Методические основы проектирования и применения медиауроков
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Сегодня мы уже не обсуждаем, нужна или нет компьютеризация образования. Всем итак это давно понятно. Современное общество ответило на этот вопрос, начав создавать новую информационную культуру, в которой будут жить, и работать выпускники всех школ России.  Сегодня речь пойдет об особенностях организации и проведении медиауроков в своей работе. Для чего они вообще нам нужны, в чем их преимущества? На эти и другие вопросы ответит данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osnovy_proektirovaniya_mediauroka.docx45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы проектирования медиаурока

На данном уроке в передаче и усвоении учебной информации участвуют два новых компонента образовательного процесса.

1. Компьютер органично занимает место нового универсального технического средства обучения и развития.

2. Программные средства дополняют традиционную технологию обучения какого-либо школьного предмета или отдельных его разделов и тем. Содержат в себе четко структурированную учебную информацию в текстовом виде, множество наглядных изображений в виде схем, рисунков, таблиц, видеофрагментов, снабженных анимационными и звуковыми эффектами.

При этом и компьютер и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Какие изменения влечет за собой применение компьютера и мультимедиа программ?

В первую очередь расширяются и обогащаются дидактические принципы обучения. В последние годы в дидактике уже произошел пересмотр значений таких принципов, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Определились и два новых принципа - индивидуализации обучения и активности.

В настоящее время на ведущие позиции в формировании компонентов учебной деятельности с применением компьютеров выдвигается принцип интегративности. Он предполагает установление учителем интегративных связей, которые позволяют ярче представить характеристику предмета, показать взаимосвязь между содержанием отдельных предметных образовательных разделов и модулей, между предметным обучением и общей информационной подготовкой школьников. Установленные связи позволяют органично включать компьютер в учебный процесс, сочетать традиционные и компьютерные методы обучения, создавать особую информационную педагогическую среду, способствующую интенсификации образовательного процесса.

Учет интегративных связей приводит и к корректировке педагогических целей. Приоритетной целью медиауроков является развитие в процессе обучения способностей учеников к продуктивной самостоятельной творческой деятельности в современной информационно насыщенной среде. Учитывая это, при разработке медиаурока учитель ставит не только образовательные задачи по предмету, но в триаде задач (образовательных, воспитательных, развивающих), дополнительно выделяет задачи по формированию компонентов информационной культуры. Это может быть: развитие способностей отбирать нужную информацию, знакомство с новыми способами технической обработки информации, формирование практических умений по компьютерной обработке информации и др.

Например, на уроках истории формирование умений школьников проводить компьютерную виртуальную экскурсию, или при наборе на компьютере текста диктанта развитие навыков работы на клавиатурном тренажере, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи при использовании гипертекстовой шкалы времени и исторических событий и т.д.

Медиаурок может проводиться в компьютерном классе, или в классной комнате, оборудованной мультимедийным проектором. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.

Для оптимальной организации учебной деятельности школьников в компьютерном классе предлагается работу за компьютером сочетать с работой за дополнительными учебными столами, которые есть в каждом компьютерном классе. Это позволит выполнить требуемые санитарные нормы, организовать динамичную учебную деятельность школьников. Известно, что смена видов деятельности снижает утомляемость, активизирует работу.

При использовании учителем компьютерной техники только для наглядной демонстрации учебной информации урок проводят в классе с одним комплектом аппаратных средств.

Работа учащихся в классе может быть организована:

  • фронтально - просмотр видео фрагментов, наблюдение за изменениями объектов,
  • индивидуально - выполнение практических работ, решение задач,
  • малыми группами - выполнение общего учебного проекта, постановка модельного эксперимента и др.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

  • актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
  • формирование знаний, умений, навыков (осознание и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) - за компьютером и (или) без компьютера;
  • применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) - за компьютером и (или) без компьютера.

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации.

Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.

 

3. Совершенствование традиционных методов обучения при использовании ИТ

Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя. На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации. Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

В таблице представлено как трансформируются, дополняются методы обучения за счет использования компьютерной техники и программных мультимедийных средств.

Традиционные методы обучения

Традиционные средства и их дидактические возможности

Совершенствование за счет применения программных и технических средств ИТ

Словесные: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж

Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обучения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными научными знаниями.

Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Возможность многократно повторить точно такое же содержание. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информацию.

Наглядные: демонстрация, макета, демонстрация трудового приема или операции, экранная демонстрация

Натуральные объекты, модели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофильмы. Статичная демонстрация с экрана. Наблюдение за неподвижными объектами.

Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преобразование предметов в пространстве и на плоскости; визуализация процессов, невозможных для рассмотрения в реальных условиях Лучше усваивается учебная информация, так как привлекаются все органы чувств

Практические: упражнение, практические и лабораторные работы

Учебные задания для практической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ

Виртуальное практическое действие, плоскостное и пространственное моделирование объектов, автоматизация отдельных операций. Происходит логическая обработка практического материала, уменьшается количество организационных моментов

Методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка

Тестовое или контрольное задание, вопросы и проблемные ситуации Проверка хода и результатов усвоения школьниками теоретического и практического учебного материала

Машинный инструктаж и контроль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оперативная самооценка и коррекция результатов

Безусловно, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства учителя, методики, которую он применяет. Но грамотное использование средств ИТ зависит и от знаний учителем педагогических основ по информатизации уроков. Здесь представлен  лишь только необходимый минимум. Успехов  в работе!

Источник: http://www.curator.ru  Интернет технологии в образовании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы спортивной подготовки детей школьного возраста

Выступление на районном семинаре учителей по физической культуре....

Методические основы урока.

1.    Методы обучения - это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач....

Методические основы построения личностно ориентированного урока

В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В...

Методические основы обучения теме «Четырехугольники»

Вкурсе геометрии 7-9-х классов тема"Четырехугольники " является весьма актуальной, так как на рассмотренном материале   изучают другие разделы геометрии: преобразование фигур, площади, много...

Методические основы организации элективного курса по теме «Основы медицинских знаний» для предпрофильного биологического образования школьников.

Цель данного курса в формировании валеологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к личному здоровью. Программа опирается на соде...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...