Урок-игра "Знатоки Средних веков"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Игровой сценарий к уроку истории, посвященному эпохе Средневековья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_znatoki_srednih_vekov_avtor_e.a._lyskovets.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лысковец Елизавета Александровна, учитель истории

МБНОУ «Гимназия № 18»

Ленинск-Кузнецкий городской округ

Урок-игра для 6 классов «Знатоки Средних веков» 

Цели:  1) обобщить знания обучащихся по истории Средних веков.

             2) развивать умения и навыки учащихся при работе с понятиями, датами и   логическими задачами.

             3) воспитывать чувство коллективизма

Оборудование: оформление доски, детские презентации, кроссворды, карточки, бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово о целях игры.

Представление жюри. Представление команд.

II. Игра.

  1. «Кто я?». Представление

Придумать название команде, девиз, нарисовать на листе формата А4 герб своей команды.

2. Разминка

Команды по очереди отвечают на вопросы

(за каждый правильный ответ – 2 балла)

1) Какое государство называли «Золотым мостом» и почему? (Византийскую империю, т.к. через нее проходили пути из Черного моря в Средиземное и из Европы в Азию)

2) Когда в истории воевали цветы? (В Англии война Алой и Белой розы)

3) Какие открытие сделали скандинавы задолго до XV века? (Открыли Америку)

4) Первый слог – нота, второй – установленный образец одежды, целое – изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма – реформа)

5) Назовите самую длинную войну в истории. Какие страны ее вели? (Столетняя война между Англией и Францией)

6) Первый слог – домашние птицы, второй местоимение, целое – участники общенародной освободительной борьбы против засилья немцев и католической церкви в одной европейской стране в XV в. (Гуси-ты – гуситы)

7) Откуда произошло слово «брюки»? (Шерсть и сукно, из которого шилась эта одежда, производились в городе Брюгге)

8) Этот народ называл свою страну «Землей четырех сторон света». (Инки)

9) Что означал призыв «понести крест»? (Принять участие в крестовых походах)

10) Название каких войн указывает на их продолжительность? (Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя)

  1. Конкурс «Знаменитые события и даты»

Команды получают листы с таблицами, где в одном столбце перечислены события периода Средневековья. Ребята должны вспомнить даты и заполнить второй столбец таблицы. За каждый угаданную дату команда получает по 2 балла.

  • Падение западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья (476 г.)
  • Начало Реконкисты (718 г.)
  • Образование империи Карла Великого (800 г.)
  • В каком году в Европе одновременно появились три государства: Италия, Германия, Франция? (843 г.)
  • Образование Священной Римской империи (962 г.)
  • Начало Крестовых походов (1096 г.)
  • «Великая хартия вольностей» (1215 г.)
  • Возникновение парламента в Англии (1265 г.)
  • Созыв Генеральных штатов во Франции (1302 г.)
  • Столетняя война (1337 – 1453 гг.)
  • «Золотая булла» (1356 г.)
  • Жакерия во Франции (1358 г.)
  • Восстание Уота Тайлера в Англии (1389 г)
  • Падение Константинополя (1453 г.)
  • Война «Алой и Белой роз» (1455 – 1485 гг.)

  1. Конкурс «Крылатые выражения»

Нужно объяснить смысл выражения и рассказать об истории его возникновения. За полный правильный ответ – 4 балла.

  1. «Жить на широкую ногу» - жить пышно, богато, с размахом и щедростью.

Это выражение возникло благодаря английскому королю Генриху II Плантагенету. На большом пальце правой ноги короля вырос уродливый нарост, вследствие чего монарх вынужден был носить длинные башмаки с загнутыми кверху носами. Знатные богатые люди, подражая ему, также стали носить огромную обувь. Чтобы такие ботинки не сваливались с ног, модникам приходилось набивать их сеном. Обыкновенным гражданам разрешалось носить башмаки с носком не длиннее 15 см.

  1. «Бросить перчатку» - вызвать на спор, состязание.

Это выражение пошло со времени средневекового рыцарства. Для того, чтобы вызвать на поединок, рыцарь бросал противнику перчатку. Тот, кто поднимал перчатку – принимал вызов.

  1. «Копья ломать» - бороться за что-либо, с жаром спорить о чём-либо.

Происхождение выражения относится ко временам рыцарских турниров XII – XIII вв. Каждый рыцарь, выходя на турнир, объявлял свою даму сердца самой прекрасной и вешал на своё копьё платок, подаренный ею. Это своё утверждение рыцари отстаивали в поединке, в буквальном смысле ломая копья.

  1. «Ходить в Каноссу» - унижаться перед кем-либо, поступаться своей гордостью, признавать себя побеждённым.

Германский император Генрих IV вёл политическую борьбу с папой римским Григорием VII. В результате этой борьбы Генрих IV низложил Григория VII, а тот, в свою очередь, отлучил Генриха IV от церкви. Знать, боровшаяся за власть, воспользовавшись этим, вышла из-под контроля. Простой народ, взбудораженный проповедями монахов, тоже отвернулся от императора. Покинутый всеми, Генрих IV не выдержал и в 1077 году отправился к папе в замок Каноссу в Северной Италии. Три дня он простоял босым на морозе в одежде кающегося грешника перед воротами замка, и только тогда папа позволил ему пасть в ноги и получить прощение.

  1. «Круглый стол» - совещания,  переговоры, любой обмен мнениями, где все имеют равные права и полномочия.

Выражение восходит к циклу средневековых английских романов о короле Артуре. Волшебник Мерлин предложил отцу Артура, Уотеру, создать рыцарский орден Круглого стола: его члены должны были сидеть везде за круглым столом, чтобы чувствовать себя равными. В международных совещаниях круглый стол стал частью дипломатических церемоний – так подчёркивается равноправие сторон. Выражение приобрело более широкое значение как всякий обмен мнениями, где беспристрастно и терпимо знакомятся с точкой зрения других.

  1. «Философский камень» - скрытая суть вещей.

В Средневековье алхимики пытались создать не существующее в природе вещество, которое обладало бы чудодейственными свойствами: могло превращать неблагородные металлы в золото и серебро, излечивало от всех болезней, возвращало молодость и удлиняло человеческую жизнь. Называли такое вещество философским камнем. С возникновением научных основ химии его поиски прекратились, и выражение «философский камень» стали переносно использовать в значении начало всех вещей, скрытая их суть».

5. Воображаемое путешествие. Составление рассказа.

Каждая команда получает карточку с заданием и составляет рассказ. Один из участников команды представляет придуманный командой рассказ

(7 баллов).

1) Представь, что ты – европейский купец и везешь свой товар на продажу в Египет. Опиши, как проходило твое путешествие. Что ты вез на продажу? Что купил? Какие трудности в пути ты испытал?

2) Представь, что ты – один из самых первых жителей г. Брюгге. Расскажи о том, как появился этот город? Какие достопримечательности в нем есть? Как выглядят его жители и улицы? За что ты любишь свой город?

3) Представь, что ты – владелец ремесленной мастерской XIII в. Расскажи о том, что ты производишь в своей мастерской? Кто тебе помогает? Какие орудия труда ты используешь? Какое сырье?

6. Конкурс архитекторов

Домашнее задание

(выполнить проект нашей гимназии 1 команда – в романском стиле,

2 команда – в готическом стиле на ватмане или презентация)

Каждая команда презентует свой проект нашей школы в романском или готическом стиле и характеризует основные элементы этого стиля. За правильно представленный проект каждая команда получает 10 баллов, за характеристику стиля – 5 баллов.

7. Конкурс «Человек – загадка»

1) Каждая команда описывает известную историческую личность эпохи Средневековья. Соперники должны определить, о ком идёт речь. За описание личности команды получают по 2 балла и за правильно угаданную личность команды получают по 2 балла.

2) Определите, кому принадлежат данные высказывания. За правильно угаданную личность команда получает 2 балла.

  • «О, доблестные воины, потомки непобедимых предков! – вскричал он. – Забудьте все наши ссоры и обиды! Отправляйтесь в путь ко Святому Гробу Господню, вырвите священную землю из лап гнусных завоевателей». (Урбан II)
  • «Так и ты поступил с моей чашей» (Хлодвиг)
  • «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать» (Французский король Людовик XI)
  • «Учитель и ученик – друзья во благе» (Пророк Мухаммед)
  • «Если изменю слову своему, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду?» (Ян Гус)
  •  «Вовремя прояви мудрость, подумай, раскайся и предотврати удар грома нашего возмездия. Ты не больше, чем муравей, зачем ты дразнишь слонов? Они растопчут тебя своими ногами» (Тимур Тамерлан)
  • «Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне его – уважительность к старшим, серьёзно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно потратить на чтение книг» (Конфуций)
  • «Горе мне, что нет у меня никого из родных, которые могли бы мне чем-либо помочь в минуту опасности» (Хлодвиг)
  • «Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель, как не сказать, что он хитрее и злее вора». (Ян Гус)

8. Кроссворд «Культура эпохи Средневековья»

Каждая команда получает лист с кроссвордом. За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу.

  1. Один из братьев, создатель славянской азбуки. (Кирилл)
  2. Материал для письма, изготавливавшийся из телячьей,

     свиной или бараньей кожи. (Пергамент)

  1. Китайский храм. (Пагода)
  2. Самый знаменитый храм Константинополя. (Софии)
  3. Металлические подвижные буквы. (Литеры)
  4. Сюжетная декоративная композиция из стекла, пропускающего свет. (Витраж)
  5. Основатель книгопечатания. (Гутенберг)

9. Конкурс капитанов

На ватмане изображён рыцарь. За кольчугой скрываются понятия и термины, которые капитаны должны объяснить. Если ученик не может этого сделать, то право передаётся другому капитану. Члены команды помогать не могут. За каждое правильное объяснение капитан получает 3 балла.

Понятия: сословия, феод, куртуазность, сеньория, феодал, оброк, натуральное хозяйство, рыцарь, индульгенция, инквизиция, вассал, викинги.

III. Подведение итогов игры.

Награждение команд. Вручается грамота победившей команде, отмечаются лучшие игроки (медаль «Знатоку Средневековья»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...