Урок Мужества «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений».
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Титова Ирина Евгеньевна
Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи. В окружении2,5 млн. чел. Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиационными бомбардировками.Данный урок воссоздает картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900 – дневной блокады, показывает на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников. Это занятие помогает обучающемся попытаться найти ответы и сформировать собственную позицию по 2 ключевым вопросам.-"На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе нашего Урока? Что бы вы хотели понять для себя, познакомившись с судьбами тех людей, кто пережил эту трагедию ,но отстоял родной город ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Мужества  «Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти людей разных поколений». 

План урока Мужества  

«Подвиг и скорбь Ленинграда в памяти разных поколений.»

1 Незабываемые страницы ленинградской Блокады.

2.Почему надо сохранить память, прожить и прочувствовать боль ленинградцев.

3.Памятники ,посвященные подвигу Ленинграда.

4.Мое отношение к этому событию , к этой великой дате. Цель:

Изучение материала, связанное с блокадным Ленинградом; сформировать образное представление о ходе и этапах блокады Ленинграда.

Задачи:

  • Формирование ценностной ориентации на ответственное и уважительное отношение к историческим событиям.
  • Уметь делать оценочные выводы на основе ранее полученных знаний и собственной позиции.
  • Продолжить формирование представления, что война – это не  абстрактные понятия, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и таким образом раскрыть антигуманную сторону войны;
  • Воспитывать у учащихся чувства уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейший период  и восстановившему страну  после войны.

Оформление:

  • книжная выставка,
  • плакаты и открытки военного времени,
  • исторические карты,  

проектор и экран для показа презентаций 

Организация и подготовка урока:

.

Показанные документальные кадры, снятые зимой 43-го в блокадном Ленинграде, помогли , передать  атмосферу Блокадного города. Для многих подростков стало откровением то, что предстало перед их глазами в кадрах кинохроники: трагедия и героизм несломленного народа.  Данный урок  воссоздает картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900 – дневной блокады, показывает на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников.

Урок проводится 27 января – в день снятия блокады Ленинграда. К подготовке урока привлекаются учащиеся двух классов. Уроку предшествуют беседы, чтение литературы, просмотр кинофильмов и прослушивание музыкальных произведений по данной тематике. На урок мужества приглашаются ветераны войны и люди,  чье детство пришлось на военный период

Художественная экспозиция к уроку включает плакаты и открытки военного времени, исторические карты,  рядом с тарелкой, на которой лежат «блокадные» 125 грамм черного хлеба. Метроном.

Введение в тему.

Что Вам известно о блокаде  и защите Ленинграда?

Какие впечатления и эмоции возникали у Вас после прочтения книг и просмотра фильмов, посвященных жителям  блокадного Ленинграда?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в ходе нашего Урока? Что бы вы хотели понять для себя, познакомившись с судьбами тех людей, кто пережил эту трагедию ,но отстоял родной город ?

Ход урока:

Учитель

Петербург – Ленинград – Петербург. Город Святого Петра. Немало испытаний выпало на его долю. Но, пожалуй, самым страшным стала для него война с фашистской Германией. Утром 22 июня 1941 года.

  •  На экране проецируется плакат «Родина – мать зовет» (художник И. Тоидзе).

1-й учащийся:

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

Я о другом не пел бы ни о чём,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

(С. Щипачев. «22 июня 1941 года»).

Учитель

В соответствии с планом «Барбаросса» вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.

Текст сопровождается показом   кадров фильма

« Непокоренные» к 70-летию снятия Блокады .

Из дневника генерала Гальдера. 8 июля 1941 год: «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы стало ясно неколебимое решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй.. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация.

Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».

.

Рассказ ребят 8 кл по ходу кадров фильма

« Непокоренные» к 70-летию снятия Блокады.

1 кадр Бояркин

Блокада Ленинграда самый тяжелый период в истории Великой отечественной войны. 872 дня и ночи.  В окружении2,5 млн.  чел.  Из них -500 тыс. детей Люди выживали без еды без тепла. Под постоянными авиационными  бомбардировками.

.

Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам – защитникам Ленинграда. 1941 год: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие военные испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать на удар ударом, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего. Пусть каждый из вас высоко несет почётное звание советского воина. Умрём, но Ленинграда не сдадим!».

За годы  блокады в городе погибло 800 тыс.  мирных жителей

Здесь было страшнее ,чем в окопах.

Вкл.2 Кадра на бород. Мужчине.

3 кадр- Филиппов

Уже в конце августа ,спустя 2 месяца после начала войны на горизонте показались немецкие танки. Школьники приняли бой.

Взрыв- вкл.  Кадра

Встретив отчаянное сопротивление фашисты останавливают наступление. боясь еще больших жертв  Гитлер решил не брать город штурмом. 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной. Началось героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады

Вкл. Кадра

Гитлер рассчитывал, что без связи с внешним миром ,без продовольствия город сдастся в течение 2-3-х недель. Чтобы сломить дух ленинградцев город постоянно бомбили

Вкл.кадра

4 кадр- Мичурин

 Были такие случаи, что людей в бомбоубежищах заваливало домами и люди умирали там страшной смертью  Поэтому некоторые оставались в квартирах.

Приближение вражеских самолетов отслеживали женщины и подростки из отрядов противовоздушной обороны .Об этом сохранились фотографии в архивах.

Вкл.  кадра

19 сентября 1941 года- самая страшная бомбардировка Ленинграда. На город сброшено более

3 тыс. бомб.

Вкл. Кадра

2 – й учащийся:

И в пестрой суете людской

Всё изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат,

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов –

Весёлых ливней весть.

А этот был, как пекло, сух,

И не хотел смятенный слух

Поверить – по тому,

Как расширился он и рос,

Как равнодушно гибель нёс

Ребёнку моему.

(А.Ахматова «Первый дальнобойный в Ленинграде»)

5 кадра- Хрипач

Вкл кадра

Запасная студия Ленинградского радио находилось здесь же в подвале здания и вещание дикторов не прерывалось ни на минуту. Поэтесса Ольга Бергольтц стала голосом Блокадного Ленинграда

 Вкл кадра.

6 кадр- Кабанов Бойцы ленинградского фронта не оставляют попыток прорыва  блокады а жители не прекращают работать и жить с надеждой на их победу все силы

Вкл кадра

7. кадр- Кокорин

Из-за авиа налетов постоянно происходят перебои в поставках провизии в осажденный город. После нескольких неудачных попыток наступления Гитлер предпочёл сменить тактику, указав: «этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить город с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Осажденный город оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро – так называемую «Дорогу жизни».

В январе 1942-3дня хлеб не выдают вообще. В городе остаются тысячи детей. многие из них- уже сироты.

8 кадр  -Кевбрин

В январе 1942 года советское руководство решается на первую масштабную операцию по прорыву блокады Ленинграда. Соединения 2 ударной армии сумели вклиниться в войска Вермахта на глубину 70 км. Навстречу им двигался Ленинградский  фронт с севера и в какой -то момент их отделяло всег о 40 км.

Но в феврале мы увязли в боях. А в марте немцы переходят в наступление и берут 2 ударную армию в окружение . Наши потери340 тыс. солдат и офицеров. 

Перерезать Дорогу жизни немцы стремились постоянно. В первые недели работы трассы немецкие лётчики безнаказанно расстреливали с бреющего полёта автомашины и бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия Дороги жизни командование Ленинградского фронта установило прямо на льду Ладоги зенитные орудия и пулемёты, а также привлекло истребительную авиацию. Результаты не замедлили сказаться - 16 января 1942 года на западный берег Ладоги вместо запланированных 2000 тонн было доставлено 2506 тонн грузов. Всего с 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено 361 309 тонн грузов, три четверти которых составляли продовольствие и фураж. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300 граммов хлеба, все остальные - по 150. Крупы и мяса – по 50 грамм рабочим, всем остальным – по 20 грамм. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. Мясо и крупа – 25 грамм – рабочим, 15 грамм – все остальным.  В Ленинграде начался голод.  Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады.

3-й учащийся: 

«125 блокадных грамм».

Не шумите вокруг - он дышит,

Он живой еще, он все слышит...

Как из недр его вопли: "Хлеба!" -

До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон - смерть.

(Анна Ахматова)

9 кадр- Хрипач

В январе 1943 года в ходе нового плана - наступления  Советской армии готовится в районе Шлиссельбурга. Операцию назовут  «Искра» . Её  готовят долго и тщательно. Были созданы такие же обледенелые укрепления для тренировки наших войск, как  и у немцев.

Перед наступлением советская артиллерия провела артобстрел и бомбардировки фашистов.

Вкл. Кадра

После серии тяжелых боев войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились и прорвали блокаду Ленинграда. За 17 дней была построена железная дорога ,соединившая Ленинград с большой землей.

10 кадр -  Борозденков

В1943 году инициатива окончательно перешла к Красной армии .О  победах советских войск под Курском и Орлом ленинградцы будут узнавать по радио и терпеливо ждать дня своего окончательного освобождения Ленинграда.

27 января 1944 года через872 дня блокады Советская армия полностью освободит Ленинград.

Вкл.кадра

За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов, от которых только по официальным данным погибли 16 467 человек. Ещё около миллиона погибло от голода. На 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось всего 560 тысяч жителей – одна шестая часть его довоенного населения.

  •  Презентация «Памятники Подвигу ленинградцев». 
  • звучит фрагмент концерта С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром.

Предлагается почтить память погибших защитников города, тех, кто не дожил до Победы, минутой молчания.

Этап рефлексии.

Заполнение таблицы

Основные сражения и  важнейшие участки обороны Ленинграда в   июль1941- январь 1944 года

Факты. судьбы, поступки ленинградцев  ,оставившие у Вас  неизгладимое сильное впечатление

Ваша оценка подвига ленинградцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Подвиг Ивана Куприяновича Скуридина"

Классный час о Герое Советского Союза И. К. Скуридине, повторившем подвиг А. Матросова в годы Великой Отечественной войны. Класный ча сопровождается презентацией....

Урок мужества "Подвиг Александра Матросова"

Классный час для 6-7 классов о подвиге Александра Матросова. Сопровождается презентацией....

Урок мужества "Подвиг Сталинграда"

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.  Прошло мно...

Урок мужества "Подвиг Сталинграда"

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и жестоких войнах, уносивших миллионы жизней.  Про...

Урок мужества "Подвигу жить в веках!"

Тематический классный час, посвящённый празнованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Урок мужества «ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА»

Урок мужества посвященный подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны - жителям  г. Ленинграда....

Урок мужества «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград "

Урок мужества (внеклассное мероприятие)Тема: «Подвиг великий и вечный – Непокоренный Ленинград»Цель: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокад...