Откуда Русь пошла
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Познавательно-игровой экскурс в прошлое для учащихся 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_s_drevn._vremen_do_k._16_v._avto_lyskovets_e.a.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Русь с древнейших времен до конца XVI в.»

В игре принимают участие 2 команды.

Ход мероприятия.

1. «Что в прозвище тебе моем?» Ведущий зачитывает задание, участники игры должны сказать в связи, с чем даны прозвища.

  1. Почему князю Олегу было дано прозвище Вещий? (из-за проницательности князя и его  удачных военных походов)
  2. Почему князю Святополку было дано прозвище Окаянный? (из-за убийства родных братьев – Бориса и Глеба)
  3. Почему князь Всеволод получил прозвище Большое Гнездо? (из-за того, что у него было много детей – 8 сыновей и 4 дочери, а также 8 внуков)
  4. Собор Покрова Богородицы на Красной площади имеет еще одно название – храм Василия Блаженного. Кто такой Василий Блаженный и почему у него было такое прозвище? (собор называют так по имени юродивого Василия, отсюда и прозвище «Блаженный», который пророчествовал на паперти собора и был очень популярен среди московского люда, погребен в одном из приделов храма)
  5. Почему князь Иван получил прозвище  Калита? (за накопление богатств в своей казне во время собирания ордынской дани и присоединение к Московскому уделу многих земель (Ростов, Галич Суздальский, Белоозеро, Углич и др.)
  6. Почему Ивану IV было дано прозвище Грозный? (за крутой нрав, жестокость и подозрительность)

2. «Человек в истории». Работа с карточками: участники игры получают карточки с заданиями, нужно написать на карточке с обратной стороны ответ и передать ее жюри.

«Женщины в истории».

1. Как звали эту княгиню до крещения?

Она была родом  из северного русского города Пскова, славилась красотой и умом, которым восхищался византийский император Константин Багрянородный. Управляла страной после убийства своего мужа древлянами. Для каждого племени княгиня определила точные размеры дани – уроки и места ее сбора – погосты. Сохранила единство Руси. Установила мирные отношения с Византией. Стала первой христианкой в княжеской семье, приняв при крещении новое имя – Елена. (Ольга)

2. Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум, предания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, что идет замуж за татарского данника. В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки и бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушивать «многие поносные и укоризненные слова» от строптивых бояр. Она ценилась в Москве и сама себя уценила не столько как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская. (Софья Палеолог)

«Отцы и дети».

1. При князе Иване I Калите и его сыновьях наступила долгожданная «великая тишина», «престаша татарове воевати землю Русскую». Назовите имена сыновей Ивана Калиты, при которых татары не тревожили русские земли. (Симеон Гордый, Иван II Красный)

2. Определите, какие родственные связи соединяли князей Михаила Ярославича Тверского и Дмитрия Грозные Очи? (Отец и сын)

3. «Поймай дату». Ведущий читает фрагмент стихотворения, а участники игры должны назвать дату данного события.

1. Как мне о битве на Дону

Рассказ продолжить мой?

Читатель, я не обману,

Сказав о битве той,

Что не было еще такой.

И, хоть спроси, -

«Мамаево побоище»

Все знают на Руси!     (1380 г.)

2. Хан Ахмет собрался на Угре-реке

С Казимировой силою слиться.

И осенней ночью, туманной густотой,

На прибрежье, под город Калугу,

Он привел все остатки Орды Золотой,

Чтобы встретить вельможного друга.

А когда на востоке забрезжил рассвет,

Поредела завеса тумана,

На другом берегу вдруг увидел Ахмет

Рать московского князя Ивана.    (1480)

3. Объединились города.

Был на Руси Иваном Третьим

Введен Судебник для суда.

И властью княжеской, исконной,

В нем на двенадцати листах

В порядке собрались законы,

В стране единым правом став.   (1497)

4. А впереди, по звонким льдинам,

Гремя железной чешуей,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.

Казалось, вырвавшись из хлева,

Полезла в русские края,

Фырча и хрюкая от гнева,

Большая черная свинья.             (1242)

4. «Крылатые выражения». Работа с карточками: устно объяснить, что означает данный фразеологический оборот и вспомнить, с каким событием он связан.

1. Не все коту масленица. (В жизни бывают не только удовольствия. Масленица – старинный русский праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны. Ее отмечают народными гуляньями, катаньем с гор, играми, потехами, сожжением соломенного чучела зимы, хождением в гости. На масленицу пекут блины, которые, будучи круглой формы, являются символом солнца, возрождением жизни после зимней спячки. Их подают с молоком, сливками, сметаной – любимыми лакомствами кошек. Сразу после Масленицы наступает Великий пост, во время которого на протяжении шести недель следует воздерживаться от развлечений и жирной пищи).

2. После дождичка в четверг. (Неизвестно когда или никогда. Наши предки особо чтили главного языческого бога Перуна – бога грома и молний. По преданию, днем Перуна был четверг, поэтому именно в этот день ему возносили молитвы о дожде. Но во время засухи эти молитвы оставались неуслышанными и не помогали. Вот тогда и родилось это  выражение).

3. Проще пареной репы. (О несложном деле, не требующем большого искусства. До XVIII в., когда на Руси начали выращивать картофель, репа была основным овощем на столе крестьянина. Чтобы ее приготовить, не требовалось большого умения – горшок с репой ставился в печку, где она на пару превращалась в мягкое сладковатое угощение. Простота приготовления  этого кулинарного блюда стала символом очень простого дела).

4. Тютелька в тютельку. (Совершенно точно, точь-в-точь. В старославянском языке «тютелька» - это удар, попадание. При точном попадании топора мастера в одно и  то же место говорили: «он попал тютелька в тютельку»).

5. По Сеньке и шапка. (Каждому честь по заслугам. К XVI в. знатность боярина можно легко было установить по высоте его меховых горлатных шапок («горлатные», потому что мех брался с горла убитого животного). В Боярской думе ближе к царю сидели более знатные бояре в более высоких шапках).

6. Филькина грамота. (Пустая, ничего не стоящая бумажка; документ, не имеющий силы. Московский митрополит Филипп, образованный и просвещенный человек, выступал против царской политики насилия и террора. Он неоднократно посылал Ивану Грозному письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптивому митрополиту, презрительно называл его Филькой, а его послания филькиными грамотами).

5. «История в картинках». Командам  предлагается по жребию определить картину. Они должны назвать событие, которое на ней изображено, дату, личность, с которой оно связано, его значение: «Утро на Куликовом поле», «Невская битва», «Битва на Чудском озере», «Поединок Пересвета с Челубеем»

6. «Констуктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, каждая команда должна составить определения исторических понятий. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

  1. Подвиги, сказание, русский, герои, народный (Былина – русское народное сказание о подвигах героев)
  2. От, хан, покоренный, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая (Иго – система зависимости покоренной Батыем Руси от ханов Золотой Орды)
  3. Влияние, борьба, власть, слои, между, общество, представители, феодальное, правящие (Междоусобица – борьба за влияние и власть между  представителями правящих слоев феодального общества)
  4. Меха, вещи, налог, скот, Россия, народы, взимавшийся, некоторые (Ясак – налог, взимавшийся с некоторых народов России мехами, вещами, скотом)

7. «Перекресток Куча-мала». Участники команд отвечают на вопросы.

1. Если от даты этого события отнять 100, получится дата другого события, которая считается первой крупной победой над ранее непобедимым врагом. Назовите эти два события. (Первое – Стояние на р. Угре в 1480 г., второе – Куликовская битва в 1380 г.)

2. Эта единица измерения длины носит название той части тела, которую, судя по известной поговорке, невозможно укусить. (Локоть)

3. В истории денежного обращения на Руси период с XIII в. по 80-е гг. XIV в. называют безмонетным. Что использовалось тогда в качестве эквивалента в товарообмене? (Связки ценного меха; возможно, изделия ремесленников)

4. Назовите два материала для письма, которые использовались в XI – XIV вв.? (Пергамент, береста)

5. Какой угол в доме называли «красным»? («Красным», или «передним», углом называли ту часть комнаты, где висели иконы. Под иконами стоял стол и были места для сидения хозяина и почетных гостей)

6. Известно, что многие ремесленники-ювелиры владели такими сложными техниками, как «скань» и «зернь». Что представляли собой эти способы изготовления ювелирных изделий? (Скань – это орнамент, выложенный из очень тонкой витой проволоки. Зернь – орнамент, выложенный на поверхности изделия из припаянных мельчайших кусочков металла – зернышек, зерни)

7. Назовите единицы измерения длины, существовавшие в XV – XVI вв.? (Верста, косая сажень, локоть, пядь, сажень)

8. Героини сказок и преданий часто сидят в светлице. Что такое светлица? (Светлица – просторное светлое помещение для занятий женским рукоделием)

9. Во Франции их называли «жонглеры», а на Руси? (Скоморохи)

10. Что такое Кремль? Где еще, кроме Москвы, имеется Кремль? (Кремль, или кром, - центральная укрепленная часть города. В наши дни Кремль можно увидеть в Смоленске, Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде)

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Откуда есть пошла грамота

Методическая разработка состоит из двух разделов: история письменности и  древние книги. Цель мероприятия  – повысить уровень книжной культуры детей, заинтересовать историей книги.  Разработка включае...

Откуда есть пошла книга. Общие представления об истории книги.

ТЕМА: ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА КНИГА.ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ КНИГИ.  Цель: познакомить учащихся с историей книги, об изобретении книгопечатания, привить любовь к книге, культурно...

Внеклассное мероприятие по истории для 6 класса "Откуда есть пошла русская земля"

Внеклассное мероприятие позволяет в игровой форме закрепитть материал по теме "ДревняяРусь". Повторить даты, термины, деятельность первых князей....

Презентация к внеклассному мероприятию "Откуда есть пошла русская земля"

Презентация к внеклассному мероприятию по истории для 6 класса "откуда есть пошла русская земля"...

Откуда есть пошла грамота на Руси

Такой урок провожу в конце года в разделе «Общие сведения о языке».       Посвящаю урок - обобщения Дню славянской письменности и культуры. Данная модель урока позволяет поло...

На Всероссийскую интернет конференцию "Откуда есть пошла русская земл

На Всероссийскую интернет конференцию"Откуда есть пошла русская земля"Классный час"Гордиться славою предков не только можно, но и должно" (А.С.Пушкин)Цель классного часа - познакомиться с историей, ку...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...