МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ «РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Пономарёва Светлана Альбертовна

Урок "Русь между Востоком и Западом. Александр Невский" является частью исторической темы "Русь с древнейших времен до конца 17 века" . Данный урок, применяемые в ходе его проведения методы и приемы являются логическим продолжением процесса формирования метапредметных компетенций на уроках истории. Тема урока выбрана не случайно. Самоидентификация России, понимание россиянами того, кто мы "..азиаты с раскосыми и жадными очами..." или цивилизованные европейцы, актуальны и сегодня, в 21 веке. Раскрытие темы занятия не только поможет ответить на этот вопрос,  но и объяснит почему, при каких обстоятельствах произошел выбор того цивилизационного пути, по которому Россия шагает до сих пор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОЯРСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СЕРВИСА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ

«РУСЬ МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»

КРАСНОЯРСК

2017 г.

Название раздела: «История России с древнейших времен до конца XVII века».

Тема урока: «Русь между Востоком и Западом. Александр Невский.»

Тип урока: новых знаний

Цели:

Образовательная

Сформировать у обучающихся целостное представление:

- о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в результате татаро-монгольского нашествия;

-  о причинах выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.

Развивающая 

Способствовать развитию у обучающихся:

- коммуникативных навыков;

- навыков аналитического мышления.

Воспитательная

Способствовать развитию у обучающихся:

-  познавательного интереса;

- воспитанию чувства сопричастности к истории России.

Основные понятия: крестоносцы, рыцарский орден, ярлык, выход, баскак

План  урока

  1. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение целей урока и плана работы на уроке.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.
  2. Основная часть
  • Сообщения обучающихся, работа в тетрадях.
  • Рассказ учителя.
  • Выполнение задания – работа с текстом для чтения.
  • Заполнение таблицы.
  • Дискуссия – обучающиеся делают выводы, аргументируя свою точку зрения.
  • Общий вывод.
  1. Домашнее задание.
  2. Подведение итогов урока.

 Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, объявление об открытом уроке.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке истории вам предстоит работать в группах и индивидуально, при этом одинаково важны будут результаты как групповой так и индивидуальной работы.

Учитель после вступительного слова, предлагает обучающимся самим сформулировать тему урока, затем рассказывает о целях урока и дает план работы.

В начале урока я предлагаю посмотреть видеофрагмент. С его помощью, в результате логического размышления, мы вместе определим тему сегодняшнего урока. Помогут вам это сделать вопросы-подсказки.  

На слайде вы видите три образа, которые представляют различные государства XIII века: пахарь, мирно обрабатывающий поле,  два всадника, устремляющиеся  на него с Востока и Запада. Один на приземистой лошади, со щитом из бычьей кожи и с луком, другой в железных латах и с копьем в руках (слайд №1).

  1. Определите, какое государство символизирует каждый из этих образов?
  2. Опираясь на полученные ранее знания и изображение, сформулируйте главную проблему взаимоотношений этих государств.
  3. Конкретизируйте, в чем заключается главная проблема Руси?
  4. Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?

 

Обучающиеся делают предположения, в итоге тема урока сформулирована как

«Русь между Востоком и Западом. Александр Невский».

Объявляются цели и план занятия (слайд №2 и №3).

Учитель: 

В ходе нашего урока вы должны узнать:

  • сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси в результате монгольского нашествия
  • причины выбора Александра Невского союза с Ордой против католического Запада

а так же проявить умения:

  • выявлять и анализировать причины, повлиявшие на выбор Александра Невского
  • высказывать свое мнение относительно деятельности Александра Невского

Работать будете в группах по следующему плану:

  1. Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы
  2. Работать с текстом, заполнить таблицу
  3. По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его
  4. Озвучить результаты своей работы
  5. Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского

Теперь расскажу об оценке работы на уроке: каждый из вас работая в группе, зарабатывает баллы и для своей группы и для себя лично. В конце занятия все баллы подсчитываются и выставляются оценки. Критерии оценивания ответа перед вами.

Требования к ответу: 

1. Четкость и полнота ответа.

2. Верная аргументация.

а так же будет учитываться слаженность групповой работы

2. Актуализация ранее полученных знаний.

Учитель предлагает перечислить последствия татаро-монгольского нашествия на Русь (не менее 5 последствий, без предварительной подготовки). Ответы оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.

Учитель: XIII век был периодом самого страшного испытания для Руси – с Востока на нее нахлынули бесчисленные полчища завоевателей, которых привели монгольские ханы. В это же время с Северо-Запада ей угрожали отряды немецко-шведских захватчиков. Русская земля находилась на краю гибели. Ваша задача -  вспомнить каковы были основные последствия монгольского нашествия на Русь.

Предполагаемые ответы обучающихся:

- Города Руси были разрушены

- Многие князья погибли, защищая страну

- Русь понесла большие человеческие потери, многие жители угнаны в рабство

- Русь была вынуждена платить завоевателям дань

- Оставшиеся в живых русские князья должны были получить разрешение на княжение - ярлык

- Ухудшилось международное положение Руси, она была отрезана от Черного моря

- Исчезли многие ремесла, пришли в упадок письменность и искусства

3. Основная часть.

Учитель: Не менее грозными противниками были западные соседи Руси – шведы и Ливонский рыцарский орден. Ваша задача: внимательно выслушать сообщения ваших товарищей и в ходе их выступления выбрать и отметить в тетради правильные ответы на следующие вопросы (слайд №4) 

Ответы даются в трех вариантах и оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

  1. С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?

а) Принести прогрессивную западную культуру в прибалтийские земли

б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества

в) Защитить местное население от набегов татаро-монголов

  1. Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями?

а) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси

б) Объявить крестовый поход против татаро-монгольских завоевателей

в) Заключить союз католической церкви с православной церковью

  1. Когда и как образовался Ливонский орден?

а) В 1237 г. в результате объединения ордена тамплиеров и меченосцев

б) В 1202 г. в результате объединения ордена тамплиеров и госпитальеров

в) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом

Сообщения учащихся:

1. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари-крестоносцы, члены Ордена меченосцев. Этот рыцарско-монашеский орден был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили изображение красного креста, похожего меч, откуда и произошло название ордена.  Крестоносцами руководило не только желание спасти души язычников. К XIII веку в Германии появилось множество безземельных рыцарей, которые надеялись завоевать себе владения мечом.

2. Постепенно орден расширился, окреп и создал своё государство, притесняя окрестные земли. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Планы распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усилиями совершить крестовый поход на Русь.

В 1237 г. меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом. Новый орден стал называться Ливонским. С созданием Ливонского ордена силы крестоносцев возросли.

Учитель формулирует проблему исторического выбора, вставшего перед Русью, обучающиеся выступают с сообщением о личности кн. Александра Невского, его биографии. Рассказ о битве на Чудском озере сопровождается просмотром отрывка из фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский». После рассказа обучающиеся делают вывод об историческом значении битвы.

Учитель: В середине XIII века история поставила перед Русью вопрос о ее праве на существование. Русские князья должны были избрать такую стратегию в политике, которая позволила бы выжить Русскому государству, сохраняя при этом народную самобытность. Выбор был невелик – или пасть в героической борьбе с завоевателями, или же, заручившись поддержкой сильнейшего противника, дать отпор другому. В Северо-Восточной Руси в это время правил князь Александр Ярославич, прозванный Невским. Ваша задача: прослушать краткое сообщение о князе и ответить на вопрос: каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»?

Ответы оцениваются по одному баллу за каждый правильный ответ.

Сообщения учащихся:

1) Александр Ярославич Невский  - годы жизни 1221 – 1263, был сыном Великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича. Княжил в Новгороде с 1236 по 1251 год. С 1252 года  он стал Великим Владимирским князем.

Рано возмужавший, Александр не боялся брать на себя важные, ответственные решения, показал себя гибким и дальновидным политиком.

В 1240 году за победу над шведами на реке Неве девятнадцатилетний Александр получил прозвище – Невский. Победой же на Чудском озере и разгромом ливонских рыцарей в апреле 1242 года снискал себе бессмертную славу.

Просмотр видеофрагмента (слайд №5)

2) Закончилась битва, враг был изгнан с русской земли. Дружина Александра Невского с победой вернулась домой. Вскоре из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар.

Мы оформили стенгазету, из которой вы можете подробнее узнать об Александре Невском и о его победах.

Варианты ответов (правильные ответы на слайде №6):

А) Удалось заключить с рыцарями союз против монголов.

Б) Рыцари были изгнаны с Русской земли.

В) Рыцари были изгнаны из Прибалтики.

Г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли.

Д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.

Е) Был заключен союз Руси и Польши против немецких рыцарей.

Учитель: 

Долгое время князю Александру удавалось уклоняться от поездки в Золотую Орду на поклон хану Батыю. Только когда разгневанный Батый пригрозил новым набегом, Александру пришлось поехать в Орду. В это время брат Александра – Андрей Ярославич в союзе с князем Дмитрием Галицким при поддержке Папы Римского и католических правителей решили оказать сопротивление монголам. Но помощи от католического Запада русские князья не получили. Северо-Восточная Русь подверглась новому разрушительному набегу монголов.

Александр получил ярлык на Великое княжение Владимирское, но был вынужден отдать Суздаль, Рязань и Новгород монголам для проведения переписи и сбора дани. Жители этих городов подняли антиордынское восстание, но Александр Ярославич, подавив восстание, привел мятежные города к покорности Орде.

Таким образом, вы видите, что наметились два пути отношений Руси с Западом и Востоком. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада. Оценка этих событий и деятельности князя Александра вызывают споры среди историков и сегодня.

Ваша дальнейшая задача: в течение 7 минут, используя материалы сегодняшнего и предыдущих уроков, а так же отрывки из трудов видных историков, вы должны заполнить свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение, таким образом вы заработаете дополнительные баллы. Внутри группы самостоятельно распределите вопросы между собой. Результаты работы необходимо озвучить.

Работа с текстом и заполнение таблицы, за аргументированный ответ – 2 балла.

Образец сравнительной таблицы:

Запад (предполагаемые ответы)

Линии сравнения

Восток(предполагаемые ответы)

Да, являлся, так как в Европе увеличилось число безземельных рыцарей

1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему?

Нет, главной целью было ограбление покоренных земель, получение дани с местного населения.

Использовать бояр для установления собственной власти.

2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями?

Реальная власть продолжала оставаться в руках князей, пусть и получавших ярлык из рук монгольского хана.

Гумилев пишет, что русских убивали, включая даже младенцев.

3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению?

Убивали сопротивляющихся, угоняли в плен, оставшихся облагали данью.

Новый закон, быт, власть, религию, все новое и непривычное.

4. Какие изменения несли с собой завоеватели?

Монгольские ханы не вмешивались во внутренние дела Руси, жизнь оставалась прежней.

Планировали утвердить католическую веру на русских территориях.

5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры?

Монгольские завоеватели отличались веротерпимостью.

Примерные выводы для каждой группы:

«Западники» - Александр выбрал стратегию сопротивления католическому Западу потому, что Запад нес гибель для русской самобытности и православия, самостоятельное русское государство не могло бы существовать.

«Восточники» - с Востока шло тяжелое порабощение, но не полное истребление. Сохранилось Русское государство, пусть и подчиненное воле Золотой Орды. Александр выбрал стратегию союза с монгольскими завоевателями для сохранения русской государственности.

Обучающиеся записывают выводы в тетрадь.

Учитель: Историки неоднозначно оценивают мотивы, побуждавшие Александра к подобной стратегии. Прочтите высказывания Льва Гумилева и И.Н.Данилевского, по разному оценивавших деятельность Александра Ярославича. Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? Ответ аргументируйте (используйте данные из таблицы).

Цитаты:

« …<Александр Невский>  в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки»

(И. Н. Данилевский)

«…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины»

(Л. Н. Гумилев).

Учитель помогает наводящими вопросами сформулировать мнение, стараясь превратить высказывание мнений в дискуссию.

Учитель: ребята, каково бы ни было ваше отношение к личности Александра Невского, вы должны знать, что выбор, который сделал Невский, на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства. В выборе Александра Невского многие из вас узнают традиционное для Руси предпочтение союза с Востоком для противостояния Западу, если вспомнят выбор сделанный князем киевским Владимиром Святославичем, крестившим Русь по образцу Восточной Римской империи. Даже по сей день ощущаются последствия этого решения, которые выражаются в обоюдно настороженных отношениях России с Западной Европой. Россия до сих пор воспринимается на Западе как азиатская страна – это ни хорошо, ни плохо, такова общая ситуация.

4. Домашнее задание.

5. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки обучающимся.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Цель

Организационный момент

Приветствие.  Объявление о проведении открытого урока.

Слушают учителя

Нацеливание учащихся на дальнейшую  деятельность

Введение в тему урока

Показ видеоролика.

Эвристическая беседа по материалам видеоролика.  Предъявление плана работы на уроке

Смотрят, отвечают на вопросы.  Делают предположение о теме урока. Знакомятся с планом работы на уроке.

Создание познавательной мотивации и содержательных предпосылок для изучения нового материала.

Актуализация полученных ранее знаний

Предлагает вспомнить материалы предыдущих уроков

Перечисляют признаки ранее изученного явления

Подготовка к основной деятельности.

Основная часть

Постановка задачи на работу.  Изложение нового материала

 

Корректировка выступлений обучающихся.

Обобщающая беседа по выполненному заданию.

Прослушивают сообщений по теме урока, просматривают видеофрагмент, выполняют тестовые задания.

Работа с текстом. Заполнение таблицы и подготовка выступления.

Представление результатов работы группы, дают аргументированные ответы.

Слушают друг друга, дополняют таблицу.

Участвуют в беседе, делают выводы по итогам работы.

Изучение и закрепление нового материала.

Формирование коммуникативных умений: работать с историческим текстом,  воспринимать информацию «на слух», отвечать устно.

Развитие аналитического мышления.

Формирование представления о проблеме выбора пути цивилизационного развития Руси в XIII веке, о роли Александра Невского в решении этого вопроса

Подведение итогов

Обращение к учащимся с вопросами о результатах урока.

Обобщение учителем.

Оценка работы обучающихся на уроке.

Отвечают, обращаясь к содержанию и ходу урока.

Развитие навыка самоанализа.

Реализация воспитательного потенциала оценки.

Домашнее задание

Формулирует и комментирует домашнее задание

Записывают, при необходимости задают вопросы

Нацеленность на следующий урок



Предварительный просмотр:

Рабочий лист обучающегося гр.№ 15 (Ф.И.О.)  ___________________________________________________________

Тема урока ___________________________________________________________________________________________

Цель урока: выявить сущность проблемы цивилизационного выбора развития Руси в результате монгольского нашествия и определить причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада.

План работы на уроке                                                                                         Требования к устному ответу

1. Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы                                        1. Четкость и полнота ответа

2. Работать с текстом, заполнить таблицу                                                                                2. Верная аргументация

3. По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его

4. Озвучить результаты своей работы

5. Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского

Задание I

выберите правильный вариант ответа

1. С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику?

а) Принести прогрессивную западную культуру в прибалтийские земли

б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества

в) Защитить местное население от набегов татаро-монголов

2. Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями?

а) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси

б) Объявить крестовый поход против татаро-монгольских завоевателей

в) Заключить союз католической церкви с православной церковью

3. Когда и как образовался Ливонский орден?

а) В 1237 г. в результате объединения ордена тамплиеров и меченосцев

б) В 1202 г. в результате объединения ордена тамплиеров и госпитальеров

в) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом

Задание II

ответить на вопрос: каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»?

а) Удалось заключить с рыцарями союз против монголов.

б) Рыцари были изгнаны с Русской земли.

в) Рыцари были изгнаны из Прибалтики.

г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли.

д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.

е) Был заключен союз Руси и Польши против немецких рыцарей.

Количество баллов                 ____________

Общее количество баллов        _____________

Оценка за урок                        _____________


Задание III

Используя материалы сегодняшнего и предыдущих уроков, а так же отрывки из трудов видных историков, вы должны заполнить свою часть таблицы, отвечая на вопросы в ней. По результатам работы вы должны сделать вывод: почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к западным и восточным соседям. Аргументируйте свой ответ, выделите в тексте места, подтверждающие ваше мнение.

Образец таблицы:

Запад

Вопросы для сравнения

Восток

1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему?

2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями?

3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению?

4. Какие изменения несли с собой завоеватели?

5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры?

Вывод:

 Александр Невский выбрал стратегию____________________________________________________________________________________________

по отношению к ________________________________________________________________ так как ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тексты для чтения

 Из книги «От Руси до России» Л. Н. Гумилева

«В XIII в. Западная Европа являла собой постоянно растущую угрозу для Руси. К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев. Опасность немецко-шведской агрессии стала для Руси очевидной и нарастала день ото дня.

В 1240 г. Александр Ярославич с малой дружиной и новгородцами разбил шведов, высадившихся в устье реки Невы. На время Новгород был спасен, но угроза для Руси осталась. Ливонские рыцари в 1240—1241 гг. усилили натиск на Изборск, стремясь к завоеванию Пскова. А в Пскове среди бояр обнаружились сильные прогерманские настроения. Опираясь на помощь бояр, немцы к 1242 г. захватили этот город, а также Ям и Копорье и снова начали угрожать Новгороду.

Освободив Псков, Александр Невский двинулся на главные силы ливонцев. На западном берегу Чудского озера Александр одержал еще одну победу. Поражение немцев в Ледовом побоище 5 апреля 1242 г. отсрочило их наступление на Восток.

Выиграв это сражение, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможность немецкого наступления. Сил у рыцарей было гораздо больше, чем у новгородцев. Немцы могли постоянно пополнять свои войска, так как в XIII в. в Европе было огромное количество добровольцев, мечтавших найти применение своим силам. Натиск Запада на Русь был по-прежнему угрожающе реален.

Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра, быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с Запада, и потребность в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогли логика событий и гений Александра Невского.

В 1242 г. в результате династических изменений в Орде, положение хана Батыя – победителя народов - стало сложным, если не сказать — гибельным. Батыю стал жизненно необходим союзник и он попытался обрести поддержку на Руси. Политических поводов для продолжения войны между русскими и монголами уже не было. Что еще важнее, уже исчезли и эмоциональные мотивы противоборства. Ведь русские впоследствии называли Батыя «добрым ханом». Союз между Русью и Батыем стал возможен.

Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Выбирать приходилось между Ордой, в которой погиб его отец, и Западом, с которым новгородский князь был «хорошо знаком» еще со времен Ледового побоища. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины».

Отрывок из книги «Русские земли глазами современников и потомков» историка И. Н. Данилевского:

«Именно в те страшные для Руси десятилетия середины XIII столетия был сделан окончательный выбор между двумя моделями развития между Востоком и Западом. Попробуем составить общее представление об основной тенденции происходящих изменений, которые к этому времени уже успели наметиться.

Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своем решении нашел понимание и поддержку пусть не у всех современников, но у большей их части. Не будем забывать, что Русь XIII в. — по преимуществу общество традиционное. Традиции, обычаи — его незыблемая основа. Любая попытка изменить привычный ход вещей, нарушить раз и навсегда заведенный порядок неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живет человек.

В условиях середины XIII в., как это ни парадоксально для нас звучит, представители западноевропейской цивилизации виделись большей угрозой для жителя Северо-Восточной Руси, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую жизнь. Было ясно, что вместе с ними шел новый закон, новый городской быт, новые формы власти. Европейские рыцари несли новую идеологию — католическую религию. А католики были так же нетерпимы к своим православным «братьям во Христе», как и православные к католикам.

В отличие от беспокойных западных соседей, Золотая Орда была «своя». Монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела только что покоренной «орды Залесской» (т.е. Северо-Восточной Руси) без особых на то причин. Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлыки на великое княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь — там, где она вообще осталась после нашествия,— была прежней, хотя и более тяжелой. Но самое главное — монголы проявляли прямо-таки завидную для европейцев веротерпимость.

Так что выбор, сделанный Александром Ярославичем, невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли вполне реальные интересы народа и его внутренние психологические возможности».

        



Предварительный просмотр:

1. Нашествие Батыя не затронуло северо-западные районы Руси — Новгородскую и Псковскую земли. Но и здесь сложилась крайне опасная обстановка. В Прибалтике обосновались немецкие рыцари-крестоносцы, члены Ордена меченосцев. Этот рыцарско-монашеский орден был основан в 1202 году для «крещения», а точнее, для захвата Восточной Прибалтики. На своих плащах меченосцы носили изображение красного креста, похожего меч, откуда и произошло название ордена.  Крестоносцами руководило не только желание спасти души язычников. К XIII веку в Германии появилось множество безземельных рыцарей, которые надеялись завоевать себе владения мечом.

2. Постепенно орден расширился, окреп и создал своё государство, притесняя окрестные земли. С благословения папы римского рыцари желали силой утвердить католическую веру не только в прибалтийских землях, но и на русских территориях. Рыцари считали православных язычниками. Планы распространения католичества разделяли правители Швеции. Предполагалось объединенными усилиями совершить крестовый поход на Русь.

В 1237 г. меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом. Новый орден стал называться Ливонским. С созданием Ливонского ордена силы крестоносцев возросли.



Предварительный просмотр:

3) Александр Ярославич Невский  - годы жизни 1221 – 1263, был сыном Великого Владимирского князя Ярослава Всеволодовича. Княжил в Новгороде с 1236 по 1251 год. С 1252 года  он стал Великим Владимирским князем.

Рано возмужавший, Александр не боялся брать на себя важные, ответственные решения, показал себя гибким и дальновидным политиком.

В 1240 году за победу над шведами на реке Неве девятнадцатилетний Александр получил прозвище – Невский. Победой же на Чудском озере и разгромом ливонских рыцарей в апреле 1242 года снискал себе бессмертную славу.

Просмотр видеофрагмента

4) Закончилась битва, враг был изгнан с русской земли. Дружина Александра Невского с победой вернулась домой. Вскоре из Ливонского ордена явился посол с отказом от притязаний на русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость, в то время когда Русь стонала под гнетом монголо-татар.

Мы оформили стенгазету, из которой вы можете подробнее узнать об Александре Невском и о его победах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Определите, какое государство символизирует каждый из этих образов? 2. Какие взаимоотношения были у этих государств? 3. Конкретизируйте, в чем заключается главная проблема Руси? 4. Какой путь, по вашему мнению, должна выбрать Русь, чтобы спасти себя?

Слайд 2

Русь между Востоком и Западом. Александр Невский. Цели урока Узнать: сущность проблемы выбора пути цивилизационного развития Руси в результате монгольского нашествия причины выбора Александром Невским союза с Ордой против католического Запада Проявить умение: выявлять и анализировать причины, повлиявшие на выбор Александра Невского высказывать свое мнение относительно деятельности Александра Невского

Слайд 3

План работы на уроке Прослушать сообщения товарищей и письменно ответить на вопросы Работать с текстом, заполнить таблицу По результатам работы с таблицей сформулировать вывод, аргументировать его Озвучить результаты своей работы Высказать свое мнение о деятельности Александра Невского

Слайд 4

Письменно ответить на вопросы С какой целью немецкие рыцари вторглись в Прибалтику? Какие цели ставили перед собой западные захватчики, начиная войну с русскими землями? Когда и как образовался Ливонский орден? Б) Завоевать земли под предлогом распространения католичества А) Захватить богатые русские города и утвердить католичество на Руси В) В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с Тевтонским орденом

Слайд 5

Кто с мечом к нам войдёт, тот от меча и погибнет… На том стояла и стоять будет Русская земля!

Слайд 6

Каково значение победы русского войска в «Ледовом побоище»? Б) Рыцари были изгнаны с Русской земли. Г) Ливонский орден отказался от притязаний на русские земли. Д) Новгородские и Псковские земли сумели сохранить свободу и независимость.

Слайд 7

Запад Линии сравнения Восток 1. Являлся ли захват русских земель основной целью, почему? 2. Как захватчики планировали управлять завоёванными землями? 3. Каковы были действия захватчиков по отношению к местному населению? 4. Какие изменения несли с собой завоеватели в привычный уклад жизни Руси? 5. Какие планы строили захватчики в отношении православной веры?

Слайд 8

Почему Александр Невский выбрал именно такую стратегию по отношению к Западным и Восточным соседям? ЗАПАД ВОСТОК

Слайд 9

Какая из представленных точек зрения вам ближе и почему? « …<Александр Невский> в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое-какие выгоды для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки» (И. Н. Данилевский) «…нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в этнополитической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины» (Л. Н. Гумилев).

Слайд 10

Вывод Выбор, который сделал Александр Невский в пользу сотрудничества с Ордой против католического Запада, на долгие века определил дальнейшее развитие русского государства.

Слайд 11

Шкала оценок Количество баллов 5 – 8 9 – 11 12 и выше Оценка 3 4 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Русь между востоком и западом"

Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада           ...

Методическая разработка урока "Модель отношения между понятиями"

Урок информатики "Модель отношения между понятиями" разработан в рамках УМК Матвеевой Н.В. Инфорамтика и ИКТ. 4 класс на основе краеведческого материала о Петергофе. В уроке использованы элементы техн...

Методическая разработка урока "Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру"

Данная разработка предназначена для углубления и систематизации знаний учащихся 5 класса по теме "Древний Восток". организация урока в форме игры-путешествия позволяет заинтересовать учащихся не тольк...

Методическая разработка урока по истории России «Угроза с Запада» 6 класс (базовый уровень).

Используемые педагогические технологии:- Кейс-технология (приемы: работа с подготовленными учителем заданиями).  Особенностью применения кейс-технологии на данном уроке является то, что предлагае...

Методическая разработка урока по географии "Дальний Восток"

Технологическая карта урока по географии с использованием ЭОР....

Методическая разработка урока истории по теме "Восток в Средние века"

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению урока истории по теме «Восток в Средние века» с применением проблемно-диалогической технологии. При проведении занятия использую...