Экономические реформы П.А. Столыпина
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Часнык Надежда Александровна

Конспект проведения урока «История» в 9  классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskie_reformy_p.a._stolypina.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения урока «История» в 9  классе

МБОУ СОШ №6 г. Шарьи Костромской области

Часнык Надежды Александровны

Тема: «Экономические реформы П.А. Столыпина».

Основные цели: 

  1. Создать условия для формирования знаний о причинах экономических реформ, проведенных П.А. Столыпиным; сущности этих реформ; экономических, политических и социальных последствиях этих реформ для России.
  2. Формировать умение работать с текстом, как источником новых знаний.
  3. Формировать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, умение оценивать свою деятельность.
  4. Формировать коммуникативные навыки работы в группе: умение слушать другую точку зрения, высказывать свою, аргументировать ее, работать в команде.
  5. Создать условия для формирования чувства уважения к историческому прошлому своей страны.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Основные понятия: реформа, модернизация, социальные, экономические и политические реформы, артель, отруб, хутор, кооператив.

Важнейшие даты:

1862-1911 гг. – годы жизни П.А. Столыпина

24 августа 1906 г. – публикация правительственной программы

9 ноября 1906 г. – указ о разрушении общины

Оборудование урока:

  • Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной и М.Ю.Брандта
  • «История России 20 – начала 21 века»
  • ДМК (карточки с заданиями по группам, рабочие листы к уроку открытия нового знания, исторические документы: краткая биографическая справка, выдержка из указа 9 ноября 1906 г., цифровые данные о первых результатах аграрной реформы)
  • Историческая карта «Российская империя конца 19 – начала 20 века»
  • Эпиграф «Вам, господа, нужны великие потрясения, мне – великая Россия»
  • Портрет П.А. Столыпина

Ход урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, начинаем урок истории. Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке? (Первую российскую революцию 1905 – 1907 гг.)

-В годы первой российской революции, переломные годы для России появилось много крупных политических деятелей, оставивших яркий след в истории. Сегодня на уроке мы познакомимся с деятельностью одного из них. Это П.А. Столыпин. В 2012 году исполняется 150 лет со дня рождения этого великого русского реформатора. Его деятельность имела неоднозначную оценку и современников, и потомков.

-Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку. Это из его выступления на одном из заседаний Госуд. Думы. А его оппоненты с его фамилией связывают такие нарицательные понятия, как «столыпинский галстук», «столыпинский вагон».

-Сегодня на уроке вы познакомитесь с его деятельностью. Вы будете открывать новые знания.

-Как мы будем это делать? (Определим, что не знаем, и самостоятельно откроем новые знания).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

-Повторение проводится в виде фронтальной и парной работе.

-Заполнить таблицу «Основные причины революции в России»

Экономические

причины

Политические

причины

Социальные

причины

-В чем заключались особенности программных установок и тактики монархических партий?

-Как относилось к черносотенному движению царское правительство?

-Каковы различия в программах кадетов и октябристов?

-Почему Всероссийскую октябрьскую стачку и Декабрьское восстание в Москве считают высшей точкой революции?

-Каковы итоги и значение первой революции в России?

-Каковы основные действия правительства по отношению к революции? (1)подавлять ее и 2)проводить реформы)

-Назовите экономические реформы, проводимые правительством в годы революции, и заполните таблицу:

Политические реформы

Экономические реформы

(это лучше заполнить фронтально)

Заполняют

-Графа таблицы с политическими реформами заполняется без затруднений (?) А слабые – может возникнуть затруднение

- Кто не может заполнить таблицу полностью?

- Что вы не можете?

- У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа?

- Что у вас произошло? (Возникло затруднение)

- В чем затруднение? (Мы не можем записать в чем заключается сущность экономических реформ).

3. Выявление места и причины затруднения.

-На какой вопрос вы должны были ответить? (В чем заключается сущность экономических реформ?)

-Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем заключается сущность экономических реформ П.А. Столыпина).

4. Построение проекта выхода из затруднений.

-Великий русский реформатор П.А. Столыпин принадлежал к числу тех госуд. деятелей, которые понимали: «Там, где правительство побеждало революцию, оно успевало не исключительно физической силою, а тем, что опираясь на силу, само становилось во главе реформ ».

-Отсюда определите: Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать в чем заключаются экономические реформы П.А. Столыпина).

Фиксация темы урока на доске.

- Какими средствами для достижения цели вы будете пользоваться? (Учебник, наши знания об экономическом развитии России конца 19 – начала 20 вв., исторические документы, рабочие листы).

-Какими способами вы будете достигать цели урока? (Изучать источники информации, анализировать биографическую справку о П.А. Столыпине, анализировать цифровые данные о развитии с/хозяйства до реформы и после).

- Парам, группам раздаются задания.

 Задания для работы в парах (возможен дифференцированный подход)

Задание 1.

Проанализировать документ «Из указа 9 ноября 1906 г.» ответив на вопросы:

-Какой порядок выхода из общины был предусмотрен Указом?

-Легко ли было крестьянам выйти из общин?

Задание 2.

-В чем причины и сущность переселенческой политики?

Задание 3.

-Составить сравнительную таблицу «Последствия аграрной реформы в России»

с/хозяйство до реформы

с/хозяйство после реформы

(Каждая пара получает рабочий лист)

-Ребята, познакомьтесь с заданиями и сформулируйте шаги, необходимые для реализации поставленной цели.

5.Реализация построенного проекта.

-Класс работает самостоятельно. Всем предлагается поработать с определенными страницами учебника, документами.

-Затем идет обсуждение и выполнение задания в парах, заполняются рабочие листы.  

6.Первичное закрепление во внешней речи.

Задание: Понятийный диктант

Модернизация-

Артель-

Отруб-

Хутор-

Кооператив-

-Ответы учащимися проговариваются. Происходит обсуждение выполненного задания. Формулируются точные определения ключевых понятий.

-Вы достигли поставленной цели?

-Вы справились с затруднением?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ребята, а теперь каждый поработает самостоятельно. У каждого из вас есть карточка с таблицей «Итоги Столыпинской аграрной реформы».

-Выпишите в первую колонку факты, показывающие «Что удалось сделать в ходе реформ».

Во вторую – «Что не удалось сделать в период реформы».

   Учащиеся работают самостоятельно, проводят самопроверку с эталоном (на доске – сжатый текст).

-После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.

8.Включение в систему знаний и повторение.

-Русский писатель, госуд. деятель В.В. Шульгин (твердый сторонник Столыпина) писал, что аграрная реформа проходила в России под лозунгом «Все для народа – вопреки народу».

-Объясните эту характеристику. Согласны ли вы с ней?

-Что из задуманного Столыпиным нашло свое отражение в последующих периодах истории Отечества?

9.Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, давайте подведем итоги урока

-Какова была цель урока?

-Мы достигли поставленной цели?

-Что этому способствовало?

-Что каждый для себя открыл сегодня на уроке?

-А сейчас, я попрошу оценить свою деятельность на уроке (линейка самооценки)

 Определение уровней: высокий, достаточный, критический.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: Экономические реформы П.А.Столыпина. «Тихая революция».

Урок истории в 9-й класс.  Относится к первому разделу  «Россия на рубеже  XIX –XXвв.  Данный урок дает представление учащимся о целях, содержании, итогах ...

Экономические реформы П.А. Столыпина

9 класс. История России.Представлен тест для 1 и 2 варианта.Целесообразно использовать его в ходе проверки домашнего задания, по теме Экономические реформы П.А.Столыпина.Рассчитан на 5 мин....

Тест по истории России по теме: "Экономические реформы П.А. Столыпина", 9 класс

Данный гомогенный тест по теме: «Экономические реформы П.А. Столыпина» разработан мною для учащихся 9х классов с целью осуществления тематического контроля по теме. Тест выполняется на заранее подгото...

Презентация к уроку истории по теме: "Экономические реформы П.А.Столыпина

Экономическая реформа Столыпина, политика переселения, отруб, хутор...

9 класс: рабочий лист по теме «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»

Рабочий лист «Социально-экономические реформы П.А.Столыпина»...

Открытый урок в 9 классе по истории на тему "Социально-экономические реформы П. А. Столыпина"

Открытый урок прошел в 9 классе в рамках предметной недели естественных и общественных дисциплин, технология используемая на уроке-технология проблемного урока...