ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Гришанова Ирина Александровна

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

ПОР

 урока

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Организация учебной деятельности.

Личностные: стремятся хорошо учиться;  сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Беседа.

Организует беседу по вопросам:

–Напомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какую большую тему мы изучаем?

- Вспомним, что мы знаем о верованиях восточных славян. Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь? Приложение 1

Формулировка темы задания.

 Определите тему урока с помощью иллюстраций. Демонстрация иллюстративного ряда по теме «Крещение Руси».

- Как вы думаете,  о чём мы с вами будем говорить?

Учитель: «Совершенно верно, тема сегодняшнего урока…

Целеполагание и определение путей достижения цели

Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы

- Определите цель нашего урока. Поставьте к цели задачи.

Совместно с детьми формулируется план

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Фронтально

Обучающиеся высказывают собственное мнение, слушают друг друга, строят понятные речевые обороты.

Планируют цели и определяют пути достижения цели, формулируют план.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; планируют цели и способы  взаимодействия.

III. Актуализация знаний.

Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске -  формирование «корзины  идей»

Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы во всем разобраться?

Обучающиеся

 отвечают на вопросы.

Фронтально

Предметные:

высказывать собственное мнение, суждения

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Побуждает обучающихся.

Структурирует предложенные формулировки.

- Послушайте мнения различных историков о Владимире.

Высказывания историков о князе Владимире:

«Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.

«Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» Н.М. Карамзин

«…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…». Н.М. Карамзин.

Проблемный вопрос.

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

- Ответ на этот вопрос вы можете дать, когда послушаете рассказ о Владимире, поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Беседа с классом.

Итак, мы отправляемся в Х век во времена Владимира Святославича.

1.Вспомните при каких обстоятельствах погиб князь Святослав?

2.Какие сыновья претендовали на киевский престол?

- самостоятельно прочитайте пар.5 п. №1, рассмотрите схему княжения сыновей Святослава в русских землях;

- ответьте на вопрос: « Кто из сыновей  победил в борьбе за Киев?»

Вывод: победа Владимира в борьбе за Киев.

Учитель: - Перед князьями стояли задачи:

 1) укрепление обороны государства;

 2) четкой организации сбора налогов;

 3) усиление княжеской власти;

 4) повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли.

Рассказ учителя о Владимире

- Что нужно было предпринять Владимиру, чтобы удержать под своей властью все славянские земли, потому что опираться на военную силу было нельзя?

- Какие религии основываются на единобожии?

При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории, Русь приняла христианство.

Работа  текстом учебника: составьте план ответа на вопрос.

-внимательно прочитайте п.5, с.38, объясните,  «Почему князя перестали устраивать языческие боги, каковы причины принятия

христианства на Руси?»

Русь, переходя к новой религии-единобожию, оказалась перед выбором: христианство как в Византии, иудаизм как в Хазарии, ислам как  в Волжской Булгарии.  Знакомство с историческими документами поможет нам найти ответы на вопросы:

-какую веру выбрал Владимир и почему?

Работа в группах.

Задания группам:

Группа №1. Внимательно прочитайте документ « Из повести временных лет», учебник, с.42 и ответьте на вопросы.

Группа №2. Внимательно прочитайте текст №2 «Из истории государства Российского» Н.Карамзина и ответьте на вопросы.

Группа № 3. Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха и ответьте на вопросы.

Группа №4. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы.

Группа №5. Внимательно прочитайте текст №5  «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы:

-где и как крестили киевлян?

-как поступил князь Владимир с языческими идолами? Охотно ли расстались киевляне с языческими идолами?

Группы №№ 1-5 представляют выполненные задания. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают).

Учитель: После принятия христианства сложилась чёткая церковная организация. Разбор схемы.

- Нам предстоит определить результаты и значение принятия христианства на Руси. Посмотрим небольшой видеофрагмент. (Учебный фильм) – В ходе просмотра, сформулируйте вопросы по содержанию фильма, которые вы зададите соседу по парте.

1.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

2.Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.

3.Что построено при князе Владимире?

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы, структурируют предложенные формулировки

Отвечают на проблемный вопрос и заполняют опорную схему правления до князя Владимира (письменно в тетради)

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Заполняют схему:  Опорный сигнал – схема:

           Святослав

Ярополк      Олег            Владимир

 (Киев)       (Древл. земля)   (Новгород)

Слушают учителя и отвечают на вопросы:

- принять единую религию

христианство, ислам, иудаизм

Составляют план ответа на вопрос (самостоятельная работа с учебником)

Групповая работа

Внимательно изучают документы и отвечают на вопросы

ученики, работая в группах, изучают 3 вопрос плана самостоятельно

Разбирают схему и записывают в тетрадь результаты (письменная работа с историческим источником)

Просматривают к/ф и отвечают на вопросы

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно

с учителем обнаруживают

и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: 

извлекают необходимую информацию

из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

V. Первичное  осмысление и закрепление изученного.

Заполнение схемы.

Организует работу с учащимися

Почитайте текст № 6, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).

Заполнение таблицы в тетради, объясняют и отвечают на вопросы и задачи, используя все введенные на уроке понятия.

Познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

VI. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке знаний.

Проводит беседу по вопросам:

– Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, но имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.

- Давайте вспомним наш проблемный вопрос:

Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?

 Учитель обращает внимание на вопросы, поставленные в начале урока. Уточняет, на все ли  вопросы ответили.

Что мы с вами делали, чтобы получить ответы на эти вопросы, подберите ряд глаголов (работали с источниками, с картой, текстом учебника, составляли схему, рассматривали рисунки, работали в парах, в группах)

Рефлексия.

 Вернемся к цели урока. Все ли достигнуты теперь?

- Как думаете, что еще можно узнать о крещении Руси  из дополнительной литературы?

-Проанализируйте результаты своей работы. Что выполнено верно? Над чем еще предстоит поработать? Приложение 3

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения.

Фронтально

Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Конкретизирует домашнее задание: самостоятельно дать оценку принятия христианства

Инструкция к выполнению домашнего задания.

§ 5, учить термины по истории Древней Руси.

Дополнительно: 1.Подсчитайте, сколько лет существует христианство на Руси?

 2.   Составить кроссворд на тему: «Принятие Русью христианства»

3.Информационный проект. Найдите в библиотеке или Интернет-ресурсах изображение первых русских храмов, подготовьте презентацию.        

Учащиеся выбирают домашнее задание по уровням сложности.

Записывают

 домашнее

задание.

Регулятивные: прини-мают и сохраняют учебную задачу;  учи-тывают выделенные учителем ориентиры действия.

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ

Учитель

Гришанова И.А.

Тема урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Цель урока:

Рассмотреть основные события, способствующие крещению Руси и выявить последствия этого события.

Планируемые ОР

ЛР-1: сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу;

ЛР-2: выражают положительное отношение к процессу познания;

ЛР-3: адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;

РУД-1: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия;

ПУД -1: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

КУД-1: планируют цели и способы  взаимодействия;

КУД-2: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером;

ПР-1: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности;

ПР-2: получат возможность научиться: работать с текстом учебника;

ПР-3: высказывать собственное мнение, суждения;

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения.

Мировоззренческая идея

Принятие христианства  как  многосторонний   исторический

 этап развития  материальной и духовной культуры  Руси.

Программное содержание

Правление князя Владимира Красное солнышко в Киеве. Принятие

 христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь

Значение принятия христианства.        

План изучения нового материала

1.        Начало правления князя Владимира Святославича

2.        Принятие христианства

3.        Крещение Руси

4.        Русская православная церковь

5.        Значение принятия христианства

Понятия

Оборонительные рубежи, патриарх, митрополит, епископ, церковный устав, ересь, 988 год.

Основные даты

Принятие христианства на Руси – 988 год.

Имена ИД

Владимир Святославич

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма урока

Урок-исследование

Технология

Технология проблемного обучения

Мизансцена

традиционная

Оборудование урока

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания. Ресурс:  http://nsportal.ru/node/1379248


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Проект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Проет урока  истории России 6 класс "Правление князя Владимира. Крещение Руси" по УМК под редакцией Торкунова, по ФГОС...

Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Презентация к уроку для 6 класса "Правление князя Владимира.  Крещение Руси" составлена по материалам учебника по истории России для 6 класса под редакцией А.В. Торкунова....

Урок истории России, 6 класс.КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Технологическая карта урока.Предмет: История России. 6 класс.Составила: учитель МБОУ «СОШ№10 г Новоалтайска Алтайского края»Доброгорская Елена Викторовна.Учебный предметИстория. КНЯЗЬ ВЛАД...

Открытый урок по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок по истории в 6 классе.Материал рассказывает о правлениии  князя Владимира. о его реформах, о причинах принятия христианства на Руси....