План-конспект урока по Истории России в 7 классе "Оформление самодержавия"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Позднякова Ирина Владимировна

План-конспект урока по истории России в 7 классе, тип комбинированный, формы работы: коллективная, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt._oformlenie_samoderzhaviya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Тема: Оформление самодержавия.

Класс: 7.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: объяснительный, проблемный, эвристический.

Цели урока:

  1. Образовательная: выделить и рассмотреть основные направления внутренней политики царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича;
  2. Развивающая: развить умение анализировать полученную информацию, выделять основное, делать выводы, понимать прошлое как непрерывную цепь взаимосвязанных событий;
  3. Воспитательная: формировать гуманистическую и гражданскую позицию. Продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей родины, создать условия для понимания роли личности в истории, вызвать интерес к изучению истории.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в коллективе; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с картой.

Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом, овладение основными понятиями.

Основные даты:

1648 г. – Соляной бунт в Москве

1649 г. – принятие Земским Собором Соборного уложения

Оборудование урока: учебник (Киселев А.Ф., Попов В.П. История России 7 класс), портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, карта.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Проверка знаний по изученному на прошлом уроке материалу (10-12 мин.)

1) – На прошлом уроке вам были предложены для самостоятельной подготовки два сообщения: о личности Михаила Федоровича Романова и городе Смоленске.

Теперь на основе услышанного вами от товарищей, попробуйте сделать выводы:

2) - Какие качества отличали царя Михаила как человека, личность?

 - В чем заключалась важность города Смоленска? Из-за чего, на ваш взгляд, вокруг данного города развернулась ожесточенная борьба?

1) Подготовившие сообщения ученики, рассказывают остальным изученный самостоятельно материал, остальные их внимательно слушают.

2) Отвечают на поставленные учителем вопросы.

        

  1. Актуализация знаний (2 мин.)

- На прошлом уроке мы с вами изучили правление первого представителя рода Романовых на российском престоле. Сегодня мы рассмотрим особенности внутренней политики двух следующих правителей царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича.

- Запишите тему урока: «Оформление самодержавия»

- слушают учителя

- записывают тему

3. Изучение нового материала (15-20 мин.)

1) –Откройте ваши тетради, запишите число, тему урока.

Запишите следующие даты:

1648 г. – Соляной бунт в Москве

1649 г. – принятие Земским Собором Соборного уложения

Дома вы должны будете прочитать соответствующие пункты учебника и самостоятельно выделить основные положения Соборного уложения, а  также определить значение его принятия для государства.

2) Теперь поговорим о том, что такое самодержавие в целом и кто такой самодержец в частности. Расскажите своими словами, как вы понимаете смысл данных понятий?

«Вопрос о времени возникновения самодержавия в нашей стране и по сей день является спорным. Мнения историков на этот счет разделились. Так, первым называть себя самодержцем стал Иван III, но в то время само слово «самодержец» понималось иначе (правитель, не зависящий от внешней власти, не платящий никому дани).

Некоторые историки относят возникновение самодержавия к царствованию Ивана Грозного. Как вы считаете, почему? (Опричнина, правление без опоры на других людей)

Но как мы помним,, после правления Ивана Грозного, началась Смута, во время которой цари опирались на различные боярские группировки и Земские соборы. Поэтому большая часть историков склоняется к тому, что самодержавие в действительности закрепилось в нашей стране только с воцарением Алексея Михайловича.

3) Теперь попробуйте вспомнить, какой была система государственного управления.

Учитель на доске рисует схему гос. управления по ходу ответов учеников.

Откройте учебники на стр. 52. Теперь вы должны прочитать пункт «Государственное управление» и по его содержанию выделить основные изменения в гос. управлении, опираясь на сделанную нами схему.

1) Слушают, делают записи в тетради

2) Отвечают на вопросы, слушают учителя

3) Вспоминают особенности управления государством в конце XVI в., выдвигают свои предположения; читают текст учебника, делают выводы

4. Заключительный этап (3 мин.)

- выставляет оценки за урок

- домашнее задание §8, работа с документом в конце параграфа

- запись д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

План - конспекта открытого урока по истории России

Тема:" Дворцовые перевороты. Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1762."...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.

Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...

План-конспект открытого урока по истории России в 6 классе

“Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIIIв»....

План – конспект открытого урока по истории России «Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»

План – конспект открытого урока по истории России.Класс: 8 Тема: «Либеральные начинания в царствование Александра I.Реформаторская деятельность М.М. Сперанского»    Учитель: Кузнецова М...

План-конспект открытого урока по истории России Тема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6

План-конспект открытого урока по истории РоссииТема: Правление Ярослава Мудрого. Класс: 6   Учитель: Кузнецова Мария Александровна   Школа: МОУ Удельнинская гимназия...