Разработка урока по истории "Сталинградская битва" (11 кл)
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Тема: Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны

     Разработал : учитель истории I категории Арженовскова Татьяна Ивановна

 

  Урок по истории в 11-ом классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.

 

Цель урока:

1. Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

2. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

3. На примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.

 

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

 

Оборудование: карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, схема “Сталинградская битва”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа “От Кремля до рейхстага”, выставка книг по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file_20140118124008.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема: Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны

     Разработал : учитель истории I категории Арженовскова Татьяна Ивановна

  Урок по истории в 11-ом классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Практика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.

Цель урока:

1. Рассмотреть этапы, ход, итоги Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны,

2. Развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,

3. На примере подвигов М. Паникахи, Н. Сердюкова, Я. Павлова и других участников Сталинградской битвы воспитывать чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Оборудование: карта “СССР в годы Великой Отечественной войны”, схема “Сталинградская битва”, слайды к уроку (выполнены в программе Power Point), компьютерная программа “От Кремля до рейхстага”, выставка книг по теме.

Понятийный минимум: Коренной перелом, операция “Уран”.

Важные события:

17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.

17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.

19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.

План:

1. Оборонительные бои за Сталинград.

2. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

3. Значение Сталинградской битвы.

                                         

Ход урока

Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы Советский Союз в годы Великой Отечественной войны тема нашего урока «Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны», запишите в тетради.

 Изучая данную тему в конце урока ответьте на вопрос:

В чем причины победы Красной Армии под Сталинградом?

                                               

                                                    «Железный ветер бил им в лицо, а они

                                                  все шли вперед, и снова чувство суеверного

                                                  страх охватывал противника. Люди ли

                                                  шли в атаку, смертны ли они…?»

                                                                                                         В. Гроссман

  1. Организационное начало.

1.Голос Левитана

Вступительное слово учителя о том, что: 2012 год – год истории России, которая богата знаковыми событиями.

В ряду таких – Отечественная война 1812 года и Бородинская битва, 200-летие которой широко отмечалось в нашей стране.

… В такие же ноябрьские дни 1942 года, 70 лет назад, произошел перелом в ходе Сталинградской битвы – одной из самых трагических страниц летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Именно в битве на Волге фашистская Германия понесла невосполнимые потери, что предопределило ее крах.слайд1

Слово Сталинград знают во многих странах мира. Оно – символ мужества, беспримерной стойкости и героизма военных и гражданских, мужчин и женщин, взрослых и детей.

К весне 1942 года стало очевидно, что Германия и её союзникам не удалось осуществить свои первоначальные планы ни на одном из фронтов. В последующих военных действиях должно было решиться, на чьей стороне окажется перевес. Исход всей войны зависел главным образом от событий в Европе на советско-германском фронте. Слайд 2

 Стороны готовились к активным боевым действиям летней кампании. Советское командование было уверено, что немцы начнут наступление на центральном направлении и попытаются захватить Москву. Поэтому сюда были стянуты значительные силы и разработан план оборонительных действий с последующим переходом в контрнаступление. Однако немецкий генеральный штаб поставил перед своими войсками совершенно иную задачу. Слайд 3 карта (выступление Костя Касперович).

Основные планы гитлеровских войск

Главный удар был запланирован на южном направлении с целью овладения богатыми стратегическим сырьем Кавказом и Нижней Волгой и лишь затем активизировать военные действия на московском направлении. На южном направлении гитлеровцы достигли значительных успехов, заняв Донбасс, Ростов, Крым, нанесли Советской армии ощутимое поражение под Харьковом. Но полностью реализовать свои планы немецкому командованию не удалось. Основные силы Красной Армии избежали окружения и отошли на юго-восток. Наступление немецких войск сконцентрировалось на Сталинградском направлении. Слайд 4-

 Слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по  размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен, А Мамаев курган самой высокой точкой мира при высоте 100,2м.

  Этапы Сталинградской битвы: слайд5

1)17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборонительные бои.

2)19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск под Сталинградом.

 

 В середине июля 1942 г. немецкие войска устремились на Сталинград, важный стратегический пункт и крупный центр оборонной промышленности, носивший имя самого Сталина. Немецкое командование рассчитывало на легкий успех. Задача овладения городом была поставлена перед 6-й армией генерала Ф. Паулюса. Слайд 6 выступление Костя слайд 7-9

 По числу участвующих самолётов и весу бомб воздушный налёт на Сталинград в ночь с 23 на 24 августа был самой массированной операцией люфтваффе после 22 июня 1941 года. В нём приняли участие 3-го авиакорпуса 4-го воздушного корпуса Рихтгофена. Почти все деревянные здания сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что можно было читать газету в 7 километрах от города. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих войск. “Весь город охвачен пожаром, - с удовольствием запишет в дневнике офицер 267-го полка 94-й дивизии Вильгельм Гофман, - по приказу фюрера люфтваффе предал его огню. Так им русским и надо, чтобы прекратили сопротивление”.

Но сопротивление не прекратилось. В те дни, сражаясь и умирая, воины поклялись: “За Волгой для нас земли нет!”. Их землёй, их последним шагом, последним боем и последним вздохом был этот Сталинградский берег, залитый кровью.

  «Выстоять и победить!» - эта лаконичная заповедь прочно, как нерушимая клятва, вошла в сознание защитников волжской твердыни, каждый из которых отчетливо сознавал, что именно здесь на берегах Волги, решался исход и Великой Отечественной и Второй мировой войны.

  Столкнувшись с упорной обороной советских войск на подступах к Сталинграду, гитлеровцы были вынуждены подтягивать подкрепления. К Сталинграду с других участков фронта были стянуты 3 танковые, 2 моторизованные, 5 пехотных дивизий. Имея численное превосходство и господство в воздухе, немецкие дивизии упорно продвигались к городу. Ценой больших потерь 6-й армии к середине августа удалось выйти на правый берег Дона. 4-я танковая армия устремилась на юг, в обход группировки советских войск. 23 августа, после ожесточенных боев, 6-й армии удалось прорвать нашу оборону на узком участке фронта и выйти к Волге севернее Сталинграда. В тот же день немецкая авиация сделала 2 тысячи боевых вылетов для бомбовых ударов по городу.

2 сентября части Красной армии отошли непосредственно к городу и заняли оборону.

Вопрос: Каков вывод из сказанного?

Следующие факты рассказывают ребята. Слайд10-11Чуйков, Шумилов

Видео 1видео 2

  Когда судьбу Сталинграда решали уже минуты, к этому огненному берегу под бомбами и снарядами прорвались из-за Волги пробитые осколками бронекатера. С них бросались в воду гвардейцы 31-й стрелковой дивизии генерала Радимцева. Через два дня они штурмом взяли Мамаев курган, который тогда называли Главной высотой России. Из воспоминаний А.И. Радимцева: “…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 “мессершмитов” или “юнкерсов”. В центре города на бетонной стене написаны слова: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть”.слайд12-13

 Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И те смельчаки из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в атаку на крутой склон кургана бойцов своей роты.
Простой, ничем непримечательный Сталинградский дом, отмеченный на карте фельдмаршала Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. У них не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Они были почти отрезаны от своих и 58 дней отбивали нападения врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт. Небольшая группа советских воинов, обороняя этот дом, уничтожили столько гитлеровцев, сколько они не теряли при взятии некоторых крупных европейских городов. (
Настя о Павлове)

 слайд14 Зайцев (Крепер)

слайд15  Матвей Путилов

 Сколько таких домов было в Сталинграде! Огромный город стал полем боя. Мамаев курган стал центром этого смертельного боя.

  “Остров Людникова”… Его не найдёшь среди многочисленных волжских островов. Нет его ни на одной карте мира. “Островом Людникова” в дни боёв называли узкую полосу земли между Волгой и заводом “Баррикады”. Тогда здесь на смерть стояли воины дивизии Ивана Ильича Людникова. Всего 300 метров отделяли врага от Волги, от желанной воды. Но эти 300 метров немцы не прошли. Бои продолжались 40 дней и 40 ночей. (Сиохин)

О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: “…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

 А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана: учитель

“1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!

8 сентября: …безрассудное упрямство.

11 сентября: …фанатики.

13 сентября:…дикие звери!

16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.

27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…

28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком”.

  Только благодаря мужеству и героизму защитников Сталинграда город удалось отстоять. Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, отбивала по 10-12 вражеских атак каждый день. Враг смог продвинуться вперёд всего на несколько метров и только там, где уже не осталось в живых ни одного батюковца. Четыре месяца беспрерывных боёв выдержала дивизия Батюка. “Ни шагу назад!” - стало клятвой защитников Сталинграда.

слайд16 Паникахе-(Антипов)

  Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на моторную часть машины… Подвиг Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане

Николай Сердюков (Яна Жук)… В одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.Видео3

   Слайд 16-17

Учитель. К ноябрю 1942 году ценой невероятных усилий Красной Армии удалось остановить продвижение немецких войск к Волге. Сталинград стал непреодолимой преградой для фашистов. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Вопросы для анализа:

  1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года?
  2. Почему это стало возможно?
  3. Какую роль сыграл приказ Сталина №227? Песня «Артиллеристы»

 

Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов

Юго-Западного – командующий Н.Ф.Ватутин

Донского           - командующий К.К.Рокоссовский

Сталинградского – командующий А.И.Еременко

  Главный удар было решено нанести по Сталинградской группировке немецких войск. Ее разгром должен был привести к крушению всего южного фланга противника и перелому в ходе войны. К ноябрю 1942 г. все подготовительные работы были завершены, и 13 ноября план утвердил Сталин. Ставка намечала нанести удар силами двух фронтов - Юго-Западного и Сталинградского, окружить и разгромить войска противника в междуречье Волги и Дона.

На направлениях главного удара было создано двойное, а иногда тройное превосходство над противником. Скрытое сосредоточение ударных группировок позволило обеспечить возможность внезапного перехода в контрнаступление. В 7 часов 30 минут 19 ноября 1942 г. советская артиллерия открыла огонь. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танковые соединения и пехота Юго-Западного фронта. 20 ноября в наступление перешли войска Сталинградского фронта, устремившись на северо-запад, навстречу наступающим частям Юго-Западного фронта.

Днем 23 ноября войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружение попали основные силы врага: 6-я и 4-я танковые армии. В котле оказалась 330-тысячная группировка противника. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатны. В середине декабря на помощь окруженным армиям была послана ударная танковая группировка под командованием фельдмаршала Манштейна. После упорных боев дивизии Манштейна приблизились к окруженным войскам на расстояние 35-40 км. Но подошедшая из резерва 2-я гвардейская армия генерала Р.Я. Малиновского остановила врага и вынудила отойти к Ростову.

Окруженная немецкая группировка после наступления Юго-Западного фронта в районе Донбасса и отступления армии Манштейна оказалась в глубоком тылу. Во избежание кровопролития командующий Донским фронтом генерал К.К. Рокоссовский 8 января 1943 г. предложил немецким войскам сдаться. Но командующий 6-й армией Паулюс отказался принять ультиматум, но участь 6-й армии была решена. Один из немецких солдат записал в дневнике: «Лошади давно съедены. Я бы съел и кошку. Солдаты скорее похожи на трупы или на лунатиков. Они больше не прячутся от русских снарядов». Советские войска приступили к ликвидации окруженной группировки. Упорные бои продолжались до конца января 1943 г. 31 января основные силы окруженных немецких войск сдались в плен. 2 февраля капитулировала последняя часть. Видео4

Вывод. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе войны. Красная армия захватила стратегическую инициативу.

 Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса.

  Сталинградская битва стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3. Историческое значение Сталинградской битвы.слайд19

1) После Сталинградской битвы гитлеровцы не захватили на Восточном фронте ни одного нового участка территории нашей страны.

2) Под Сталинградом враг был не только остановлен, но и отброшен на запад на сотни километров. От стен Сталинграда началось изгнание немецко-фашистских захватчиков. В результате победы под Сталинградом Красная армия овладела стратегической инициативой.

3) Победа Советской армии под Сталинградом нанесла сокрушительный удар по военной мощи фашистской Германии, ее военному престижу, по моральному духу вермахта.

4) победа под Сталинградом активизировала борьбу антифашистов во всех страх Европы: загорелась земля под ногами оккупантов во Франции и Польше, в Болгарии и Голландии, Норвегии. И не случайно улицы многих городов после войны были названы в честь города на Волге.

  Все эти факты убедительно свидетельствуют о том, что со Сталинградом связан перелом не только в Великой Отечественной, но и во второй мировой войне. Слайд20-21

                  Мамаев курган слайд23-30

Прошло более 60 лет, но люди чтят память павших героев. В центральной части города, где во время Сталинградской битвы проходили упорные бои, особенно в сентябре 1942 и январе 43 расположен памятник – ансамбль «Героям Сталинградской битвы», возведенный в 1963 – 1967 годы.

  За массовый героизм и мужество проявленные в Вов городу Сталинграду присвоена высшая степень отличия город-герой слайд 31

В этом году наша страна будет праздновать 70 годовщину Победы! Война оставила след в каждой семье.

Рассказы ребят об участие их родственников в Вов  стихи Виталий Пуханов (ауди)

Я не видел войны, я родился значительно позже,  

Я её проходил и читал про неё с детских лет.

 Сколько книг про войну, где как будто бы очень похоже,

Есть и это, и то, только самого главного нет.

Я не верю певцам, на эстрадах украшенных светом,

Я не верю кино, там, в кино, как – то очень цветно.

 Кто всерьез воевал, почему –то не любит об этом,

Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.

Только слышишь, звучит проступает из стен Сталинграда,

Тихо, тихо поет и во мне, и вокруг.

Может быть про войну слишком много и громко не надо,

Чтобы грохотом слов не стереть, не убить этот звук.

Шестьдесят пять раз был февраль.

Шестьдесят пять праздников нового снега,

Шестьдесят пять раз таял снег, отступая с приходом весны.

Шестьдесят пять – это миг, это только чуть больше полвека,

Как немного пока удалось нам прожить без войны!

Тестовый контроль к уроку

1. Коренной перелом  в ходе Великой Отечественной войны произошёл :

 

   а) 1942-1943 гг.,

б) 1941-1942 гг.,

в) 1943-1944 гг.,

г) 1944-1945 гг.

 2. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:

 

а) Гудериан,

б) Ф. Паулюс,

в) Г.  Гот,

г) В. Лист.

 3. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался:

 

а) «Тайфун»,

б) «Барбаросса»,

в) «Уран»,

г) «Вайс».

 4. К результатам Сталинградской битвы не относится:

а) укрепление антигитлеровской коалиции,

б) перерастание наступления под Сталинградом в общее стратегическое наступление,

в) реальное руководство военными действиями оставалось в руках И.В. Сталина,

г) победа положила начало коренному перелому в войне.

5. Приведите в соответствие следующие данные:

 

а) Донской,

б) Сталинградский,

в) Юго-Западный,

1) А.И. Ерёменко,

2) Н.Ф. Ватутин,

3) К.К. Рокоссовский.

6. Операция «Уран» разрабатывалась под руководством

 

а) Г.К. Жукова, А.М. Василевского,

б) Г.К. Жукова, Н.Ф. Ватутина,

в) А.М. Василевского, И.В. Сталина,

г) И.В. Сталина, Г.К. Жукова.

 7. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде

 

а) 2 февраля 1942 г.,

б) 2 февраля 1943 г,

в) 2 января 1942 г.,

г) 2 января 1943 г.

 8. Предъявил ультиматум о сдаче немецким войскам

 а) Г.К. Жуков,

б) А.М. Василевский,

в) К.К. Рокоссовский,

г) Н.Ф. Ватутин.

 9. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была послана немецкая группировка под руководством:

 а) Паулюса,

б) Гота,

в) Манштейна,

г) Гудериана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории России "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" 6 класс

Данная разработка соответствует уроку изучения нового материала по программе истории России для 6 класса общеобразовательной школы. В разработку входит: пояснительная записка, конспект урока, мультиме...

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы.

Разработка урока к 200-летию Бородинской битвы. Историческая справка.Жанры солдатских песен. Строевые(походные) песни. Можно использовать на классных часах по теме....

Методическая разработка урока истории в 5 классе. Тема урока: "Герои Марафонской битвы"/

Методическая разработка урока истории в 5 классеТема урока: "Герои Марафонской битвы"Учитель: Мамедова Самира ХакимовнаЦель урока: содействовать формированию целостного знания и представления у учащих...

«Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны» Разработка урока по истории России. Урок № 22. Класс 9.

Мы продолжаем изучать один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. На прошлом уроке разобрали Сталинградскую битву, которая положила начало коренному пере...

Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)

Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование  у учащихся представления о сущности  исторического периода его важности и необ...