Урок на тему "Олимпийские игры в древности"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Максимова Юлия Николаевна

Цель урока: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Олимпийские игры в древности»

Цели урока:
1. Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.

Задачи:
1. Усвоение фактов и основных идей, с помощью иллюстративного материала.
2. Изучение новых понятий по данной теме.
3. Организация деятельности учащихся по применению универсальных учебных действий.

Ожидаемые результаты: 

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением.

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Учебное оборудование: 

мультимедийный проектор, экран,  учебник, тетрадь,карточка.

                                               Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Я прошу вас, не смущаться, и  работать в нашем обычном режиме. Желаю всем нам сегодня, плодотворной работы, быть внимательными и активными.

  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

Слайд. Карта. Фронтальный опрос.

Учитель:  На прошлом уроке мы с вами узнали о том,  где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.

1. Где основывали греки свои колонии?

2. Назовите причины основания греческих колоний?

3. Как была устроена жизнь в греческих колониях?

4. Как складывались отношения греков-колонистов  с местным населением?

Индивидуальная работа по карточкам (3-5 мин.)

Мотивационная беседа

Учитель:  Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал. Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сформулировать тему урока сами.

Слайд  (амфора и кольца)

Учитель: 

Скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?

Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

А это что за цветные колечки?

Конечно,  это символ Олимпийских игр.

- Кто знает, что  символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия )

В 2014 г. в нашей стране прошли  Олимпийские игры. ( Какой город стал  столицей зимних Олимпийских  и Паралимпийских игр?  Период проведения с 7 по 23 февраля 2014.  Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады?).

 И сегодня к концу урока мы выберем своего Олимпионика.

Учитель: Ребята, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока? («Олимпийские игры в древности»)

Слайд

- Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Постановка целей урока:

Учитель: Что же мы с вами должны выяснить на сегодняшнем уроке? (Что же вам хотелось бы узнать об Олимпийских играх?)

1) Первые Олимпийские игры.

2) Пять незабываемых дней.

3) Победители Олимпийских игр.

Проблемное задание:

- Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока вы должны дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?» (вопрос написан на доске).

Слайд

  1.  Изучение нового материала.

Работа с картой         Слайд

1. Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

           (Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Эллады.)

2. Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?

(Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение).

Учитель: Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Метелёвой Натальи было дано опережающее задание узнать об этом.

Ученик: По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Учитель: У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, познакомит нас с этим Хдрян Максим.

V. Открытие нового знания.

- Какому богу посвятили греки эти игры?

Решение проблемной задачи:

Учитель: В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

 Слайд

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ученики:

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Слайд

Учитель: Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь). В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

Вопрос учащимся: 

Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ученик: Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Учитель: 

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Ученик Гунзирев Никита:

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

Учитель:

Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней

Слайды.  Пять незабываемых дней.

Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.
 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Физкультминутка: (50 сек.). Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.

Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.

В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои

Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

Работа с презентацией и текстом учебника.     (с.157, 4 абзац)

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово - стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить о своей победе и вернулся обратно, чтобы принять участие в  соревнованиях следующего дня. Всего за несколько часов он пробежал около 100 км.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями  из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3 - 4. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

 5. Борьба - панкратион. Древнегреческое каратэ. Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.

Слайд  

На огромной скорости колесницы, запряженные четверками лошадей, неслись по арене ипподрома. Двенадцать раз надо было промчаться по кругу, обогнав соперников. Однажды из 40 колесничих, состязавшихся на олимпийском ипподроме, благополучно закончить соревнование удалось только одному. Но слава победителя доставалась не возничему, а хозяину упряжки, богачу, вся доблесть которого состояла в том, что он владел колесницей и конями.

Неизменный интерес зрителей на Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые проводились вне обязательных состязаний. В кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не грубую силу.  Например, знаменитый древнегреческий математик и философ Пифагор, стал чемпионом  Олимпийских   игр  в кулачном бою. Кулачный  бой был опасным и трудным делом. Нередко борцы  получали серьезные увечья.

5-й день Олимпиады. 

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Слайд

Учитель: 

Слава о победителях переживала их в веках. Ребята, давайте прочитаем п. 4 на странице 159 учебника: Легендарные рассказы о знаменитых атлетах,  и узнаем,  о ком греки складывали легенды.

Учитель:

Итак знаменитые атлеты Древней Греции это:

Милон Кротонский

Полидам

Феаген

Участниками  Олимпийских   игр  были также историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ…

Записываем в тетрадях: 

Первый день – жертвы богам и клятвы, следующие три дня – состязания, 5 день – награждение. Виды соревнований, входивших в пятиборье: бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба.

Учитель: 

Соревнования  заканчивались и все возвращались домой, в том числе и победители. Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  394 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Учитель: 

Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

IV. Закрепление изученного материала. ( работа с карточкой по рядам, какой ряд справится быстрее).

«Олимпийские игры».

1. Как часто они проводились?

2. Где проводились Олимпийские игры?

3. Какое священное правило существовало во время проведения Олимпийских игр?

4. Когда состоялись первые Олимпийские игры?

5. Кто имел право принимать участие в Олимпийских играх?

6. Сколько дней продолжались игры?

7. Чему был посвящён первый день?

8. Какие основные виды спорта составляли пятиборье?

9. Какие ещё виды спорта вызывали интерес у зрителей?

10. Как чествовали победителей?

Решение проблемного задания.

А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в самом начале нашего урока. «Какие факты подтверждают мысль, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?».

Слайд

Ученики называют факты, говорящие о том, что олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок. Спасибо!  А я хочу оценить вашу работу на уроке. Выбирается совместно с классом Олимпионика и награждается медалью.

 VI. Домашнее задание:

Слайд

Параграф  33, пересказ;  вопрос 4 в учебнике на стр.160. На дополнительную оценку творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Учитель:

Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. И в заключении я хочу вас призвать к тому, чтобы вы стремились к здоровому образу жизни, любили спорт, так как он развивает точность, быстроту реакции, силу, выносливость и массу других качеств. Спасибо за урок, ребята. До свидания!

МОБУ СОШ № 13 А. Свашенко  станицы Владимирской

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

(5 КЛАСС)

«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Максимова Юлия Николаевна

2017 год

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ СРЕДИЗЕМНОГО И ЧЁРНОГО МОРЕЙ

Слайд 4

«ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДРЕВНОСТИ»

Слайд 5

КАКИЕ ФАКТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ МЫСЛЬ О ТОМ, ЧТО ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ БЫЛИ ЛЮБИМЫМ ОБЩЕГРЕЧЕСКИМ ПРАЗДНИКОМ?

Слайд 8

«ВСЕ В ОЛИМПИЮ! СВЯЩЕННЫЙ МИР ОБЪЯВЛЕН! ДОРОГИ БЕЗОПАСНЫ! ДА ПОБЕДЯТ СИЛЬНЕЙШИЕ! »

Слайд 9

ПЕРВЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ в 776 году до нашей эры

Слайд 10

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ КЛЯТВА УЧАСТНИКОВ И СУДЕЙ

Слайд 12

ВТОРОЙ ДЕНЬ СОРЕВНОВАНИЯ В ГРУППЕ МАЛЬЧИКОВ: БЕГ, БОРЬБА, КУЛАЧНЫЙ БОЙ

Слайд 13

ТРЕТИЙ ДЕНЬ СОСТЯЗАНИЯ ВЗРОСЛЫХ АТЛЕТОВ - ПЯТИБОРЬЕ И КУЛАЧНЫЙ БОЙ

Слайд 20

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ ГОНКИ КОЛЕСНИЦ

Слайд 21

ПЯТЫЙ ДЕНЬ НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Слайд 22

ЛЕГЕНДАРНЫЕ АТЛЕТЫ Милон Кротонский Феаген

Слайд 23

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР Пьер де Кубертен

Слайд 25

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: - Параграф 33, пересказ; вопрос 4 письменно на стр. 160. - творческое задание : Придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока истории

5 класс

«Олимпийские игры в древности»

Класс: 5 а.

Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Тип урока: урок изучения новой темы.

Перед уроком были поставлены следующие цели:

- образовательные: исследовать историю Олимпийских игр в древности, сформировать целостное представление об Олимпийских играх;

- воспитательная – побудить в детях желание заняться каким-либо видом спорта;

- развивающие – развивать познавательную активность учащихся, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, , развивать навыки устной речи.

Цели, поставленные на уроке, реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными: Как известно, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме: «Вызов» - «Осмысление» - «Рефлексия». Стадия вызов должна мотивировать (побуждать к работе с новой информацией, стимулировать интерес к постановке и способам реализации цели), информировать (вызывать на «поверхность» имеющихся знаний по теме) и способствовать коммуникации (бесконфликтному обмену мнениями).

- исследовательский метод (самостоятельная работа с текстом);

- наглядно-иллюстративный метод (презентация «Пять незабываемых дней»);

- здоровьесберегающее обучение (на уроке менялись виды деятельности, была использована презентация, физкультминутка, что позволило исключить утомляемость и перезагрузку учащихся).

Мотивации учебной деятельности способствовали:

- четко поставленные цели урока;

- эмоциональное вступительное слово учителя;

- использование мультимедийных технологий;

- активные формы обучения (выполнение заданий на уроке, работа с текстом, карточкой);        

- доверительный доброжелательный микроклимат на уроке;

- учет возрастных особенностей учащихся.

Структура урока выбрана оптимальной для данного типа урока и соответствует стадиям технологии критического мышления.

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова 

Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала. Эмоциональный ввод в урок. Мотивация учеников.

3. Стадия осмысления

Изучение нового материала с использованием технологии критического мышления, что предполагало работу с текстом и ответу на вопросы.

4. Стадия рефлексии

Дифференцированное домашнее задание. Подведение итогов урока. Впечатление учеников после урока.

Психологическая атмосфера урока была комфортной. Положительные эмоции преобладали и у меня и у учащихся. Активность учащихся была высокой. Абсолютно пассивных детей не было. Ребята работали с интересом, охотно шли на контакт с учителем.

Домашнее задание было дано в соответствии с нормами, предусмотренными СанПиНами, оно было творческим.

Рефлексия показала, что учащиеся хорошо усвоили тему урока. Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала положительной оценке урока учащимися.

Если говорить о прогнозе результатов, я считаю, что универсальные учебные действия полученные на уроке, будут способствовать лучшему усвоению материала на следующих уроках.

На случай непредвиденной ситуации были разработаны «запасные ходы»:

- наводящие вопросы;

- дополнительные задания.

Выводы

На мой взгляд, данный урок способствовал:

- формированию целостного представления об Олимпийских играх;

- развитию познавательной активности учащихся;

- развитию рефлексии.

Эффективность достижения целей урока соответствует оптимальному уровню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса

Разработка урока-игры по теме "Олимпийские игры в древности" для 5 класса...

урок истории "Олимпийские игры в Древности"

Познакомить  с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции....

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: «Олимпийские игры в древности».

Методическая разработка урока истории  в 5 классе.Тема урока: «Олимпийские игры в древности»....