Разработка урока внеклассного мероприятия
презентация к уроку по истории (11 класс) по теме

предметная неделя истории, открытое внеурочное мероприятие, посвященное Февральской революции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Рисунок1

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нефтеюганский политехнический колледж»

Внеклассное мероприятие по истории

Тема «ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 ГОДА»

                                                                                         

                                                                            Составитель:  преподаватель

 историии обществознания        Хачаева Т.С.

                                                                                                   

Тема:  «Февральская революция 1917 года».

Тип мероприятия: урок  изучения нового материала с элементами проблемного обучения.

Форма урока: сочетание эвристической беседы с элементами групповой практической работы учащихся с историческими документами.

Цели урока:

  1. Обучающая -  сформировать у учащихся представления о том, что Февральская революция была обусловлена неразрешенностью основных социально–экономических и политических противоречий, которые обострились на фоне усталости от I мировой войны;
  2.  Воспитательная – способствовать верному нравственному и этическому осмыслению событий Февраля 1917 года;
  3. Развивающая – продолжить формирование информационных и коммуникативных компетентностей.

Основные знания: причины революции; задачи революции; характер революции.

Основные понятия: революция; кризис власти; двоевластие.

Оборудование урока: исторические документы, фрагменты мемуаров и дневников; схема «Февраль 1917 года»; хронологическая таблица; настольные таблички с названиями основных групп российского общества;

на доске – формулировка проблемно – познавательной задачи, перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года.

План урока.

  1. Мотивационная беседа, формулировка целей урока.
  2. Изучение нового материала на основе групповой работы учащихся с историческими документами, схемами и таблицей, презентацией.
  3. Закрепление изученного материала с опорой на конспект.

1. Мотивационная беседа, формулировка целей урока.

Цель урока – выяснить причины, задачи и характер революции и ответить на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»

Сегодня вы, работая в группах, должны продемонстрировать умение добывать необходимые знания, пользуясь разнообразными информационными источниками, знаниями своих одноклассников и продемонстрировать свою информационную и коммуникативную компетентность.

К концу урока в ваших рабочих тетрадях должна быть воспроизведена хронологическая таблица «События Февральской революции 1917 года» а также основные знания: причины, задачи и задачи революции.

2. Изложение нового материала.

Что же представляла  из себя ситуации в России к началу 1917 года?  

Учащиеся знакомятся с выдержкой из донесения Протопопова и делают вывод о ситуации в России к началу 1917 года о том, что война вызвала расстройство всего  народного хозяйства. Кроме того:

  1. общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег;
  2. покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп.;
  3. в стране назревал голод;
  4. хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%;
  5. З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%;
  6. повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций».

- А что же правительство?

Царское правительство лихорадило; происходили частые смены министров. В 1914 – 1917 гг. сменились 4 председателя совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия. Многих возмущало или раздражало влияние Г. Распутина на царскую семью.   Присутствие при дворе этого старца с сомнительной репутацией дискредитировало самодержца. В ночь на 17.12.1916 года Распутин был убит. Но желаемых результатов это не дало.

Усилилось стачечное движение, происходили волнения на национальных окраинах империи. Всё говорило о том, что страна на пороге революции.

На основе полученной информации, выделите проблемы, существовавшие  в России к началу 1917 года.

Чтобы понять смысл происходившего в то время в России, необходимо узнать, что думали современники тех далёких событий, как они оценивали ситуацию.

Групповая работа учащихся с документами.

Общее задание для всех групп:

  1. После изучения документов дать характеристику ситуации в России к февралю 1917 года, как её увидели герои ваших документов.
  2. Сделать вывод о позиции героев документов по вопросу о путях дальнейшего развития событий.

I  группа  изучала  материалы, отражающие позицию социал – демократов.

II группа изучала  материалы о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение.

III группа  изучала материалы о настроениях в армии.

IV группа изучала материалы о том, как видели ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий,  члены  Государственной  думы.

V группа анализирует материалы, отражающие настроения рабочих и крестьян.

Помимо текстов документов ребята получают карточки с краткой характеристикой автора текста и с минимальными биографическими сведениями.

Работа в группах должна помочь обучающимся  дополнить общую характеристику ситуации в России к февралю 1917г., предложенную учителем в начале урока.

Примерные выводы, сделанные в результате работы в группах

1. Ленин считал, что монархия обречена. Он был за революцию, причём полагал, что она будет мировой. Кроме того, он считал, что именно партия большевиков способна возглавить революцию и дать народу мир, хлеб и свободу.

Мартов считал, что Россия не готова к тому, о чём говорил Ленин, что не следует забегать вперёд.

Ленин откровенно издевается над Мартовым, считая себя правым. Он не стеснялся в выражениях, ругая и либералов, считал их неспособными спасти страну.

2. Николай II не до конца понимал ситуацию. Он не верил в возможность революции. Даже донесения охранного отделения не насторожили самодержца.

Окружение царя влияло на него противоречиво:

одни уверяли, что всё спокойно, что правительство владеет ситуацией и что   царю ни в коем случае нельзя уступать Государственной думе;

другие пытались убедить Н. II в необходимости уступок, перемен.

Сам же Николай II не без влияния Александры Фёдоровны пришёл к выводу о силовом решении проблем: роспуск Государственной думы и т.д. Эта близорукость царя дорого обошлась и ему,  и России.

3. Одна часть армии, прежде всего офицеры, была ему ещё предана. Они считали, что революционные идеи нужно вытравливать силой.

Положение солдат и матросов было ужасно: голод, холод, лишения, нередкими были издевательства офицеров. Солдатская масса пропитывалась революционными настроениями, хотела закончить войну, вернуться домой и отобрать землю у помещиков.

Всё это говорило о том, что армия уже не является опорой самодержавия.

4. Видные общественно – политические деятели были явно растеряны:

с одной стороны,  видны попытки сохранить монархи;

с другой стороны, Гучков, Шингарёв, Милюков и Шульгин видят, что страна движется к революции. Они пытаются найти выход в воздействии на императора, но одновременно ощущают своё бессилие, не могут даже определить состав будущего правительства. Вероятно сказываются былые разногласия, нерешительность. Впоследствии это проявилось и в работе Временного правительства.

Пуришкевич – явный приверженец монархии. Но он понимает, что слишком далеко зашло разложение царизма и его не спасти.

5. Рабочие жили скверно. Надвигался голод, вести с фронта были не утешительные.

Они понимали, что так дальше жить нельзя: выходили на улицы с требованиями 8-ми часового рабочего дня, прекращения войны, свержения самодержавия.

Группа приводит характеристику положения рабочих и крестьян.

Теперь настало время выделить главные причины революции.

На доске – перечень проблем, существовавших в России к началу 1917 года:

  1. Слабость самодержавной власти.
  2. Продовольственные трудности.
  3. Продолжение войны.                  
  4. Бездействие правительства.          
  5. Революционные настроения в армии.
  6. Усиление национальных противоречий на окраинах России.
  7. Нерешённый вопрос о земле.
  8. Тяжёлое положение рабочих и крестьян.
  9. Военные неудачи.

- Какие из  перечисленных проблем, существовавших в России к началу 1917 года  были наиболее болезненными? Обоснуйте свой выбор.

Работа с опорным конспектом «Февраль 1917 года».

Учащиеся формулируют причины революции:

  1. Всеобщее недовольство политикой царизма;
  2. Обострение социально – экономических противоречий, вызванных длительной и изнурительной войной;
  3. Нерешённость аграрного вопроса;
  4. Нерешённость рабочего вопроса;
  5. Нерешённость национального вопроса.

         Затем учащиеся определяются задачи революции:

  • свержение самодержавия и установление демократической республики;
  • прекращение войны и заключение мира;
  • решение вопроса о земле;
  • установление 8-часового рабочего дня и улучшение положения рабочих;
  • решение национального вопроса.

Характер революции – буржуазно-демократический.

- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?

Рассмотрим ход событий на основе хронологической таблицы.

- Но сначала, работая с текстом учебника определите, что послужило поводом для начала массовых выступлений?

18.02.1917 объявили забастовку рабочие лафетно - штамповочной мастерской Путиловского завода. Они требовали повышения з/п, оплаты простоев и сверхурочных. Администрация объявила об их увольнении. На их защиту встали все рабочие завода. Дирекция ответила закрытием завода. Более 30 тысяч рабочих остались без средств к существованию. Это послужило поводом для начала массовых выступлений.

Работа над хронологической таблицей.

23.02 – демонстрация и забастовки рабочих в Петрограде (участвовало треть столичного пролетариата).

Лозунги: «Хлеба!», «Мира!», «Свободы!».

24.02 – первые столкновения демонстрантов с полицией.

25.02 – всеобщая политическая стачка (более 300 тыс.человек).

Лозунги: «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!».

В эти дни и Дума, и император пытаются переломить ход событий.

Государственная дума:

  • создаёт комитеты по распределению продовольствия;
  • 26.02. Председатель Думы М.В. Родзянко отправляет телеграмму царю.

Работа с учебником с. 96 (текст телеграммы).

Николай II.:

  • 25.02 телеграмма командующему Петроградским военным округом С.С. Хабалову с требованием немедленно прекратить беспорядки;
  • 26.02  указ о роспуске Думы.

     -   26 – 27.02 – демонстрации перерастают в вооружённое восстание.

       -27 – 28.02 – массовый переход солдат и матросов на сторону восставших.

Результатом петроградских событий было создание 27.02 двух новых центров власти:

1. Временный комитет членов Государственной думы во главе с председателем Думы  М.В. Родзянко;

 2. Временный исполком Петроградского Совета. Председатель – Н.С. Чхеидзе.

01.03 – соглашение о создании Временного правительства.

02.03 – Николай II подписал акт об отречении от престола. От имени временного комитета членов Государственной думы в Псков выехала делегация в составе с А.И. Гучкова  и В.В. Шульгина с предложением к царю об отречении в пользу наследника Алексея при регенстве великого князя Михаила Александровича. К этому предложению присоединилось командование армии.

Учитель зачитывает воспоминания В.В. Шульгина и Николая II об этом событии.

- Когда была упущена последняя возможность развития России по пути эволюции к конституционной монархии?

26.01.1917 года подписанием указа о роспуске Думы, когда царь оттолкнул от себя всю демократическую общественность.

Так рухнуло самодержавие. Вместо него образовалось двоевластие – одновременное существование двух властей:

 с одной стороны –  Временное правительство во главе с князем Г. Львовым до созыва Учредительного собрания,

 с другой – Петросовет.

О дальнейшем развитии событий речь пойдёт на следующих уроках.

2. Закрепление изученного материала с опорой на конспект.

Обобщив и систематизировав, полученные в ходе работы с различными информационными источниками, знания и опираясь на конспект «Февраль 1917 года», подведём итоги:

  1. Каковы причины, задачи, характер революции?

     2.  Почему в феврале 1917 года столь быстро рухнуло самодержавие?

Учащиеся выделяют причины:

1– сопротивление консервативных сил любым демократическим начинаниям;

2 – Православная церковь перестала быть опорой царского режима;

3 – разобщённость демократических сил;

4 – разрыв между монархией и народом.

Учащиеся кратко повторяют изученный материал по опорному конспекту «Февраль 1917 года», обобщая и систематизируя полученные знания.

Таким образом, цель урока достигнута:

  • мы выяснили причины, задачи и характер революции;
  • ответили на вопрос: «Почему так быстро рухнуло самодержавие в Феврале 1917 года?»;
  • продемонстрировали свою информационную и коммуникативную      компетентность.
  1. Итог урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку истории «Февральская революция 1917г». Автор:Хачаева Тамара Султановна , преподаватель АУ Нефтеюганский Политехнический колледж

Слайд 7

Февральская буржуазно-демократическая революция 27 февраля 1917 года

Слайд 8

Понятия Определения 1 Стачка А забастовка; коллективное организованное прекращение работы в организации или предприятии с целью добиться выполнения каких-либо требований 2 Контрибуция Б Вооруженное восстание 3 Революция В отказ от своих прав на престол 4 Двоевластие Г платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя 5 Отречение Д одновременное существование двух властей (в стране, регионе, городе, организации и т. п.)

Слайд 9

Протопопов А.Д . ( 1866 - 1918 гг.) — Последний министр внутренних дел Российской империи .

Слайд 10

Сит уация в России к началу 1917 года о том, что война вызвала расстройство всего народного хозяйства. Кроме того: общие расходы на войну составили более 30 млрд. руб. Часть из них покрывалась за счёт внешних и внутренних займов, часть – путём увеличения выпуска бумажных денег; покупательная способность рубля к февралю 1917г. составила 27 коп.; в стране назревал голод; хлеб был, но крестьяне придерживали его, ожидая повышения цен. Цены на мясо увеличились по сравнению с 1914 г. на 200 – 220%; З/п рабочих увеличилась на 100%, а цены выросли на 300%; повсюду стояли очереди за продуктами. В одном из полицейских донесений утверждалось: «Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций». Что представляла из себя Россия к началу 1917 года?

Слайд 11

Николай II

Слайд 13

Князь Михаил

Слайд 15

Дата Событие 18.02 Рабочие Путиловского завода объявили забастовку. Требования повысить з/п. в ответ на это администрация объявила о закрытии производства. =>более 30 тыс. рабочих осталось без средств к существованию. 23.02 демонстрацию возглавили женщины. Требовали хлеба и возвращения мужчин с фронта. 25. 02 всеобщая политическая стачка 26.02 Николай II распускает Государственную Думу. Массовый переход солдат на сторону демонстрантов. 27.02 Восставшие солдатские полки вместе с рабочими захватили Арсенал, Петропавловскую крепость, из тюрем освобождены политические заключенные 1.03 образование Временного правительства 2.03 отречение Николая II в пользу своего брата Михаила 3. 03 отречение Михаила

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...