открытый урок по истории "Окончание Смуты: спасение Отечества"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Борискина Яна Геннадьевна

Данный материал содержит конспект урока по истории для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Тема: Окончание Смуты: спасение Отечества.

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.

Задачи:

1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.

2) Развивать умения самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способности определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.  Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе Смуты.

3) Воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за свой народ и за героев Отечества; осмысление  опыта российской истории как части мировой истории;  

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Оборудование: учебник «Российская история  XVI – XVIII века.  7 класс», Д.Д.Данилов, Д.В. Лисейцев; рабочая тетрадь, презентация.

Ход урока

Этапы урока, время

Форма

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  

1 мин.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

                                                                                                                                                                                                                                                                 Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

                                                 5 мин.

Мы продолжаем говорить о периоде Смуты.

- Как называется тема нашего урока?

- на с.108 прочитайте отрывки из повести «Об очищении Московского государства».

-Ответьте на вопросы к ним.

-Какое противоречие вы заметили?

- В чем противоречие, какой возникает вопрос?

Читают документы, отвечают на вопросы.

- В первом отрывке говорится, что Россия вышла из Смуты благодаря начальникам и ратным людям, а во втором – благодаря всем свободным людям, которые объединились для спасения страны.

-Благодаря кому Россия вышла из Смуты, кто спаситель и избавитель Родины?  

Выдвижение гипотез

2 мин.

-Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы?

Записать на доске различные версии.

Актуализация знаний, планирование деятельности

5 мин.

«Мозговой штурм»

- Прочитайте отрывок из стихотворения поэта  начала XX века М.Кузьмина (тетрадь с. 37), который пытался объяснить причины Смуты:

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далекий самозванец

И пленная, растленная Москва!

Вопрос: Какие еще причины существовали?

- В чем проявлялась Смута, к чему привела?

Автор видит причину Смуты в смерти царевича Дмитрия, в пресечении династии Рюриковичей на московском престоле.

Причины:

-неурожайные годы и голод в России в начале XVI века;

- повышение налогов;

- разорение страны после опричнины и Ливонской войны;

- закрепощение крестьян. Слайд 5

Создание плана урока

2 мин.

Беседа

Мы вспомнили причины Смуты.

- Давайте вернемся к вопросу урока .

- Что необходимо узнать, чтобы ответить на него?

1.Основные события Смуты.

2.Итоги Смуты.

Открытие нового знания

20 мин.

Беседа

Работа с п.1 параграфа 9.

Задание 1.

Соотнесите даты и события.

 1)1608 год: появление нового самозванца – Лжедмитрия II (вошел в историю как «Тушинский вор», т.к. его лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов признала власть самозванца.

2) 1609 год: польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращения русских в католичество.

3) 1610 год: свержение Василия Шуйского, власть перешла в руки семибоярщины (семь самых видных членов Боярской Думы).

 4) 1611 год: шведы, которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом. (правильный вариант)

Захват российских территорий поляками и шведами стал ещё одним проявлением Смуты – Интервенция.

Оцените свою работу в оценочных листах

Работа в группе.

1 вариант. Первое ополчение.  

§ 9, п.2,  с.101-102.

Дата создания

Причины создания

Основные силы

Итоги.

Причина неудачи

 2 вариант. Второе ополчение.

§ 9, п.3, с.103-105.

Дата создания

Причины создания

Основные силы

Итоги.

Причина победы

 

Земский собор 1613 года.

С.105, 3 абзац -107.

- Какова была особенность Земского собора 1613 года? 

- Почему царём выбрали Михаила Фёдоровича Романова? 

Примерный ответ:

1608 г.-3

1609 г.-1

1610 г.-4

1611 г.-2

1.1611год по призыву Гермогена, руководители ополчения – Ляпунов и Заруцкий!!! (сказать, т.к. в учебниках нет)

2.Интервенция поляков и шведов.

3. Беглые холопы, горожане, крестьяне, дворяне и казаки из южного порубежья Дикого поля.

4.Вожди перессорились и не смогли освободить столицу. Плохо подготовлено, не было единого руководства.

1.1612 год, в Нижнем Новгороде.

2.Освободить Россию от интервентов.

3.К.Минин, Дм.Пожарский. Горожане, крестьяне, дворяне из не разорённых Смутой  восточных уездов страны. К. Минин отдал все свое имущество в казну ополчения. Также сделали многие купцы и ремесленники.

4.Освободили Москву и созвали Земский собор.

Были собраны большие силы,  было единое командование, дисциплина, казна, создано общероссийское правительство – Совет всея земли.

(Первый всесословный собор с участием посадских и даже сельских обывателей.)

(Род  Захарьиных-Романовых по первой жене Ивана Грозного считался ближайшей родней угасшей династии Рюриковичей.

Он был удобен многим категориям населения: боярам тем, что в силу возраста не мог управлять государством сам;

Отец Михаила Филарет был митрополитом у первого самозванца и патриархом – у второго,  устраивал казаков и дворян из Первого ополчения; патриарх находился в плену у поляков, что делало его героем в глазах Второго ополчения.)

Применение нового знания

7 мин.

Во время выборов царя, сам Михаил находился в это время со своей матерью инокиней Марфой в Костромском Ипатьевском монастыре.

По преданию, отряд поляков задумал погубить царя и начал искать дорогу к нему.  

Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения.

Как было дело? Обратимся к официальной версии, на которой воспитывали всех Романовых.

Неподалеку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя - Богдана Сабинина - с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повел поляков в противоположную сторону - на болота. Его пытали и казнили. В грамоте, данной его родственникам царем Михаилом спустя 5 лет, говорится: «Его пытали великими немерными муками, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, терпя немерные муки… где мы были, не сказал, и польские люди его замучили». Так, ценой собственной жизни крестьянин спас жизнь своего царя, так как именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до монастыря.

4 ноября (26 октября по старому стилю) в России отмечается праздник – День народного единства.

- Какому событию он посвящён?

- Подтвердите факты, подтверждающие справедливость названия праздника.

- Возвращаемся к проблеме урока, делаем вывод.

- Кроссворд

- изгнание поляков из Москвы;

- Россия вышла из Смуты благодаря тому, что её жители объединились против общей опасности.  Весь народ встал на борьбу с врагом.

Рефлексия, выставление оценок

4 мин.

- Что нового узнали?

- Что удивило вас?

Домашнее задание

1 мин.

Повторить §1-9, подготовиться к проверочной работе; составить синквейн на тему «Смута»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Служба спасения"

План-конспект открытого урока по английскому языку разработан для проведения во 2 классе по программе Enjoy English М.З. Биболетовой и проверен на практике....

Урок истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...

Презентация к уроку истории 7 класс "Окончание Смуты:спасение Отечества".

Цель: сравнить первое и второе ополчение, выделить основные события и итоги Смуты.Задачи:1)Выявить причины поражения первого ополчения и победы второго ополчения.2) Развивать умения самостоятельн...

Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")

Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

План-конспект занятияТема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

Тема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем спасения (парашютов);Дать ...

Открытый урок "Смута"

История России...