Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности
проект по истории (10 класс) на тему

Айзвирт Елена Рихардовна

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, мечту, гражданскую инициативу.

Цель проекта: формирование системы гражданских ценностей средствами  проектной технологии.

Задачи:

- обеспечить условия для проектной деятельности подростков,  взаимодействуя с  педагогами и родительской общественностью;

- обучить технологии социального проектирования как базы для  проявления гражданской инициативы;

- выйти на конкурсные площадки различных уровней по гражданской тематике.

Направления проектной работы: патриотическое, гражданская активность, экологическое, личностное развитие.

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения,  предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_kak_instrument_grazhdanskih_initsiativ.docx170.13 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов как инструмент воспитания гражданской активности

Айзвирт Е.Р., учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №1» г. Березники, Пермский край

В рамках модели гражданского образования в МАОУ «Лицей №1» г.Березники Пермского края был разработан проект «Калейдоскоп судеб». Проект - идеальная площадка сотрудничества, так как позволяет воплотить в жизнь коллективный замысел, мечту, гражданскую инициативу.

Цель проекта: формирование системы гражданских ценностей средствами  проектной технологии.

Задачи:

- обеспечить условия для проектной деятельности подростков,  взаимодействуя с  педагогами и родительской общественностью;

- обучить технологии социального проектирования как базы для  проявления гражданской инициативы;

- выйти на конкурсные площадки различных уровней по гражданской тематике.

Направления проектной работы: патриотическое, гражданская активность, экологическое, личностное развитие.

Основные принципы проектной деятельности: системная организация педагогического процесса, основанная на сотрудничестве и коллективном взаимодействии. Основа обучения,  предполагающая включение лицеистов и их родителей в процесс разработки и реализации проектов; интеграция способов обучения и способов деятельности.

Изначально проект был задуман как экспериментальная площадка сообщества по интересам. Основная идея: формирования системы ценностей, обогащение сознания и мышления знаниями об истории Отечества через призму судеб реальных людей. По мере работы проекта, а он уже существует пять лет - значимая дата,  цели и задачи его расширялись, охватывали новые направления и инициативы, высвечивали новые горизонты. Пришло понимание, что суть и назначение нашего проекта - это достижение коллективной мечты,  воплощение в жизнь возникшей идеи посредством сотрудничества.

В ходе реализации проекта сложилось проектно-лицейское сообщество историков – кластер. Кластер стал инновационной формой объединения учеников и учителей, в том числе других предметных кафедр. Оформилась структура кластера, создан тематический сайт.

Рис. 1. Организационная структура кластера «Калейдоскоп судеб»

В рамках проекта «Калейдоскоп судеб» реализован мини-проект «Современный путеводитель» Проектная группа из 6 человек разработала путеводитель по г. Березники, создала электронный аналог, перевела на английский язык. В ходе работы над проектом осуществлялось сотрудничество ученик-преподаватель, преподаватель-преподаватель, ученик-родитель, учитель-преподаватель. Проектная группа стала мощным генератором идей, инициатив, планов, хотя в первоначальный замысел входило лишь создание рекламы и небольшого видео рассказа  о Березниках. Затем родилась идея создать путеводитель по городу. Почему бы и нет? Это интересно. Ребята фонтанировали  идеями и инициативами. Предложили создать электронный аналог путеводителя, а затем и его перевод на английский язык. Наших «планов громадье» потребовало сотрудничества с преподавателями разных кафедр. К реализации планов подключили родителей. Родители помогали собирать, систематизировать и кодифицировать материал о Березниках для путеводителя, были нашими цензорами и спонсорами, делились советами. Сформировалась площадка сотрудничества и общих инициатив. У всей проектной группы было чувство, что создание путеводителя - это дело важное, нужное, востребованное, а значит – гражданское.

Направление совместной работы преподаватель-преподаватель сводилась к следующему:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • организация профессиональных взаимодействий учителей предметников;

        

  • ознакомление с мониторинговыми технологиями;

Направление сотрудничество ученик-учитель предусматривало:

  • обучить технологии социального проектирования;
  • материализация идеальных построений;      
  • воплощение замысла;
  • представление проектов на различных значимых площадках гражданских инициатив.

Направление ученик- ученик призвано  сформировать такие навыки как:

  • коллективное взаимодействие и сотрудничество;
  • планирование путей достижения цели;                  
  • умение работать в информационном поле;  

Таблица 1

Метапредметные умения и навыки, позволяющие работать на значимых площадках гражданских инициатив

Сложившийся кластер в течение прошлого года наладил прочные связи и взаимодействие с лицейским самоуправлением. В сотрудничестве были проанализированы особенности формирования и функционирования лицейского самоуправления. Аналитики из мониторинговой группы кластера сделали важное открытие: лицейское самоуправление не только территория сотрудничества, но  платформа для самореализации  и карьерного роста. Ребята написали работу «Роль самоуправления в развитии гражданского общества: самоуправление в МАОУ «Лицея №1»г.Березники Пермского края». Работа успешно была представлена на краевой конференции учебно-исследовательских работ. Мы планируем не только продолжить сотрудничество с лицейским самоуправлением, но и расширить его. Юные участники проекта увлеченно познают историю через призму судеб реальных людей. Совместной акцией лицейского самоуправления и  сообщества историков стала акция «Равнение на героев». Лицеисты собрали в ходе поисковой работы материал о военной судьбе кавалера трех орденов Славы Кургузове Иване Ефимовиче. Материалы о герое-березниковце собирали в музее и архивах города, социальных сетях; установили связь с сыном Ивана Ефимовича – Кургузовым Владимиром Ивановичем, проживающем в Нижнем Новгороде. Собранную информацию систематизировали, свели в таблицы по самостоятельно разработанным критериям.  Приводим небольшой фрагмент таблицы:

Таблица 2

Информационная таблица о Кургузове Иване Ефимовиче

Газета, издание

Статья, автор

Краткое содержание

«Горьковская Правда»

28.04.1989.

«Награды ветеранам»

Ю.Гусев.

В областном комитете КПСС в торжественной обстановке вручили награды ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе и Кургузову Ивану Ефимовичу.

На основе собранного материала создан альбом по заказу Совета ветеранов. Собранная информация кодифицирована, расположена в определённом порядке (Фамилия, имя, отчество Полного кавалера ордена Славы, портрет героя  Полного кавалера ордена  Славы, наградной лист и т.д.)

Работая над этим проектом, обучающиеся получили возможность развить свои личные качества, приобщиться к  «живой истории»,приобрести реальный опыт решения проблемных задач, выстраивать взаимодействие с  другими обучающимися и учителями. Педагоги получили возможность более тесного и плодотворного контакта со своими юными исследователями.

Проектная группа награждена Дипломом третьей степень на краевом конкурсе  социальных проектов «Моя  гражданская позиция».

В настоящее время проектная группа в составе пяти человек под руководством Целищевой Елены Дмитриевны и Айзвирт Елены Рихардовны участвуют в поисковом движении России – Я познаю Россию. Под руководством педагогов участники проекта разработали локальный исторический маршрут, в который включили такие объекты, как музей имени выдающегося краеведа-историка Коновалова, мемориал Победы, кинотеатр «Авангард», примечательный с точки зрения архитектуры, места, связанные с выдающимися земляками. http://maurshrut.16mb.com Ребята совместно с родителями и педагогами посетили четыре объекта «Регионального списка». https://vk.com/public146172602  В ходе прохождения маршрутов на созданном сайте и личном блоге в социальных сетях ребята публиковали фотоотчеты, сделанные на объектах маршрута. В работе и действиях ребят прослеживаются инициатива и четкая гражданская позиция.

Таким образом, реализация проекта «Калейдоскоп судеб» позволила достичь  слаженного взаимодействия учащихся с преподавателями, родителями и социумом, сформировать метапредметные умения и навыки, позволяющие лицеистам работать на значимых площадках гражданских инициатив.

Список источников:

Володина Г.Е. и др. Университетско-школьный кластер – инновационная форма совершенствования профессиональной компетентности учителей и предметных компетенций учащихся // Инновационное развитие современной школы: практика, проблемы, перспективы: матер. I всероссийской научно-практической конференции университетского округа НИУ ВШЭ: в 2 кн. Пермь, 2013. Кн. 1 С. 28-39.

Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Взаимодействие образовательных учреждений и институтов в социуме в обеспечении эффективности, доступности и качества образования региона: матер. Х Междунар. Образов. Форума: в 2 ч. / отв. Ред. Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова. Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. Ч.1 С. 24-29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность и метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на урока...

Метод проектов как способ формирования гражданской компетенции

Из школы человек должен выносить более или менее  ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, ...

Метод проектов как инструмент психологической помощи

Проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата....

Программа воспитания гражданской активности

Воспитание гражданской активности  должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные, возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстра...