Методическая разработка урока истории в 7 классе по теме: "Исторический контекст праздника "День народного единства"
методическая разработка по истории (7 класс) на тему

Завальная Надежда Анатольевна

Урок-мастерская, посвященный пониманию праздника "День народного единства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dlya_sayta.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 232

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока истории в 7-м классе

по теме

«Исторический контекст праздника «День народного единства»»

Учитель истории и обществознания

Завальная Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2017


Тема урока: «Исторический контекст праздника «День народного единства»»

1)        Форма урока: комбинированный, ознакомительный урок

2)        Цели урока: образовательные, развивающие:

  • Познакомить учащихся с одним из государственных праздников Российской Федерации
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся через исследование устного народного творчества и современных рекламных щитов, посвященных теме «День народного единства».
  •  В ходе открытого обсуждения сформулировать основные составляющие народного единства сегодня, в нашей стране.

3) Задачи урока: 

  • Формирование культурно - пространственного мышления, при анализе афиши «День народного единства», старинной народной песни, современной ситуации в Отечестве.
  • Формирование у учащихся сути понятия «единства» с помощью диалога, беседы, дискуссии.
  • Сравнение ситуации Смуты XVII   века с современной внешней и внутренней политической ситуацией в России.
  • Формирование «временного» мышления – акцентирование внимания учащихся на актуальности изучения пути к вожделенному «единству» во всех сферах жизни общества в историческом пространстве.  
  • Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание

4) Дополнительные материалы: раздаточный материал в виде распечатанного текста песен, проектор для демонстрации слайда с афишей.

5) Этапы урока: 

  1. Демонстрация афиши, публикуемой в метро в октябре-ноябре 2015 года ко Дню народного единства. Обсуждение, анализ изображенного. Чтение русской народной песни, посвященной подвигу воеводы Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. (10 минут).
  2. Погружение в ситуацию Смуты XVII века, собрание Ополчений. (25 минут).
  3. Совместное подведение итогов (10 минут).

6) Ход урока:

  • Афиша. Народный стих. Работа с материалом.

Учитель: Почти вы все добираетесь до школы на общественном транспорте, многие используют метро. Вы замечали в вагонах вот такой плакат? (показывает плакат). Давайте его рассмотрим, из каких деталей он состоит, и что они означают?

Ученики: рассматривают плакат и, безусловно, угадывают изображение Казанского собора, собора Василия Блаженного в Москве, памятник Минину и Пожарскому. Кто-то, возможно, догадывается, что верхняя фотография – Крым.

Учитель: как связаны между собой все эти фотографии? Что означает подпись «День народного единства».

Ученики: высказывают свои догадки, знания.

Учитель: А теперь прочтите вот эти две народные песни:

«Поднялися те добры молодцы, 
Поднялися те Руси верные, 
Что Пожарский князь с купцом Мининым, 
Вот два сокола, вот два ясные, 
Вот два голубя, вот два верные, 
Поднялися вдруг, пустилися, 
Пособиравши рать, рать последнюю…»

«Как в старомто было городе,
Во славном и богатом Нижнием,
Как уж жил тут поживал богатый мещанин,
Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.
Он собралто себе войско из удалых молодцов,
Из удалых молодцов – нижегородских купцов.
Собравши их, он речь им взговорил:
«Ох вы гой еси, товарищи, нижегородские купцы!
Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жен, детей,
Вы продайте все ваше златосеребро,
Накупите себе вострыих копиёв,
Вострыих копиёв, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр удалого молодца,
Удалого молодца воеводушку.
Пойдемко мы сражатися
За матушку за родну землю,
За родну землю, за славный город Москву.
Уж заполонилито Москву проклятые народы,
поляки злы.
Разобьем их, много перевешаем,
Самогото Сузмундакороля их в полон возьмем;
Освободим мы матушку Москву от нечестивых жидов,
Нечестивых жидов, поляков злых!»
Уж как выбрали себе солдатушки, молодые ратнички,
Молодые ратнички – нижегородские купцы,
Выбрали себе удалого молодца,
Удалого молодца воеводушку
Из славного княжеского роду
Князя Димитрия, по прозванию Пожарского.
Уж повел их славный князь Пожарский
За славный Москвугород сражатися,
С нечестивыми жидамиполяками войной бранитися.
Уж привелто славный князь Пожарский своих
храбрых воинов,
Привел ко московскиим стенам;
Становилто славный князь Пожарский своих
добрых воинов
У московскиих у крепких стен;
Выходилто славный князь Пожарский перед
войско свое,
Как уж взговорил он своим храбрыим воинам.
«Ох, вы гой еси, храбрые солдатушки,
Храбрые солдатушки, нижегородские купцы!
Помолимся мы на святые на врата на Спаские,
На Пречистый образ Спасителя!»
Помолившись, дело начали.
Как разбилипроломили святые врата,
Уж взошлито храбрые солдатушки
в белокаменный Кремль,
Как и начали солдатушки поляков колоть, рубить,
Колоть, рубить, в большие кучи валить,
Самогото Сузмунда в полон взяли,
В полон взяли, рукиноги ему вязали,
Рукиноги вязали, буйну голову рубили.
Собралися все князья, бояре московские,
Собиралися думу думати,
Как и взговорют старшие бояре – воеводы московские:
«Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?»
Как и взговорют бояре – воеводы московские:
«Выбираем мы себе в цари
Из бояр боярина славного
Князя Дмитрия Пожарского сына!»
Как и взговорит к боярам Пожарскийкнязь:
«Ох вы гой еси, бояре – воеводы московские!
Не достоин я такой почести от вас,
Не могу принять я от вас царства Московского
Уж скажу же вам, бояре – воеводы московские
Уж мы выберем себе в православные цари
Из славного, из богатого дому Романова
Михаила сына Федоровича».
И выбрали себе бояре в цари Михаила
сына Федоровича».

Учитель: что значит «народные» песни?

Ученики: это значит, что они сложились в устной речи русского народа, пелись и долгое время не записывались, их передавали из «уст в уста».

Учитель: правильно. Что «поведал» вам русский народ?

Ученики: предлагают варианты ответов: воевода Минин и князь Пожарский были очень любимы русским народом. Они собрали войско и пошли освобождать Москву от поляков, царя Сигизмунда, вошли Спасскими воротами, и в конце посадили на трон своего русского царя Михаила.

Учитель: совершенно верно. Теперь надо определить, почему же на афише изображен Казанский собор? Есть предположения?

Ученики: высказывают догадки. Там хранится Казанский образ Божией Матери.

Учитель: поясняет: Казанский собор – всем известный храм нашего города. В нем хранится древняя икона Божией Матери, привезенная из города Казани. Когда-то с этой иконой вот эти два человека, памятник которым мы видим, вошли в столицу России, чтобы ее освободить от захватчиков. И этим днем было 4 ноября (по новому стилю).

  • Изучение нового материала. Погружение в ситуацию Смуты XVII века, собрание Ополчений. (25 минут).

Учитель: Начнем с предыстории. За три десятилетия до Смуты, в 1579 году, в Казани, случилось одно происшествие. Казань была уже тогда присоединена, она была русской землей. И в 1579 году летом случился сильнейший пожар, который сжег почти весь город. После этого пожара, одна девочка, по имени Матрена, во сне получила видение, в котором узнала, что под одним из пепелищ лежит икона Богородицы. Эта девочка трижды пыталась убедить в этом взрослых, и на третий раз ей действительно поверили, и обрели эту икону. С тех пор в Казани стали эту икону почитать и считать, что этот образ Богородицы им покровительствует.

Прошло 30 лет. По всей стране страшная беда – города воюют с городами, сословия с сословиями, разного рода иноземцы присутствуют на территории Руси, в голове у наших предков полнейший хаос. Собирается народное ополчение. И ключевое здесь слово – «народное». Это было собрание людей, движимых не корыстью и властью, не желанием обогатиться и отвоевать, отнять, а благими соображениями, что если сегодня мы чего-то важного не сделаем, то России конец. Не будет Отечества и нашей Родины.

Собирается второе ополчение, и как мы с вами читали только что в народной песне, в него призывались все и отовсюду – из Поволжья, из Саратова, из Нижегородской земли, шли люди и из Казани. И вот ополчение встречает процессию из Казани, в которой несут тот самый образ, что тридцать лет назад обрели. Оно стало знаком для участников ополчения, их знаменем, надеждой, и они взяли с собой эту икону.

И вот, дело ополчения оборачивается для ополченцев абсолютной удачей. Они входят в Москву, освобождают столицу. День, в который они распахнули Спасские ворота Кремля и вошли, неся перед собой икону, пал, по новому стилю, на 4 ноября. И с тех пор этот праздник стал праздником почитания Казанского образа Божией Матери и воспоминанием о спасении Родины.

Ополченцы – национальные герои, память о них остается в веках, они расходятся по своим домам, а в России избирают нового царя – Михаила Романова. Смута закончилась.

  • Совместное подведение итогов (10 минут).

Учитель: 4 ноября – День народного единства. День, когда мы должны позабыть все наши распри и быть заодно в деле спасения и возрождения нашего Отечества.

Что значит, быть едиными в деле спасения и возрождения России, дети?

Ученики: предлагают свои варианты ответа. Учитель записывает их все на доске под словом «Единство». Начинается обсуждение всех вариантов.

Учитель: Неужели «День народного единства» обозначает только оборону? Неужели мы должны в этот день искать новых захватчиков? – американцев, поляков, шведов…? Получается, что этот день – день «реваншизма» и агрессии, желания отыграться?

Ученики: высказывают свое мнение.

Учитель: что нам мешает быть едиными? Что разрушает наш народ изнутри?

Ученики: предлагают свои ответы, и каждый фиксируется на доске.

Учитель: резюмирует высказанное учениками. Наша страна очень часто находится в сложном положении, неблагополучном положении. Есть много бед, которые находятся в нас самих, внутри нашей России. Это – конфликты между людьми разных национальностей, разводы, обесценивание семьи, проблема брошенных детей, алкоголизма и наркозависимости, торжество эгоизма, когда мой успех, мое большое и великое «я» – центр моего мироздания. И мы ежегодно, ежедневно нуждаемся в новых ополчениях, которые пойдут совершать важное дело – спасение и исцеление всего хорошего, умирающего, больного, искаженного в нашей стране. Как это сделать, ребята?

Ученики: предлагают свои решения.

Учитель: Но у нас есть опасность устроить новый «Крестовый поход» - пойти митинговать, кричать, драться за свои идеалы. Но разве принесет такой вариант успех? А что принесет?

Ученики: предлагают свои варианты, все фиксируется на доске.

Учитель: обращает внимание учеников на исписанную доску. Предлагает сравнить первичные решения и их обратную сторону, которая получилась после совместного обсуждения. Подводит итоги, в которых подчеркивает важность этого дня – 4 ноября, как дня, в который стоит задуматься о судьбе нашей родины и своей роли в деле спасения, возрождения и единства России.

Домашнее задание:

Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России. Конец XVI-XVIII век», 7-й класс, М, Просвещение, 2013год, параграфы 2-3 читать, выполнять задания после параграфа устно. Выполнять задание в контурных картах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....