких, как этот «город-ключ».
На страже он всегда и в силе.
Единством духа он могуч.

Одним из первых бравым строем
Встречает он врагов в бою.
Звезду заслуженно Героя
Он получил за то свою.

В него поляки заходили.
С войсками был Наполеон,
Которого потом разбили
Кутузов и Багратион.

Ученик 2:
Пытался Гитлер задержаться
И основать свой вражий стан,
Но и ему пришлось убраться
От арт-катюш и партизан.

В Успенском храме там святыня
Хранится долгие года.
Река, которой Днепр имя
Веками моет берега.

Его эмблему украшают
Царь-пушка с птицей Гамаюн.
Смоленск с годами не ветшает,
Он, как и прежде, смел и юн.

Игра-соревнование «Кто лучше знает Смоленск? »

Конкурс 1. «Наша славная история»


А теперь игра-соревнование! Разделитесь на две команды и ответьте на вопросы! Каждая команда получает листочки с вопросами:

1. Почему наш город назван Смоленском?

2. Почему Смоленск называют ключ-город?

3. Назовите первое каменное здание в городе!

4. Назовите 3 достопримечательности Успенского собора!

5. Почему Борис Годунов назвал Смоленскую крепостную стену «ожерельем Земли русской»?

6.  В каком году Смоленску было присвоено звание Города-героя?

Даётся 2 минуты на обсуждение.

Конкурс 2. «Наши земляки»

Учитель литературы: Не только улицами и площадями славен наш город. Многие знаменитые люди являются нашими земляками, смолянами. Посмотрим, знаете ли вы их.

Раздаются фотографии известных смолян, командам нужно подписать фамилии. Правильность выполнения задания проверяется по слайдам на презентации.

Конкурс 3. «Смоленск  вчера и сегодня»

Учитель истории: Мы с вами много путешествуем по городу, хорошо его знаем. Давайте проверим, кто из вас лучший знаток своей малой родины.  Сможете ли вы узнать наш родной город по старинным фотографиям.

Работа с презентацией.

Итог урока:  Наш  урок  подошёл к концу. Я вижу, что вы хорошо знаете свою малую родину, своих земляков, любите свою родину, гордитесь ею, её героическим прошлым. Каждая улица, каждое здание, каждый участок земли в Смоленске имеет свою историю, которую мы с вами сегодня узнали.

Помните, ребята, что  жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

Но где-бы мы ни были, наш родной край всегда будет для нас особенным, местом, где нас любят, понимают и ждут.

Урок заканчивается выразительным чтением учениками стихотворения А.Бодренкова, которое стало гимном г. Смоленска:

Когда еще не было русской державы,

Дымились костры на заре.

И прежде чем встали московские главы,

Смоленск возвели на Днепре.

Не раз и не два заслонял он собою

Просторы великой страны.

И прежде чем быть Бородинскому бою,

Был бой у Смоленской стены.

От каждого камня здесь мужеством веет

Дней наших и дней старины.

И если ты хочешь быть духом сильнее,

Побудь у Смоленской стены.

Как первый солдат на границе России,

Наш город, смотрящий вперед.

И сила его - это Родины сила,

А силу ту множит народ.




Источники

  1. Т.К.Полякова. 34 урока по литературе Смоленщины. Методическое пособие для учителя, Смоленск, 2004.
  2. Смоленский край в литературе и фольклоре. Учебное пособие по литературному краеведению. Под ред.В.В.Ильина, Смоленск, 1995.
  3. Литература Смоленщины. Учебник-хрестоматия по литературному краеведению. IX класс. В 2-х частях. Сост. Г.С.Меркин, Смоленск, 2010.
  4. Г.А. Ластовский. История и культура Смоленщины  с древнейших времен до конца XVIII века Смоленск: Русич 2013 г.
  5. В.А. Суханова. Памятные места Смоленщины/ Культурно-исторический атлас Смоленского края. - Смоленск: Русич, 2005
  6. Смоленск. Краткая энциклопедия/Под ред. Г.С. Меркина. - Смоленск: Траст-Имаком, 1994.

  1. http://www.svetozar.ru/lingvo/map/4.shtml
  2. http://privetvse.narod.ru/poeziaorosii.html
  3. http://www.svetozar.ru/lingvo/map/4.shtml
  4. http://www.1812.rsl.ru/
  5. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются  ииллюстрации....

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Конспект интегрированного урока литературы и французского языка "Истоки символизма". 11 класс.

Данный урок проводился в 11 классе как урок внеклассного чтения после изучения темы "Символизм". Урок бинарный, то есть проводится двумя учителями. В классе должна быть хотя бы одна группа, изучающая ...

Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"

Данная методическая разработка ( конспект)  имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать  музыку дождя,  пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...