Урок "Восстановление экономики СССР после Великой Отечественной войны"
учебно-методический материал по истории (9 класс) на тему

Гончарова Оксана Анатольевна

Разработка включает в себя конспект и презентацию для проведения урока в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovlenie_ekonomiki_posle_vov.rar2.73 МБ

Предварительный просмотр:

-Данные об авторе

Автор: 

Гончарова Оксана Анатольевна.

Место работы, должность: 

МБОУ СОШ №1 г. Емвы.

-Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 9 класс

Предмет: история

Тема урока: Восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.

Цель урока: 

  1.  Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг
  4. Развивать навыки работы с  системой Консультант Плюс: средняя школа.
  5.  Совершенствовать умения самостоятельной работы и работы в группе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование:         

Компьютеры, проектор, наличие интернета.  

Краткое описание: 

Тема выделяется в контексте общей темы «СССР в 1945-1953 гг.»:о проблемах восстановления страны после ВОВ, об альтернативных вариантах развития и огромной роли советского народа в достижении результатов.

Восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.

План урока.

I  Постановка темы и целей  урока.

II Изучение нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  3. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.

III. Закрепление изученного.

IV. Домашнее задание.

Ход урока.

I.Слова учителя.

(слайд №1)Добрый день!

Где трава от росы и от крови сырая,
где зрачки пулеметов свирепо глядят,
в полный рост над окопом переднего края
поднялся победитель солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина - Тишина- Не во сне, наяву.
И сказал пехотинец: - Отмаялись! Баста!
И приметил фиалку во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат, и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые
Подмосковье под снегом, в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
предвещая солнечный день.

(слайд №2)

Победа! Заветное слово, ожиданием которого жила огромная страна долгих четыре года. Все от мала до велика, мужчины и женщины, дети и старики встретили Победу как самое радостное событие в своей жизни!

Казалось, что с наступлением мирной жизни навсегда уйдут беды и горести. Но эта страшная война оставила такие последствия, справиться с которыми можно было лишь титаническими усилиями.

Вопрос классу: каковы были последствия  Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Итог обсуждения сравнивается с записями на доске (слайд №3)

Исходя из анализа последствий, учащимися формулируется тема урока (слайд №4).

Вопрос классу: зная тему урока, предположите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить.

Ответы: восстановление промышленности, сельского хозяйства, какими методами происходило восстановление.

Ответы систематизируются в виде плана изучения темы (слайд №5)

II.

Для того что бы выяснить какими путями предполагалось восстанавливать страну, прочитайте, пожалуйста, пункт «Экономические дискуссии 1945-1946 гг.» параграфа №35., обсудите с соседом по парте.

Первый вариант формулирует и зачитывает позицию Вознесенского Н. А..

Второй вариант формулирует и зачитывает позицию Сталина И. Ф.

Проверка и дополнение позиций с помощью слайда №6-7.

Обсуждение с классом причин победы точки зрения Сталина – слайд №8

Восстановительный период промышленности составил менее 5 лет, несмотря на то, что западные специалисты считали, что на это уйдет около 25 лет.

Можно сказать о том что, восстановление шло не благодаря, а вопреки:

–нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта;

-  текучесть кадров, т.к. люди искали более выгодные условия труда;

- отсутствия поощрений материального характера.

Однако, в 1950 г., по официальным данным, промышленное производство превысило довоенные показатели на 73 % (слайд №9).

Дискуссия в классе: какие факторы способствовали восстановлению?

Обобщить и дополнить с помощью слайда №10-11

  • Усилия и жертвы со стороны народа
  • Традиционная политика перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности
  •  Репарации
  •  Бесплатный труд советских заключенных и иностранных военнопленных.

3.

Задание. Слайд №12 Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР с помощью пункта «Сельское хозяйство» параграфа №35. Класс разбивается на группы (каждая колонка- одна группа). Каждая группа изучает материал, и выбирает представителя для рассказа по следующим пунктам.

  •  Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг. – первая группа
  •  Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении   деревни. Попытки реформ – вторая группа.
  •   Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства – третья группа.

4.

Для того, что бы познакомиться с денежной реформой, давайте обратимся к источнику с помощью интернета. Любым способом найдите интересующий нас документ и укажите причины, а так же  раскройте содержание денежной реформы.

А теперь посмотрите на таблицу на доске (слайд №13)и ответьте на вопрос: способствовала ли денежная реформа и отмена продовольственных карточек улучшению уровня жизни простых граждан СССР?

Ответ – нет. Анализ ответов с помощью слайда №14.

III.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.? (слайд №15)

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? (Слайд №16). 

Обсуждения заканчиваются вводами.

IV. Слайд №17 Домашнее задание:

 прочитать параграф №35;

 знать новые понятия, термины, даты и события;

написать эссе на тему «Цена восстановления: подвиг народа».

Спасибо за внимание и активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Восстановление экономики после Великой Отечественной войны.

Рабочий лист для самостоятельной работы...

Технологическая карта урока "Восстановление экономики после Великой Отечественной войны". 9 клас

План конспект к уроку по теме "Воссановлени  экономики после войны"....

Международные отношения СССР со странами Запада после Великой Отечественной войны

Лекция по международным отношениям между СССР и странами Запада после Великой Отечественной войны...

Технологическая карта к уроку по теме: «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «СССР во второй мировой войне. СССР накануне Великой Отечественной войны»Тип урока: урок изучения нового м...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...